Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лекция 7. Возникновение и становление государства и

ПРАВА У НАРОДОВ РОССИИ (XIV – XVIII вв.)

 

Государство и право у народов Прибалтики и Белоруссии. Государство и право Украины и Молдавии. Государство и право Казахстана и Средней Азии.

Государство и право у народов Закавказья.

 

Государство и право у народов Прибалтики и Белоруссии. Великое княжество Литовское. В XIII—XVI вв. на территории части современной Литвы и Белоруссии существовало феодальное государство.. Основным занятием населения было земледелие и скотоводство. Охота и промыслы играли подсобную роль в хозяйстве. Развитие ремесла, основанного на железоделательном производстве, внутренняя и внешняя торговля (с Русью, Польшей и др.) содействовали росту городов (Вильнюс, Тракай, Каунас и др.).

В IX—XII вв. на территории Литвы развивались феодальные отношения, складывались сословия феодалов и зависимых людей. Отдельные литовские политические объединения — земли (Аукштайтия, Жемайтия, Делтува и др.) — имели неодинаковый уровень общественно-экономического развития.

Разложение первобытнообщинных отношений и возникновение феодального строя привели к образованию государства у литовцев. По сообщению Галицко-Волынской летописи, в русско-литовском договоре 1219 г. упоминается союз литовских князей во главе со «старейшими» князьями, владевшими землями в Аукштайтии. Это свидетельствует о наличии государства в Литве.

Усиление великокняжеской власти привело к объединению основных литовских земель в Великое княжество Литовское (ВКЛ) под властью Миндовга (середина 30-х гг. XIII в. — 1263), захватившего также, некоторые белорусские земли (Чёрную Русь). Образование Великого княжества Литовского было ускорено необходимостью объединиться для борьбы с агрессией немецких крестоносцев, усилившейся с начала XIII в. Литовские войска одержали крупные победы над рыцарями в сражениях при Шяуляе (1236) и Дурбе (1260).

В XIV в., в княжение Гедимина (1316—1341), Ольгерда (1345—77) и Кейстута (1345—82), Великое княжество Литовское значительно расширило свои владения, присоединив все белорусские, часть украинских и русских земель (волынские, витебские, турово-пинские, киевские, переяславские, подольские, чернигово-северские земли и др.).

Их включение облегчалось тем, что Русь была ослаблена монголо-татарским игом, а также борьбой с агрессией немецких, шведских и датских захватчиков. Вхождение в состав Великого княжества Литовского русских, украинских, белорусских земель с более развитыми общественными отношениями и культурой содействовало дальнейшему развитию общественно-экономических отношений в Литве.

В присоединённых землях литовские великие князья сохранили местным магнатам значительную автономию и иммунитетные права. Это, а также различия в уровне общественно-экономического развития и этническая неоднородность отдельных частей Великого княжества Литовского обусловили отсутствие централизации в государственном управлении.

В целях объединения сил для борьбы с наступлением немецких рыцарских орденов и усиления своей власти великий князь Ягайло (1377—1392 гг.) заключил с Польшей Кревскую унию 1385. Однако уния таила опасность превращения в дальнейшем Литвы в провинцию Польши. В Литве, где до конца XIV в. существовало язычество, стало силой распространяться католичество.

Против политики Ягайло выступила часть литовских и русских князей во главе с Витовтом, ставшим в 1392 г. после междоусобной борьбы фактически великим князем в Литве. Объединённые литовско-русские и польские войска при участии чешских отрядов в Грюнвальдской битве 1410 г. наголову разбили рыцарей Тевтонского ордена и приостановили их агрессию.

Общественный строй. Социальный состав населения ВКЛ характеризовался наличием двух основных классов: феодалов и феодально зависимых крестьян. В правовом отношении все население подразделялось на сословия, которые в свою очередь делились на определенные группы.

Класс феодалов занимал господствующее положение в экономической, политической и духовной жизни общества. Все феодалы входили в состав сословия: шляхты либо духовенства.

Рост крупного феодального землевладения и консолидация господствующего класса в XIV — XV вв. сопровождались массовым закрепощением крестьян, вызывавшим крестьянские восстания (например, в 1418 г.). Основной формой эксплуатации крестьян была продуктовая рента. Одновременно с ростом экономической зависимости усиливался и национальный гнёт в белорусских и украинских землях.

В городах развивались ремёсла и торговля. В XV—XVI вв. растут права и привилегии литовских панов. По Городельской унии 1413 г. на литовских дворян-католиков были распространены права польской шляхты. Образование общешляхетского сейма (в конце XV в.), а также издание Литовских статутов 1529, 1566 гг. закрепили и увеличили права литовского дворянства.

Городское население (ремесленники, торговцы) оформилось к XVI в. в сословие – мещан. В городах проживали также феодалы и духовенство. Городские ремесленники объединялись в союзы по профессии – цехи.

Государственный строй. ВКЛ прошло путь от раннефеодальной до сословно-представительной монархии. Во главе государства стоял великий князь – господарь. Ему принадлежала военная, административная, законодательная и судебная власть.

При нём существовал совет из представителей знати и высшего духовенства – паны-рада.

В состав Рады входили наиболее крупные феодалы и католические епископы. Господарь мог приглашать на ее заседания и других феодалов. В отсутствии великого князя Рада руководила всеми делами самостоятельно. В ее компетенцию входили законодательство, внешняя политика, оборона государства, финансовые и важнейшие судебные дела.

Великий вальный сейм вырос из древних вечевых собраний. На сеймах основную роль играли крупные феодалы, шляхта и духовенство вынуждено было подчиняться воле панов. С XVI в. было установлено, что от каждого повета должны были избираться на сеймиках по два депутата. Кроме избранных депутатов на сейм приглашались все паны рады, верхушка православного духовенства и крупные феодалы. Сбирался сейм по мере надобности. К его компетенции относились дела о налогах, о защите государства, об избрании великого князя, некоторые судебные вопросы и вопросы законодательства.

Центральное управление. Повседневное руководство государственными делами осуществлялось также должностными лицами: канцлером, подскарбием земским, управляющим финансами.

Гетман наивысший командовал войсками во время походов и занимался вопросами комплектования и снабжения армии в мирное время. Маршалок земский был блюстителем порядка и этикета при дворе господаря. Он судил участников сейма и их слуг за преступления, совершенные на сейме.

Существовала в ВКЛ и дворцово-вотчинная система управления.

Местное управление строилось неодинаково. В 1565-1566 гг. вся территория государства была поделена на 30 поветов (уездов), которые входили в состав 13 воеводств. Правовое положение воеводств и поветов в составе княжества было различным.

Особое управление было организовано в городах и в частных владениях крупных феодалов, которым принадлежали некоторые княжества и поветы.

Во главе каждого воеводства стоял воевода, назначаемый великим князем и радой. Он руководил войском, возглавлял исполнительные органы, следил за поддержанием порядка, осуществлял правосудие в городском суде. Свою деятельность они осуществляли совместно с радами, состоявшими из местных феодалов, и при помощи своих должностных лиц: наместника, ключника, писаря.

Управление в поветах осуществлялось старостами, назначаемыми господарем и радой, сеймиками, должностными лицами (хорунжим, подстаростой, писарем и др.). Функции органов государственного управления в волостях осуществляли наместники – державцы, которым давались в держание господарские имения и замки. В деревнях представителями администрации являлись сельские войты, сотники, сорочники, десятники, у крестьян-данников –избираемые ими старцы.

Отличительной чертой управления в городах было представление им некоторого самоуправления.

Судебные органы. Высшим судебным органом в государстве был суд великого князя, в котором судили господарь и паны-рада.

В 1581 г. был издан закон об образовании высшего аппеляционного суда, избираемого шляхтой. Он стал называться Главным судом, или Главным трибуналом. Его решения принимались большинством голосов и назывались декретами.

Местными судами были: городские (замковые), земские, подкоморные, копные и войтовско-лавничьи суды.

Литовские князья с момента образования ВКЛ. стремились к захвату русских земель. Однако усиление в XIV в. Великого княжества Московского и объединение русских земель вокруг него привели к тому, что со 2-й половины XV в. в результате войн с Русью (1500—1503, 1507—1508, 1512—1522, 1534—1537 гг.) Bеликое княжество Литовское утратило Смоленск (захваченный великим князем Витовтом в 1404 году), Чернигов, Брянск, Новгород-Северский и др. русские земли. Рост антифеодальных выступлений в землях Великого княжества Литовского, обострение внутриклассовых противоречий, стремление к экспансии на Восток, а также неудачи в Ливонской войне 1558 — 1583 против России привели к объединению ВКЛ с Польшей по Люблинской унии 1569 г. в одно государство — Речь Посполитую.

Одной из главных причин объединения стала неспособность Литовского государства собственными силами отражать наступление с востока. В 1514 году московское войско разгромило литовцев под Смоленском, вернув этот исконно русский город в свое владение, а в 1563 году войска Ивана Грозного взяли Полоцк. Чем дальше, тем больше слабеющее государство Литовское нуждалось в помощи, которая исходила от Польского королевства.

В результате была создана польско-литовская конфедерация и Литве был навязан строй дворянской республики - уникальная, не бытовавшая до этого времени в мире форма управления государством, закрепившая власть дворянства, его право на выбор короля. Этот строй не мешал развитию экономики и культуры, но очень ослабил военную мощь государства.

По Люблинской унии южная половина Литовского государства была прямо присоединена к Короне. Некоторые земли ВКЛ, особенно белорусские, становятся ареной жесточайшего противоборства между Москвой и Варшавой. Войны, эпидемии, неурожаи нанесли страшный удар мощи Великого княжества Литовского, от которого страна так и не смогла оправиться.

3 мая 1791 года Конституция Речи Посполитой, вторая в мире после Конституции США, ликвидировала федеративное утройство и уничтожила самостоятельность Великого княжества. Однако по мнению литовских историков не 1791-ый, а 1795-ый год, год третьего передела Речи Посполитой стал последним, когда окончательно была закрыта первая страница истории Литовского государства, в результате включения территории и населения Литвы в состав Российской империи.

В середине ХVIII века внутренняя анархия в Речи Посполитой стала настолько явною и тяжелою, что соседние правительства с особым вниманием следили за ходом польско-литовских дел и были готовы к вмешательству в случае окончательного разложения государства.

Из самой Польши и Литвы шел призыв к такому вмешательству. Так, к императрице Екатерине II в начале ее царствования обратился Белорусский епископ (Георгий Конисский) с мольбою о защите православного населения в Речи Посполитой, которое подвергалось не только насилию и поруганию, но и систематическому преследованию властей (так запрещалось не только строить, но и исправлять православные церкви; цензура православных церковных книг поручалась католикам; были установлены поборы с православных в пользу католического духовенства; православные были подчинены церковному католическому суду; у русских православных людей было отнято право занимать общественные должности и быть депутатами на сейме).

В результате вмешательства Екатерины II в польско-литовские дела особым законом в 1767 году было постановлено, что диссидентская шляхта (православная и протестантская) уравнивается с католическою во всех правах, кроме выборов короля, которым мог стать только католик. Исполнение этой реформы было обеспечено в 1768 году особым трактатом Речи Посполитой с Россией, по которому императрица Екатерина обещала в будущем охранять без всяких изменений государственный строй Польши и Литвы. Это обещание устанавливало как бы протекторат России над Речью Посполитой.

Недовольная таким поворотом дел католическая шляхта образовала ряд конфедераций "за веру и свободу" и стала вести вооруженную борьбу против православных, чем вызвали против себя восстание так называемых "гайдамаков", которые начали громить католиков, уничтожая целые города (г. Умань). В Польше началась смута, которая в результате вмешательства соседних государств - России, Австрии и Германии была подавлена. Это привело к первому разделу Речи Посполитой в 1773 году, в результате которого к России отошла Белоруссия.

Новая Конституция Речи Посполитой, которая несомненно улучшала политический строй государства, но привела к междоусобице. В итоге ‑ между Россией и Пруссией в 1793 году произошел второй раздел Польско-Литовского государства, а после восстания генерала Тадеуша Костюшко в 1795 году - третий и последний раздел Речи Посполитой, после которых территория Литвы и Курляндии отошли к России.

После победы над Наполеоном император Александр I на Венском конгрессе добился от союзных государств согласия на присоединение к России герцогства Варшавского под именем "Царства Польского", которому было предоставлено особое политическое устройство, определенное "Учредительной хартией" 1815 года. Царство Польское имело свою особую армию, представительную власть в виде двухпалатного сейма. Исполнительная власть сосредотачивалась в руках наместника, который стоял во главе совета министров.

Тем не менее, польские патриоты стремились к большей свободе, мечтая восстановить Речь Посполитую в ее старых пределах - "от моря до моря". Под влиянием французской и бельгийской революций в 1830 году в Варшаве началось открытое восстание, которое распространилось и на литовские земли.

В 1831 году восстание было подавлено, и особою грамотою, получившей название "Органического статута" (1832 г.) был определен новый порядок управления польскими землями. Варшавский и Вильнюсский университеты были закрыты, правительство приняло меры для уменьшения польского влияния на литовских землях. Было конфисковано много земель у мятежных польских владельцев и передано в русские руки, улучшен быт православно-русских крестьян, дан ход делу присоединения к православной церкви "униатов", инициатором которого стал один из униатских архиереев - епископ Литовский Иосиф Семашко. В течение ХIХ века уния прекратилась везде.

Итог польского движения 1830-1831 гг.: в Западной Руси, на территории которой располагалась Литва, польскому влиянию был нанесен тяжелый удар.

В ходе преобразований в России, проводимых императором Александром II, Царству Польскому в 1861 году было предоставлено самоуправление.

Но, желая полной государственной самостоятельности, польские патриоты решились на открытый мятеж. В январе 1863 года в условленный день в разных местах Польши и Литвы повстанцы напали на русские войска, и началась война.

Революционный демократ А.И.Герцен стал на сторону польского восстания и в своем "Колоколе" призывал русских офицеров соединиться с поляками и вместе с ними бороться под лозунгом "за нашу и вашу свободу". В Литве, подавить мятеж было поручено М.Н.Муравьеву, который в течение полугода с твердостью и беспощадностью, доходившей до жестокости, подавил восстание поляков и литовцев. К лету 1864 года во всем Царстве Польском был водворен порядок. Руководители восстания в Литве Калиновский и Сераковский были публично казнены в Вильнюсе на площади Лукишкес.

В Литве началась усиленная работа М.Н.Муравьева над уничтожением польского преобладания на литовско-русских землях. Он хотел достигнуть того, "чтобы не было и малейшего повода опасаться, что край вновь может когда-либо сделаться польским". С этой целью он возвышал русскую народность и православие, поддерживал русское духовенство, в администрацию допускал лишь русских людей, создал русскую колонизацию и русское землевладение в крае, устраняя враждебный России польский, а вместе с ним и литовский, элемент.

Преследование польских и литовских помещиков и духовенства за прикосновенность к мятежу, гонения на польский и литовский языки в школах и публичных местах создали Муравьеву репутацию деспота в тех кругах, которые испытывали от него притеснения, и глубокое уважение русских в Западном крае за его патриотизм, ум, твердость и прямоту, с которыми он стремился к обрусению некогда литовско-русского, потом польско-литовского края.

Право. На ранней стадии развития княжества в каждой местности (земле) действовало свое местное обычное право, а также нормы Русской Правды, международных договоров и церковное право.

С конца XIV в. получает развитие писанное право в виде специальных грамот – привилеев, направленных на обеспечение прав отдельных лиц, групп и даже всего класса феодалов. Они подразделялись на общеземские, действовавшие на территории всего государства, областные, данные жителям только одной какой-либо земли (области), волостные, городские и персональные.

В 1468 г. был издан Судебник, в котором были кодифицированы нормы уголовного и уголовно-процессуального права, направленные на защиту феодальной собственности.

В первой четверти XVI в. была осуществлена работа по систематизации местного права, которая завершилась в 1529 г. изданием на белорусском языке первого в Европе свода законов – Статута Великого княжества Литовского. В нем содержалось свыше 240 статей, систематизированных в 13 разделов. В них излагались нормы, относящиеся к государственному, гражданскому, земельному, уголовному, процессуальному праву. В 1566 г. был издан второй судебник, состоявший из 14 разделов и 367 статей, закрепивший социально-экономические и политические изменения в государстве. В 1588 г. издается третий Статут, который действовал на территории Белоруссии и Литвы до 1840 г.

Государства в Северо-Восточной Прибалтике в XVIII вв. В результате немецко-датского завоевания на территории нынешних Латвии и Эстонии образовалась Ливония. Это было объединение клерикально-феодальных государств и городов. В Ливонии фактически не было верховного сеньора (сюзерена). Каждый из крупных сюзеренов, или ландсгерров, имел свое войско и выступал самостоятельно во внешнеполитических отношениях, обладал высшей судебной властью в пределах своих владений, правом на чеканку своей монеты.

Ландсгерры, отдавая часть земель в лен своим вассалам, образовывали иерархическую структуру землевладения.

Взаимоотношения ливонских властей между собой и с иностранными государствами базировалось преимущественно на принципах " кулачного права ".

Всеобщий ландтаг Ливонии объединял шесть феодальных государств, в т.ч. Ливонский орден, датские владения в Северной Эстонии, земли Рижского архиепископа.

Большое значение в управлении Ливонией имели церковь и различные корпорации (рыцарские ордена, гильдии, цехи).

В XV ‑ XVI вв. политическое влияние орденского государства стало ослабевать, чему способствовало его поражение в битве под Грюнвальдом в 1410 г., реформаторское движение в Германии и Ливонии в XVI в.

В результате Ливонской войны (1558-1583 гг.) ливонское феодальное государство распалось.

Общественный строй Ливонии характеризовался господствующим положением завоевателей. Класс феодалов формировался в основном из немецких захватчиков. Латышские и эстонские земли перешли в руки епископов и ордена, а также на праве лена их вассалам. Местные землевладельцы были лишены политических прав.

Постепенно развилась особая группа вассалов-рыцарей, которая сохраняла свои привилегии вплоть до XIX в.

Право местного населения Ливонии не ушло дальше обычного. Немцы принесли с собой развитое право, создали законодательство, опирающееся на принципы германского права.

Для Ливонии характерна правовая пестрота. Существовало рыцарское, городское, крестьянское право, большое значение имело каноническое и рецептированное римское право.

В XIV в. было на основе Саксонского зерцала составлено Ливонское зерцало. Кроме того в Прибалтике действовало несколько занесенных из западноевропейского ленного права сборников рыцарского права. Немцы кодифицировали местное обычное право, приспособив его в качестве крестьянского права. Оно включало в себя нормы гражданского, уголовного и процессуального права. В XIV ‑ XV вв. было издано несколько сборников крестьянского права Ливонии.

После распада Ливонии за счет выделения земель к югу от Даугавы образовалось Курляндское герцогство. Оно с самого начала попало в вассальную зависимость от польско-литовского короля Сигизмунда II Августа.

В герцогстве установилась дворянская анархия. Свою власть курляндские дворяне осуществляли через Курляндский ландтаг, который был узкосословным органом.

Пользуясь своей силой, дворяне превратили лены в аллоды, т.е. частную собственность, превратившись, таким образом, в неограниченных господ на своих землях. Их вассальной обязанностью было выставление определенного числа воинов в войско герцога, они приносили присягу ему и признавали его судьей в своих спорах.

Дворяне были освобождены от таможенных и акцизных сборов, им предоставлялось право торговли и корчмарства. Над своими крестьянами они имели всю полноту власти.

Пределы эксплуатации ограничивались лишь физическими возможностями крестьян и опасениями, что работники могут просто разбежаться. В Курляндии преобладала барщинная система. Наряду с барщиной применялся и оброк, как натуральный, так и денежный.

В Курляндии имелась небольшая группа " свободных землевладельцев ". Это обычные крестьяне, подчиняющиеся не имению, а непосредственно гауптману.

Городское население было малочисленным. Городов было мало, и они были небольшими. Первоначально они все принадлежали герцогу, но затем постепенно некоторые из них стали получать магдебургское право, т.е. самоуправление.

Таким образом, в Курляндии сложился достаточно четкий сословный строй, которому соответствовала и государственная организация. Сформировалась также правовая система, состоящая из дворянского (рыцарского), городского и крестьянского права.

Государство и право Украины и Молдавии. К концу XIV в., ослабленная монголо-татарским нашествием и золотордынским игом, значительная часть южнорусских земель была захвачена Польшей, Венгрией и Молдавским княжеством. В состав Великого княжества Литовского были включены Восточная Волынь, Подолия, Киевщина, Чернигово-Северщина.

В ходе борьбы между феодалами соседних государств за установление господства на Украине в соответствии с Люблинской унией 1569 г. большая часть украинских земель оказалась под властью Речи Посполитой. Территория Украины была разделена на воеводства во главе с польскими воеводами.

Власть магнатов (родовитая, наиболее богатая знать) и шляхты (дворяне) на Украине приняла особенно грубые формы. В первой половине XVII в. наблюдается рост магнатского и шляхетского землевладения, источниками которого являлись королевские пожалования, насильственный захват земель, находящихся в пользовании казаков, крестьян и мещан. Одновременно с магнатско-шляхетским росло и монастырское землевладение.

В тоже время резко ухудшилось положение украинских крестьян, в основной массе попавших в крепостную зависимость. Феодалы увеличивали барщину и оброк.

Значительно ухудшилось положение и основной массы казаков, прежде всего тех, кто попал в реестр, т.е. не был зачислен на службу. (Реестр ограничивался 6 тыс. чел.).

Городские низы, прежде всего ремесленники и мелкие торговцы, отбывали различные повинности.

В 1648-1654 гг. на Украине развернулась всенародная освободительная война, в результате которой было создано Украинское государство.

Её началом послужило восстание запорожского казачества во главе с Б. Хмельницким. В ходе войны на значительной части территории Украины был ликвидирован государственный аппарат Речи Посполитой и осуществлялся процесс формирования украинской государственности. Власть на освобожденной Украине в своих руках сосредоточила казацкая старшина и другие местные феодалы. Это осуществлялось с помощью гетманского правления и полково-сотенного устройства.

Высшими органами власти являлась Войсковая (генеральная) рада, которая решала важнейшие политические, военные и хозяйственные вопросы. Право участия в раде имели все казаки, но фактически этим правом пользовались только генеральная (высшая), полковая и сотенная старшина, часть рядового казачества. Рада выбирала гетмана и генеральную старшину, смещала с этих должностей, осуществляла верховный суд.

Постепенно вся власть сосредоточилась в руках гетмана. Он руководил войсками, утверждал решения генерального суда, возглавлял старшинскую администрацию, подписывал универсалы, приказы, соглашения и другие правовые акты. При гетмане состояла Постоянная Рада, в которую входили генеральная старшина и часть полковников. Она была совещательным органом.

Вторым по значению органом власти была Рада генеральной старшины (генерального уряда). В ее состав входили: генеральный (войсковой) писарь, генеральный казначей, хорунжий, бунчужный, обозный, генеральные есаулы и судьи. Все чины генерального ряда избирались на Войсковой раде.

В военно-административном отношении территория Украины делилась на полки, которых в 1649 г. было 16, а в 1650 г. – 20. Административным центром каждого полка был наиболее развитый на данной территории в экономическом и культурном отношении город. Полковник управлял полком с помощью полковой старшины, которая назначалась им самим или избиралась казаками.

Каждый полк делился на сотни, которыми руководил сотник и сотенная старшина. Их выбирали казаки. В полковые и сотенные города назначался городовой атаман. В городах действовали и некоторые органы самоуправления: магистраты и ратуши.

Судебная система не была отделена от администрации.

8 января 1654 г. на Переяславской раде было принято решение о воссоединении Украины с Россией. В состав России вошли Левобережье, Слободская Украина, Киев и Запорожье.

Право. После воссоединения Украины с Россией там долгое время действовали нормы обычного казацкого права, признанные царским правительством. Оно касалось прежде всего установления военно-административного порядка и суда, владения землей, купли-продажи движимого имущества, отдельных преступлений и наказаний.

На территории Украины действовали и некоторые нормы польско-литовского законодательства, особенно Литовский статут 1588 г.

В городах действовали нормы магдебургского права и его разновидности – хелмского права.

В судебной и административной практике применялись переработанные сборники магдебургского права и прежде всего сборник "Порядок". После воссоединения Украины с Россией одним из источников права стали законодательные акты царского правительства и правовые нормы местной украинской власти.

Таким образом, воссоединение Украины и России имело важное историческое значение для будущего нашего Отечества. Оно укрепило могущество и международный авторитет централизованного Российского государства, усилило его внешнеполитические позиции. Народ Украины был избавлен от национального и религиозного гнета со стороны панской Польши, от угрозы поглощения Турцией.

Земли Молдавии в IX-XIII вв. были заселены восточнославянскими племенами: тиверцами и угличами, входили вначале в состав Киевского, а затем Галицкого княжества.

К концу XII – началу XIII вв. относятся первые упоминания о романизированном населении на территории Молдавии – волохах. В течение многих веков, постепенно у волохов карпатско-дунайских областей складываются две родственные народности – валашская и молдавская. Социально-экономические предпосылки молдавской государственности складывались в недрах Древнерусского государства.

В 1359 г. в результате восстания в Трансильвании под руководством молдавского феодала Богдана венгерский король признал независимость Молдавского княжества. Так возникло первое молдавское государство.

Международное положение Молдавии в XIV-XV вв. было очень сложным. Особенно велика была угроза со стороны Турции. В 1456 г. Молдавия вынуждена была платить дань (харач) султану, поставлять продовольствие, лошадей, скот.

С начала XVI в. в Молдавии на долгое время установилось господство турок. В этих условиях молдавский народ видел возможность избавления от турецкого ига только при помощи России. В 1711 г. молдавский господарь Дмирий Кантемир заключил договор с Петром I о союзнических отношениях. Однако неудача Прутского похода Петра I не позволила реализовать его.

В результате русско-турецкой войны 1787-1791 гг. по Ясскому миру к России была присоединена территория между Бугом и Днестром, а по Бухаресткому мирному договору 1812 г. – территория между Днестром и Прутом, названная позже Бессарабией.

Общественный строй. Господствующим классом в Молдавии были землевладельцы. Наиболее крупные из них именовались боярами, или панами. Самым богатым землевладельцем был господарь Молдавии.

Боярам принадлежали крупные земельные владения с феодально зависимым населением. Они имели право на монополии (боналитеты): на мельницу, ловлю рыбы, пасеку и т.п. Бояре делились на великих и малых. Все они владели вотчинами с правом передачи их по наследству, освобождались от податей и повинностей, могли занимать государственные должности. К классу феодалов относились и слуги: дворяне, составлявшие основной контингент войска господаря. За службу они получали поместья. С XVI в они носили название куртяне.

Важное значение в феодальном обществе имело духовенство. Они были служителями культа, занимали государственные должности, имели обширные земельные владения.

Крестьяне делились на две группы: государственных и частновладельческих. Первая группа сохраняла большие права. Вторая – отбывала барщину, платила феодалу десятину (джиму), судилась у него.

В XVI-XVIII вв. существовала небольшая категория юридически свободных крестьян-общинников – резеши. Они пользовались правом распоряжаться своей землей, вплоть до отчуждения.

Холопы. В их число входили военнопленные, главным образом татары, лица, осужденные за тяжкие преступления, неисправимые должники, цыгане.

Городское население. По своему социальному положению делилось на несколько разрядов. Самыми богатыми были купцы, которые объединялись в гильдии. Другая часть – ремесленники, объединенные в цеховые организации.

Государственный строй. Все должности в государственном аппарате замещались представителями господствующего класса феодалов.

Господарь. Первым назвал себя так воевода Александр Добрый (1400-1432). Власть господаря до начала XVI в. была неограниченной. Он издавал грамоты, подписывал договора с иностранными государствами, ему принадлежала высшая судебная и военная власть. С 1552 г. господари стали избираться боярством и утверждаться турецкими султанами. Назначенные Турцией господари – фанариоты были лишены права содержать свое войско и вести внешнюю политику, но имели широкие полномочия внутри страны. Они управляли Молдавией свыше 100 лет. При господаре находилась канцелярия во главе с логофетом.

Боярская Рада. При помощи ее господарь осуществлял власть. В ее состав входили представители крупных феодалов – светских и духовных. После установления турецкого владычества она получила название диван.

Органы центрального управления. Государственные должности выросли из обязанностей личных слуг господаря. Непосредственным его помощником был ворник (дворецкий) – управляющий всем двором господаря. В XV в. было два ворника – один на севере, другой на юге страны. Ему подчинялись все остальные слуги господаря.

Местное управление. Молдавия делилась на округа (волости или цинуты), которых было 18-22. Во главе округов стоял наместник господаря – пырколаб или староста. Он обладал административными, фискальными, судебными полномочиями в пределах цинут. Военно-служилыми людьми командовали великие вэтавы цинутов (в последующем – капитаны).

Резешские общины и города пользовались самоуправлением.

Суд в Молдавии не был отделен от администрации. Все органы управления выполняли одновременно и судебные функции.

Право. Основными источниками были обычаи. Некоторые правовые нормы содержались в жалованных грамотах господарей. Немаловажное значение для формирования молдавского права имели договоры с иностранными государствами и акты господарской канцелярии – хрисовулы, касавшиеся различных вопросов правовой жизни и государственного управления.

Применялись в Молдавии и нормы византийского права (Шестикнижье – сокращенные переработки Прохирона, византийского сборника права IX в., Синтагмы Матвея Властаря и др.).

Первый свод молдавских законов – Уложение, был составлен и утвержден в 1646 г. при господаре Василии Лупу. Оно послужило основным источником Валашского свода законов 1652 г.

Таким образом, общественный, государственный строй и право феодальной Молдавии были аналогичны этим институтам, сложившимся у других народов в соответствующую эпоху.

Государство и право у народов Закавказья. В конце XIV века власть монголов в Закавказье пала в результате крушения державы Хулагидов. Однако вслед за тем Закавказье оказалось в сфере деятельности Тимура.

Тем не менее, в XV в. восстанавливаются и существуют Государство Ширван, грузинские царства и княжества. Тогда же Закавказью начинает угрожать Турция. В этих условиях грузинские правители ищут помощь у европейских единоверцев и в России. Кахетинский царь Александр (1476 – 1511 гг.) первым послал своих представителей в Москву в 1491 году.

В 1564 г. армяне и грузины обратились за помощью к Ивану IV, но он, поглощенный своими войнами, не смог помочь южным соседям.

В начале XVI в. на территории Южного Азербайджана и Персии возникло персидское государство Сефевидов. В результате персидско-турецкого соперничества турки захватили все Закавказье. Захватчикам помогали постоянные раздоры между различными правителями закавказских царств и княжеств.

Закавказские народы видели в России свою спасительницу от персидской и турецкой агрессии. Закавказские монархи постоянно обращались к российским царям с просьбами о все более тесном объединении. В 1653 году российское подданство приняла Имеретия.

Однако Россия была недостаточно сильна, чтобы реально осуществлять сеньориальную власть над присоединившимися землями, защитить их от захватчиков. В 1724 году она признала всю Грузию владением Турции. Только в самом конце XVIII – XIX вв. Закавказье постепенно переходит под власть России.

В XIV – XVIII вв. государственность, хотя по большей части в форме феодальной зависимости от Персии или Турции, имела в основном Грузия, раздробленная на множество царств и княжеств. В меньшей степени это можно сказать и об Азербайджане. Армения в это время своей государственности вообще не сохранила.

Грузинское государство и право. Общественный строй незначительно отличался от того, какой был в России. Класс феодалов распадался на крупных – дидебулов, в последствии именовавшихся тавадами, средних – азнауров, делившихся на более мелкие группы, мелких феодалов – мсахури, подобных русским тиунам.

В городах жили купцы и ремесленники. Верхушка купечества использовалась для различных государственных поручений в международных сношениях. Городские ремесленники объединялись в цехи.

Сословие крестьян (глехов) постоянно расширялось за счет посаженных на землю военнопленных, обедневших мсахури и т.п.

Сословный строй в Грузии особенно четко оформляется к XVIII веку.

Подобно Руси в Грузии существовало две формы феодального землевладения: вотчина и поместье.

Сложная иерархия имела место и среди духовенства. Во главе грузинской церкви стояли два первосвященника, которые назывались католикосами, ‑ картлийский и абхазский. По своему правовому положению они приравнивались к царям. Ниже их стояли архиепископы, митрополиты, епископы и пр. Самый низ духовенства составляли простые священники, приравненные к третьестепенным азнаурам.

Городское население делилось на четыре разряда. Первоклассные купцы приравнивались к второклассным азнаурам, торговцы последнего разряда – к крепостным крестьянам. Самый низший слой составляли деклассированные городские элементы, именовавшиеся глахаками.

Крестьяне делились на разряды. Верхушку их составляли крестьяне царского домена, которые освобождались от барщины и оброка, но несли воинскую повинность. Основная масса крестьян исполняла обычные феодальные повинности – барщину и оброк.

Государственный строй. Вопрос о форме грузинского государства в истории остается до конца не решенным. Видимо она оставалась раннефеодальной монархией. Других стадий феодализма она так и не достигла.

Форма государственного единства определялась отношениями сюзеренитета-вассалитета. Единого государства создать так и не удалось. Большую часть времени грузинские государства были вассалами персидских или турецких монархов.

Все грузинские государства были монархиями. Их правители осуществляли законодательную, исполнительную и судебную функции. В Грузии судебными полномочиями обладали и царицы, которые считались вторым по рангу судьей, но судили только по гражданским делам и в пределах своих доменов.

Судебными правами обладали царевичи по поручению царя или царицы. Они судили по гражданским и уголовным делам, причем выезжали на место.

При царице Тамаре был учрежден Дарбази – Государственный совет. В нем заседали крупнейшие князья, представители высшей администрации, правители областей – эриставы.

Менее важные вопросы решались в совете визирей и других сановников – Саавизиро. Функции отдельных визирей были разделены.

Местное управление осуществляли наместники царя – эриставы и эриставы эриставов. Они обладали широкими полномочиями, в том числе военными и судебными. В последующем они были заменены моуравами, чиновниками с меньшими правами.

Судебная система. Гражданский процесс осуществляли моуравы. Их суд был коллегиальным. Дидебулы и азнауры в своих вотчинах имели иммунитетные права по суду.

В Грузии были специальные должностные лица, выполнявшие судебные функции – мдиванбеги. Они действовали в Тбилиси и других городах. Они судили как единолично, так и коллегиально. В конце XVIII века было создано «Собрание судей Грузии».

В Грузии также существовал церковный суд. Судебные функции выполняли настоятели монастырей, священники, епископы, католикос, церковный собор. В XVIII веке был создан специальный орган – дикстерия, в который вошли 14 представителей церковной верхушки.

Церковный суд занимался делами духовных лиц, подвластных церкви людей, рассматривал имущественные отношения, семейные дела, проступки против религии и церкви, недостойное поведение священнослужителей и т.п.

В Грузии также существовала вотчинная юстиция. Феодалы обладали широкими судебными полномочиями по отношению к своим крестьянам. Из их юрисдикции исключались только дела об убийствах и преступлениях против центральной власти.

Право. В Грузии были созданы крупные памятники права. Первым таким актом стали Законы царя Георгия V Блистательного, созданные в XIV веке. В них излагались нормы уголовного и процессуального права. Они предназначались преимущественно для горских племен, где сильным было влияние обычного права.

Большое значение имели законы Самцхе-Саатабаго князем Бека и его внука Агбуга. В них содержатся нормы развитого феодального права. В середине XVI – начале XVII веков были изданы Законы каталикосов.

Самым крупным памятником права Грузии являются Законы Вахтанга VI, созданные в 1703-1709 гг. Они объединили законы Моисеевы, византийские, армянские, католикосовы, царя Георгия V, Беки и Агбуги. Сборник завершался разделом, подготовленным самим Вахтангом – Уложение Вахтанга. В них содержались по преимуществу нормы уголовного и процессуального права.

Азербайджанское государство и право. В XVI в. персы захватили Ширван и сделали его своим наместничеством. Такая же судьба постигла другие азербайджанские и дагестанские княжества — Ганджинское, Дербентское и пр. Подобно Грузии, Азербайджан становится ареной борьбы между Персией и Турцией, но в XVIII в. сначала Петру I, а затем Екатерине II удается взять под свою руку часть Азербайджана. Впрочем, эти земли были скоро снова потеряны.

Общественный строй. В азербайджанских княжествах он был сходен с грузинским, хотя, конечно, имелись и свои заметные особенности. Сословная структура здесь была менее четкой. Тем не менее, как и в Грузии, класс феодалов распадался на не сколько категорий. Верхушку его составляли ханы, которых можно разделить на владетельных и титулярных.

Первые стояла во главе ханств, а вторые были просто носителями титула, полученного от персидских шахов. Ниже ханов стояли беки — средние и даже мелкие феодалы. Они были потомственными и личными, т.е. не передающими свой титул по наследству. Беки обладали обычными правами феодалов, а главной обязанностью их была военная служба, на которую они приходили со своими нукерами — военными слугами.

Духовенство, как и во всех мусульманских странах, пользовалось большим влиянием и привилегиями. В частности, оно распоряжалось так называемыми вакуфными землями, получая с них основательные доходы.

Крестьяне тоже делились на различные категории. Верхушка их несла минимальные крестьянские повинности, но зато должна была служить в войске в качестве нукеров. Основная масса крестьян несла обычные феодальные повинности и была фактически прикреплена к земле, хотя шариат и не признавал крепостного права. Часть крестьян не имела своей земли и работала на господской в качестве издольщиков, подобно псковским изорникам.

В Азербайджане сохранились и рабы, но, как и русские холопы, они использовались преимущественно для домашних услуг.

Государственный строй. Как и в Грузии, азербайджанские земли не были объединены в единое государство. В XVI в. здесь существовали Ганджинское, Шекинское, Ширванское (Шемаханское), Кубинское, Бакинское, Карабахское, Нахичеванское ханства, находившиеся в вассальной зависимости от Персии. Феодальная раздробленность Азербайджана, как и Грузии, обусловливалась недостаточным экономическим развитием, слабостью экономических связей, поэтому даже постоянная внешняя угроза не могла сплотить Азербайджан.

Сведения о государственном механизме азербайджанских ханств очень скудны. Конечно, система органов власти и управления в разных ханствах различалась, но если обобщить, то можно отметить некоторые характерные черты. Во главе каждого государства стоял хан, который имел при себе несложный административный аппарат.

При ханах из его приближенных беков обычно создавался своеобразный совет, который часто назывался диваном. Правой рукой хана был визирь.

Во всех азербайджанских государствах существовала должность назира — главного казначея. Существовали также должности церемониймейстера, шталмейстера и другие, на которые назначались в зависимости от их уровня беи и нукеры. Как видим, здесь еще присутствует дворцово-вотчинная система, свойственная раннефеодальному государству.

Местное управление. Административно-территориальными единицами — махалами управляли должностные лица, носившие разные наименования. Они обладали финансовыми и полицейскими функциями, а также приводили в исполнение судебные приговоры.

Городами управляли специальные должностные лица — калантары. Селения возглавляли старшины — юзбаши. Должности местных управителей постепенно стали наследственными. Оплачивались они по системе кормления, хотя, в отличие от русских кормленщиков, занимали свои должности постоянно.

Государственные финансы складывались из податей и таможенных пошлин, собиравшихся специальными должностными лицами.

Армия. Войска азербайджанских ханств состояли из ханской дружины, а также из ополчений ханских вассалов — беков и меликов.

Право определялось, как и в предыдущий период, прежде всего системой шариата. При этом, в Азербайджане сложились два течения мусульманства — суннитское и шиитское. Сохранялся, однако, и адат — обычное право, имевшее соответственно более архаичный характер. Адат применялся в большей мере к земельным отношениям и в уголовном праве, в меньшей — в сфере обязательственного, наследственного и семейного права.

Имело значение и законодательство персидских шахов и турецких султанов, вассалами которых были те или иные азербайджанские ханы. Эти законы назывались фирманами. Свои законодательные акты издавали и азербайджанские ханы.

Государство и право Средней Азии. Государство Тимура и тимуридов (XIV-XV вв.). Если для Закавказья Тимур был лишь иноземным захватчиком, то для Средней Азии его держава была частью собственной истории. Это государство сложилось в XIV в. в условиях борьбы внутри монгольской аристократии. Его основой были земли, входившие в Чагатайское государство.

Еще в 40-е гг. XIV в. закончился процесс разделения улус Чагатая на две части: Моголистан (так называли свои земли кочевники Семиречья и Кашгара) и Чагатайское государство в Мавераннахре. Оба государства враждовали друг с другом. Тимур yкрепился в Чагатайском государстве, где он ранее был предводителем военной дружины.

В 1370 г. войско и приближенные Тимура провозгласили его единственным правителем Чагатайского государства. Тимур, проводя политику объединения Мавераннахра, в то же время начал осуществлять один за другим грабительские походы, применяя жестокую систему устрашения покоренных народов, которая принесла много зла не только Средней Азии, но и народам, проживающим за ее пределами.

В конце XV в. государство Тимура распалось на две части: Мавераннахр с центром в Самарканде и южную часть с центром в Герате. В южную часть входили Хорезм, Хорасан и часть современного Афганистана.

Образовав огромную империю, Тимур раздавал целые районы и области на правах суюргала [37] своим внукам, сыновьям и отличившимся бекам. Эта империя не была прочной, она держалась на жестокости и силе войска Тимура.

После смерти Тимура (1405 г.) в стране началась борьба за власть между его потомками — тимуридами. Былая империя постепенно распадалась. В Средней Азии усилилась феодальная раздробленность.

Общественный строй империи характеризуется наличием двух антагонистических классов — феодалов (ханы, инаки, аталыки, беки, сеиды, ходжи, ахуны) и феодально зависимых крестьян. Продолжали существовать и рабы.

Для Средней Азии была характерна тесная связь феодального землевладения с владением водой. Наряду с земледелием работы по сооружению и очистке ирригационной сети ложились тяжелой повинностью на плечи дехканства.

При Тимуре сложился довольно разветвленный аппарат государственного управления. Сам эмир был типичным феодальным правителем-деспотом. При эмире существовал совет, состоявший из представителей высших слоев общества (родственников Тимура, представителей высшего духовенства, высших должностных лиц — вазиров, диван-бегов и др.).

В этот период была создана сильная военная организация, построенная, как у монголов, по десятичной системе: десятки, сотни, тысячи, тумены (10 тыс.). Органами отраслевого управления были вазираты: по делам гражданского населения, по делам военнослужащих (сипаев), по внешним сношениям, по финансовым делам и т.д. Областями, округами, городами, уездами и кишлаками управляли местные правители — беки, хакимы, арбобы.

Бухарское ханство. В конце XV в. на территории оседлых земледельческих районов Средней Азии с севера устремились кочевые племена, основная масса которых называлась узбеками. В XVI в., используя междоусобицы тимуридов, кочевники-узбеки захватили среднеазиатские земли и образовали здесь государство с центром в г. Бухаре. Оно вошло в историю как Бухарское ханство.

Общественный строй. Завоеватели не изменили экономической основы здешнего общества, они восприняли тот уклад жизни, который сложился до их прихода. К этому периоду в Средней Азии не были еще изжиты тяжелые последствия монгольского нашествия, сказывались и последствия междоусобиц.

Население ханства занималось земледелием, скотоводством, ремеслом. Оно не было однородным в этническом и в социальном отношениях. Крупными землевладельцами были хан, члены его династии, местная и пришлая феодальная знать, мистически религиозные суфийско-дервишские братства. Глава государства считался верховным собственником государственных земель. Он обладал мюльковыми (частновладельческими) землями, которые могли отчуждаться. Своим приближенным хан раздавал земельные пожалования.

Землевладельцами являлись также мечети, медресе и другие религиозные учреждения.

Крестьяне платили налоги со всех видов имущества, со скота, с обрабатываемой земли (харадж), на содержание войска и т.д.

Продолжало существовать в ханстве и патриархальное рабство.

Государственный строй. Бухарское ханство представляло собой монархическое государство. Хан признавался носителем высшей законодательной, административной и судебной власти. Местопребыванием хана был дворец — центр государственного управления.

Совет при хане играл роль совещательного органа. Он обсуждал основные вопросы внутренней жизни и вопросы, касающиеся отношений с соседними государствами. Главной социальной опорой хана стали узбекские феодалы.

Ближайшим к хану лицом был наместник, брат хана или старший представитель самого влиятельного рода.

Во главе ханской администрации стоял «ближний и первый человек», выполнявший функции главного администратора и командующего войсками ханства.

За ними шли диван-беги – глава финансового и дипломатического дела, дворецкий, заведующий канцелярией хана, должностные лица, ведавшие сбором налогов в городах, и т.д.

Во главе областей (вилайетов) стояли хакимы и беки-правители. Вилайеты подразделялись на тумены и амолдорства во главе со своими местными правителями. В кишлаках и аулах правили аксакалы (старосты) или мингбаши.

Полицейские функции выполняли миршабы («правители ночи»). Мусульманские судьи назывались казиями. Верховный судья назывался казиколон. Кочевые племена имели своих судей-биев, рассматривающих дела на основе адата.

Кокандское ханство. В XVIII в. из состава Бухарского ханства выделилось самостоятельное государство — Кокандское ханство

Общественный строй. Кокандское ханство населяли узбеки, казахи, киргизы, кипчаки, таджики и др. Ханство являлось районом сравнительно развитого хлопководства, садоводства, шелководства и скотоводства Большая часть населения вела оседлый образ жизни, занималась выращиванием сельскохозяйственных культур. В ханстве были также кочевники-скотоводы.

Феодалы подвергали жестокой эксплуатации дехкан и ремесленников. Постройка новых оросительных каналов, развитие экономических связей с Россией обусловили расширение земледелия, посевов хлопка, что привело к некоторому хозяйственному подъему. Постепенно развивалось товарное производство как в сель­ском хозяйстве (особенно в хлопководстве), так и в ремесленной промышленности Такие города ханства, как Коканд, Андижан, Наманган, Маргилан, стали крупными торгово-ремесленными центрами.

В первой четверти XIX в. Кокандское ханство завоевало Ташкент, распространило свою власть на часть Семиречья и кочевья казахов вдоль Сыр-Дарьи.

Государственный строй. Во главе государства находился хан. Он был окружен крупной феодальной знатью и чиновниками

Ближайшим лицом к хану был мингбаши (тысяцкий). Высокими должностями считались посты казначея, военного министра, начальника полиции и т.д. При хане был совет, состоявший из приближенных к хану сановников, обсуждавший вопросы жизни и деятельности ханства.

На общественную и политическую жизнь ханства большое влияние оказывало мусульманское духовенство. Глава духовенства участвовал в обсуждении вопросов на ханском совете, его мнение во всех вопросах считалось наиболее авторитетным.

Правители на местах назывались беками и хакимами. На особом положении находился правитель Ташкента. Он назначался непосредственно ханом и носил титул беклар-беги (бек беков).

В кишлаках административная власть была представлена аксакалами (старостами) За поведением жителей и соблюдением ими норм шариата следили мухтасибы. Полицейские (курбаши) подчинялись бекам и хакимам.

Армия состояла из конных и пеших воинов. В необходимых случаях создавалось ополчение.

Судебная власть находилась в руках казиев во главе с главным судьей — казикалоном На эти должности обычно назначали представителей духовенства как знатоков шариата. Дела решались на основе шариата, или, точнее, все зависело от судьи, от толкования или понимания им норм шариата, что создавало громадные возможности для судейского произвола. Трудящихся наказывали за малейшую провинность. Широко применялись смертная казнь и телесные наказания.

Хивинское ханство. Общественный строй. В начале XVI в. Хорезм (древнее название Хивы) стал самостоятельным государством под властью узбекских ханов. Хивинское ханство включало собственно Хорезм, кочевья туркмен на Мангышлаке, северную часть Хорасана.

Как и население Бухарского ханства, население Хивинского ханства не было однородным в этническом, социальном и культурно-экономическом отношениях.

Основное население городов и земледельческих селений состояло из потомков древних жителей Хорезма. Они занимались главным образом земледелием и ремеслом.

К западу и к югу от оседлых районов ханства жили туркменские племена. Основным занятием их было скотоводство в сочетании с земледелием. В ханстве утвердились и узбекские племена, переселившиеся в Хорезм. Они вначале сохраняли кочевой образ жизни и деление на племена и роды. Постепенно происходило смешение пришлых и местных племен.

В Хивинском ханстве господствовали феодально-патриархальные отношения. В домашнем хозяйстве и на трудоемких работах использовался труд рабов. Источником рабства был преимущественно плен. Феодализм здесь, как и в Бухарском ханстве, развивался медленно и принимал застойные формы.

Тяжелый феодальный гнет усиливал экономическую разруху и обострял классовые противоречия.

Класс феодалов. Крупным землевладельцем был хан. Обширные земли принадлежали феодалам. Большое развитие получили и вакуфы.

Частью земель владело государство. Сосредоточив в своих руках пахотные земли, пастбища, скот, феодальная знать жестоко эксплуатировала крестьян. Наряду с натуральной рентой крестьяне платили сбор на содержание ирригационной сети, несли повинность по рытью каналов и их очистке, по ремонту дорог, по содержанию проходящих войсковых частей и т.д.

Государственный строй. Политический строй Хивинского ханства мало отличался от строя Бухары. Во главе государства находился хан, власть которого направлялась крупнейшими феодалами. Потомки наиболее знатных родов (инаки) руководили политикой хана.

Большим весом пользовались и беки — представители полукочевой и оседлой узбекской знати. Во главе областей и городов находились представители крупнейшей феодальной знати, зависимость которых от власти хана была слабой.

Ханство представляло собой раздробленное государство. Слабость центральной власти в Хиве позволяла вождям племен совершать грабительские набеги на земледельческое население. Это усугубляло и без того тяжелое положение земледельцев.

В начале XIX в. произошла централизация государственной власти, был учрежден верховный ханский совет, состоявший из наиболее влиятельных должностных лиц ханства. Были введены новые налоги, создан монетный двор.

Хан признавался носителем высшей законодательной, административной и судебной власти. Местопребыванием хана был дворец — центр государственного управления. Совет при хане играл роль совещательного органа. Он обсуждал основные вопросу внутренней жизни и вопросы, касающиеся отношений с соседними государствами.

Управленческий аппарат был несложным. Высшие должности распределялись ханом, назначение на должности сопровождалось ханским ярлыком. Все государственные посты находились в руках знатных лиц из числа землевладельческой аристократии и мусульманского духовенства.

Первым помощником хана считался кушбеги — правитель оседлого населения южной части ханства и блюститель поступления податей. Затем шел глава оседлого населения северной части ханства. Должность диван-беги была равна управляющему канцелярией ханства; ишан-раис был блюстителем порядка; ясаул-ба ши — начальником войска; миршаб — начальником полиции, мирзабоши ведал иностранными делами и т.д.

Ханство делилось на бекства и наибства. В XIX в территория ханства была разделена на 20 бекств, которыми управляли беки или хакимы, и два наибства, управлявшиеся наибами. Как беки и хакимы, так и наибы назначались и смещались ханом.

Судебная власть была сосредоточена в руках мусульманского духовенства. Судопроизводство характеризовалось устным и гласным рассмотрением дел, отсутствием коллегиальности, устным приговором.

Государство и право Казахстана. Возникновение Казахского ханства явилось закономерным ито­гом социально-экономических и этнополитических процессов, протекавших на территории Казахстана в XIV-XV вв. Оно возникло в середине XV в. в ходе феодального распада Белой и Золо­той Орды и окрепло к концу XVI в.

Предпосылками его образования явились формирование казахской народности, укрепление местной казахской феодальной аристократии, которая захватила руководство и власть почти над всеми казахскими племенами и сумела, базируясь на опыте предшествующих столетий, создать основы государственности в кочевых условиях.

Созда­нию Казахского государства благоприятствовали и внешнеполитические условия. Юго-восточный сосед казахов — Моголистан, заинтересованный в ослаблении узбеков, в надежде использовать Казахстан против них оказал покровительство новому государству.

Около 1454 г. султаны Джанибек и Гирей — потомки Джучи — откочевали с подвластными им племенами из пределов Узбекского ханства на территорию Семиречья и вступили в вассальные отношения с Моголистанским ханством. Тем самым было положено основание новому Казахскому ханству.

В дальнейшем во владении этих султанов и их преемников оказались новые племенные группы кочевников, бежавшие из Узбекского ханства и других мест под защиту Казахского государства или просто насильственно присоединенные к нему.

Первоначально на территорию, занятую казахскими племена­ми и родами, образовавшими свою государственность, распространялась власть моголистанских ханов. По мере укрепления казахской государственности, происходившего в ожесточенной борьбе с соседним сильным Узбекским ханством, Казахское ханство превращалось в самостоятельное государство. Особого расцвета оно достигло в XVI в. при ханах Касыме (1511-1523) и Хакназаре (1538-1580). В это время Казахское ханство фактически вело самостоятельную внутреннюю и внешнюю политику. Хан Касым порвал связи вассальной зависимости от Моголистана.

Одновременно границы Казахского ханства постепенно продвигались на запад, к северу и северо-востоку. Основная масса кочевых племен Дешт-и-Кыпчака, а после распада Ногайской Орды (середина XVI в.) и племена ее восточной части признали над собой власть казахских ханов.

Так оформились самостоятельное Казахское ханство и казахская народность, хотя это ханство никогда не представляло собой единого экономического и политического целого. В первой половине XVII в. оно вообще распалось на три самостоятельных ханства: Старшую, Среднюю и Младшую орды, в основе которых находились так называемые жузы.

Жуз представлял собой отдельный обширный район, по которому в течение всего года могли кочевать, сменяя по сезонам свои пастбища и стоянки, сразу несколько больших племенных объединений. Старший жуз (или орда) находился в Семиречье, Средний занимал Центральный Казахстан, а Младший представлял собой третий, замкнутый район, расположенный в Западном Казахстане.

Распад Казахского ханства на три орды (жуза) был закономерным. Лишь на короткое время при хане Тауке (1680-1718) почти вся территория и все казахские племена и роды были собраны под его властью. Объединение казахских жузов при Тауке-хане было вызвано не экономическими причинами, а военно-политическими. Ему удалось преодолеть раздробленность страны ввиду опаснос­ти, грозящей от джунгар — воинственных соседей казахов. После смерти Тауке-хана Казахское государство снова распалось на три самостоятельных жуза. Младший и Средний жузы и меньшая часть Большого жуза в XVIII в. добровольно присоединились к России. Во второй половине XIX столетия в состав России вошел весь Казахстан.

Присоединение Казахстана к России имело прогрессивное значение. Оно избавило Казахстан от разорительных и истребительных нашествий агрессивных соседей. Под влиянием более передовой русской экономики и культуры ускорилось развитие производительных сил Казахстана, были ликвидированы феодальные междоусобицы» промышленность и формироваться рабочий класс. Появились первые светские очаги культуры и просвещения, и вместе с ними родилась и окрепла национальная прогрессивная и демократическая интеллигенция.

Общественный строй. В Казахстане шел процесс формирования патриархально-феодальных отношений, основой которых было экстенсивное кочевое скотоводство. Казахское общество делилось на два основных класса: феодалов (ханы, султаны, бии — родовая феодальная знать, баи, мусульманское духовенство) и крестьян-скотоводов — шаруа.

Феодалы. В руках класса феодалов была сосредоточена собственность на средства производства — землю и на основную массу главного богатства кочевников — скот. Феодалы имели политическую власть, пользовались многочисленными правами и привилегиями.

Высшей феодальной аристократией являлись ханы и султаны. Феодальная казахская аристократия царевичей составляла один господствующий обширный род потомков Джучи — сына Чингисхана. Этот род ставил себя выше всех остальных феодальных групп казахского общества. Он один был вправе выдвигать из своей среды ханов и султанов-правителей. Представители этого привилегированного рода имели право на самый большой выкуп и вознаграждение при защите своей личности и т.д. Они старались не вступать в браки с другими феодалами, если последние не про­исходили из сословия царевичей.

Другую и самую многочисленную часть феодалов составляли бии. В русских источниках их называли «дворянством черной кости». Как родовые старейшины и племенные вожди бии выделялись еще в древние времена в среде коренных казахских родов. Постепенно они превратились в наследственную аристократию. Бии распоряжались родовыми кочевьями и, как правило, владели большими стадами скота.

Значительной частью господствующего класса в казахском обществе было байство — богатые скотовладельцы незнатного происхождения. Они имели полную возможность не только беспощадно эксплуатировать членов родовых и аульных общин, но и оказывать значительное влияние на внутреннюю и внешнюю политику биев, султанов, ханов. Наиболее богатые баи часто добивались почетного звания бия, переходили в состав аристократии и получали право занимать должности родоначальников, аульных старшин и судей.

Особую группу казахских феодалов составляла военная знать - батыры. Батыром мог стать как аристократ-султан, так и бий, а в редких случаях и отдельные выходцы из баев и даже из простого народа. Батыры — руководители военных дружин, отличившиеся в войнах против джунгар и других внешних врагов, в межродовых столкновениях и борьбе, — обычно находились на службе ханов и наиболее влиятельных султанов. Нередко батыры оказывали сильное влияние на внутреннюю и внешнюю политику ханства.

Особое положение в среде господствующего феодального класса занимало мусульманское духовенство —ходжи, ишаны и муллы. Ходжи — потомки основателей исламской религии, ишаны и муллы — священнослужители, подготовленные в религиозных учебных заведениях, главным образом Средней Азии.

Ходжи и муллы непосредственно обслуживали господству­ющий класс казахских феодалов, были тесно связаны с ним общи­ми интересами эксплуатации народа.

Крестьяне-шаруа. Основную массу трудящихся в Казахстане составляли шаруа — крестьяне, главным занятием которых было скотоводство. Кроме того, они выполняли все работы по домашнему ремеслу, были хлебопашцами в земледельческих районах Казахстана.

Положение шаруа определялось прежде всего тем, что они были привязаны к определенным родо-племенным общинам, выход из которых по экономическим и политическим условиям был для них почти невозможен. Они несли ряд повинностей перед родовой и аульной общиной, являющихся, по существу, повинностями перед своими феодалами: ханом, султаном, бием, аксакалом — и заключавшихся в пастьбе скота феодала, охране его, рытье колодцев, устройстве водопоев, зимовок и т.д. Кроме того, шаруа уплачивали хану ежегодно 1/20 часть своего скота (зякет), а в земледельческих районах 1/10 часть урожая своего поля, делали всевозможные подношения — живой скотиной, мясом.

Шаруа по своему составу не были однородными. Кроме мелких хозяев-скотоводов — рядовых шаруа, в казахском обществе имелись другие социальные группы трудящихся, находившиеся в различных степенях зависимости от феодальной верхушки и богатых сородичей.

Существовали также кулы — рабы из взятых в плен калмыков или представителей других народностей или купленные на восточных базарах. Положение раба характеризовалось тем, что по обычному праву за его убийство господин не нес никакой ответственности. Труд рабов применялся преимущественно в домашнем хозяйстве феодалов.

Государственный строй. Казахское государство представляло собой своеобразную ранне-феодальную монархию с характерными для условий кочевого хозяйства особенностями.

Первой такой особенностью было почти полное отсутствие организации населения по территориальному признаку. Внутри каждого жуза отдельный род или племя, подразделение рода, аул перемещались в течение года по огромной территории, делая в год переходы до 1 тыс. км. В пределах своего жуза каждый род и даже аул более или менее точно знали свой кочевой путь

Вместо территориальной организации населения сохранилась со времени общинно-родового строя родовая организация. Однако она, во-первых, в течение веков раздиралась классовыми противоречиями, а во-вторых, она не представляла собой организацию, основанную на строго кровном принципе.

Другой важной особенностью Казахского государства было наличие у него наряду с двумя основными функциями, свойственными всякому эксплуататорскому государству, еще функции распределения пастбищ и организации кочевого скотоводческого хозяйства.

Хан. Казахские ханы считались преемниками власти Чингисхана и всегда происходили из господствующего рода его потомков — чингизидов. Хан выбирался съездом феодальной знати (султанов, биев) из числа братьев хана или других его близких родственников. Власть хана не регламентировалась каким-либо законом. Ему принадлежало право высшего распоряжения кочевьями.

Хан был главой вооруженных сил государства и выступал в качестве предводителя феодальных ополчений во время войн. В обычное время хан имел постоянный отряд вооруженных людей, состоявший из его тюленгутов. Как самые богатые феодалы ханы могли содержать значительные отряды тюленгутов и свободных джигитов, которые использовались для оказания давления на вассалов и для усмирения народных масс.

По отношению к подвластному населению хан осуществлял верховную судебную власть. Вместе со своими высшими вассалами он устанавливал различные налоги и поборы с населения.

Хан представлял государство перед внешним миром. Какого-либо аппарата управления казахский хан не имел, кроме так называемого ордынского бия, игравшего роль визиря, помощника хана. Поэтому свою власть в подвластных султанам родах, в родах биев и в аулах он мог осуществлять лишь через самих феодалов.

Совет биев. Для решения вопросов о новых законах, военных, наиболее важных судебных и других делах с XVII в. ханы созывали биев от наиболее влиятельных родов, жузов. Совет биев был постоянным совещательным органом при хане, что свидетельствовало о большом влиянии родоначальников на хана.

Съезды казахской знати. Появление этого высшего феодального учреждения, характерного для феодально раздробленных ханств, относится еще ко времени их образования. Такие съезды созывались редко, обычно в мае и в октябре — ноябре. На них решались наиболее значительные вопросы государственной жиз­ни, в первую очередь о распределении кочевий и зимовок, о войне и мире. Съезды знати часто происходили в присутствии больших толп народа. Поэтому в источниках съезды иногда называются народными собраниями, хотя в действительности народ почти никакого участия в них не принимал.

Султаны. Прямыми вассалами ханов были их родственники по принадлежности к одному и тому же господствующему роду — султаны. Свои владения в виде определенного числа родов султаны получали непосредственно от хана.

Султаны обладали огром­ной властью над подчиненными им родами: распоряжались их кочевьями, требовали от биев предоставления войск во время внут­ренних и внешних войн, выполняли различные дипломатические поручения от имени хана. У султанов имелись свои вооруженные отряды, состоявшие из тюленгутов и джигитов.

Бии — старшины родов и аулов. Бии аулов избирались аксакалами — главами наиболее зажиточных и авторитетных семей аула, а бии рода — биями аулов. Выборы проходили при пассивном участии одноаульцев и родичей и почти всегда из среды самых влиятельных и богатых.

Биям принадлежала исключительно большая власть над подвластными им одноаульцами и родичами. Бии как предводитель рода или аула руководил и распоряжался их кочевьями, возглавлял ополчение аула или рода, судил своих родичей, собирал с них различные поборы, принуждал исполнять судебные приговоры и решения султанов и хана.

Бии часто использовались ханом в качестве послов в иностранные государства, привлекались к участию в совете хана и в съездах казахской знати. Со времени Тауке-хана некоторые бии отошли от управления родами и аулами и стали исполнять исключительно судейские функции.

Организация правосудия. Судебные функции в Казахстане осуществляли ханы, султаны и бии. Ханы и султаны разбирали наиболее важные уголовные и гражданские дела: о межродовых и межаульных распрях и спорах, об убийствах представителей высшей феодальной знати, споры между султанами и т.д. Крупные дела рассматривались с участием наиболее знатных биев.

Право. Главным источником казахского феодального права был веками создававшийся устный обычай — адат. Такая форма права более всего соответствовала особенностям экономического и политического развития казахского общества, в течение многих веков ведущего кочевой образ жизни, при почти сплошной неграмотности населения. Обычное право отличалось архаичностью и противоречивостью, что предоставляло большие возможности для самого произвольного его толкования.

При Тауке-хане было проведено упорядочение обычного права. Созданная им Жеты-Жаргы (Семь уложений) не была писаным правом, а представляла собой собрание устных пословиц и изречений, которые обязан был знать каждый бий-судья и вообще всякие старшина и аксакал казахских родов, отделений и аулов.

Нормы обычного права, в том числе и Жеты-Жаргы, постоянно пополнялись и совершенствовались в процессе судебной деятельности ханов, султанов и особенно биев-судей. Судебные приговоры и решения наиболее авторитетных и знаменитых биев приобретали значение обязательного для аналогичных дел судебного прецедента и включались в состав действующих норм обычного права.

Другой формой правотворческой деятельности биев-судей были так называемые положения нескольких биев (эреже) о том, какими именно нормами обычного права они будут руководствоваться при рассмотрении определенных судебных дел. Подобные эреже становились источниками права.

Посредством судебных прецедентов и эреже казахские бии внесли в обычное право под влиянием мусульманского духовенства некоторые нормы шариата, жестоко каравшие за отступления от требований ислама.

Гражданское и семейное право. Право частной собственности на землю по представлениям казахов вплоть до XIX в. отсутствовало. Пастбища по обычному праву казахов считались общей собственностью. Фактически же вся земля в казахских ханствах была собственностью хана и султанов. За нее они получали феодальную ренту в виде всевозможных податей. Зимовки уже в XVIII в. находились в частном владении феодалов.

В обычном праве не получили юридического оформления нормы купли-продажи, дарения, наследования земли и др. Практически скотоводов, кочующих на огромных пространствах, интересовало лишь два вида отношения к земле: право распоряжения кочевьями-пастбищами и право захвата свободных или незанятых кочевий-пастбищ, водопоев и т.д. Все эти права принадлежали монопольно классу казахских феодалов. Хан, члены ханского рода — султаны, родовые старшины — бии, аксакалы крупных родов и аулов — были носителями права распоряжения кочевьями подвластного им населения.

На остальные средства производства, в том числе на скот, и на средства потребления в Казахстане с незапамятных времен существовала частная собственность. Однако она по обычному праву была существенно ограничена патриархальными нормами.

Так, не только сын у отца, но даже племянник у дяди имел право брать трижды без разрешения любую вещь из его имущества и делать ее своей собственностью. По законам Тауке-хана знаком частной собственности на скот была семейная тамга.

Обязательственное право. По казахскому обычному праву большинство договорных и деликтных обязательств было тесно связано с обязанностями членов родовой или аульной общины друг перед другом и перед самой общиной, т.е., по существу, перед ее главой — феодалом.

В связи со слабым развитием обмена, неграмотностью населения и отсутствием недвижимого имущества договоры по обычному праву казахов заключались исключительно устно. Наиболее распространенными видами договоров являлись мена, заем, ссуда скотом.

Семья представляла собой ячейку аула, состоявшего из нескольких родственных семей и зависимых пастухов, обедневших сородичей и семей рабов. Богатые феодалы образовывали несколько аулов — старшей жены, выделенных детей. В этих случаях несколько аулов составляли семейно-аульную общину.

Казахская семья не являлась хозяйственно обособленной ячейкой, она была связана с родственными семьями. Обычное право, определяя круг родственников, исходило из принципа экзогамии[38] до седьмого колена родства. Семьи, входившие в круг экзогамного родства, сохраняли хозяйственное и общественное единство. Имущественные и иные споры внутри этой семьи не были подсудны бийскому суду.

Главой семьи считался отец, муж; жена (жены), дочери и даже матери были ограничены в правах. Муж и отец распоряжались всем имуществом семьи, но не в ущерб интересам семьи, рода.

В несколько более привилегированном положении находилась старшая жена — байбише. При наличии веских оснований с разрешения суда аксакалов она могла оставить мужа и уйти к своим сородичам. Такого права не имела молодая жена (токал).

В основном же обычное право не предусматривало правового ограничения младших жен, они были принижены морально, поскольку чаще всего были незнатного происхождения. Однако право и обычаи предусматривали возрастание калыма за вторую и последующих жен, если они являлись выходцами из привилегированных семей.

Обычным правом регламентировалось и правовое положение детей. Нормами обычного права не ущемлялись имущественные права второй жены и ее детей. Разграничивались права сыновей и дочерей, законнорожденных, усыновленных и детей, рожденных от рабынь.

Дочь, выданная замуж, не могла претендовать на наследство родителей и родственников; родители могли засватать дочь, не спрашивая ее согласия; незамужней дочери причиталась половина наследственной части, полагающейся сыну.

Основным (коренным) наследником считался младший сын (кеньже), он получал все оставшееся имущество отца после выделения старших сыновей. Усыновленные дети приравнивались к родным детям усыновителя. Дети, усыновленные из другого рода, имели право только на часть наследства и могли вернуться в свой род.

Незаконнорожденные дети были бесправны, после смерти матери переходили в ее отцовский род, где также были отверженными. Дети, родившиеся от раба и свободной женщины, считались свободными, но должны были «находиться в услужении у того семейства, к которому принадлежал отец их», т.е. оставались полусвободными.

Обычное право знало древний институт тамырства[39]. Люди из разных родов заключали договор тамырства, по которому они становились друзьми-братьями, обязывались взаимно помогать, считались как бы членами семейства. Этот договор мог быть в определенных случаях прекращен. При нарушении условий тамырства дело разбиралось в суде биев, который мог применить различные имущественныее санкции.

Браки, согласно обычному праву, заключались по нормам, сходным с регулированием имущественных сделок. Возраст вступления в брак женщин нормами не устанавливался.

Договор о браке заключался родителями, нарушение их воли невестой или женихом каралось сурово, вплоть до «предания смерти».

Брак считался юридически состоявшимся после уплаты калыма — вознаграждения, выкупа за невесту. Смерть невесты или жениха не освобождала стороны от выполнения договора — выдавалась замуж другая дочь или женихом выступал брат покойного. Нормы обычаев не определяли количество приданого, но кибитка, головной убор должны были находиться в числе приданого.

Размер калыма нормами обычного права подразделялся на три разряда, границы которых не были твердо установлены. Наиболее часто повторялись в нормах права такие размеры калыма: высший калым равнялся 77, средний — 47, низший — 17 лошадям.

Расторжение браков по адату допускалось по воле мужа в случае неверности жены или ее «непочтительности». В этом случае муж отправлял жену к ее родителям, «снабдив лошадью и частью приданого». Если муж решил развестись с женой без ее вины, то должен был отпустить ее вместе с детьми, возвратив приданое.

Бесправие женщин ярко проявлялось в институте аменгерства. По этому пережитку левирата[40] вдова по истечении года после смерти мужа могла выйти замуж за одного из братьев мужа, именовавшихся аменгерами. Норма адата считала аменгером старшего брата покойного, но если вдова предпочитала младшего, то последний платил выкуп обойденному брату.

Наследование по завещанию казахское обычное право не знало. Имущество и скот наследовали дети, братья, родители, ближайшие родственники, а также жены. Вдова могла получить в наследство 1/8 часть, а незамужние дочери — половину от доли сыновей. Обычаями регламентировалось наследование дочерьми (при отсутствии сыновей), наследование выделенными и невыде­ленными сыновьями, детьми от старших и младших жен. В случае смерти жены, не имевшей детей, часть приданого возвращалась ее родителям.

Ата-мурасы, т.е. имущество, приобретенное по наследству, у казахов считалось наиболее надежной формой собственности, в от­личие от собственности, приобретенной путем калыма, барымты.

Уголовное право. В казахском обычном праве особенно много норм было посвящено наказаниям за преступные деяния.

В казахском адате отсутствовали общие понятия преступления и наказания. Почти до XIX в. у казахов вместо понятия «преступление» употреблялись понятия «дурное дело», «дурное поведение».

Формально под преступлением в обычном праве понималось нанесение преступником материального и морального ущерба потерпевшему. Фактически же здесь подразумевались лишь те действия, которые причиняли вред экономическим и политическим интересам феодалов и нарушали установленный правопорядок.

Виды преступлений. В законах хана Тауке наиболее тяжкими и опасными преступлениями считалось убийство, особенно феодалов, похищение и изнасилование женщины, изобличенное прелюбодеяние (особенно со стороны жены), повторная кража скота.

Однако целый ряд деяний против жизни, здоровья, имущества представителей трудящихся классов в казахском адате почти до середины XIX в. не признавался преступным. В адате убийство господином своего раба, мужем жены-прелюбодейки, побои и насилия старшин и биев в отношении рядовых членов родовой общины не рассматривались как преступления.

Виды наказаний. В качестве наказаний применялись смертная казнь, выкуп за убийство, штраф, отдача в рабство, телесные и позорящие наказания.

Самостоятельный казах или богатый родовой и аульный коллектив могли откупаться скотом, то для бедных казахов, бедных аулов и родов система выкупов была одной из причин разорения.

Процессуальное право. Процесс в Казахстане следует признать, очевидно, состязательным, причем рассмотрение гражданских и уголовных дел не различалось.

Суд биев являлся основной судебной властью. Но не всякий бий-родоначальник мог одновременно быть и бием-судьей. Для этого нужно было хорошо знать казахский адат и зарекомендовать себя в качестве объективного судьи.

Судебный процесс мог начаться только по инициативе истца или потерпевшего, которые обращались к избранному ими бию, стороны приглашали также по одному посреднику. Бий не имели права отказаться от разбирательства, если даже одной из сторон были их родственники.

Исполнение решения суда биев возлагалось непосредственно на истца; за уклонение от исполнения судебного решения общественное мнение осуждало не столько самого ответчика, сколько его родичей, родоправителей.

В древние времена возник институт барымты как средство (способ) обеспечения реализации реше­ния суда или иной законной претензии, не выполняемых ответст­венной стороной. Барымта означала угон скота виновного, его влиятельного родственника или аула.

Казахское государство, как видим, заметно отличалось от других феодальных государств. Его особенности определялись кочевым, экстенсивным методом ведения хозяйства, низким уровнем развития производительных сил.

Своеобразно право феодального Казахстана, основанное преимущественно на обычае. Народные обычаи, порожденные веками борьбы с природой, целесообразными в своей основе, были использованы феодалами в корыстных целях, став нормами обычного права.

Таким образом, освобождение от монголо-татарского ига не привело к полному восстановлению государственности народов Казахстана и Средней Азии.

Монголо-татарских завоевателей вскоре сменили орды Тимура, создавшего империю, в которую входили среднеазиатские и закавказские земли. После распада империи Тимура активная роль перешла к северным кочевникам, действия которых привели затем к созданию новых государств — Бухарского, Хивинского, несколько позже Кокандского и Казахского ханств.

Среднеазиатские ханства стали полиэтническими государствами, очень разнородными в хозяйственном, социальном и политическом отношениях. Тем не менее, все три ханства имели общие черты общественного, государственного строя и права. Наиболее важной особенностью было господство ислама и мусульманского духовенства, наложившее четкую печать на всю общественную, политическую и правовую системы.


<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
В России | Становления и развития абсолютной монархии
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 611; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.