Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Управление оборотным капиталом




 

Рациональное использование финансовых ресурсов является основой эффективной финансовой политики предприятия. Если предприятие помещает свои капиталы в низкорентабельные проекты и операции, финансовые поступления от продаж могут довольно скоро существенно уменьшиться. Умение получить финансовые средства ценится в бизнесе очень высоко. Но умение разумно и рачительно использовать эти средства ценится еще больше, потому что от этого зависит выживание и развитие бизнеса.

Финансовые ресурсы направляются на финансирование различных статей активов баланса, поэтому эффективное использование финансов сводится к управлению активами — оборотным капиталом и инвестициями.

Управление оборотным капиталом представляет собой принятие решений по поводу оборотных средств и краткосрочных долговых обязательств. В конечном итоге процесс управления оборотным капиталом сводится к управлению денежными средствами и их заменителями (ценными бумагами, которые приносят доход по процентам и могут быть легко превращены в наличные средства), дебиторской и кредиторской задолженностями, складскими (товарными) запасами. Главное здесь — баланс прихода и расхода денежных средств и минимизация избыточного скопления денег на расчетном счете, дебиторских счетах и складских зaпacax.

Управление денежными средствами и их заменителями связано с удержанием денежных средств и своевременным переводом их излишка в заменители с целью получения дополнительного дохода на временно свободные денежные средства. При нехватке денежных средств оперативно осуществляется обратная процедура: заменители превращаются в деньги. Бизнес заинтересован в удержании денежных средств. Это необходимо для осуществления нормальных деловых сделок и операций: зарплата, оплата поставщикам, возврат кредитов и выплаты процентов по ним и т.д. Общая сумма необходимых предприятию денежных средств зависит от реальности и обоснованности его финансовых планов, а также от обычных колебаний деловой активности бизнеса.

Нормально работающее предприятие всегда имеет норматив (резерв) денежных средств, который удерживается на счету и используется чаще всего в случае непредвиденных обстоятельств. Этот норматив привязывается в процентном отношении к сумме оборотного капитала или по коэффициенту к эксплуатационным (постоянным) издержкам. Денег у предприятия должно быть всегда достаточно для оплаты всех текущих платежей. Если предприятие молодое, то норматив денежных средств у него всегда выше, чем у предприятий, имеющих определенный предпринимательский опыт. Кризис (нехватка) денежных средств никогда не должен допускаться. Он чаще всего случается там, где нет эффективной системы планирования и управления потоками денежных средств.

Существуют различные способы уменьшения потребности в денежных средствах и повышения отдачи от их использования:

1. Не следует оплачивать счета раньше указанного срока — никогда не известно, как сложатся дела завтра, поэтому эти деньги могут оказаться как нельзя кстати.

2. Всегда нужно ориентировать дебиторов на льготные условия оплаты по обязательствам и самим стремиться оплачивать в течение льготного периода — все это позволит уменьшить потребность в привлеченных финансовых ресурсах и существенно сэкономить.

3. Необходима четкая и эффективная процедура оплаты счетов, которая должна увязывать графики поступления денежных средств от клиентов и выплат по счетам. Графики должны быть составлены так, чтобы поступившие деньги использовались непосредственно для оплаты текущих обязательств, не затрагивая при этом имеющиеся на счетах денежные средства. Это позволит успешно сохранять наличные средства, которые и обеспечат платежеспособность предприятия в самые критические моменты.

4. Если предприятие имеет несколько счетов, то необходим регулярный анализ и тщательный контроль всех счетов для того, чтобы не допустить чрезмерного накопления свободных денег на одних счетах, в то время как другие подразделения, имеющие свои счета, испытывают потребность в дополнительных денежных средствах.

5. Предприятие должно всегда заботиться об ускорении поступления денег на свой счет со счетов клиентов. Особенно важно это для предприятий, имеющих крупных клиентов или большое их количество в отдаленных регионах. Для решения данной проблемы могут создаваться региональные центры, для которых в местном банке открывается счет, на который и поступают деньги за предоставленные товары и услуги. Еще одним способом является аренда предприятием у местной почты абонентского ящика и создание сети почтовых отделений на отдельных рынках. Иногда для этих целей, если суммы крупные, прибегают к услугам авиапочты и специальных курьеров. Предприятие, успешно проводящее операции по своевременному получению платежей, сокращает бремя краткосрочных долгов.

Деньги должны работать — эта проблема связана с выявлением свободных или избыточных денег и оперативным их размещением для извлечения дополнительного дохода. Почти все предприятия сталкиваются с данной проблемой, так как всегда есть периоды, когда деловая активность резко возрастает, что сопровождается значительным увеличением объема продаж и ростом денежной наличности. Кроме того, многие фирмы накапливают деньги для инвестиций.

Предприятие может улучшить управление оборотным капиталом путем перевода избыточных денежных средств, которые не приносят ему никакого дохода, в высоколиквидные ценные бумаги, приносящие проценты (коммерческие и банковские векселя, депозитные сертификаты, облигации, государственные ценные бумаги и т.п.). В этих операциях используются ценные бумаги с различными сроками выплат как краткосрочного, так и среднесрочного характера, а также различные виды инвестиций краткосрочного плана. На крупных предприятиях этими вопросами занимается менеджер по ценным бумагам. Одним из эффективных методов управления денежными средствами и ценными бумагами выступает формирование и управление портфелем ценных бумаг, что обеспечивает не только диверсификацию и снижение риска потерь,но и устойчивый доход на временно вложенные свободные средства. Кроме того, ценные бумаги — это еще и своеобразный резервный фонд на случай непредвиденных обстоятельств. Если предприятию срочно понадобятся дополнительные денежные средства, то высоколиквидные ценные бумаги достаточно быстро превращают в денежную наличность. Однако, покупая ценные бумаги, нужно знать состояние и перспективы развития отдельных отраслей, общий инвестиционный климат на фондовых рынках, результативные показатели деятельности предприятий-эмитентов. Покупка ценных бумаг, в отличие от покупки товаров, — это покупка ожиданий.

Любое предприятие, чтобы быть конкурентоспособным, должно представлять своим клиентам коммерческий или потребительский кредит. Немедленная оплата или предоплата между партнерами практикуется редко. Управление дебиторской и кредиторской задолженностями предполагает разработку и управление кредитной политикой предприятия, которая обычно определяет условия и преимущества досрочных выплат по обязательствам и предоставления кредитов своим клиентам, а также учитывает и формирует основные требования к собственным долгам и желаемые условия, которые бы предприятие хотело получить от потенциальных кредиторов. Кредитные стандарты при оценке кредитоспособности клиентов и повышении собственных кредитных возможностей являются центральными вопросами всей кредитной политики предприятия. Здесь важно установить, при каких условиях и кому предприятие может предоставлять кредит и что необходимо сделать, чтобы самому рассчитывать на получение товаров с отсрочкой платежа и на льготных условиях. Чтобы ответить на эти вопросы, необходимо учесть по крайней мере четыре фактора. Прежде всего, надо определить уровень прибыльности сделок, на финансирование которых используется и предоставляется коммерческий кредит. Затем устанавливается, как влияют условия предоставления и получения кредита на увеличение деловой активности предприятия и рост выручки от продаж. Важным фактором является и определение вероятности неуплаты по долговым обязательствам или нарушение условий оплаты большим количеством клиентов и, соответственно, поиск способов решения возможных проблем, которые в этой связи могут возникнуть у предприятия перед собственными кредиторами. И наконец, разрабатывая кредитную политику, предприятию следует всегда проявлять осторожность и не забывать, что основной ее целью является не только расширение клиентуры и увеличение объема продаж, но и сведение к минимуму убытков от безнадежных долгов.

Эффективное управление дебиторскими счетами и долговыми обязательствами невозможно без наличия соответствующих нормативных показателей, которые и определяют финансовую устойчивость предприятия: нормативы дебиторской и кредиторской задолженности, нормативные коэффициенты общей и промежуточной ликвидности.

Необходимость бесперебойного обеспечения производственной деятельности всем необходимым вынуждает предприятие не рисковать, а создавать складирование запасов. Все понимают экономическую невыгодность таких запасов, поскольку тем самым «связывается» на какой- то определенный срок часть капитала, которая могла бы использоваться с большей выгодой. Обычно каждое предприятие само определяет и обеспечивает допустимые для него объемы товарных запасов.

Управление складскими (товарными) запасами призвано обеспечить оптимальные количественные уровни запасов по всей номенклатуре и ассортиментным группам и временные графики их движения. Основными задачами управления запасами является обеспечение бесперебойной и ритмичной работы предприятия, сохранение клиентов, минимизация издержек по хранению, устранение проблем, связанных с длительным «замораживанием» капитала в запасах. Складские запасы включают накопления сырьевых материалов и комплектующих, необходимых для бесперебойной работы предприятия, готовых изделий и товаров, приобретенных для перепродажи оптом или реализации в розницу. Финансовый менеджер должен постоянно следить за уровнем запасов и оценивать основные направления политики предприятия в области складских запасов с целью выдерживания оптимального их баланса (поддержания оптимального уровня капвложений в запасы). Крупные запасы могут «связывать» капитал, но в то же время подстраховывают предприятие в случае возникновения проблемы срочного увеличения производства и поставки продукции или роста спроса на реализуемые товары. В любом случае экономия на складских запасах позволяет высвободить финансовые резервы для других целей. Рост запасов считается опасным сигналом. Динамично развивающиеся предприятия ориентируются, как правило, на низкую продолжительность складирования. Это позволяет им иметь складские помещения небольших размеров и значительно снизить издержки по хранению.

В процессе управления запасами устанавливается, сколько и каких сырьевых материалов, изделий или товаров необходимо иметь на складе; как часто следует пополнять складские и товарные запасы; что необходимо сделать, чтобы ускорить оборачиваемость запасов. (Управление запасами включает в себя анализ оборачиваемости запасов, обоснование нормативов, характеризующих их уровень и обеспеченность, разработку графиков поставок и контроль за их выполнением. При разработке нормативов учитывают риск остановки производства, вероятность отсутствия отдельных товаров, сумму денежных средств, выведенных из оборота, а не исходят, как нередко случается, из вместимости складских помещений.

Точная оценка запасов при большой номенклатуре товаров невозможна из-за сложности подробного учета и системы перепроверки, но финансовый анализ дает представление и необходимую информацию для организации эффективного управления ими; При управлении запасами используются коэффициенты оборачиваемости средних запасов, оборачиваемость запасов в днях, средняя продолжительность складирования и др.

Таким образом, главной целью управления оборотным капиталом является поддержание его минимально допустимого размера, достаточного для обеспечения оптимального уровня рентабельности долгосрочных инвестиций и, соответственно, для достижения долгосрочных целей бизнес. Если оборотный капитал состоит из чрезмерно больших сумм, это может привести к снижению показателей, характеризующих уровень эффективности предпринимательской деятельности. Минимальный предел оборотного капитала поддерживается посредством привлечения краткосрочных займов, которые могут быстро возвращаться при отсутствии необходимости дополнительного финансирования отдельных операций. Временно свободный оборотный капитал может быть обращен в ценные бумаги или помещен на сберегательный счет,что дает определенные доходы.

В практической деятельности поддерживать оптимальный баланс оборотного капитала очень сложно. Оборотный капитал в денежной форме аккумулируется на расчетном счете предприятия в виде кассовых остатков и используется для приобретения сырья, материалов, товаров, оплаты административных и торговых расходов, налоговых и других обязательных платежей. На расчетном счете должна оставаться сумма, достаточная для оперативного использования. В этом и заключается основная трудность управления финансовыми ресурсами, именно к этому сводится искусство финансового менеджмента. Не должно быть как нехватки, так и излишка оборотного капитала. Оптимальная величина оборотного капитала для оперативного использования определяется при разработке финансового плана и уточняется в процессе его выполнения, когда решаются вопросы обеспечения текущей сбалансированности потоков денежных средств. Финансовый план сам по себе является бесполезным документом, если не осуществляется контроль за его выполнением. Контроль — это основа для принятия оперативных решений в случае срыва запланированных финансовых операций. Основная задача финансового менеджмента заключается в том, чтобы как можно точнее оценить будущие денежные потоки.

Предприятия часто неправильно определяют свои потребности в оборотном капитале и поэтому сталкиваются с неожиданными и непредсказуемыми поворотами в бизнесе, что может значительно изменить требования к структуре и размерам этого капитала. Кроме того, нередко меняются и условия предоставления краткосрочных кредитов. Сокращение размеров оборотного капитала способствует росту прибыльности бизнеса, но в то же время увеличивает шансы финансового кризиса. Поэтому осторожные и предусмотрительные финансовые менеджеры, сталкиваясь с трудным выбором между степенью риска и уровнем рентабельности, обычно в целях перестраховки несколько завышают потребность в оборотном капитале.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 722; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.022 сек.