Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

V. Роль государства в рыночной экономике




IV. Рыночное равновесие

III. Эластичность спроса и предложения

II. Функция Предложения и факторы сдвига линии предложения

I. Функция спроса и детерминанты спроса

РЫНОЧНЫЙ МЕХАНИЗМ И ЕГО ЭЛЕМЕНТЫ

-= I =-

 

Общий закон спроса: спрос отражает желание покупателя приобрести товар на определенных условиях. Экономическая теория использует такое понятие, как платежеспособный спрос – это масса товара, которую покупатель желает приобрести, что подкрепляется выделяемой для этой цели соответствующей суммой денежных средств. На рынке при высокой цене и равных иных условиях приобретается меньшее количество товара, чем при низкой, и наоборот при низкой цене люди готовы купить больше товара. Это значит, что спрос зависит от цены, т.е. существует обратная связь между ценой и величиной спроса, которую называют законом спроса. Действие закона спроса обусловлены следующими причинами:

1. Здравым смыслом.

2. Каждый потребитель получает меньше полезности от каждой дополнительной единицы продукта. В связи с этим потребители покупают дополнительные единицы продукта только при условии снижения цен.

3. Действие закона спроса объясняется эффектом дохода и эффектом замещения.

Существует множество неценовых факторов, которые влияют на покупательную способность (спрос). Под их воздействием кривая спроса будет отклоняться вправо, если спрос растет или влево, если он падает.

 

Основными неценовыми детерминантами, влияющими на спрос являются:

1. Предпочтения и вкусы потребителей

2. Число потребителей на рынке (при увеличении увеличивается спрос)

3. Денежные доходы потребителей. Товары, спрос на которые меняется с изменением дохода, называют товарами высшей категории. Товары, спрос на которые возрастает при снижении дохода – товары низшей категории.

4. Цены на сопряженные товары. Т.е. спрос на многие товары зависит от цен не только на них самих, но и на другие товары.

5. Ожидания потребителей. Ожидание повышения цен в будущем может побудить потребителей к увеличению покупок сегодня. Ожидание повышения доходов может заставить потребителей меньше ограничивать текущие расходы. И наоборот.

 

-= II =-

 

Совокупность товаров, предлагаемых на рынок, образует предложение, а назначаемая производителями цена – есть цена предложения. Предложение – это количество товара, которое производители могут и хотят произвести и предложить к продаже на рынке по конкретной цене в течение определенного периода времени. Как правило, производители хотят изготовить и пустить в продажу больше товаров по высокой цене. Прямую зависимость между ценой товара и величиной предложения называют законом предложения.

Как и спрос предложение зависит не только от цены, но и от неценовых факторов предложения:

1. Цены на производственные ресурсы. Цены на ресурсы определяют величину издержек производства. Если величина издержек возрастает, то это приводит к снижению объема выпускаемой продукции.

2. Изменения технологии производства. Совершенствование технологий позволяет с меньшими затратами ресурсов произвести больше продукции.

3. Налоги и дотации.

4. Ожидание изменения цен. Ожидание изменения цен продукта может повлиять на желание производителя поставить продукт на рынок в настоящее время.

5. Число продавцов на рынке. Предложение товара возрастает вместе с увеличением количества фирм, производящих эти товары. И наоборот.

 

-= III =-

 

Спрос и предложение зависит от различных факторов. Для определения такой зависимости используется понятие эластичности. Это, во-первых, мера реагирования одной переменной величины на изменение другой. Во вторых, это число, показывающее изменение одной величины в результате 1% изменения другой переменой.

Эластичность спроса по цене отражает то процентное изменение спроса, которое последует после однопроцентного изменения цены данного товара.

Для обыкновенных товаров эластичность спроса по цене отрицательна. Рассмотрим варианты эластичности спроса (на графике):

 

Ø D1 – Совершенно не эластичный спрос. =0. Вне зависимости от цены спрос в данном случае – величина постоянная. Можно ожидать в этой ситуации изменение цены, объема выручки, но не объема продаж в натуральных единицах.

Ø D2 – Спрос не эластичный – тогда уменьшение цены вызывает некоторый рост продаж. Кривая D2 отклоняется от D1. 0<<1.

Ø D3 – спрос с единичной эластичностью обнаруживается тогда, когда изменение цены вызывает абсолютно пропорциональные изменения цены спроса, так что общий доход от продаж остается неизменным. D3 с OQ образует 45 градусов.

Ø D4 – спрос эластичный. >1. Когда величина спроса изменяется на больший процент, чем сама цена. Имеет место рост общего дохода от продаж.

Ø D5 – спрос совершенно эластичный. В этом случае есть только одна цена. При достигнутой цене нет предела для объема спроса. = infinity

 

Факторы эластичности спроса по цене:

· Наличие товаров-заменителей. Срабатывает правило: чем больше заменителей, тем эластичнее спрос.

· Альтернативность: чем шире возможность использования товара в альтернативных целях, тем выше его эластичность.

· Специфика отдельных товаров. Можно выделить товары долговременного и кратковременного пользования (на лекарства спрос обычно не эластичен).

· Фактор времени: в длительном периоде спрос, как правило эластичен, т.е. реагирует на изменение цены. В кратковременном периоде спрос менее эластичен (может срабатывать «консерватизм запаса»).

Эластичность спроса по доходу:

, Qd – спрос, I – доход

Перекрестная эластичность:

, Py - цена

 

Данный показатель характеризует реакцию производителей или рынка продавцов на определенные обстоятельства или факторы. Эластичность предложения по цене определяется, как отношение процентного изменения величины предлагаемого товара к заданному процентному изменению в цене этого товара.

Линия предложения показывает, что параметры цены и предложения изменяются в одном и том же направлении. Следовательно, формула Es имеет положительное значение.

Ø Еs=0 – абсолютно жесткое предложение. Нет реакции на цену. Объем предложения остается на одном уровне, а уровень цены сложно предсказать.

Ø Es<1 – предложение не эластичное.

Ø Es=1 – на любых отрезках эластичность предложения по цене равна 1 и не изменяется.

Ø Es>1 – предложение эластично и эта ситуация наиболее типична для рынка предложения (особенно в длительном периоде).

Ø Es=infinity – небольшое изменение цены ведет к безграничному приросту предложения или к его полному исчезновению.

 

-= IV =-

 

Цену, при которой величина спроса равна величине предложения, называют равновесной. Она всегда находится на пересечении кривых спроса и предложения. Если спрос растет, а предложение товаров не изменяется (при неизменности и постоянстве других факторов), то кривая спроса смещается вправо вверх и устанавливается новый более высокий уровень равновесной цены и новый (больший) объем продажа. Снижение спроса при неизменном предложении при прочих равных условиях ведет к установлению более низкого уровня равновесной цены и меньшего объема продаж.

Вывод: существует прямая связь между изменением спроса и изменением равновесной цены и количества производимого продукта.

Таким образом, здесь существует обратная связь между изменением предложения и изменение равновесной цены, но прямая связь между изменением предложения и изменением количества продукта. Существуют различные модели рыночного равновесия.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 614; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.