Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Системные неврозы

Неврозы и невротические реакции.

Невротические расстройства (детская нервность) — временное нарушение поведения детей. Невротические расстройства проявляются в любом возрасте, однако форму клинических очертаний (неврозов) они приобретают как правило, лишь после 6-7-летнего возраста. Несмотря на хорошие интеллектуальные данные, такие дети плохо учатся. Для нервных детей характерна повышенная возбудимость и утомляемость. Они конфликтуют с окружающими, раздражительны, беспокойны или боязливы, нерешительны, обидчивы, слезливы, грубы, упрямы… Учителю и родителям необходимо дифференцировать плохое поведение, вызванное невоспитанностью, от болезни.

Неврозы – это психогенные (воздействующие на психику) заболевания, в основе которых лежат нарушения высшей нервной деятельности. Неврозы относятся к числу наиболее распространенных форм нервно-психических заболеваний. По данным диспансерного учета больные неврозами составляют 23% к общему числу детей и подростков.

В этиологии неврозов как психогенных заболеваний основная роль принадлежит разнообразным психотравмирующим факторам:

1. Шок психического воздействия, сопровождающийся сильным испугом.

2. Хроническая психотравмирующая ситуация (развод родителей, конфликты в семье, школе, пьянство родителей, школьная неуспеваемость…).

3. Дефицит положительных эмоциональных воздействий (любви, ласки, поощрения, одобрения…).

Наряду с этими важное значение в этиологии неврозов имеют и другие (внешние и внутренние) факторы.

Внутренние факторы:

§ Конституционные и генетические особенности личности (повышенная тревожность, пугливость, склонность к страхам).

§ Кризисный период (2-3 года, 6-7 лет, подростковый возраст).

§ Неблагоприятных условий внутриутробного развития. К ним можно отнести тяжелые заболевания матери во время беременности, токсикозы беременности, психические и физические травмы, неполноценное питание, употребление алкоголя и другие вредные привычки.

Внешние факторы:

§ Заболевания детей.

§ Неправильное воспитание.

§ Неблагоприятные микросоциальные и бытовые условия.

§ Трудности школьной адаптации и т.д.

Все неврозы подразделяются на две подгруппы: общие неврозы (психоневрозы) и системные неврозы. Психоневрозы характеризуются преобладанием психических и вегетативных расстройств. Системные неврозы у детей встречаются значительно чаще.

1. Невротические тики - это самые разнообразные автоматические, привычные движения, первоначально имевшие определенный целесообразный характер (например, мигание, облизывание губ, наморщивание лба и т. п.). Как результат фиксации защитных действий могут возникать так называемые «респираторные тики» в виде покашливания, «хмыканья».

В профилактике и лечении невротических тиков большое значение имеет нормализация отношений в семье, школе, устранение чрезмерных требований к ребенку, привлечение его к работе в кружках, участию в самодеятельности. Иногда ребенка необходимо изъять из психотравмирующей обстановки, поместив в санаторий, оздоровительный лагерь.

2. Негативизм. Негативизм - реакция протеста. Он более характерен для детей младшего возраста. Таких детей называют упрямыми. Ребенок капризен, раздражителен и делает противоположное тому, что от него требуют. Чтобы ослабить проявление негативизма, в общении с такими детьми необходимо исключить категоричный, командный тон, повышенный голос. К ним следует обращаться ровно, спокойно, без раздражения, в виде просьб или предложений

3. Невротическое заикание (логоневроз). Чаще всего заикаться начинают впечатлительные дети со слабой нервной системой. Заболевание развивается вследствие острой или хронической психотравмирующей ситуации, черепно-мозговой травмы, нейроинфекции и т. д. Заикание может возникнуть уже у 2 - 3-летних детей, однако наиболее часто это происходит в 4 - 5-летнем возрасте, в период значительного усложнения речи (нарушается ее плавность, темп, ритм).

4. Невротические расстройство сна. Встречаются довольно часто особенно у детей дошкольного и младшего школьного возраста. В их этиологии играют роль различные психотравмирующие ситуации, особенно действующие в вечернее время. Такие дети плохо засыпают, беспокойно спят и часто просыпаются ночью, для них характерны ночные страхи, снохождение и сноговорение.

5. Невротическое расстройство аппетита (анорексия). Чаще всего наблюдается в раннем дошкольном возрасте. Причины – насильственное кормление ребенка при его отказе от еды, перекармливание, случайное совпадение кормления с каким либо неприятным событием (испуг, резкий звук…). Такой ребенок отказывается от еды (возможно избирательно), медленно ест, для него характерна рвота во время еды. Наряду с этим наблюдается пониженное настроение, капризность, плаксивость во время приема пищи.

6.Невротический энурез. Энурез - непроизвольное мочеиспускание во время сна. Если ночное недержание мочи появилось у ребенка после испуга либо другой стрессовой ситуации, энурез относят к неврозам.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Нарушения поведения у детей | Психоневрозы
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 2245; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.