Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

ЛЕКЦИЯ № 3. Методы культурологии




Следует отметить, что в науке не существует универсального метода, применяемого для решения любых задач. Каждый из методов обладает своими достоинствами, но имеет и свои недо­статки и может решать только соответствующие ему научные вопросы. Отсюда выбор правильного метода и составляет одну из важных задач любой науки. Сложность предмета культурологии, а также ее богатые межпредметные связи с другими науками привели к разнообразию методов, используемых в ней для изуче­ния феномена культуры во всех аспектах.

Именно различие методологических основ и обусловливает наличие разных подходов. Можно выделить следующие основ­ные группы подходов.

Генетический подход. Здесь культура понимается с точки зре­ния ее возникновения и развития. Другими словами — это прин­цип научного историзма, без которого объективный анализ куль­туры невозможен. Этот подход позволяет проследить развитие культуры от момента возникновения и до настоящего времени.

Компаративный подход. С помощью данного подхода можно провести сравнительно-исторический анализ разных культур или каких-либо конкретных областей культуры в определенном вре­менном интервале. При этом обычно сравниваются схожие эле­менты разных культур, что дает возможность показать специфику этих культур.

Согласно отечественной традиции XX в., изучение культуры происходило в рамках философской мысли, которая стремилась выработать системный подход к анализу культуры как социально­го явления. В итоге перед нами философское обоснование куль­туры, когда ее сущность рассматривается как универсальное свойство общества.

Деятельностный подход. В рамках этого подхода в России воз­никло два направления. Представители первого направления (Н. В. Злобин, П. Д. Коган) считают, что культура является про­цессом творческой деятельности. В ходе этого процесса происхо­дит духовное обогащение общества и самосознания человека как


субъекта культурно-исторического процесса. Его сторонники говорят, что культура — это второе, творческое, рождение человека.

Представители второго направления (Э. С. Маркарян, «Сущ­ность культуры», Ю. А. Жданов, В. Е. Давыдович и др.) видят в культуре особый способ деятельности. «Культура есть процесс и результат человеческой деятельности. Он выступает определен­ной основой для исследования и локальных, и исторических типов культур и для соотношения культуры и цивилизации» (Э. С. Маркарян).

Изучение вопроса «культура и ценности» требует других мето­дологических основ, и здесь используется аксиологический под­ход. Культура включает в себя те способы, с помощью которых человек утверждает свое существование в мире. Цель культурной деятельности — сохранение homo sapiens, эта цель определяет и главную ценность — человека.

Таким образом, человек и человеческий род выступают в этом подходе абсолютной культурной ценностью.

Аксиологический подход обусловлен двумя обстоятельствами:

1) не все социальные явления входят в мир культуры;

2) противоположностью культуры и природы.

Бытийный подход. Этот подход понимает культуру как объек­тивное явление, связанное с функционированием социальной системы. Именно культура наделяет общественное объединение системным качеством. Но именно благодаря обществу культура приобретает состояние актуального бытия. Нет общества — нет культуры, нет культуры — нет общества. Культура и общество выступают как тождественные понятия, вследствие чего все под­системы общества выступают как подсистемы культуры. Имен­но это обстоятельство и дает основание для разделения культуры на материальную и духовную. Материальная культура предста­вляет технологическую сторону бытия и соответствует экономи­ческой подсистеме. Духовная культура соответствует идеологиче­ской подсистеме.

Поскольку общество состоит из индивидов, из больших и ма­лых групп, выделяется третья подсистема культуры, которая включает в себя типы индивидуального и коллективного поведе­ния. Этот подход представлен в трудах Л. Уайта.

Антропологический подход. Его формирование началось в тру­дах ранних эволюционистов (Г. Спенсер, Э. Б. Тайлор «Первобыт-


ная культура»). Для эволюционистов характерна абсолютизация непрерывности процессов.

В рамках антропологического подхода сформировался куль­турно-антропологический подход. Он представлен трудами Б. К. Малиновского, К. Леви-Стросса, Э. Фромма. В рамках куль­турно-антропологического подхода сформировался ряд напра­влений: структурализм, функционализм и некоторые другие. Малиновский изложил следующие положения функционализма:

1) каждая культура представляет собой целостность;

2) каждое общество, обычай или обряд, поклонение или верование выполняют важную функцию для культуры;

3) для сохранения культуры каждый ее элемент является

незаменимым.

В современной западной культурологии получил распростра­нение социологический подход (П. А. Сорокин). Цель данного под­хода — применение системного анализа культуры путем сопоста­вления ее с другими социальными явлениями. Здесь понятие культуры охватывает не всю жизнь общества.

Структуралистский подход. Его представители: К. Леви-Стросс, М. Фуко. Согласно данному подходу главный вопрос культуроло­гии — изучение перехода от природы к культуре и использование теории структурной лингвистики.

Игровой подход. Представители: Й. Хейзинга, С. Лем и многие другие. Согласно этому подходу культура возникает в форме игры, культура изначально разыгрывается. И даже те виды дея­тельности, которые прямо направлены на удовлетворение жиз­ненных потребностей, такие как охота, в архаическом обществе стремятся найти для себя форму игры. Общинная жизнь облекает­ся в покровы надбиологических форм, которые придают ей высшую ценность через игру. В этих играх общество выражает свое истолкование жизни и мира. Все это не следует понимать так, что игра становится (оборачивается) культурой, но скорее так, что культура в ее изначальных фазах имеет характер игры, осущест­вляется в формах игры и проникнута ее настроением.

Й. Хейзинга отождествляет игру и культуру на ранних стадиях истории. Игровая природа культуры проявляется во многих ста­диях культуры: в поэзии, мифах, обрядах. В более развитых куль­турах дольше сохраняются архаические представления, в силу которых поэтическая форма вовсе не воспринимается как эстети-


ческая потребность. В этой концепции Й. Хейзинга придает большое значение игровой стороне культуры в самых различных цивилизациях.

Мнение Й. Хейзинги о культуре как игре оказало влияние на культурологию. С. Лем выдвинул модель культуры-игры. С его точки зрения, культура имеет свободное пространство в отноше­нии природы. Согласно ему различие цивилизаций обусловлено тем, что культура и природа «играют». Кроме того, следует учиты­вать, что природа выступает как «арена возмущения». Именно игровой характер культуры позволяет человеку выработать моде­ли своего поведения, чтобы выжить.

Регулятивный подход в интерпретации культуры рассматри­вает культуру как совокупность социальных институтов, связую­щих ценностную систему. При этом подходе остается неразреши­мой проблема личности. Личность существует внутри социальной системы, которая поглощает ее свободу, регулирует право выбора ценностных ориентиров.

Семиотический или знаковый подход. Его представители — Э. Кассирер, Ю. М. Лотман («Культура и взрыв»). Культура рас­сматривается как символическая система. В трудах представи­телей этого подхода делается акцент на знаковое толкование культуры.

Биосферный подход. Если рассматривать нашу планету как целостную систему, то правомерна попытка понять культуру с биосферной точки зрения. Конрад Лоренц в своей книге «По ту сторону зеркала» заявляет, что субъектом эволюции является целостная система. Более сложные системы обладают свойства­ми, несводимыми со свойствами систем, из которых они состоят.

Говоря о подходах к культуре и методах культурологических исследований, нельзя не заметить еще два метода.

Диалоговый метод. Этот метод берет свое начало от Сократа. Сторонники его утверждают идею не только уникальности куль­тур, но и принципа их взаимодействия. Культура есть форма одновременного бытия и общения людей различных (прошлых, настоящих и будущих) культур, форма диалога и взаимопорожде­ния этих культур. В. С. Библер считал, что время общения куль­тур — это настоящее, конкретная форма такого общения — это произведение. «Произведение — это форма общения индивидов в горизонте общения личностей, форма общения личностей как различных культур».


«Культура в своих произведениях позволяет нам — автору и читателю — как бы заново порождать мир, бытие предметов, людей, свое собственное бытие из плоскости полотна, хаоса кра­сок, ритмов стиха, философских начал, мгновений нравственно­го катарсиса».

В. С. Библер понимает произведение как феномен культуры и культуру как сферу произведения.

Синергетический подход. Суть его в возможности понять един­ство современного мира. Основные понятия синергетики — не­устойчивость, линейность и нелинейность, хаос и детерминиро­ванный хаос. Эти понятия лежат в основе синергетической пара­дигмы.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 503; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.