Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Платежный баланс

4.3.1. Взаимосвязь межгосударственного движения товаров, услуг, знаний, капиталов и рабочей силы с макроэкономическими параметрами развития отдельных стран отражается в их платежных балансах. Платежный баланс – это статистический отчет о международных сделках резидентов страны с нерезидентами за определенный период времени. Он отражает соотношение между объемом товаров и услуг, ввезенных из-за границы и вывезенных за границу, а также изменения в финансовой позиции страны по отношению к другим странам. В платежном балансе учитываются потоки (а не запасы), изменения товарных и финансовых активов и пассивов, происходящие за базовый период (а не общие суммы экономических активов и пассивов страны, имеющихся на конкретный момент времени).

4.4.2. Платежный баланс предоставляет возможность решения взаимосвязанных учетных и аналитических задач. Анализ платежного баланса позволяет оценить соответствие динамики внешнеэкономических потоков факторов производства целям макроэкономической, кредитно-денежной, валютной и налоговой политики.

4.4.3. При составлении платежного баланса используется метод двойной бухгалтерской записи международных сделок, основанный на том, что каждой регистрируемой товарной и иной операции соответствует платеж, а баланс поступлений товаров и платежей должен сходиться. Сумма по каждой операции записывается в «Кредите» со знаком «плюс» и в «Дебете» со знаком «минус». В платежном балансе в основном записываются операции, в которых одни материальные ценности предоставляются или приобретаются в обмен на другие. Кроме того, регистрируется погашение кредитовых и дебетовых записей по обоим предметам обмена (например, экспорт товара регистрируется в статистике по товарам, а оплата этого экспорта — в статистике банковских операций по изменениям в активе и пассиве).

  Кредит 100 Дебет
Экспорт    
Прямые инвестиции за рубежом    
  Кредит Дебет
Экспорт    
Валютные активы банков    

Пример. Экспортер получил за товар иностранную валюту. Запись «Кредит» - это регистрация экспорта товара, а запись «Дебет») фиксирует увеличение валютного счета экспортера на ту же сумму.

Пример. Вывоз оборудования в счет вклада в уставный капитал предприятия, созданного за рубежом, зарегистрирован по кредиту как экспорт и по дебету как прямые инвестиции за рубежом.

Большинство проводок в платежном балансе относится к сделкам, в результате которых имеет место встречный поток (обмен товарами, услугами, финансовыми активами, доходы от инвестиций).

Операции, которые не имеют следствием адекватную компенсацию товарами, услугами или активами, включенные в платежный баланс, относятся к разряду трансфертов - односторонних переводов и поступлений. В этом случае автоматически записывается одна сторона операции, а для ее компенсации в платежном балансе делается запись по статье трансфертов. Если трансферты показываются в кредите, то уравнивают их дебетовые записи; а если в дебете, то уравнивают их кредитовые записи. Эти фактически безвозмездные переводы в балансе именуются текущими или капитальными переводами.

Отражение в платежном балансе гуманитарной помощи, полученной страной. Кредит Дебет
Импорт (гуманитарная помощь)  
Трансферты (текущие переводы)  

В графу «Кредит» заносится сумма экспорта товаров и услуг, получаемый доход, увеличение пассивов или уменьшение активов, в графу «Дебет» — сумма импорта товаров и услуг, уплачиваемый доход, уменьшение пассивов или увеличение активов. В графу «Кредит» записывается сумма операций вывоза (уменьшения) материальных или финансовых активов. Контрпроводка по дебету фиксирует сумму операций ввоза (роста) активов. При записях в пассивах (обязательствах) записи противоположные.

Запись в платежном балансе страны X Кредит Дебет
Актив (сальдо банковских счетов в стране Y)    
Пассив (долговые обязательства перед страной Y    

Пример. Страна Х заняла $100 у страны Y в ее валюте. Займ записан на счет страны X в коммерческом банке страны Y. Страна Х приобрела актив – деньги и пассив - обязательства перед правительством страны Y. Запись в счете актива будет дебетовая, а запись в счет пассива – кредитовая.

4.4.4. Важнейшим принципом построения платежного баланса является проведение различия между резидентами и нерезидентами при учете всех сделок. Резиденты - физические лица, имеющие постоянное местожительство в данной стране (проживающие ежегодно в стране не менее 183 дней), юридические лица (предприятия и организации), созданные в соответствии с законодательством страны и зарегистрированные как налогоплательщики в этой стране. Резидентами являются дипломатические и иные официальные представительства страны за рубежом, а также зарубежные филиалы и представительства предприятий и организаций-резидентов.

4.4.5. Существует два подхода к регистрации операций для статистики платежного баланса: регистрация сделок на момент операции и на момент расчета.

На момент расчета регистрируются сделки, связанные с наличными платежами, учитываются только фактически осуществленные платежи и поступления. Операции, осуществляемые без наличных расчетов, а также полученные и предоставленные кредиты не учитываются.

Регистрация сделок на момент операции обеспечивает учет различных стадий заграничных операций, отражает все требования и обязательства страны к загранице, в том числе и непогашенные. Критерием подхода является переход собственности от резидентов к нерезидентам и наоборот. При использовании этого метода в платежный баланс включаются безналичные сделки.

При составлении платежного баланса по методу расчетов запись была бы произведена только в момент погашения кредита, который мог быть сдвинут относительно момента совершения сделки. В большинстве стран платежный баланс составляется по методу операций. Это соответствует рекомендациям МВФ.

Импортер приобрел за границей товары c использованием иностранного кредита. Кредит Дебет
Товар    
Иностранные пассивы, займы    

Система двойной записи предполагает формальное отсутствие расхождений между суммами сальдо по кредиту и дебету. Но на практике это недостижимо. Из-за сложности полного охвата всех сделок, неоднородности цен, разницы во времени регистрации сделок и др. неизбежны различные искажения. Этим определено введение в платежный баланс статьи «Ошибки и пропуски» («Чистые ошибки и пропуски»). Сумма, показываемая в этой статье, относительно невелика и стабильна, однако она резко возрастает и может достигать больших значений в странах со слабым контролем над предоставлением участниками внешнеэкономических сделок отчетов для статистики платежного баланса. В этом случае величина пропусков и ошибок дает представление о незарегистрированном оттоке (или притоке) капитала.

4.4.6. Унифицированная схема межстрановых сопоставлений основана на Руководстве МВФ по платежному балансу.

 

Таблица 31.6. Платежный баланс Российской Федерации за 1995—2007 гг. (нейтральное представление): основные агрегаты, $ млрд.
Статьи        
Счет текущих операций 6,9 46,8 84,4 78,3
Товары и услуги 10,2 53,5 104,5 112,2
Экспорт 93,0 114,6 268,7 394,8
Импорт -82,8 -61,1 -164,3 -282,6
Товары 19,8 60,2 118,4 132,0
Экспорт 82,4 105,0 243,8 355,5
Импорт -62,6 -44,9 -125,4 -223,4
Услуги -9,6 -6,7 -13,9 -19,8
Экспорт 10,6 9,6 25,0 39,4
Импорт -20,2 -16,2 -38,9 -59,2
Доходы от инвестиций и оплата труда -3,4 -6,7 -19,0 -30,4
К получению 4,3 4,8 17,4 46,8
К выплате -7,7 -11,5 -36,4 -77,2
Оплата труда -0,1   -1,2 -7,9
Полученная -0,1   1,7 2,0
Выплаченная -0,2   -2,9 -9,9
Доходы от инвестиций -1,7   -17,8 -22,5
К получению 3,4   15,7 44,8
К выплате -5,1   -33,5 -67,3
Текущие трансферты 0,2 0,1 -1,0 -3,5
Полученные 0,2   4,5 8,4
Выплаченные -0,5   -5,5 -11,9
Счет операций с капиталом и финансовыми инструментами 2,2 -37,7 -76,1 -64,7
Счет операций с капиталом -0,4 11,0 -12,8 -10,2
Капитальные трансферты 2,4   -12,8 -10,2
Полученные 5,9   0,7 1,4
Выплаченные -3,5   -13,4 -11,6
Финансовый счет 2,5 -46,6 -63,3 -54,4
Прямые инвестиции 0,5   0,1 6,8
За границу -0,1   -12,8 -45,7
В Россию 0,6   12,9 52,5
Портфельные инвестиции -2,4 -10,3 -11,5 5,7
Активы 0,1   -10,7 -7,0
Обязательства -0,1   -0,8 12,7
Прочие инвестиции 13,9 -21,8 9,7 81,6
Активы -17,7   -32,6 -55,2
Наличная иностранная валюта -5,8   0,1 15,9
Остатки на текущих счетах и депозиты 0,2   -4,6 -11,1
Торговые кредиты и авансы предоставленные -3,7   -7,6 -1,8
Ссуды и займы предоставленные 9,6   -5,5 -35,1
Просроченная задолженность -12,8   11,0 8,8
Изменение экспортной задолженности по своевременно не поступившей валютной и рублевой выручке и непогашенным импортным авансам -3,9   -28,0 -30,4
Прочие активы -1,3   - -1,0
Обязательства 6,1   42,4 136,8
Наличная национальная валюта -0,3   0,1 0,9
Остатки на текущих счетах и депозиты 1,7   2,3 11,6
Ссуды и займы привлеченные 2,2   39,6 124,8
Просроченная задолженность 3,2   - -1,3
Прочие обязательства 0,3   0,3 0,9
Резервные активы -10,4 -16,0 -61,5 -148,9
Чистые ошибки и пропуски -9,1 -9,2 -8,3 -13,6
Общее сальдо        

 

Классификация статей платежного баланса по методике МВФ базируется на различии двух основных разделов: I. Счет текущих операций (текущий платежный баланс) и II. Счет операций с капиталом и финансовыми инструментами (капитальные статьи).

4.4. 7. Счет текущих операций подразделяется на три категории: 1. товары и услуги, 2. доходы от инвестиций и оплата труда и 3. текущие трансферты. Текущий счет отражает операции с реальными ресурсами (товарами, услугами, доходом).

4.4.8. Счет движения капитала показывает финансирование движения потоков реальных ресурсов. Трансферты включаются в текущий счет. Они являются балансирующими статьями по текущим операциям, а не формой их финансирования. Сальдо платежного баланса по текущим операциям равняется сумме сальдо торгового баланса (экспорт-импорт) и сальдо «невидимых операций» (услуги, некоммерческие операции, включая доходы и платежи по инвестициям, а также трансферты).

Субсчет движения капитала счета движения капитала и финансов включает только переводы капитала (но не инвестиции) и операции с другими активами непроизводственного и нефинансового характера (такими, как патенты и авторские права). Остальные операции с финансовыми активами и обязательствами (инвестициями и резервными активами) включается в субсчет финансов.

Субсчет движения капитала (капитальные статьи) использует классификацию по типу капитала (прямые инвестиции, портфельные инвестиции, прочий капитал и резервы), деление на долгосрочные активы (финансовые требования резидентов к нерезидентам) и пассивы (финансовые требования нерезидентов к резидентам), а также разбивку в соответствии с институциональной принадлежностью (государственные органы, финансовые власти, прочие банки и др.). В прочих инвестициях учитывают капитал, не попавший в состав прямых и портфельных инвестиций и резервов. Это - коммерческие кредиты поставщиков, авансы, просроченные платежи, а также долгосрочные кредиты МВФ.

4.4.9. Резервные активы включают государственный золотой запас (монетарное золото), СДР, резервную позицию страны в МВФ, активы в иностранной валюте и другие активы, имеющиеся в распоряжении центральных денежно-кредитных органов для целей регулирования платежного баланса.

В платежном балансе России операции, связанные с изменением внешней задолженности, учитываются на основе следующих принципов.

По статьям «Ссуды и займы предоставленные (непросроченные)» и «Ссуды и займы привлеченные (непросроченные)» показываются все операции, приводящие к изменению задолженности по непросроченным ссудам и займам. Операциями, приводящими к росту задолженности, являются использование новых кредитов и образование нового долга в результате реструктуризации (или переноса сроков погашения) старого. Снижение непросроченной задолженности по ссудам и займам происходит в соответствии с графиком ее погашения и в результате ее досрочного погашения.

По статье «Изменение задолженности по своевременно не поступившей экспортной валютной и рублевой выручке и непогашенным импортным авансам» показывается движение просроченной задолженности по предоставленным торговым кредитам.

По статьям «Просроченная задолженность» (активы и обязательства) показываются все операции, приводящие к изменению просроченной задолженности (кроме просроченной задолженности по торговым кредитам, которая показывается по отдельной статье): накопление, включая накопление задолженности по просроченным процентам, погашение, в том числе погашение за счет реструктуризации и переоформления в новое кредитное соглашение. Если ссуда была просрочена, то по статье «Ссуды и займы» показывается, что ссуда была погашена, но при этом проводится возникновение нового требования по статье «Просроченная задолженность». В платежном балансе считается, что если ссуда была просрочена, то задолженность по ней более не является ссудной, так как последняя по определению представляет собой предоставление кредитором финансовых средств дебитору в рамках некоторого первоначального соглашения

При отражении просрочек по процентам, если подлежащие выплате проценты фактически не были выплачены, то в счете текущих операций показывается график платежей процентов, а в финансовом счете — возникновение просроченной задолженности по процентам. Если же в отчетном периоде проценты, просроченные в предыдущих периодах, фактически выплачиваются, то в финансовом счете платежного баланса показывается погашение просроченной задолженности по процентам, а не выплаты процентов в счете текущих операций.

Если непросроченная ссуда была переоформлена в новый кредит, то по статье «Ссуды и займы» показывается ее погашение и одновременно по этой же статье проводится возникновение новой задолженности в соответствии с новым соглашением. Аналогично показывается переоформление в новый кредит просроченной задолженности: по статье «Просроченная задолженность» проводится снижение задолженности, а по статье «Ссуды и займы непросроченные» — возникновение ее.

Если реструктуризация непросроченных и просроченных ссуд происходит посредством выпуска ценных бумаг, то по статьям «Ссуды и займы непросроченные» и «Просроченная задолженность» показывается соответственно снижение задолженности, а по статье «Портфельные инвестиции» — рост задолженности, переоформленной в ценные бумаги. Так в платежном балансе 1997 г. был отражен факт переоформления в еврооблигации просроченной российской задолженности Лондонскому клубу кредиторов.

Эти методы отражения операций с долговыми финансовыми инструментами позволяют показывать в платежном балансе трансформации долга и переходы его из одной категории в другую, независимо от того, связаны они с фактическими (кассовыми) платежами или нет.

4.4.10. Банк России публикует аналитическое представление платежного баланса, в котором статьи группируются таким образом, чтобы выявить операции, которые имели наибольшее значение для платежного баланса страны и которые не могут быть четко выделены в нейтральном представлении, составляющемся в рамках международных стандартов (без учета специфики страны). Финансовый счет платежного баланса в аналитическом представлении позволяет проследить общий объем привлеченных от нерезидентов финансовых ресурсов (который интерпретируется как чистый приток иностранных инвестиций в экономику России) и чистый прирост всех иностранных активов резидентов страны или чистый отток капитала за границу. Активы и обязательства классифицируются не по функциональному признаку (как в нейтральном представлении), а по секторам российской экономики. Это позволяет проследить влияние различных секторов экономики на платежный баланс.

При группировке статей и определении сальдо платежного баланса различаются основные и балансирующие статьи. Согласно концепции МВФ сальдо баланса по текущим операциям и капитальным статьям (за исключением официальных резервов) классифицируется как итоговый баланс, который уравновешивается операциями с официальными резервами. Кроме резервных активов, в аналитических целях (в рамках аналитического представления платежного баланса) к балансирующим статьям могут быть отнесены операции в рамках исключительного финансирования дефицита платежного баланса. При этом общее финансирование дефицита платежного баланса складывается не только из изменений резервных активов, но и из просроченных и перенесенных платежей по обслуживанию внешнего долга и использования зарубежных займов органами государственного управления.

 

Платежный баланс РФ за 1998 г., $ млн. (аналитическое представление).
Счет текущих операций  
Торговый баланс  
Экспорт  
Импорт -57445
Баланс услуг -3150
Экспорт  
Импорт -16087
Баланс оплаты труда -164
Баланс инвестиционных доходов (проценты, дивиденды) -11195
К получению от нерезидентов  
В том числе сектором государственного управления  
К выплате нерезидентам -15194
В том числе сектором государственного управления -12161
Баланс текущих трансфертов -351
Счет операций с капиталом и финансовыми инструментами  
Счет операций с капиталом (капитальные трансферты) -382
Финансовый счет (кроме резервных активов)  
Обязательства («-» — снижение, «+» — рост)  
Операции сектора государственного управления  
Портфельные инвестиции  
Ценные бумаги в российских рублях (ГКО-ОФЗ) -362
Ценные бумаги в иностранной валюте  
Федеральные еврооблигации  
Еврооблигации местных органов власти  
Облигации, выпущенные по соглашению с Лондонским клубом  
Облигации, связанные с реструктуризацией ГКО-ОФЗ  
ОГВВЗ Минфина России -190
Прочие -68
Ссуды и займы  
Использовано  
Погашено (по графику) -7142
Перенесено  
Просроченная задолженность  
Прочие обязательства  
Операции Центрального банка (в части кредитов МВФ)  
Операции банков -6124
Операции прочих секторов  
Прямые инвестиции  
Портфельные инвестиции  
Ссуды и займы  
Торговые кредиты и авансы  
Прочие обязательства  
Активы, кроме резервных («+» — снижение, «-» — рост) -17455
Операции сектора государственного управления -1701
Ссуды и займы  
Просроченная задолженность -7137
Прочие активы -243
Операции банков  
Операции прочих секторов -16109
Прямые и портфельные инвестиции -1060
Наличная иностранная валюта  
Торговые кредиты и авансы -6810
Непоступление экспортной выручки -4367
Непоступление товаров и услуг в счет погашения импортных авансов -4257
Прочие активы -501
Чистые ошибки и пропуски -7914
Изменение валютных резервов («+» — снижение, «-» — рост)  

 

Всоответствии с принципами построения платежного баланса он всегда является сбалансированным. Понятие отрицательного или положительного сальдо применимо только к отдельным его частям. Сальдо баланса не может иметь однозначной трактовки с точки зрения его воздействия на национальную экономику. В зависимости от целей экономической политики как отрицательное, так и положительное сальдо по отдельным статьям может расцениваться и в позитивном, и в негативном плане.

Внутри общего платежного баланса выделяются сальдо торгового баланса, баланса по текущим операциям, баланса движения капитала и баланса официальных расчетов.

4.4.11. Сальдо торгового баланса - разница между экспортом и импортом только товаров (без учета услуг). Если отрицательное сальдо образовалось в результате сокращения экспорта, то это может свидетельствовать о снижении конкурентоспособности национальной экономики и рассматриваться как негативное явление. Но оно стало результатом роста импорта вследствие притока прямых инвестиций в страну, то это не может рассматриваться как ослабление национальной экономики.

4.4.12. Сальдо баланса по текущим операциям рассматривается как справочное. Оно определяет потребность страны в финансировании, является внешнеэкономическим ограничением внутренней экономической политики. При положительном сальдо страна является нетто-кредитором по отношению к другим государствам. Дефицит по текущим операциям означает, что страна становится чистым должником, обязанным платить за нетто-импорт товаров, услуг и финансировать трансферты. Страна с положительным сальдо инвестирует часть национальных сбережений за границей вместо того, чтобы наращивать внутреннее накопление капитала.

4.4.13. Сальдо движения капитала и финансов является зеркальным отражением состояния текущего сальдо. Оно показывает финансирование потока реальных ресурсов. Часть его приходится на статью «Чистые ошибки и пропуски».

4.4.14. Сальдо баланса официальных расчетов – это общее (итоговое) сальдо платежного баланса. Оно свидетельствует об увеличении (уменьшении) ликвидных требований к стране со стороны нерезидентов или об увеличении (уменьшении) официальных резервов страны в иностранных ликвидных активах. Это сальдо охватывает все статьи, кроме «Резервных активов». Государство регулирует платежный баланс страны на основе теории платежного баланса.

4.4.15. Стандартные компоненты платежного баланса используются для определения международной инвестиционной позиции страны. Она представляет собой статистический отчет о величине ее внешних активов и обязательств на начало и конец отчетного периода. В качестве основных классификационных групп, используемых для ее определения, выступают внешние активы и обязательства резидентов, разность между которыми определяет эту позицию. Чистая международная инвестиционная позиция страны характеризует состояние и тенденции развития ее внешнеэкономических связей с остальными странами мира. При положительной ее величине страна - «чистый кредитор», при отрицательной - «чистый должник».

Показатели платежного баланса и международной инвестиционной позиции влияют на экономическую политику страны (при разработке и практическом осуществлении программ экономической стабилизации и оценке потребности в финансировании, связанном с реализацией таких программ).

4.4.16. Дебетовые и кредитные долги страны. Дебетовый долг – Это долг иностранных заемщиков стране, кредитный долг страны – это ее долг иностранным кредиторам.

4.4.17. Фондовый рынок. После распада СССР в России стал создаваться фондовый рынок, обеспечивающий размещение и вторичное обращение эмитируемых ценных бумаг. Наличие такого рынка является необходимым атрибутом всякой рыночной экономики. В развитых странах фондовый рынок длительное время (на протяжении 1950 - первой половины 1970 гг.) жестко регулировался государством. В России он сразу стал формироваться в условиях либерализации и дерегулирования, которые получили развитие в мире с конца 1970 гг.

Фондовый рынок включает сегменты государственных (ГЦБ) и корпоративных ценных бумаг. Рынок ГЦБ начал формироваться в России с 1993 г. Масштабная несбалансированность бюджетной системы России до конца 1990 гг. предопределила необходимость создания рынка государственного внутреннего долга посредством эмиссии ГЦБ.

Начиная с 1992 г. ЦБ РФ финансировал практически весь бюджетный дефицит, предоставляя Министерству финансов РФ льготные кредитные ресурсы путем эмиссии необеспеченной денежной массы. С конца 1994 г. исключительный макроэкономический приоритет приобретает борьба с инфляцией. В соответствии с условиями резервного кредита, предоставленного МВФ в 1995 г., ключевым элементом денежно-кредитной политики становится полный отказ от практики эмиссионного финансирования дефицита бюджета. Источниками покрытия бюджетного дефицита стали выпуск и размещение на фондовом рынке ГЦБ и привлечение кредитов международных организаций, главным образом МВФ. Рынок ГЦБ обеспечивал не инфляционный источник финансирования бюджетных расходов, а также предоставил хозяйствующим субъектам высоколиквидные активы для временного размещения денежных ресурсов, конкурирующие с коммерческими финансовыми инструментами[206].

Главными видами ГЦБ стали государственные краткосрочные бескупонные облигации (ГКО) и облигации федеральных займов (ОФЗ). ГКО была государственной именной ценной бумагой со сроком обращения до года, безбумажной технологией эмиссии и обращения и аукционным методом первичного размещения. Они постоянно циркулировали на вторичном рынке, активную роль на котором играл ЦБ РФ, бывший генеральным агентом по обслуживанию выпусков ГКО. Источником дохода по этим облигациям являлась разница между продажной аукционной ценой этих ценных бумаг (ниже номинала) и их номиналом при погашении. Московская межбанковская валютная биржа (ММВБ) была торговой площадкой для размещения и вторичного обращения ГКО. Она обеспечивала для этого торговую, депозитарную и расчетно-клиринговую системы.

С июня 1995 г. Министерство финансов выпускало облигации федерального займа в бездокументарной форме с переменным купонным доходом (ОФЗ ПК), с периодом обращения свыше года. Величина купонного дохода не была фиксированной и рассчитывалась отдельно для каждого периода выплаты.

В 1996 г. Министерство финансов начало выпускать среднесрочные облигации федерального займа с постоянным купонным доходом (ОФЗ ПД). Величина купонной ставки была постоянной, она действовала в течение периода обращения облигаций.

В период с 1993 по 1997 гг. фондовый рынок бурно развивался. Огромный рост масштабов рынка ГКО-ОФЗ определялся дефицитом государственного бюджета, финансирование которого за счет внешних и иных источников было ограничено. В 1994 г. за счет размещения на внутреннем рынке ГЦБ финансировалось 19,4% дефицита федерального бюджета, в 1995 г. – 60,1%; в 1996 г. – 50,3, в 1997 г. – 44,5%. Но неспособность правительства и парламента справиться с дефицитом бюджета имела следствием непомерное разбухание рынка ГКО-ОФЗ, превращение его в хрупкую финансовую пирамиду, обрушившуюся в августе 1998 г. Российское правительство 17.08.1998 г. объявило дефолт по обязательствам, вытекающим из эмиссии и размещения ГЦБ. В течение 1999 г. была проведена реструктуризация (новация) ГЦБ, заблокированные ГКО-ОФЗ были заменены новыми обязательствами с частичной выплатой денежных средств.

С начала 2000 гг. по октябрь 2008 г. в России были чрезвычайно благоприятные внутренние и внешние экономические условия в связи с резким ростом мировых цен на углеводородное сырье и другие сырьевые экспортные товары. Возобновился и ускорился экономический рост, снизились темпы инфляции, увеличился внешнеэкономический товарооборот, увеличились размеры избыточного сальдо торгового баланса и счета текущих операций платежного баланса, вырос объем поступавшей в страну экспортной валютной выручки, укрепилась национальная валюта, имел место значительный профицит бюджета, ставший основным источником погашения задолженности по привлеченным ранее кредитам.

В 2005 г. Россия начала ускоренное погашение внешнего долга. Была погашена в полном объеме задолженность перед МВФ и достигнута договоренность с Парижским клубом кредиторов о досрочной выплате долга его участникам. К концу 2006 г. суммарный государственный долг России понизился до 9% ВВП[207].

Государственный внутренний долг увеличивался. В 2000 г. началось восстановление рынка ГЦБ. Снижение уровня доходности по облигациям и увеличение дюрации рыночного портфеля (т.е. среднего срока до выплат по ценным бумагам) позволило правительству активизировать заимствования. С 2004 г. к торгам на рынке ГЦБ ММВБ были предложены новые финансовые инструменты (облигации внешних облигационных займов - еврооблигации РФ; облигации государственного валютного облигационного займа - ОГВЗ 1999 г.; облигации ЦБ РФ - ОБР; субфедеральные и корпоративные облигации, в т.ч. - облигации г. Москвы; в связи с созданием накопительной пенсионной системы был - государственные сберегательные облигации - ГСО[208]). Резко выросла сумма сделок РЕПО - продажи государственных долговых бумаг с обязательством обратного их выкупа (в 2006 г. - более чем в 150 раз по сравнению с 2002 г.). На сделки РЕПО пришлось около 75% объема торгов.

Основными инвесторами на рынке ГЦБ являются крупные коммерческие банки с государственным участием (Сбербанк, Внешэкономбанк, Внешторгбанк), Пенсионный фонд и дочерние предприятия иностранных банков и компаний.

Таблица 31.7. Объем торгов на рынках ММВБ
млрд. руб.       2006/2001
Валютный   16789.8 25890.3  
ГЦБ 200.8 3077.2 4873.8  
Фондовый 776.6 6402.4 20383.1  
Срочный 4.7 186.8 894.3  
Всего 3092.4 26456.3 52041.5  

Государственные бумаги в качестве объекта инвестирования денежных средств имеют большую доходность и ниже степень рыночного риска по сравнению с банковскими инструментами.

Монетарные власти фактически стремятся достичь одновременно двух противоречащих друг другу целей: обеспечить ликвидность рынка государственных заимствований, но не допустить непомерного роста доходности долговых бумаг. Рост доходности увеличивает государственные расходы, связанные с обслуживанием долга, имеет следствием повышение ставок процента по субфедеральным и корпоративным заимствованиям, что затруднит привлечение заемного капитала властями регионов и частными компаниями на внутреннем рынке.

При отсутствии фискальных потребностей в наращивании объема государственных внутренних заимствований можно было бы сразу рассчитаться со всеми долгами. Но проблема в том, - полагают работники МФ РФ - что, если ситуация изменится, то запустить систему государственных заимствований будет очень непросто. Дешевле держать ее в горячем резерве, чем тратить потом большие средства на ее воссоздание.

Помимо рефинансирования государственного долга, рынок государственных ценных бумаг выполняет ряд важных инфраструктурных функций в экономической политике. Будучи одним из сегментов совокупного финансового рынка, рынок ГДО дает возможность эффективно управлять государственным долгом и регулировать основные макроэкономические пропорции рыночными методами, воздействуя на уровень доходности соответствующих бумаг.

Рынок ГЦБ дает представление о реальной цене обслуживания государственного долга; позволяет властям определять минимальную цену денег в экономике; является ориентиром для установления рыночных ставок по другим финансовым и денежным инструментам, в том числе по срочным и опционным сделкам (ставка по ГЦБ воспринимается как безри сковая ставка и поэтому служит исходной основой для формирования всех остальных процентных ставок); предоставляет ЦБ РФ инструмент для проведения денежно-кредитной политики посредством купли-продажи ГЦБ на открытом рынке с целью регулирования объемов денежного предложения; в определенной мере связывает избыточную денежную ликвидность и тем самым противодействует инфляционному процессу.

Интеграция экономики России в систему мирового хозяйства определяет взаимосвязь ее рынка ЦБ с мировым рынком. В первой половине 1990 гг. для финансирования дефицита бюджета государственные органы, помимо внутренних источников денежных средств, использовали займы международных организаций, иностранных правительств и коммерческих банков; привлекали нерезидентов на внутренний рынок государственных долговых обязательств (главным образом в виде ГКО и ОФЗ); эмитировали ценные бумаги для размещения на мировом рынке (в форме евробондов). Эмиссия ГЦБ сыграла роль в уравновешивании платежного баланса России. Ее доля в финансировании расчетного дефицита сальдо платежного баланса (в аналитическом представлении) за период 1996-1999 гг. составила 28.4%. Из этой суммы иностранные вложения в ГКО-ОФЗ составляли 13.5% и евробонды (включая выпуски местных органов власти) - 11.7%.

По мере ухудшения в связи с нарастанием кризисных явлений инвестиционной привлекательности российского долгового рынка, роста рискованности вложений во вновь размещаемые государственные валютные облигации их доходность стала увеличиваться. В 1999 - 2001 гг. после пережитых страной валютного и финансового кризисов ни федеральные, ни региональные власти не осуществляли новые размещения евробондов на внешних рынках.

Позитивные процессы в российской экономике, связанные с возобновлением экономического роста, а также финансовым оздоровлением, имели следствием повышение международными рейтинговыми агентствами кредитных рейтингов России. На протяжении 2003-2006 гг. ведущие агентства повысили рейтинги России по заимствованиям в иностранной валюте со «спекулятивного» до «инвестиционного» уровня и подняли их на одну - две ступени выше минимального инвестиционного уровня. Это вызвало увеличение спроса зарубежных инвесторов на номинированные в иностранных валютах российские ГЦБ. Результатом стали рост котировок данных облигаций и, соответственно, понижение их доходности.

Активное управление государственным внешним долгом должно быть нацелено на его последовательное сокращение, уменьшение цены его обслуживания, оптимизацию структуры, увеличение доли рыночного компонента долга, сглаживание пиков платежей.

Ставки кредитного процента в России в 2007 г. превышали 12 - 14%, в Европе они были значительно ниже. Поэтому увеличивался внешний долг частного и государственного секторов.

Бремя обслуживания внешних долгов может привести к замедлению экономики и даже к кризису. Первыми его жертвами могут стать розничные и аптечные торговые сети, которые стремятся всеми способами продемонстрировать рост выручки, в том числе в ущерб доходности и эффективности и за счет непропорционального роста долга. В условиях неразвитого рынка розничные сети являются в регионах единственным каналом движения товаров, и поэтому их частные финансовые затруднения могут вызвать серьезные проблемы в регионах.

Таблица 31.8. Внешний долг РФ на начало года, $ млрд.
       
Всего 161,4 214,5 459,6
Краткосрочный долг   36,1 105,3
Долгосрочный долг   178,4 354,4
Органы гос. управления 127,5 97,4 37,4
Новый долг РФ 60,0 39,6 28,7
Долг б. СССР 66,3 56,1 7,1
Коммерческие банки, 12,1   163,7
в т.ч. - краткосрочные     53,6
- долгосрочные     110,0
Фирмы, 21,8   249,6
в т.ч. - краткосрочные     40,9
- долгосрочные     208,7

В целях совершенствования механизма оценки эффективности политики, проводимой в области государственного долга, власти используют принятый в практике развитых стран метод целевых ориентиров. В соответствии с ним разрабатываются и нормативно устанавливаются (с учетом финансовых потребностей государства и конъюнктуры национальных и мировых финансовых рынков) конкретные количественные показатели, которые предполагается получить в результате заимствований и операций по управлению государственным долгом.

Платежные балансы стран мира постоянно находятся в неравновесии, т.е. сальдо по текущим операциям и сальдо итогового баланса обычно не равны нулю и поэтому балансируются движением капитала, государственными операциями и изменениями в резервах, чтобы уравновесить платежный баланс.

Неравновесие платежных балансов, бывшее ранее скорее исключением, стало обычным явлением. Во второй половине XX в. темпы экономического роста мирового сообщества оказались рекордными за всю историю человечества. Резко проявилась неравномерность экономического развития отдельных стран. Усиление позиций Японии и Германии в мировой экономике сопровождалось положительным сальдо их текущего платежного баланса. Резкое нарушение равновесия в мировой экономике вызвало резкое неравновесие платежных балансах. Оно имеет ряд последствий для экономики.

Стабильно положительное сальдо баланса по текущим операциям укрепляет позиции национальной валюты и одновременно позволяет иметь прочную финансовую базу для вывоза капитала из страны. Стабильно отрицательное сальдо ослабляет позиции национальной валюты и подталкивает страну ко все большему привлечению иностранного капитала. Если приток капитала осуществляется не через долгосрочные предпринимательские инвестиции (т.е. прямые и портфельные), а через долгосрочные государственные и частные банковские займы и особенно посредством чрезвычайного финансирования и роста внешних обязательств, то это ведет к быстрому увеличению внешнего долга страны и выплат по нему. Страна начинает жить в кредит.

Сильные колебания сальдо баланса по текущим операциям (в ту и другую сторону) вызывают неблагоприятные для страны последствия. Резкое увеличение положительного сальдо создает базу для быстрого роста денежной массы и стимулирует инфляцию, а резкое увеличение отрицательного сальдо вызывает «обвальное» падение обменного курса, что вносит хаос во внешнеэкономические операции страны.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Лекция 31. Система национальных счетов. Платежный баланс | Существует несколько основных методов государственного воздействия на состояние платежного баланса
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 789; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.096 сек.