Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Источники индивидуального и ситуационного риска.




Тема 8. Принятие управленческих решений в условиях риска

 

8.1. Источники индивидуального и ситуационного риска.

8.2. Управленческие решения в условиях стохастического риска.

8.3. Принятие решений с учетом поведенческого риска.

8.4. Снижение рисков на основе группового выбора.

 

Основные понятия:

Индивидуальный и ситуационный риски; стохастический риск; лицо, принимающее решение (ЛПР); принцип стохастического доминирования; лепестковая диаграмма; парные и множественные игры, матричные и биматричные модели; групповой выбор

 

При подготовке и принятии управленческих решений руководителю приходится просчитывать вероятность возникновения рисковых ситуаций, источником которых являются внешние факторы воздействия. И в то же время, беря на себя персональную ответственность за достижение запланированных целей организации, менеджер любого уровня управления не застрахован от индивидуальных ошибок, которые иногда оказывают более губительное воздействие на конечный результат, чем внешние факторы. В этой связи следует различать возникающие в управленческой деятельности рисковые ситуации, в зависимости от источников их возникновения. При принятии решений различают два подхода к оценке и реализации рисков: индивидуальный и ситуационный.

Индивидуальный подход к управлению рисками основан на принятии решений отдельным субъектом хозяйствования. При этом следует учитывать, что от имени юридического лица всегда выступает уполномоченное физическое лицо, подверженное воздействию индивидуального риска. Вступая в деловые контакты, отдавая распоряжения и исполняя чужие решения, руководитель может оказаться как непосредственным источником индивидуального риска, так и посредником в его реализации при выполнении ошибочных указаний вышестоящего руководства. Цена индивидуального риска может быть очень высокой, вплоть до цены самой жизни, например, у работников охранных служб. Потери от проявления индивидуальных рисков при принятии крупных хозяйственных решений в материальном выражении могут исчисляться многомиллионными суммами.

Таким образом, можно предполагать, что индивидуальный риск обусловлен в первую очередь особенностями статуса действующего субъекта, его профессией, занимаемой должностью, совокупностью служебных обязанностей и должностных полномочий.

На рисунке 8.1 отображены основные источники индивидуального риска. При их рассмотрении следует учитывать, что конкретное проявление тех или иных свойств человеческой личности в рисковых ситуациях может приводить не только к потерям, но и к достижению положительных результатов («Кто не рискует, тот не пьет шампанского»).

 


Рис. 8.1 Схема источников происхождения индивидуального риска

 

К ситуационной составляющей риска следует отнести все проявления опасностей, которые не зависят от рискующего индивида, а составляют, так сказать, проблемный набор в хозяйственной деятельности. Сюда можно отнести фактор нехватки времени для принятия решения, недостоверность (неточность) получаемой информации, отсутствие (нехватка) материально-денежных и интеллектуальных ресурсов, влияние общественного мнения и многое другое, вплоть до проявления форс-мажорных обстоятельств. В систематизированном варианте основные источники ситуационного риска изображены на рисунке 8.2. Изложенный в схеме перечень источников риска не является исчерпывающим, но он наглядно показывает, что во внешней среде таится великое множество непредсказуемых рисковых ситуаций, большинство из которых мало поддается прямому управленческому воздействию. Для лиц, принимающих управленческие решения в риск-менеджменте всегда важно знать правильные ответы на следующие вопросы:

1. Кто конкретно (индивид, группа лиц) представляет внешние интересы, направленные на деятельность защищаемой мною организации?

2. В чем главные причины проявляемого внешнего интереса?

3. Какова возможная внешняя реакция на действия, предпринимаемые с нашей стороны?

4. Какие ресурсы могут быть задействованы внешними силами при возможной реализации своего интереса?

5. Насколько интенсивной и быстротечной может быть реакция внешней стороны?

6. Какие управленческие решения необходимо принять в этой связи?

 

 

 

Рис. 8.1 Схема источников происхождения ситуационного риска

В реальной хозяйственной практике от своевременности и правильности ответов на поставленные выше вопросы могут зависеть судьбы не только отдельных людей, но целых трудовых коллективов, все зависит от масштабов возникающих рисковых ситуаций во внешней среде и имеющихся собственных возможностей по управлению этими рисками. Возможности управленческого ситуационного анализа тесно переплетаются при этом с индивидуальными возможностями самих риск-менеджеров. Возникающие критические ситуации оказываются внешним «вызовом судьбе» и требуют от команды управленцев своего рода «продажи таланта», если, конечно, таковой имеется.

Практика последних лет деятельности молодых белорусских руководителей показала нехватку у многих из них индивидуального опыта «разруливания» кризисных ситуаций при взаимодействии с агрессивной внешней средой, в которой часто недоброжелателей больше, чем в сформированной наспех группе поддержки. «Обжигаясь» на первых, порою жестких по своему содержанию, уроках жизни белорусского управленца, отдельные руководители так и не решаются начать свою карьеру сначала. А жаль, ведь народная мудрость гласит: «За одного битого – двух небитых дают».

Часто негативное сочетание индивидуального и ситуационного рисков проявляется в бытовой деятельности, при принятии решений, связанных с удовлетворе­нием личных потребностей работников. Необходимость разрешения различных бытовых проблем (отсутствия жилья, наличие конфликтов в семье, материального неблагополучия и пр.) может отрицательно влиять на психику человека и делает его эгоистичным, застав­ляя стремиться к повышенному риску. Будущему руководителю следует всегда помнить: чем более важный уровень потребностей подчиненного ограничивают принимаемые им решения, тем более решительно тот будет восстанавливать свой личный интерес через удовлетворение своих потреб­ностей. И далее: чем сильнее у подчиненного уровень агрессивности и стремление к доминированию в складывающейся ситуации, тем более высокий уровень риска он допускает. Полезным будет также знание еще двух управленческих психофеноменов: решения, принимаемые на групповом уровне, оказываются более рискованными, чем принимаемые отдельным человеком, а управленческие действия, направленные на достижение долгосрочного результата, также обычно более рис­кованные, чем краткосрочные проблемные решения с ожидаемыми быстрыми последствиями.

Источником риска в управленческой деятельности может быть и проявление нерешительности руководящим лицом. Чаще всего она возникает в том случае, когда руководитель затрудняется в объективной оценке имеющихся альтернатив или когда оценки их по­лезности не сильно различаются.

Знание руководителем вышеназванных психологических закономерностей не гарантирует, что строгое следование выработанным правилам способно полностью исключить имеющиеся риски в управленческой деятельности. Общеизвестное утверждение «Умные учатся на чужих ошибках, а дураки – на своих» имеет исключения, потому что вербально, и даже визуально, с помощью самых современных мультимедийных средств передать чужие знания и опыт несложно. Гораздо сложнее натренировать обучаемого практическому умению воспользоваться этими знаниями. Именно поэтому в последнее время при подготовке и переподготовке руководителей-профессионалов используют тренинговые методы обучения.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 2397; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.