КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Какие особенности можно выделить в унитарном государстве, какова его бюджетная система?Унитарное государство - это единое централизованное государство, состоящее из различных административно-территориальных единиц (округов, областей, краев и т. п.), не имеющих в своем составе других государств или государственных образований. Можно выделить следующие основные особенности унитарного государства: 1)структурными единицами такого государства являются районы, города, края, области и другие административно-территориальные образования. Степень их зависимости от центральной власти может быть различной. С этой точки зрения они подразделяются на: централизованные - существует достаточно высокая степень зависимости регионов от центральной власти (Франция, Турция и др.); децентрализованные - структурные образования наделяются значительно более высокой компетенцией, однако собственным суверенитетом не обладают (Италия, Япония и др.); 2)существует единая для всей страны система высших представительных, исполнительных, судебных и контрольных органов. Степень подконтрольности органов административно-территориальных образований opганам центральной власти зависит от степени централизованности унитарного государства. В унитарных государствах бюджетная система состоит из двух уровней: -государственный бюджет; -местные бюджеты. Доходы и расходы местных бюджетов не входят в федеральный бюджет, формируются и используются территориями самостоятельно. Федерация (объединение, союз) характеризуется следующими чертами: 1)федерация состоит из различных государственных образований(республики, штаты, провинции, земли и др.), являющихся субъектам федерации и имеющих свое собственное административно-территориальное деление; 2)предполагается существование двух систем высших органов власти: федеральные органы - осуществляют свои полномочия и функции на всей территории страны; органы членов федерации - осуществляют свои полномочия в пределах своей территории. Разграничение предметов ведения и полномочий центра и субъектов осуществляется, как правило, путем их закрепления в конституции. Кроме того, в отдельных государствах, в частности в Российской Федерации, имеют место двусторонние договоры о разграничении экономических полномочий между центром и конкретным субъектом федерации. В зависимости от объема полномочий различных субъектов федерации их подразделяют: - симметричные—субъекты равноправны; - асимметричные - субъекты неравноправны (Россия); Субъекты федерации могут иметь свою конституцию, систему законодательства, иногда - судебную систему. При этом запрещается создавать свои вооруженные силы и вводить региональные деньги; Государственное управление осуществляется с помощью двухпалатного федерального парламента, верхняя палата которого формируется из представителей субъектов федерации и призвана выражать их интересы; Федерации могут строиться по трем признакам: -национальному; -национально-территориальному; -территориальному. В основе построения может лежать как один признак, так и их совокупность (Российская Федерация). В федеративных государствах бюджетная система является, как правило, трехуровневой: -государственный бюджет (федеральный бюджет или бюджет центрального правительства); -бюджеты членов федерации (штатов, земель, провинций и пр.); -местные бюджеты. Все бюджетные уровни существуют самостоятельно и не входят по доходам и расходам в вышестоящие бюджеты. Консолидированный бюджет - это свод бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации. Такой объединенный бюджет законодательными органами не утверждается и используется для аналитических и статистических целей. Целевой бюджетный фонд - это фонд денежных средств, образуемый в соответствии с законом РФ на основе и в составе бюджета за счет доходов целевого назначения или в порядке целевых отчислений от конкретных видов доходов и иных поступлений, используемых по отдельной смете. Бюджетный кодекс РФ дает следующий перечень принципов построения бюджетной системы: принцип единства бюджетной системы - основан на единстве правовой базы и форм бюджетной документации на всех уровнях бюджетной системы; принцип разграничения доходов и расходов между уровнями бюджет- ной системы. Это означает закрепление определенных видов доходов за федеральным Центром, субъектами Федерации и местным самоуправлением; принцип самостоятельности бюджета. Это право различных уровней власти на самостоятельный бюджет и бюджетный процесс; - принцип сбалансированности бюджета - доходы бюджета должны соответствовать расходам бюджетов; - принцип полноты отражения доходов и расходов бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов означает, что все доходы и расходы и иные обязательные поступления подлежат отражению в бюджетах всех уровней в полном объеме; - принцип достоверности бюджета, из которого следует надежность и реалистичность расчета доходов и расходов бюджета; - принцип гласности означает открытость для общества принятых законов о бюджетах; - принцип эффективности и экономности расходования средств. Означает, что при составлении и исполнении получатели бюджетных средств должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема денежных средств; - принцип общего покрытия расходов предусматривает, что все расходы должны покрываться общей суммой доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита; - принцип адресности и целевого характера бюджета. Означает, что свободные средства, выделяемые в распоряжение конкретным получателям, могут использоваться только по целевому признаку. В процессе функционирования бюджетной системы возникают отношения между вышестоящими и нижестоящими звеньями, которые называются межбюджетными отношениями по вертикали бюджетной системы. Это отношения между федеральным бюджетом и бюджетами субъектов Федерации, между областным (республиканским) бюджетом и бюджетами муниципальных образований. Причем в первом случае отношения носят название бюджетного федерализма, во втором - бюджетной самостоятельности. Бюджетные отношения внутри бюджетной системы возникают также по горизонтали, когда по поводу бюджетных средств возникают отношена между законодательной и исполнительной властями на каждом уровне. Бюджетное планирование является важнейшей составной частью финансового планирования и подчинено требованиям финансовой политики. Бюджетное планирование страны включает в себя: - бюджетный процесс; - нормативно-правовую и организационную базу бюджета; - вопросы теории и методологии составления бюджетов страны. Бюджетный процесс представляет собой регламентированную законодательством деятельность органов власти по составлению, рассмотрению и исполнению федерального, региональных и местных бюджетов, а также по утверждению исполнения и контролю за их исполнением. Бюджетный процесс состоит из четырех последовательных стадий: - составление проекта бюджета; - рассмотрение и утверждение; - исполнение бюджета; - составление отчета об исполнения и утверждении отчета об исполнении. Каждая стадия имеет свое назначение, все они должны быть соблюдены и выполнены в обозначенные законодательством сроки. В большинстве стран продолжительность бюджетного процесса составляет около трех лет. Составление проекта бюджета, его рассмотрение и утверждение занимает около 20 месяцев. Исполнение - один год. Как правило, он совпадает с календарным и носит название бюджетного периода. Следующий за бюджетным периодом первый месяц нового года называется льготным периодом. Он предназначен для завершения операций по обязательствам, принятым в рамках исполнения бюджета. Бюджетный и льготный периоды составляют отчетный период. Составление отчета об исполнении бюджета и его утверждение занимает около пяти месяцев. Помимо стадий бюджетного процесса Бюджетный кодекс РФ определяет порядок осуществления государственного и муниципального контроля за исполнением бюджета, а также прописывает меры и порядок ответственности за нарушение бюджетного законодательства РФ. Участники бюджетного процесса: -Президент РФ; - органы государственной власти (Государственная Дума, Совет Федерации, Правительство); - органы исполнительной власти (высшие должностные лица субъектов РФ, главы местного самоуправления, финансовые органы, органы, осуществляющие сбор доходов, и др.); - органы денежно-кредитного регулирования (ЦБ РФ); - государственные внебюджетные фонды; - иные органы государственной власти. Участниками бюджетного процесса также являются бюджетные учреждения, государственные и муниципальные унитарные предприятия, другие получатели бюджетных средств, а также кредитные организации, осуществляющие отдельные операции со средствами бюджетов. Министерство финансов РФ наделено особыми бюджетными полномочиями: - составляет проект федерального бюджета и представляет его в Правительство РФ, а также принимает участие в разработке проектов бюджетов государственных внебюджетных фондов; - осуществляет методическое руководство в области составления проекта федерального бюджета и его исполнения; - осуществляет по поручению Правительства РФ сотрудничество с международными финансовыми организациями; - предоставляет по поручению Правительства РФ от имени Российской Федерации государственные гарантии ее субъектам, муниципальным образованиям и юридическим лицам; - проводит проверки финансового состояния получателей бюджетных средств, в том числе получателей бюджетных ссуд, бюджетных кредитов и государственных гарантий, бюджетных инвестиций; - регистрирует эмиссии займов субъектов РФ, муниципальных образований, государственных унитарных предприятий и федеральных казенных предприятий; - ведет государственные книги (реестры) внутреннего и внешнего долга РФ; - осуществляет управление государственным долгом РФ; - организует исполнение федерального бюджета, а также бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов в случае заключения соответствующих бюджетных соглашений; - исполняет федеральный бюджет и другие полномочия. Бюджетный федерализм - это автономное функционирование бюджетов отдельных уровней на всех стадиях бюджетного процесса, основанное на следующих основных принципах: - самостоятельность бюджетов разных уровней - закрепление за каждым уровнем власти и управления собственными источниками дохода, а также право самостоятельно определять направления их использования; - недопустимость изъятия дополнительных доходов и неиспользованных или дополнительно полученных средств в бюджеты более высоких уровней; - право на компенсацию расходов, возникших в результате решений, принятых вышестоящими органами власти и управления; право предоставления налоговых льгот только за счет собственных доходов и т. д. - законодательное разграничение бюджетной ответственности и расходных полномочий между федеральными, региональными и местными органами власти и управления; - соответствие финансовых ресурсов органов власти и управления выполняемым ими функциям (обеспечение вертикального и горизонтального выравнивания нижестоящих бюджетов); - нормативно-расчетные (формализованные) методы регулирования межбюджетных отношений и предоставление финансовой помощи; - наличие специальных процедур предотвращения и разрешения конфликтов между различными уровнями власти и управления, достижения взаимосогласованных решений по вопросам налогово-бюджетной политики.
Вопросы для самостоятельной работы студентов 1. Какие типы бюджетных систем существуют и каковы их отличительные черты? 2. Составьте схему взаимосвязей государственного бюджета с другими звеньями финансовой системы.
Литература 1. Гражданский кодекс Российской Федерации. Части первая, вторая, третья и четвертая. – М.: ЭКСМО, 2007. 2. Бюджетный кодекс Российской Федерации. – М.: Омега-Л., 2007.
Вопросы 1. Сущность государственного бюджета и его место в финансовой системе. 2. Понятие «бюджет государства». 3. Бюджетное регулирование. 4. Основные задачи бюджета. 5. Функции бюджета. 6. Бюджетная система. 7. Принципы построения бюджетной системы. 8. Бюджетный процесс и его стадии. 9. Бюджетные системы федеративных и унитарных государств. 10. Роль министерства финансов РФ в бюджетном процессе.
Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 891; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |