Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Экологические и гигиенические проблемы

ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ.

СОСТОЯНИЕ ЗДОРОВЬЯ И ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ

Лекция12

ДЕТСКИХ УЧРЕЖДЕНИЙ И УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ

План:

1. Понятие о гигиене детского возраста.

2. Анатомо-физиологические особенности развития ребенка.

3. Акселерация физического развития.

4. состояние здоровья и физическое развитие детей и подростков.

5. Гигиенические основы учебно-воспитательного процесса.

6. Гигиенические требования к устройству, оборудованию и санитарному содержанию детских учреждений и учебных заведений.

 

 

Гигиена детского возраста – отрасль гигиенической науки, изучающая влияние различных факторов внешней среды на организм ребенка в процессе его жизнедеятельности, воспитания и обучения и разрабатывающая меры, направленные на укрепление здоровья и наилучшее физическое и духовное развитие подрастающего поколения.

Проблема физического развития подрастающего поколения во все времена являлась актуальной.

Общепризнанно, что здоровье детского населения характеризуется не только наличием или отсутствием заболеваний, но также гармоничным и соответствующим возрасту развитием, нормальным уровнем функций.

Хорошо известно, что многие формы патологических состояний развиваются в детстве под воздействием неблагоприятных факторов окружающей среды.

Получили широкое распространение учение «школьные болезни» - близорукость, нарушение осанки, неврастения, анемия и т.д.

Дети и подростки составляют около 25 % всего населения.

Многие отклонения в состоянии здоровья и развития детей и подростков имеют прямую связь с условиями обучения и воспитания.

 

Гигиена детей и подростков разрабатывает:

- гигиенические нормативы и требования;

- комплексы оздоровительных мероприятий.

Так как для детского возраста характерна высокая чувствительность и реактивность по сравнению с взрослым организмом, поэтому гигие-нические нормы меняются в зависимости от возрастных этапов.

С практической целью различают три основных периода детского возраста:

1) ранний – от рождения до 3 лет;

2) дошкольный – от 3 до 7 лет;

3) школьный – от 7 до 18 лет.

Границы между отдельными периодами детства условны и нечетки – один период незаметно переходит в другой.

 

Ранний возраст. Первый год жизни характеризуется очень быстрым ростом и развитием организма. В организме новорожденного лишь начинают развиваться приспособительные механизмы к новой для него внешней среде, вследствие чего он отличается несовершенством своих защитных реакций в отношении психологических, микро-климатических и других воздействий.

Дети раннего возраста должны не меньше 5 – 6 часов в день находиться на открытом воздухе. Сон должен быть длительным. Питание - полноценным, а для этого необходимо, чтобы пища содержала, возможно, больший ассортимент продуктов, к которым постепенно приучают детей. Слабость ферментативной и моторной деятельности пищеварительного тракта требует, чтобы пищевые продукты были безукоризненного качества и подвергались тщательному измельчению.

В предупреждении инфекционных заболеваний большое значение имеет групповая и индивидуальная изоляция детей, посещающих детские учреждения; соблюдение санитарного режима и воздушного режима в этих учреждениях; иммунизация (в том числе ревакцинация): своевременное выявление и изоляция больных и бактерионосителей из числа детей и персонала. Непосредственное руководство по обеспечению гигиенических условий воспитания детей этого возраста возложено на детскую консультацию (поликлинику), сельский врачебный участок.

 

Дошкольный возраст. В высшей нервной деятельности детей дошкольного возраста процессы возбуждения преобладают над процессами внутреннего торможения и легко распространяются по коре большого мозга. С этим связано быстрое снижение внимания ребенка и истощение его нервной системы.

В дошкольный период совершенствуется речь ребенка, и выявляются ее дефекты, требующие соответствующего лечения. Острота слуха мало отличается от остроты слуха в школьном возрасте и позволяет приступить к музыкальному обучению детей. Глаз ребенка уже достаточно развит, но все еще очень чувствителен к неблагоприятным влияниям. При рисовании, лепке, а в старшей группе при письме требуется создание достаточной освещенности в помещении.

Позвоночный столб еще гибок и податлив. Тонус мышц сгибателей преобладает над тонусом разгибателей. Вследствие этого ребенок часто сутулится, а неправильное положение тела легко может привести к искривлению позвоночника. В связи с этим у детей дошкольного возраста необходимо воспитывать правильную осанку, которая способствует правильному дыханию, кровообращению и нормальному развитию грудной клетки.

Необходимым условием для развития нерно-мышечной системы являются систематические физические упражнения, среди которых ведущее место занимают подвижные игры. Кроме них, в этом возрасте гигиеническую ценность имеют прогулки, утренняя гимнастика, организованные занятия физическими упражнениями и спортивные развлечения, например, ходьба на лыжах, катание на коньках.

Среди заболеваний детей дошкольного возраста на первом месте находятся респираторные заболевания, инфекционные болезни и травматизм. Для предупреждения инфекционных заболеваний большое значение имеет плановая ревакцинация и дегельминтизация. Организация мероприятий по гигиеническому обеспечению детей дошкольного возраста возложена на поликлинические отделения детских больниц, в которых предусмотрены должности школьных врачей по обслуживанию детских учебно-воспитательных учреждений.

 

Школьный возраст. К 6 – 7 годам строение мозговой ткани почти такое же, как у взрослых. Усиливаются процессы внутреннего торможения и концентрация корковых процессов. Благодаря этому увеличивается контроль коры большого мозга над эмоциональными реакциями. Дети становятся более сосредоточенными, внимательными и дисциплинированными. Улучшается координация движений, а окостенение костей запястья и развитие нервно-мышечного аппарата кисти достигают такой степени, что позволяют приступить к обучению ребенка письму. Позвоночный столб и мышцы спины настолько укрепляются, что ребенок, пользующийся удобной мебелью, может сохранять правильную сидячую позу в течение 20 – 25 минут. Всё перечисленное говорит о том, что хорошо развитые дети в возрасте 6 – 7 лет могут приступить к обучению в школе. В последние годы школы перешли на обучение по новым программам, направленным на развитие у школьников абстрактного мышления и творческих способностей.

Обучение по новым программам связано с интенсификацией умственной деятельности. В этих условиях особенно необходим ряд мер для предупреждения возможного неблагоприятного влияния школьной обстановки и учебного процесса на здоровье и физическое развитие ребенка.

С целью физического воспитания школьников проводят утреннюю гимнастику, уроки физической культуры, физкультпаузы на уроках, занятия спортом, организуют туристические походы. Для развития грудной клетки и воспитания правильной осанки рекомендуются игры с подкладыванием мяча, волейбол, дыхательная гимнастика, плавание, гребля, катание на коньках и ходьба на лыжах, теннис.

 

Важным этапом развития детей школьного возраста является период полового созревания. Он начинается у девочек в 10 - 11 лет, у мальчиков – в 12 – 13 лет. Для этого периода характерно усиленное развитие половых и других эндокринных желез, гормоны которых влияют на обменные процессы, окостенение скелета. Возрастает возбудимость Ц Н С, а психика отличается нестойкостью эмоциональных процессов – дети нередко становятся замкнутыми, обидчивыми, у них бывает бурная реакция на незначительные по силе раздражители и т.д.

 

Развитие сердечно-сосудистой системы отстает от роста массы тела. Эта анатомическая особенность и повышенная возбудимость сердца могут обусловить функциональные отклонения в деятельности сердечно-сосудистой системы и понижение работоспособности. Вследствие повышенной возбудимости неблагоприятные условия среды (психическая травма, большие нагрузки) могут вызвать неврозы.

 

В связи с особенностями нервно-психической сферы подростков педагоги и родители должны проявлять к ним особую чуткость и придерживаться с ними ровного, спокойного обращения.

 

Поскольку окостенение скелета близится к завершению, то в этом возрасте, когда позвоночник податлив, чрезвычайно важно предупредить фиксацию имеющихся недостатков осанки и искривлений позвоночника. В связи с этим большое значение имеют физические упражнения, способствующие исправлению осанки, а также меры, обеспечивающие правильную рабочую позу при занятиях в школе, дома и в учебных мастерских. В 12 – 13 лет у девочек начинаются менструации. В период менструации их необходимо освободить от занятий физической культуры.

Изучение состояния детей и подростков.

Физическое развитие организма подчиняется биологическим законам и отражает общие закономерности роста и развития.

Оно зависит также от социальных условий, т.к. является показателем условий жизни и воспитания подрастающего поколения и служит объективным методом контроля эффективности оздоровительных мероприятий.

Для контроля состояния здоровья и физического развития детей и подростков ежегодно проводят медицинский осмотр. Во время осмотров пользуются обычными клиническими методами исследования состояния здоровья, антропометрическими и физиометрическими измерениями.

 

Антропометрия заключается в измерении параметров тела, а физиометрия – в проведении некоторых функциональных проб, дающих представление о функциональном состоянии сердечно-сосудистой и других систем. Обычно, как минимум, определяют рост, массу тела, окружность грудной клетки, жизненную емкость легких, силу мышц кисти и спины (становая сила), отмечают степень развития и различные аномалии, (например, искривление позвоночника, плоскостопие). Результаты антропометрических и физиометрических исследований выражают в числовых величинах, что позволяет объективно судить о физическом развитии.

 

Проведя антропометрические измерения в каком-либо детском коллективе (желательно не менее 150 детей) вычисляют для каждого пола и возраста среднее значение роста, массы тела и других показателей. Средние величины показателей, характеризующие физическое развитие данного коллектива, сопоставляют со средними значениями, характерными для данного региона (полученными не более чем 5 лет назад). Каждого ребенка после медицинского осмотра относят к одной из следующих групп здоровья:

1 группа – здоровые;

II группа – здоровые, но с функциональными отклонениями после перенесенных заболеваний, страдающие частыми острыми заболевания-ми, имеющие нарушения зрения средней степени;

III группа – больные хроническими заболеваниями в компенсиро-ванном состоянии или с физическими недостатками, не нарушающими приспособления к условиям жизни, учебе, труду;

IV группа – больные хроническими заболеваниями в субкомпен-сированном состоянии, затрудняющими приспособление к труду и усло-виям жизни;

V группа – больные в декомпенсированном состоянии инвалиды I и II групп.

Для каждой группы детей разрабатывают план профилактических, лечебных и оздоровительных мероприятий по укреплению здоровья.

 

 

Акселерация – это опережение сроков начала роста, ускорение процесса роста и развития.

В последнее десятилетие почти повсеместно происходило ускорение физического развития детей и подростков.

Акселерация у детей первого года жизни выражена в увеличении темпов прироста показателей физического развития в первом полугодии.

Акселерация у детей в возрасте от 3 до 7 лет проявляется укрупнением размеров тела и более ранней заменой молочных зубов на постоянные.

Отмечается выраженная акселерация и у школьников – укрупнение размеров тела, сдвиги в уровне их возрастного развития, раннее половое созревание.

Для объяснения причин акселерации выдвинуто много гипотез, их можно объединить в две группы:

- внешние причины, действующие на каждое новое поколение;

- эндогенные причины, связанные с изменением наследственности.

Изменения, происходящие в физическом развитии детей и подростков, следует оценивать положительно, так как параллельно улучшаются показатели состояния здоровья и работоспособности.

 

 

Здоровье детей формируется под воздействием многочисленных биологических, социально-гигиенических и экологических факторов. Многими научными исследованиями показана роль неблагоприятных факторов окружающей среды и прежде всего антропотехногенного загрязнения природной среды не только в формировании различных отклонений в состоянии здоровья детей, но и в хронизации патологических процессов. Но все эти исследования не затрагивали факторы, формирующие здоровье детей непосредственно в условиях образовательного учреждения (ОУ). Для 28 млн. детей нашей страны условия ОУ являются средой обитания, которая определяется совокупностью природно-климатических факторов, а также факторов, формирующих образ жизни ребенка, режим дня, двигательная активность, закаливание, питание и др. Высокий уровень санитарно-эпидемиологического благополучия ОУ будет не только гарантировать сохранение здоровья, но и укреплять его. В детском возрасте защитные механизмы развиты недостаточно, что приводит к нарушению равновесия организма и окружающей среды вследствие несовершенства механизмов регуляции. Гигиенические нормативы характеризуют условия, обеспечивающие благоприятны взаимоотношения организма со средой обитания. Норма обеспечивает оптимальное состояние организма, которое характеризуется благоприятным течением всех жизненных функций.

 

В процессе выполнения той или иной работы происходит изменение физиологического состояния организма, именуемое утомлением.

 

Утомление – это естественное физиологическое состояние организма, она является следствием любой работы и проявляется снижением функциональных возможностей организма и его работоспособности. Утомление является процессом обратимым, прекращение деятельности приводит к устранению утомления с восстановлением первоначального уровня физиологических функций организма. Детский организм особенно подвержен быстрому утомлению. Как показали исследования И.М.Сеченова, Н.Е.Введенского, А.А.Ухтомского и других авторов, причиной утомления является изменение деятельности Ц Н С. И.П.Павлов связывал утомление с функциональным истощением нейронов, работающих до известного предела. Предел работоспособности нейрона изменяется с возрастом, зависит от состояния здоровья, типа высшей нервной деятельности, перенесенных заболеваний, а также характера и продолжительности работы.

В связи с возможностью утомления детей и подростков в процессе воспитания и обучения необходимо гигиенически обосновать нормирование деятельности ребенка, в частности его умственной работы, учитывающее не только возрастные, но и индивидуальные особенности развития.

При нормировании деятельности необходимо учитывать количественный показатель (т.е. длительность работы), качественный показатель (т.е. интенсивность работы) и формы ее развития. Функциональные возможности детей и подростков определяются степенью морфофункциональной зрелости организма.

В связи с функциональными различиями организма девочек и мальчиков учитываются особенности пола и то обстоятельство, что дети, страдающие хроническими заболеваниями и ослабленные, обладают сниженными функциональными возможностями.

Важным моментом является учет длительности восстановительного периода, т.е. времени, необходимого для полного восстановления исходного состояния организма ребенка.

 

Теоретической базой гигиенического нормирования учебной и трудовой нагрузки является представление о саморегуляции функций организма. Определены три фазы работоспособности: фаза врабатыва-емости, фаза оптимального состояния и фаза утомления.

При нормировании учитывается и цикличность физиологичных функций организма в течение дня и недели. Все это свидетельствует о том, что режим занятий, отдыха и труда целесообразно строить с учетом особенностей детского организма, что будет способствовать предуп-реждению утомления.

 

Предупреждение утомления – важная профилактическая задача при организации жизни детей всех возрастных групп. Главным условием при ее решении является строгое соблюдение рационального режима дня.

Р е ж и м д н я – это распределение времени, отводимого на все виды деятельности и отдыха в течение суток.

При построении режима предусматриваются различные виды деятельности, их регулярность, оптимальная продолжительность, рациональное чередование с отдыхом, максимальное пребывание в условиях открытого воздуха, регулярное питание и полноценный сон.

 

Организация режима для ребенка тесно связана с возрастными особенностями. На активное бодрствование ребенка в первые месяцы жизни отводится незначительное время (5-7 часов). Через каждые 1,5 – 2 часа ребенок засыпает. Главными компонентами режима дня детей в этом возрасте являются: кормление, сон и бодрствование. При правильной их организации к концу первого месяца формируется суточный ритм бодрствования и сна.

На п е р в о м г о д у жизни ребенка общая продолжительность пребывания на открытом воздухе должна составлять не менее 5-6 часов. На протяжении первых 3 лет жизни режим дня должен меняться несколько раз. Он строится в соответствии с основной задачей воспитания детей преддошкольного возраста: способствовать правильному росту и развитию, укреплению здоровья, развитию основных движений, становлению речевой функции.

 

В д о ш к о л ь н о м в о з р а с т е задачи воспитания расширяются. Уже в детском саду проводится большая работа по подготовке детей к обучению в школе, поэтому режим в детском саду строго дифференцируется с учетом возрастного состава.

Младшую группу составляют дети 3-4 лет, среднюю – 4-5 лет, старшую – 5- 6 лет, подготовительную – 6-7 лет. В режиме дня младших групп предусматривается сон в течение 12-12,5 часов (из них 2 часа одноразовый дневной); пребывание на воздухе зимой не менее 3-4 часов, а летом – весь день. В режиме дня средней группы (от 4 до 5 лет) длительность сна сохраняется без изменений, в то же время длительность организационных занятий увеличивается на 15 – 20 минут, характер их несколько усложняется. В режиме детей старшей группы (от 5 до 6 лет) на сон отводится 11,5 часов ночью и 1,5 часа днем.

Многообразная деятельность детей дошкольного возраста требует длительного и полного отдыха ночью и дневного сна.

 

Особое место занимает режим дня ш к о л ь н и к а. Процесс обучения в школе связан с напряженной и сложной умственной работой требующей внимания, памяти, высокой подвижности процессов возбуждения и торможения. Поэтому при гигиеническом нормировании учебной деятельности исходят из соответствия учебной нагрузки, возрастным возможностям растущего организма и степени его функциональной зрелости.

Рациональный режим обучения должен отодвигать наступление утомления у основной массы учащихся и предупреждать быстрое снижение работоспособности во 2-ой половине учебного дня. Наиболее рациональное решение данной задачи возможно при:

1) правильной организации урока;

2) нормирования общего количества ежедневных и еженедельных уроков;

3) регламентации продолжительности уроков и перемен;

4) рациональном построение занятий в течение учебного дня, недели;

5) оптимальной продолжительности каникул.

Для поддержания высокого уровня работоспособности школьников в течение учебного года большое значение имеют школьные каникулы: осенние (5 дней), зимние (12 дней), весенние (8 дней). Исследования показали, что за каникулярные дни полностью исчезает накопившееся утомление.

 

Полноценное и рациональное питание детей и подростков является одним из наиболее существенных условий, обеспечивающих правильное протекание процессов роста и развития организма ребенка. Хорошо известно, что пища, являясь источником энергии, одновременно служит пластическим материалом для построения клеток, тканей и органов растущего организма.

 

В различные возрастные периоды обмен веществ в организме меняется. Величина обмена у детей в 1,5 – 2 раза превышает основной обмен взрослого человека. Энергетическая ценность суточного рациона ребенка должна быть выше суточного расхода энергии примерно на 10 %. Для организованного рационального питания детей и подростков особенно важно обеспечить полноценное по качеству и количеству питание, рациональный режим его, а также соблюдение всех гигиенических требований.

 

Роль аминокислот в жизнедеятельности детского организма очень велика, особенно выражено их влияние на процессы роста.

Витамины группы Д (кальциферолы) регулируют обмен солей кальция и фосфора в организме, способствуя нормальному развитию и оссификации скелета. Недостаток витамина Д у детей младшего воз-раста приводит к заболеванию рахитом. У подростков и взрослых при дефиците витамина Д могут развиваться остеопороз и остеомаляция.

Минеральные вещества, входящие в состав продуктов питания, имеют чрезвычайно большое значение для формирования скелета, мышечной ткани, нормального функционирования желез внутренней секреции, образования гормонов и построения клеток нервной ткани. Питание должно полностью покрывать энерготраты организма и соответствовать возрастным возможностям организма, в частности уровню развития пищеварительного тракта. В дошкольном возрасте суточный рацион распределяется с выделением обеда как основного по объему и энергетической ценности приема пищи. При организации питания школьников необходимо учитывать, что энерготраты и потребность в питательных веществах детей разных групп различны, поэтому школьное питание должно быть дифференцировано по возрастным группам: 7 – 10 лет; 11 – 14 лет; 15 лет и старше. Учащиеся в группах и школах продленного дня должны быть обеспечены 2-3 разовым питанием.

Подростки – учащиеся СПТ должны получать питание в соответствии с характером энергозатрат, связанных с особенностями их учебно-производственной деятельности. Физиологическими нормами потребления для подростков, обучающихся в ПТУ, предусматривается увеличение потребности в пищевых веществах и энергии на 10-15 %. В детских санаториях и лесных санаторных школах питание должно быть организовано в зависимости от их медицинского профиля.

 

Состояние здоровья детей в большой степени зависит от соблюдения гигиенических требований к планировке и благоустройству детских учреждений. Здания дошкольных учреждений и школ проектируют типовыми для определенного количества мест с учетом характера учреждений (ясли, сад, ясли-сад, неполная средняя школа, школа-интернат и др.). Избираемый земельный участок должен быть расположен недалеко от места жительства большинства обслуживаемых детей (800-1000 м для городских школ и не более 2000 м для сельских). Общие размеры пришкольного земельного участка должны составлять 1,7 – 3,0 га. При этом зеленые насаждения должны занимать не менее

40 – 50 % всей площади.

При планировке и строительстве дошкольных учреждений обычно исходят из принципа групповой изоляции, как в здании, так и на участке. Гигиенические требования предусматривают также обеспечение условий для двигательной активности детей, для чего требуется достаточная площадь участка, создание достаточного воздушно-теплового режима, обеспечение необходимого естественного освещения, инсоляция здания и земельного участка и др.

 

Планировочная структура школьных зданий определяется характером учебного заведения. Среди помещений школьного здания особое внимание уделяется классным комнатам, в которых учащиеся

1 – 3 классов проводят около 80 % времени. Высота классных комнат должна быть не ниже 3 м, кубатура на одного школьника – 3,75 м3 . Оптимальный температурный режим в детских учреждениях должен обеспечиваться с помощью рациональной системы отопления. Наиболее широкое применение находят в детских учреждениях водяное и панельное отопление, обеспечивающие создание теплового комфорта. В последнее время получает распространение воздушная система отопления с централизованной приточной вентиляцией.

В детских и дошкольных помещениях перепад температуры воздуха не должен превышать по горизонтали 2оС, по вертикали (у пола и на высоте 1,5 м) 2,5оС. Относительная влажность должна быть на уровне 60 %.

 

Особое внимание при планировании дошкольных и школьных зданий уделяется их ориентации, что имеет не только важное значение в плане влияния на детский организм солнечной радиации, но и определяет освещенность рабочего места детей и подростков.

Наиболее благоприятной ориентацией во всех климатических районах является южная и юго-восточная сторона. Все помещения в детских учреждениях, исключая некоторые вспомогательные, должны иметь непосредственное дневное освещение. Искусственное освещение помещений детских и подростковых учреждений осуществляется преимущественно электрическими лампами накаливания, а также посредством люминесцентных ламп дневного света.

 

Школьная мебель должна соответствовать росту и пропорциям тела подростков. Несоответствие школьной мебели росту и пропорциям тела может приводить к напряжению определенных мышц спины, шеи, конечностей, что вызывает утомление их и может служить причиной нарушения осанки (асимметрия плеч и лопаток, сколиозы, кифозы, лордозы). Для предупреждения этих нарушений предъявляются особые требования к мебели, определяющей в значительной степени правильность осанки. Школьная мебель подбирается по росту ребенка: пропорциям тела ребенка должны соответствовать высота стула, его глубина, угол наклона крышки парты.

Гигиенические требования к производственному оборудованию школьных мастерских также предусматривают учет ростовых показателей учащихся.

 

К учебным пособиям также предъявляются определенные гигиенические требования. Хорошо известно, что соблюдение гигиенических требований к школьным учебникам и детским книгам обеспечивает оптимальные условия для работы органов зрения, и наоборот: мелкий шрифт, плохая печать - влекут за собой повышение внутриглазного давления, преждевременное утомление зрительного анализатора и служат основной причиной развития близорукости.

Не меньшее значение имеют размеры и четкость шрифта, минимальная высота которого установлена 1,75 мм в учебниках для старших классов и 2,1 – 2,4 мм в учебниках для младших классов. Для зрительного восприятия текста важным является соблюдение определенного расстояния между отдельными буквами, словами, строками.

 

Тщательный санитарный надзор устанавливается и за качеством игрушек. Игрушки изготавливаются только из тех материалов (целлулоид, резина и др.), которые не содержат ядовитых примесей и легко подвергаются очистке и дезинфекции.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Билет №34 | Лекция 9 КУЛЬТУРа и цивилизация
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 613; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.07 сек.