Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основные отрасли педагогической науки




Связь педагогики с другими науками

Педагогика теснейшим образом связана со всеми науками, занимающимися изучением человека: философией, социологией, информатикой, психологией, медициной, анатомией, школьной гигиеной, физиологией высшей нервной деятельности, генетикой, этнологией, экологией личности и др.

Философия определяет методологические подходы в объяснении педагогических явлений и процессов, место воспитания в развитии общества, дает знание об общих законах развития природы, общества, теорию познания (гносеологию).

Социология объясняет влияние среды на формирование личности, законы развития социальных групп и социальных отношений.

Психология - наука, без которой педагогика вообще не могла бы развиваться и выводить законы и правила. Психология изучает и раскрывает особенности психики растущего человека, помогает понять, как происходит процесс становления личности, сущность воспитания и обучения.

Информатика, изучая современные информационные технологии, учит правильно использовать их в педагогическом процессе, компьютеризация которого идет бурными темпами.

Медицина, анатомия, школьная гигиена, физиология высшей нервной деятельности, генетика обогащают педагогику знаниями о физиологии и генетике человека, помогающими лучше понять индивидуальные особенности психики каждого воспитанника, рекомендациями о том, как в процессе организации учебно-воспитательного процесса, сохранить и укрепить здоровье детей. Это естественно - научная база педагогики.

Этнология позволяет осознавать и учитывать в процессе воспитания и обучения народные, национальные особенности характера воспитанников, использовать традиции и практику народных методов обучения и воспитания.

Экология личности, экология среды - новые научные отрасли, ко­торые изучают закономерности и возможности сохранения личности, причинения ей вреда, создания условий для полного раскрытия ее потенциальных сил и возможностей.

Педагогика связана с другими науками по разным направлениям: творческое освоение научных идей других дисциплин (синергетика, кибернетика и др.); применение научных методов других наук (мате­матическое моделирование, социологические опросы и др.); использование результатов исследований, полученных различными науками (психология, антропология, физиология и др.); совместное решение общих проблем (обучение шестилеток, лечебная педагогика и др.).

 

Развивающаяся система педагогических наук складывается из совокупности педагогических отраслей и дисциплин.

Её главные разделы: основы педагогики, дидактика - теория обучения, теория воспитания, управление образовательными системами.

Дошкольная педагогика, педагогика начальной школы, педагогика средней школы, педагогика высшей школы занимаются вопросами воспитания и обучения в зависимости от возраста.

Воспитание и перевоспитание правонарушителей - цель педагогики исправительно-трудовых учреждений (пенитенциарная педагогика).

Получили дальнейшее развитие такие педагогические отрасли, как музейная, театральная, инженерная, военная, спортивная, музыкальная, производственная педагогика.

Свой предмет изучения имеют педагогика дополнительного и профессионально-технического образования.

Обучение и воспитание детей с физическими и психическими особенностями - задачи специальной педагогики, состоящей из тифлопедагогики - обучения и воспитания слабовидящих и слепых, сурдопедагогики - обучения и воспитания детей с дефектами слуха, олигофренопедагогики - работы с умственно отсталыми, логопедии - педагогики постановки речи глухих и слабослышащих.

Есть педагогические дисциплины, развивающиеся как межпредметные, на основе межнаучной интеграции: социальная педагогика, философия воспитания и образования, история педагогики, сравнительная педагогика, социология, образования.

Частные методики (предметные дидактики) предназначены для исследования Специфики применения общих закономерностей обучения к преподаванию отдельных учебных предметов.

Народная педагогика это исторически сложившаяся совокупность педагогических сведений и воспитательного опыта, сохранившихся в устном народном творчестве, героическом эпосе, правилах поведения и воспитания, обычаях, обрядах, традициях, детских играх и игрушках. Ее ценности способствуют формированию национального самосознания у подрастающего поколения, развитию у него понимания роли своей нации, этноса в мировой культуре.

Религиозная педагогика - направление, изучающее вопросы воспитания и обучения подрастающего поколения в традициях той или иной религии; христианства, ислама, иудаизма и др.

К новым направлениям Можно отнести такие, как гуманистическая педагогика, педагогика культуры, педагогика прав человека, педагогика ненасилия и др.

Кроме того, в систему педагогических наук входят как традиционные, так и новые направления в педагогике.

Гуманистическая педагогика - направление в современной теории и практике воспитания, возникшее в конце 1950-х – начале 1960-х гг. в США как выражение идей гуманистической психологии. На Западе наиболее яркими ее представителями являются К. Роджерс, Р. Барт, Ч. Ратбоун и др. Основная тенденция этого педагогического направления - придать образованию личностно-ориентированный характер, преодолеть авторитаризм в воспитании и обучении, сделать процесс освоения учащимися знаний, умений и навыков эмоционально окрашенным. Она решает свои задачи путем создания эмоционально стимулирующей школьной учебной среды, поощрения инициативы учащихся, установления конструктивных межличностных отношений в классе; разработки образовательных программ, максимально развивающих потенциал и творческие способности учащихся; совместного обсуждения учителем и учащимися проблем познавательного процесса и способов его оценки, отказа от использования отметки как форма давления на учащихся. Такое построение педагогического взаимодействия позволяет использовать различные формы учебной работы - от гибких и спонтанных на этапе самоопределения учащихся и формирования у них познавательных интересов до достаточно жестких, опирающихся на устойчивую мотивацию и потребности детей.

Педагогика ненасилия - педагогика, утверждающая принцип ненасилия (т.е. признания ценности человека и его жизни, отрицания принуждения как способа решения политических, нравственных, экономических, межличностных проблем и конфликтов) в сфере обучения и воспитания подрастающего поколения. Прогрессивная педагогика всегда следовала идеям гуманизма, последовательно выступала против физического и духовного принуждения личности. Педагог, занимающий позицию ненасилия, способен не раздражаться, не обижаться, эмоционально устойчив, уверен в себе, обладает позитивной открытостью, преодолевает собственный эгоцентризм, терпим к чужому мнению и другому человеку, умеет сдерживать свою агрессивность и формировать в сознании намерения, связанные с ненасильственным действием, положительно оценивает, детей, снижает у них уровень напряженности тревожности и страхов.

Педагогика сотрудничества - направление, возникшее в отечественной педагогике в середине 1970-х гг и возродившее прогрессивные гуманистические идеи. Ее основные положения: отношения сотрудничества и взаимодействия с воспитанниками, учение без принуждения, идеи трудной цели, опоры, свободного выбора, опережения, самоанализа и самооценки, создания высокого интеллектуального фона в классе, личностного подхода.

Педагогика культуры - новое направление в педагогике, изучающее значение и специфику организации культурной среды конкретного образовательного учреждения в общей воспитательной системе.

Педагогика информационно-кибернетическая - педагогика, разрабатывающая вопросы управления информационными потоками в современном образовании и введения ребёнка в мир информации.

Дородовая педагогика - направление, изучающее управление различными факторами, влияющими на внутриутробное разлитие, психики плода. Оно возникло на основе признания того факта, что внешняя среда влияет на развивающийся плод (перинатальное развитие психики).

Антропогогика - обучение, воспитание и развитие человека на протяжении всего жизненного пути.

Кондутивная педагогика - направление педагогической деятельности, ориентированной на работу с детьми-инвалидами и детьми с ограниченными возможностями. Автор - венгерский ученый А. Пето, основное внимание она уделяет медико-педагогической коррекции, направленной на выработку самостоятельной активности и независимости ребенка. Занятия в группах по 6-7 человек всегда проводит один человек - кондуктор, владеющий базовыми знаниями по медицине, педагогике, лечебной гимнастике, психологии, психотерапии и т. д.

Педагогика права - педагогика, занимающаяся изучением вопросов воспитания и обучения, построенных на принципе: права человека абсолютны, интересы государства относительны.

Реабилитационная педагогика - это комплексная дисциплина, основанная на медицинских, психологических и дефектологических знаниях, занимающаяся вопросами педагогического воздействия на больного или труднообучаемого и трудновоспитуемого ребенка, подростка для корректирования его поведения, оптимизации эмоционального состояния, интеллектуальной деятельности, ликвидации педагогической запущенности, благодаря чему происходит восстановление Нормальных целей, механизмов и ресурсов развития ребенка.

Лечебная педагогика - отрасль педагогики, разрабатывающая медицинские и учебно-воспитательные приемы и средства, имеющие целью выправление (коррекцию) характера и личности аномальных и трудных детей. Одним из первых этот термин ввел В.П. Кащенко.

Педагогика рассматривается как наука и как искусство. Когда речь идёт о теоретических аспектах воспитания и образования, педагогика выступает как наука. Если же говорить о педагогической деятельности воспитателя и педагога по воплощению теоретических положений на практике, педагогика трансформируется в искусство.

В работе воспитателя огромное значение имеет творчество, вдохновение, импровизация и интуиция, своеобразное педагогическое чутье. Она по многим своим аспектам близка к деятельности, актера, поэтому элементы театральной педагогики изучают в педагогических заведениях при подготовке педагогических кадров.

Таким образом, педагогика - часть общей культуры человечества. Разрабатываемые ею концепции воспитания, и образования имеют научно-педагогическую и общекультурную ценность.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 1235; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.