Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Развитие представлений о культуре в эпоху Возрождения и Новое время




Возрождение — это культурный процесс, точнее культурный переворот, стоящий в тесной связи с переворотом экономиче­ским. Он выражается в росте индивидуализма, в упадке церков­ных идей и усилении интереса к древности.

Возрождение связано с новым открытием Античности, ее идеа­лов и ценностей и прежде всего отношения к человеку как к гар­монично развитой личности. Именно Возрождение стало эпохой рождения современного гуманизма — веры в силы и способности человека, в то, что человек такой же творец, как и Бог. Человек творит мир, самого себя, и в этом он равен Богу. В этом заклю­чается знаменитое «открытие» человека эпохи Возрождения. Гуманисты были убеждены в достоинствах человека как природ­ного существа, в неисчерпаемом богатстве его физических и нравственных сил, в его творческих возможностях.

Так в мировоззрение вновь проникает идея о человеке как творце культуры. Рождается новое понимание культуры как чисто человеческого мира, отличного от мира природы, частью которого считалась культура в античности, и от божественного мира, понимание которого было целью средневековой культуры.

Также Возрождение вновь возвращается к рационализму, к признанию факта духовной самостоятельности человека. Отныне человек судит о мире на основании собственного пони­мания и разумения. Разум становится главной ценностью культу­ры, целью воспитания и образования человека. Гуманисты счита-


ли, что человек может достигнуть совершенства собственным разумом и волей, а не путем искупления и благодати. Они были убеждены во всемогуществе человеческого разума.

В конце XVII в. в трудах немецкого юриста и историографа Самуэля Пуфендорфа (1632—1694) стало активно использоваться в новом значении слово «культура». Он начал употреблять его для обозначения результатов деятельности общественно значимого человека. Культура понималась как противостояние человечес­кой деятельности дикой стихии природы, она противопоставля­лась с Пуфендорфом природному, или естественному, состоянию человека.

Это была эпоха первой глобальной научной революции, тех­нического и промышленного переворотов, великих географиче­ских открытий. Очевидность ведущей роли человека во всех этих процессах и стала причиной нового понимания культуры как особой самостоятельной сферы человеческой жизни.

Большой вклад в дальнейшее развитие науки о культуре в этот период внес итальянский мыслитель Джиамбаттиста Вико (1668—1744), которому принадлежит заслуга применения истори­ческого метода к исследованию развития общества. В своем фун­даментальном труде «Основания новой науки об общей природе наций» (1725 г.) он отмечал, что философы до сих пор исследова­ли природу, которая не создана человеком, и пренебрегали «миром наций», историческим миром. В своей книге Дж. Вико впервые в Новое время попытался объективно подойти к предста­вителям иных культур. Весь античный мир видел в них только вар­варов, а Средневековье оценивало эти культуры с точки зрения их соответствия христианским ценностям. Дж. Вико впервые обнаружил несовершенство европейской цивилизации, стал про­водить историко-сравнительный анализ, описывать националь­ные психологии, решать вопросы аккультурации и ассимиляции (усвоения элементов чужой культуры и приспособления к ней). При этом он исходил из идеи, что каждая культура самоценна и изучать ее можно только с точки зрения ее собственных цен­ностей.

Вместе с тем Дж. Вико считал, что существуют общие пара­метры и принципы развития культуры, которые делают возмож­ным сопоставление разных культур. Для него это классовые


структуры, характер труда и форма его организации, структуры власти, язык. Кроме того, он видел общие для всех культур обы­чаи: наличие религии, обязательное заключение брака, а также обряды погребения. Именно с этих трех вещей, по его мнению, должна была начаться культура.

Культура в своем развитии проходит через определенные этапы:

1) Век Богов — это Золотой век, в это время властные структу­ры не противостоят массам, нет конфликтов между властью и теми, над кем властвуют. Еще нет развития техники, господ­ствует мифология. Это был период языческой культуры. Мудрецами этой эпохи были поэты-теологи, которые истол­ковывали тайны оракулов, заключенные в стихах. Они же представляли власть — теократию, объединявшую светскую и религиозную власть в одних руках;

2) Век Героев — Серебряный век — начинается благодаря переходу к оседлости. Выделяются отдельные семьи, причем неограниченная власть отца в семье (она сменяет теократиче­ское правление эпохи Богов) распространяется и на входящих в состав семьи людей, и на слуг. Отцы семей постепенно обратились в библейских патриархов, в римских патрициев, рядовые члены семьи — в плебеев. Это эпоха аристократиче­ского правления, нарастания религиозных конфликтов, про­гресса техники и изобретательства. В это же время началась культурная дифференциация, непосредственно связанная с распадом единого языка, что привело к усложнению межкуль­турных контактов;

3) Эпоха Людей — Железный век. Здесь отношения между людьми начинают регулироваться совестью, долгом и разу­мом, пришедшими на смену инстинктам, бессознательным действиям. С одной стороны, они становятся более гуманны­ми, утверждается демократия как форма правления, основан­ная на признании гражданского и политического равенства. Идет дифференциация религий, которые заменяются наукой, а с ней связано быстрое развитие техники и технологии, тор­говли, межгосударственных обменов. Но оборотной стороной этой эпохи становится культурный кризис, который вызван тем, что масса недостаточно культурных людей, пришедших к власти, не может править, ориентируясь на высшие ценно-


сти. Язык становится не формой культурной идентификации,

а фактом разобщения людей.

Дж. Вико утверждал, что европейские государства живут в по­следней эпохе, Россия и Япония — в Эпохе Героев, а многие народы Севера и Юга — в Эпохе Богов.

На первый взгляд кажется, что в основе периодизации челове­ческой истории и культуры у Дж. Вико лежит идея общественно­го переворота. Но говорить об абсолютной повторяемости в исто­рии, о полном соответствии концепции Дж. Вико античной циклической модели истории нельзя. Есть лишь частичная пов­торяемость и Дж. Вико говорит о совпадении отдельных черт раз­личных эпох на той или иной стадии развития народов.

Еще одной важной идеей, выдвинутой Дж. Вико, было пред­ставление, что каждая культура закрепляет себя в языке, который создает свой образ мира, аккумулирует особенности психических реакций, свойственных каждому народу.

Итак, культура — это духовное совершенствование человече­ского рода и отдельного индивида, орудием которого служит разум.

Это была основополагающая позиция эпохи Просвещения. Так, французские просветители XVIII в. сводили содержание культурно-исторического процесса к развитию духовности чело­века. История общества и культуры понималась как постепенное развитие от невежества и варварства к просвещенному и культур­ному состоянию. Сама культура отожествлялась с формами духовного и политического развития общества, а ее проявления связывались с движением науки, морали, искусства, государ­ственного управления, религии. Такова была позиция известных французских просветителей Анн Робер Жак Тюрго, Франсуа-Мари Аруэ де Вольтера, Дени Дидро.

Но, усмотрев в человеке источник самостоятельных, творчес­ких созидательных сил, классическое сознание должно было ответить на вопрос о мотиве человеческой деятельности, опре­делить цели культуры. В зависимости от ответа на этот вопрос все концепции культуры, выработанные в XVIII — первой половине XIX вв., можно разделить на две группы:

1) натуралистические концепции — их сторонники считали,

что целью культуры является жизнь в согласии с запросами

и потребностями своей природы;


2) идеологические концепции — определяли цель культуры,

исходя из существования высшего предназначения разума,

к достижению которого должен стремиться человек.

Французские просветители верили в поступательное движе­ние Знания — Прогресс, который только и сможет привести к всеобщему счастью людей, которое понималось как жизнь в гармонии с требованиями собственной природы. Свою особую миссию просветители видели в просвещении людей, так как только оно могло вывести их из состояния невежества.

Итак, для Античной цивилизации было характерно развитие всех видов деятельности и духовности. Для Средневековья доми­нантой являлась религия, все виды человеческой жизни были подчинены религиозным постулатам. В культуре Ренессанса характерной чертой было доминирование разума.

Что касается XIX в., то здесь преобладает научно-познава­тельная деятельность. В XX в. центр тяжести смещается к преоб­разовательной деятельности человека, что приводит к развитию техники.

В XIX—XX вв. развитие капитализма привело к тому, что воз­никла механическая цивилизация как противоположность куль­туре. Согласно Н. А. Бердяеву, «механическая, уравнивающая, обезличивающая, обесценивающая цивилизация с ее дьяволь­ской техникой есть лжебытие, призрачное бытие». В буржуазной цивилизации человек становится автоматическим. «Цивилиза­ция есть неизбежная судьба культуры, — писал О. Шпенглер, — современность есть фаза цивилизации, а не культуры».

Испанский философ и культуролог Хосе Ортега-и-Гассет (1883—1955) связывал кризис европейской культуры XX в. с раз­рушением мировоззрения, крушением ценностных оснований буржуазного общества. Эти идеи он выразил в таких работах, как «Восстание масс», «Искусство в настоящем и прошлом», «Дегу­манизация искусства» и др. Х. Ортега-и-Гассет полагал, что «крах терпит сам человек, уже не способный поспевать за своей циви­лизацией... Эти эпохи самоудовлетворения снаружи такие глад­кие и блестящие — внутренне мертвы. Подлинная полнота жизни не в покое удовлетворенности, а в процессе достижения, момен­те прибытия. Эпоха удовлетворенности — это начало конца». Возникновение и развитие печатных СМИ (газет, журналов) при­вело к разделению общества на разного рода публику. Публика становится своего рода общим знаменателем, под который под-


водятся все социальные слои, группы и т. д. Подобную идею высказал в своем труде «Мнение и толпа» основоположник социальной психологии Габриэль Тард. Он показал взаимосвязь общественного мнения и СМИ. Печатные СМИ берут свое нача­ло из частной переписки, корреспонденции. Корреспонденция «породила» разговор, он, в свою очередь, — общественное мне­ние, а последнее — СМИ.

Таким образом, характерной особенностью культуры (или цивилизации) XX в. является возникновение бессмертного чело­века-массы.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 578; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.019 сек.