Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Какие особенности можно выделить в унитарном государстве, какова его бюджетная система?




Унитарное государство - это единое централизованное государство, состоящее из различных административно-территориальных единиц (округов, областей, краев и т. п.), не имеющих в своем составе других государств или государственных образований.

Можно выделить следующие основные особенности унитарного государства:

1)структурными единицами такого государства являются районы, города, края, области и другие административно-территориальные образования. Степень их зависимости от центральной власти может быть различной. С этой точки зрения они подразделяются на:

централизованные - существует достаточно высокая степень зависимости регионов от центральной власти (Франция, Турция и др.);

децентрализованные - структурные образования наделяются значительно более высокой компетенцией, однако собственным суверенитетом не обладают (Италия, Япония и др.);

2)существует единая для всей страны система высших представительных, исполнительных, судебных и контрольных органов. Степень подконтрольности органов административно-территориальных образований opганам центральной власти зависит от степени централизованности унитарного государства.

В унитарных государствах бюджетная система состоит из двух уровней:

-государственный бюджет;

-местные бюджеты.

Доходы и расходы местных бюджетов не входят в федеральный бюджет, формируются и используются территориями самостоятельно.

Федерация (объединение, союз) характеризуется следующими чертами:

1)федерация состоит из различных государственных образований(республики, штаты, провинции, земли и др.), являющихся субъектам федерации и имеющих свое собственное административно-территориальное деление;

2)предполагается существование двух систем высших органов власти:

федеральные органы - осуществляют свои полномочия и функции на всей территории страны;

органы членов федерации - осуществляют свои полномочия в пределах своей территории. Разграничение предметов ведения и полномочий центра и субъектов осуществляется, как правило, путем их закрепления в конституции. Кроме того, в отдельных государствах, в частности в Российской Федерации, имеют место двусторонние договоры о разграничении экономических полномочий между центром и конкретным субъектом федерации. В зависимости от объема полномочий различных субъектов федерации их подразделяют:

- симметричные—субъекты равноправны;

- асимметричные - субъекты неравноправны (Россия);

Субъекты федерации могут иметь свою конституцию, систему законодательства, иногда - судебную систему. При этом запрещается создавать свои вооруженные силы и вводить региональные деньги;

Государственное управление осуществляется с помощью двухпалатного федерального парламента, верхняя палата которого формируется из представителей субъектов федерации и призвана выражать их интересы;

Федерации могут строиться по трем признакам:

-национальному;

-национально-территориальному;

-территориальному.

В основе построения может лежать как один признак, так и их совокупность (Российская Федерация).

В федеративных государствах бюджетная система является, как правило, трехуровневой:

-государственный бюджет (федеральный бюджет или бюджет центрального правительства);

-бюджеты членов федерации (штатов, земель, провинций и пр.);

-местные бюджеты.

Все бюджетные уровни существуют самостоятельно и не входят по доходам и расходам в вышестоящие бюджеты.

Консолидированный бюджет - это свод бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации.

Такой объединенный бюджет законодательными органами не утверждается и используется для аналитических и статистических целей.

Целевой бюджетный фонд - это фонд денежных средств, образуемый в соответствии с законом РФ на основе и в составе бюджета за счет доходов целевого назначения или в порядке целевых отчислений от конкретных видов доходов и иных поступлений, используемых по отдельной смете.

Бюджетный кодекс РФ дает следующий перечень принципов построения бюджетной системы:

принцип единства бюджетной системы - основан на единстве правовой базы и форм бюджетной документации на всех уровнях бюджетной системы;

принцип разграничения доходов и расходов между уровнями бюджет- ной системы. Это означает закрепление определенных видов доходов за федеральным Центром, субъектами Федерации и местным самоуправлением;

принцип самостоятельности бюджета. Это право различных уровней власти на самостоятельный бюджет и бюджетный процесс;

- принцип сбалансированности бюджета - доходы бюджета должны соответствовать расходам бюджетов;

- принцип полноты отражения доходов и расходов бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов означает, что все доходы и расходы и иные обязательные поступления подлежат отражению в бюджетах всех уровней в полном объеме;

- принцип достоверности бюджета, из которого следует надежность и реалистичность расчета доходов и расходов бюджета;

- принцип гласности означает открытость для общества принятых законов о бюджетах;

- принцип эффективности и экономности расходования средств. Означает, что при составлении и исполнении получатели бюджетных средств должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема денежных средств;

- принцип общего покрытия расходов предусматривает, что все расходы должны покрываться общей суммой доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита;

- принцип адресности и целевого характера бюджета. Означает, что свободные средства, выделяемые в распоряжение конкретным получателям, могут использоваться только по целевому признаку.

В процессе функционирования бюджетной системы возникают отношения между вышестоящими и нижестоящими звеньями, которые называются межбюджетными отношениями по вертикали бюджетной системы. Это отношения между федеральным бюджетом и бюджетами субъектов Федерации, между областным (республиканским) бюджетом и бюджетами муниципальных образований. Причем в первом случае отношения носят название бюджетного федерализма, во втором - бюджетной самостоятельности.

Бюджетные отношения внутри бюджетной системы возникают также по горизонтали, когда по поводу бюджетных средств возникают отношена между законодательной и исполнительной властями на каждом уровне.

Бюджетное планирование является важнейшей составной частью финансового планирования и подчинено требованиям финансовой политики. Бюджетное планирование страны включает в себя:

- бюджетный процесс;

- нормативно-правовую и организационную базу бюджета;

- вопросы теории и методологии составления бюджетов страны.

Бюджетный процесс представляет собой регламентированную законодательством деятельность органов власти по составлению, рассмотрению и исполнению федерального, региональных и местных бюджетов, а также по утверждению исполнения и контролю за их исполнением.

Бюджетный процесс состоит из четырех последовательных стадий:

- составление проекта бюджета;

- рассмотрение и утверждение;

- исполнение бюджета;

- составление отчета об исполнения и утверждении отчета об исполнении.

Каждая стадия имеет свое назначение, все они должны быть соблюдены и выполнены в обозначенные законодательством сроки.

В большинстве стран продолжительность бюджетного процесса составляет около трех лет.

Составление проекта бюджета, его рассмотрение и утверждение занимает около 20 месяцев. Исполнение - один год. Как правило, он совпадает с календарным и носит название бюджетного периода. Следующий за бюджетным периодом первый месяц нового года называется льготным периодом. Он предназначен для завершения операций по обязательствам, принятым в рамках исполнения бюджета. Бюджетный и льготный периоды составляют отчетный период.

Составление отчета об исполнении бюджета и его утверждение занимает около пяти месяцев.

Помимо стадий бюджетного процесса Бюджетный кодекс РФ определяет порядок осуществления государственного и муниципального контроля за исполнением бюджета, а также прописывает меры и порядок ответственности за нарушение бюджетного законодательства РФ.

Участники бюджетного процесса: -Президент РФ;

- органы государственной власти (Государственная Дума, Совет Федерации, Правительство);

- органы исполнительной власти (высшие должностные лица субъектов РФ, главы местного самоуправления, финансовые органы, органы, осуществляющие сбор доходов, и др.);

- органы денежно-кредитного регулирования (ЦБ РФ);

- государственные внебюджетные фонды;

- иные органы государственной власти.

Участниками бюджетного процесса также являются бюджетные учреждения, государственные и муниципальные унитарные предприятия, другие получатели бюджетных средств, а также кредитные организации, осуществляющие отдельные операции со средствами бюджетов.

Министерство финансов РФ наделено особыми бюджетными полномочиями:

- составляет проект федерального бюджета и представляет его в Правительство РФ, а также принимает участие в разработке проектов бюджетов государственных внебюджетных фондов;

- осуществляет методическое руководство в области составления проекта федерального бюджета и его исполнения;

- осуществляет по поручению Правительства РФ сотрудничество с международными финансовыми организациями;

- предоставляет по поручению Правительства РФ от имени Российской Федерации государственные гарантии ее субъектам, муниципальным образованиям и юридическим лицам;

- проводит проверки финансового состояния получателей бюджетных средств, в том числе получателей бюджетных ссуд, бюджетных кредитов и государственных гарантий, бюджетных инвестиций;

- регистрирует эмиссии займов субъектов РФ, муниципальных образований, государственных унитарных предприятий и федеральных казенных предприятий;

- ведет государственные книги (реестры) внутреннего и внешнего долга РФ;

- осуществляет управление государственным долгом РФ;

- организует исполнение федерального бюджета, а также бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов в случае заключения соответствующих бюджетных соглашений;

- исполняет федеральный бюджет и другие полномочия.

Бюджетный федерализм - это автономное функционирование бюджетов отдельных уровней на всех стадиях бюджетного процесса, основанное на следующих основных принципах:

- самостоятельность бюджетов разных уровней - закрепление за каждым уровнем власти и управления собственными источниками дохода, а также право самостоятельно определять направления их использования;

- недопустимость изъятия дополнительных доходов и неиспользованных или дополнительно полученных средств в бюджеты более высоких уровней;

- право на компенсацию расходов, возникших в результате решений, принятых вышестоящими органами власти и управления; право предоставления налоговых льгот только за счет собственных доходов и т. д.

- законодательное разграничение бюджетной ответственности и расходных полномочий между федеральными, региональными и местными органами власти и управления;

- соответствие финансовых ресурсов органов власти и управления выполняемым ими функциям (обеспечение вертикального и горизонтального выравнивания нижестоящих бюджетов);

- нормативно-расчетные (формализованные) методы регулирования межбюджетных отношений и предоставление финансовой помощи;

- наличие специальных процедур предотвращения и разрешения конфликтов между различными уровнями власти и управления, достижения взаимосогласованных решений по вопросам налогово-бюджетной политики.

 

Вопросы для самостоятельной работы студентов

1. Какие типы бюджетных систем существуют и каковы их отличительные черты?

2. Составьте схему взаимосвязей государственного бюджета с другими звеньями финансовой системы.

 

 

Литература

1. Гражданский кодекс Российской Федерации. Части первая, вторая, третья и четвертая. – М.: ЭКСМО, 2007.

2. Бюджетный кодекс Российской Федерации. – М.: Омега-Л., 2007.

 

Вопросы

1. Сущность государственного бюджета и его место в финансовой системе.

2. Понятие «бюджет государства».

3. Бюджетное регулирование.

4. Основные задачи бюджета.

5. Функции бюджета.

6. Бюджетная система.

7. Принципы построения бюджетной системы.

8. Бюджетный процесс и его стадии.

9. Бюджетные системы федеративных и унитарных государств.

10. Роль министерства финансов РФ в бюджетном процессе.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 891; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.