Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 6 Взаимодействие этносов и политики в становлении национального государства




Содержание основных признаков этноса, наций.

Этнообразующие факторы, периоды их действия

Основные направления трактовки этничности.

Полиэтничность современного мира - основа развития наук,связанных с этносами.

Этническое структурирование общества на разных уровнях, как правило, даются в статическом, «формализованном» состоянии, отраженном статистикой. Вместе с тем полиэтничность мира выражена на различных уровнях - народа, государства, группы, индивида.

1.

Проблема этносов является одной из сложных не только в жизни, но и в теории. Осложняется это следующими факторами:

а) длительной и изменчивой историей существования этносов, породившей и различные характеристики их, даваемые наукой;

б) нации довольно сложно выделить из системы общностей людей;

в) формирование, развитие и жизнь этносов в подавляющей части проходит в полиэтническом обществе.

Отсюда этническое самосознание, сложившееся в таком обществе, характеризуется не только своеобразием, но и влиянием других общностей. В конечном счете, все это отражает глубинные процессы взаимодействия развития наций (в т.ч. сохранения ее особенностей) и усиления интернационализации общественной жизни, ярко проявляющееся в глобализации.

Существует противоречие, несовпадение между этническим самосознанием группы и ее реальным положением (объективным). Множество этнических групп имеет этническое самосознание, но наукой как таковые они не признаются и наоборот - признаются таковыми, но не являются ими. (Например, бенгальцы - жители индийского штата Зап. Бенгалия и Бангладеш, называемые единым этносом, таковыми не являются. Пенджабцы - мусульмане (Пакистан) и индийские сикхи - индусы по религиозной принадлежности - имеют разное самосознание, но в справочниках называются как пенджабцы.)

Встречается отождествление с религиозной принадлежностью - этноконфессиональностью, когда, например, называют себя православными «русскими» (православные белорусы), а белорусы - католики - «поляками».

Большую роль играет предписанная этничность, предписанный статус индивида, когда конкретного человека воспринимают как представителя какой-то национальности, хотя таковым не является. Экзонимы (идентичности, приписываемые извне) распространяются на более широкую общность, чем эндонимы (самоназвания). Например, «лица кавказской национальности» - навязанное имя. Или: «индейцы», куда включались (США) различные коренные народы, например, майя. Экзоэтнонимы могут быть приняты как самоназвания с течением времени (например, полинезийцы). В большинстве случаев экзоэтнонимы имеют оттенок унизительный, например, изобретенный «латинами» по отношению к американцам (англо-американцам) понятия «гринго», «хонки» или «нигер» по отношению к неграм. Стремясь избавиться от презрительных экзоэтнонимов, последние выбирают себе самоназвание «черные».

С формальной позиции - официальных властей, чиновников, аналитиков предписанная этничность может порождаться с целью или фрагментации «дробления» или мобилизации «сплочения». Пример - стимулирование создания среднеазиатских наций в СССР – «социалистических», в отличие от «буржуазных», преобразованных в социалистические (европейские).

Классификационная этничность проявляется во время переписей населения. Так во время некоторых переписей населения в СССР памирские народы - ваханцы, рушанцы, шугнанцы, язгулемцы, ягнобцы, записывались как таджики (горные), хотя их язык отличен от таджикского. Язык ягнобцев ценен, поскольку через него есть выход к персидскому, что позволило перевести на европейские языки многие древние источники (ягнобцев осталось очень мало тех, кто помнит этот язык в связи с переселением в низинные районы. В Молдавии гагаузов (народ, близкий к болгарам) записывался в молдаван, узбеки в Киргизии - киргизами и наоборот: - поменялись местами киргизы и таджики, проживавшие в соседних республиках и т.д.

Помимо понятий этнос, нация, используется для определения этнической принадлежности слово «этния». Этния - это общность людей, преимущественно мигрантов, объединенная культурой, но не общей территорией. В случае её компактного проживания в стране, принявшей эту группу, она может, претендовать на перерастание в нацию (французы в Канаде, Квебек.) В отечественной литературе такая общность называется этнографической группой. Американский ученый Т.К. Ооммен выделяет этнии символические и инструментальные. Первые стремятся найти свои культурные корни, историю, облик, коллективную идентификацию; инструментальные - борются за преодоление материального неравенства, политического равноправия, ориентирована на эту борьбу.

Наиболее сложно очерчивать этничность общностей, отставших в своем социально-экономическом развитии (отдельные народы Африки, Азии, Южной Америки, Океании): являются ли они народом (этносом), частью народа (субъэтносом, этнией, этнографической группой, метаэтнической группой), либо они относятся к политическим, расовым или конфессиональным группам (например, боснийцам - славянам принявшим ислам и называемым мусульманами в Боснии и Герцеговине).

Возникновение этносов относится к началу антропогенеза – около 4 млн. лет назад, когда на населенной части Земли (ойкумене) стали развиваться люди и их социальные группы. Этносы являются одной из форм человеческой групповой интеграции. Регионально-индивидуальная дифференциация - часть планетарной этносферы.

Изучение этносов, наций всегда было актуальным, особенно в многонациональных странах. Особое внимание к этому - в переломные этапы: в период первой мировой войны, в 20-е годы, в 60-е, на рубеже 80-90 - х г.г. XX столетия. В СССР были проведены две всесоюзные дискуссии в 60- 80 - х г.г., получившие широкий научный резонанс. В последнее десятилетие возникло много этнических проблем, конфликтов, сопровождавших процесс демократизации: рост национализма, стремление к самоопределению сепаратизму.

Преобладавшие до этого времени подходы к анализу национальных отношений, базировавшиеся на стадиально-историческом подходе (племя-народность-нация) стали уступать место другим подходам. Это стимулировалось и тем, что проявилось стремление говорить о нациях-государствах. Принятие термина «нация – государство» преследовало цель деполитизации нации (в частности, в выступлении на XXVII съезде КПСС В.А. Тишкова, директора Институты этнографии).

В то же время в «Концепции государственной национальной политики» (1996 г.) официально, использован термин – «народ», «национальность», имеющий этнокультурное «наполнение».

Многие ученые (Абдулатипов Р.Г., Баграмов Э.А., Бурмистрова Т.Ю., Тощенко Ж.И.) рассматривают нацию в таком ключе. Этнодемографы В.И.Козлов, В.В. Пименов и др. рассматривают нацию, национальность в идентичном с этничностью смысле, подчеркивая, что эти понятия глубоко вошли в сознание людей и их менталитет, и это сознание не опосредуется с наличием государственности.

Для понимания сущности этнических процессов необходимо разобраться в методологических вопросах.

С начала 70-х г. г. понимание этничности как в зарубежной, так и отечественной науке, выявило 5 важнейших направлений. Внутри их есть свое деление. Этими направлениями являются:

- примордиалистский;

- инструменталистский;

- конструктивистский;

- информационный, системно - статистический (компонентный).

Примордиалистский - ("primordial" - англ. «первоначальное», «изначальное» исконный, обусловленный данностью, онтологический) - наиболее распространенный и распадается на два крупных направления - эволюционно - историческое и социобиологическое. Первое доминировало в мировой мысли до 60-70-х гг. XX в., было единственным в отечественной науке вплоть до 90-х гг.

Социоисторическое преобладает и сейчас. В нем выделяется приоритет социального, связанного с историческим контекстом (общественно - экономическая формация), культурой, языком. Этнос, определяет Ю. Бромлей, - это «исторически сложившаяся на данной территории устойчивая межпоколенная совокупность людей, обладающих не только общими чертами, но и относительно стабильными особенностями культуры (включая язык) и психики, а также осознанием своего единства и отличия от всех других подобных образованием (самосознанием), фиксированном в самоназвании «этнониме».) Включает в себя историке - культурологический подход.

Социобиологическое направление рассматривает этнос как «расширенную родственную группу», «расширенную форму родственного отбора», «круг родственников на основе биологического происхождения» (Ван - ден - Берг). Американский ученый Б. Барбер, ранжируя стратификационную структуру, последним называет в ней родственные группы и их продолжение в форме этнических групп.

Отмечая некоторое снижение роли этих групп, он все - же приходит к выводу, что связь с семьями и этническими группами «по - прежнему считается достоинством или недостатком как в различных видах социального взаимодействия, так и в сфере возможностей получения доступа к разнообразной социальной мобильности».

В отечественной науке социобиологическое направление в рамках примордиалистского подхода своеобразно (биологизированно) представлено Л.Н.Гумилевым: структурно -системная целостность, называемая Этноценозом, включает в себя людей, доместикаты (домашние животные и культурные растения), ландшафты (как преобразованные человеком, так и девственные), богатство недр, взаимоотношения с соседями (либо дружественные, либо враждебные) то или иное сочетание языков, элементов материальной и духовной культуры и т.д. Не считая возможным выделение признаков известных миру этносов, Л.Н.Гумилев выделяет основное, универсальное: «Мы такие-то, а все прочие другие».

Был близок к этой позиции С.М. Широкогоров. В работе «Место этнографии среди наук и классификация этносов» (Владивосток, 1922.С.10) критериями для определения этноса как группы людей, называл «общение на одном языке, признание своего единого происхождения, обладание комплексом обычаев, укладом жизни, хранимых и освещенных традицией и отличаемых ею от таковых других». Это социальное содержание связано с биологическим существованием, которое «является формой, в которой происходит процесс создания, развития и смерти элементов, дающих возможность человечеству как виду сосуществовать». Эндогамию рассматривал (одним из первых русских ученых) как существенный признак этнической общности.

Второй, инструменталистский подход (Н.Глезер, Д.Мойнихан, Д.Дэвис, Дилигенский Г.К.) характеризует этническую группу как общность, связанную интересами, а этничность - как средство для достижения групповых интересов, равенства, утверждения достоинства, условий этнической мобилизации к политической борьбе.

Сторонника инструментализма главное видят в социально-психологической сфере. Например, национализм уходит в «нервные центры людей, он вызывает и приятно волнует их эмоции, он порождает надежды и уменьшает их страхи». Г.Айзекс: начиная с наполеоновской эпохи и поныне идея нации является движущей силой, направляющей «политическую, экономическою и военною власть в любом обществе и под любым идеологическим знаменем». Использование этноса в политических целях особо подчеркивает американский ученый Дж.Ротшильд (один из основателей этнополитики).

А.Глейзер, Д.Мойнихан считают возможным определять этническую идентификацию на основе языка, религии, национального происхождения для достижения конкретных политических целей.

Инструменталистский подход многолик. Этничность рассматривается как мировоззренческая ценность, как защитительная, как «полезная» и т.д.

Третий, конструктивистский подход (Б.Андерсен, Э.Гэллнер, Э.Хобсбаум, В.А.Тишков, С.В.Чишко) определяет этничность как интеллектуальный искусственный конструкт ученых, политиков, который вводится в сознание людей, для достижения этническими элитами каких-то целей, которые могут совпадать или не совпадать с интересами этнической группы. Особую роль здесь играют социальные и политические лидеры, которые преследуют свои узкогрупповые, классовые цели. В конструктивистском подходе источником, творцом нации является слово, язык газеты, печатная продукция «придуманные», «воображаемые», «сконструированные» нации. В реальности, якобы, существует невозможное для классификации культурное многообразие, которое стремится к структурности и самоорганизации. Как практический вывод (В.А.Тишков) - отказаться от термина «этнос», а термин «нация» оставить как согражданство (нация - государство). Э.Гэллнер, критикуя инструменталистов, доводит их позицию до логического конца: все общности (кроме семьи) можно назвать «выдуманными».

Конструктивистскому, подходу близка информационная концепция этничности С.А.Арутюнов, Н.Н.Чебоксаров. Её суть сводится, в конечном итоге, к тому, что информация внутри этнической группы в силу объективных причин (язык, территория, традиции и т.д.) всегда более интенсивна, нежели вне её, что содействует этнической сплоченности, формированию, говоря словами Э.Дюркргейма, «механической солидарности».

Так или иначе, этносы рассматриваются как сложные образования. Это положено в основу ещё одной - системно-статистической или компонентной теории. В её русле этносы определяются как исторически возникшие, эволюционизирующие сложные самовоспроизводящиеся социальные системы, обладающие многосоставной структурой. Структурные образований, в свою очередь, обладают сложным строением. В качестве компонентов этноса называются: расселение (Т - компонента), воспроизводство и демографическая структура (Д - компонента), производственно-экономическая деятельность и её характер (Е - компонента), система социальных отношений и институтов (S - компонента), язык и разнообразие формы речевой деятельности (L - компонента), создание, использование и сохранения культуры (К - компонента), быт или устойчивые стереотипы в поведении, реализуемые в привычках, обычаях, обрядах (С - компонента), существенные стороны психологического восприятия своего этноса и общей этнической культуры мира (Р - компонента), система личностного контактирования и взаимодействия (R - компонента) и др.

При всём различии в подходах к определению этноса, видим, что в них учитываются собственно-этнические характеристики (язык, этнический характер, этническое самосознание, особенности культуры, традиций и т.д.) и условия формирования и бытия этих свойств. Спектр этих условий широк - от природно-географических, террито­риальных до социально- экономических, государственно-правовых. Отсюда широкий смысл этноса - «этносоциальный организм», включающий как собственно-этнические, так и разнообразные условия формирования и развития этноса, и узкий - «этникос», включающий собственно этнические свойства.

 

Тема 4, 5 Подходы к исследованию этнополитических процессов.

Этнос как объект и субъект политики.

 

1. Признаки и условия формирования этносов.

2. Сущностные черты этноса. Этнос как продукт и форма общественного развития.

 

Одно из последних достижений науки в области теории этноса - обоснование отличий этнических признаков (черт, отличающих этнические общности) от этнообразующих факторов, этностимулирующих или этностагнирующих, т.е. от условий формирования и развития этноса.

Общность экономической жизни - признак или условие?

Долгое время в отечественной науке рассматривалась как признак, хотя в литературе, даже классической - иной подход.

1.

Учение о нациях активно изучалось с начала XX в., в западной и российской науке, в многонациональных странах (О.Бауэр, Шпрингер, Р.Люксембург, К.Каутский, И.Сталин). Бауэр, рассматривавший нацию как совокупность людей, общностью судьбы сплоченных в общность характера, культурную общность, в то же время отмечал, что возникает она на «основе определенного производства и распределения средств существования возникает и определенная духовная культура». (Бауэр О. Национальный вопрос и социал-демократия. СПб. 1909).

Нация, писал И.Сталин – «исторически сложившаяся устойчивая общность людей, возникшая на базе общности языка, территории, экономической жизни и психического склада, проявляющегося в общности культуры» (Сталин. Соч., т.2,с.29б.).

Говоря об основе национальных движений и отмечая, что не в России только они возникают, В.И. Ленин отмечал, что «экономическая основа этих движении состоит в том, что для полной победы товарного производства необходимо завоевание внутреннего рынка буржуазией, необходимо государственное сплочение территорий с населением, говорящим на одном языке, при устранении всяких препятствий развитию этого языка и закреплению его в литературе».

К вопросу обоснования основ формирования этнических общностей обращено внимание отечественных (например, М.В.Крюков, М.Н.Росенко) и зарубежных авторов (Карл Дойч, Энтони Смит и др.).

При этом авторы отличаются выделением "набора" факторов, влияющих на формирование этнических общностей. М.В.Крюков, выделяет:

- возникновение на определенной территории устойчивых экономических связей как объективной предпосылки для формирования этнической общности;

- отношения воспроизводства самой человеческой популяции (брачные связи).

На этих двух факторах складываются (при участии внешней среды) собственно этнические признаки, проявляющиеся главным образом в культуре, особенно в этническом самосознании.

Помимо факторов возникновения и развития этнических общностей, выделяются «этностагнирующие»: низкий уровень вертикальной социальной мобильности, опосредованный существованием внутри этноса сословных, кастовых и др. препятствий (в частности, слаборазвитого этнического самосознания).

Отсюда развитие этнических связей обусловлено развитием капиталистических отношений, содействующих преодолению региональной обособленности.

Историческая типология этических общностей:

 

Эпоха Этнические Черты
1. Эпоха первобытности Архаические этнические общности Аморфность, низкий уровень этнического самосознания, проявляющийся в том числе в отсутствии самосознания, нечеткость этнических границ.
2. Эпоха рабовладения Древние этносы Четко выраженное самосознание, в основе которого лежит деление общества на «нас» и варваров с «лицом человека и сердцем дикого зверя».
3. Эпоха феодализма Средневековые этносы Утрата дискретного характера, затушевание этнической специфики, этнические связи оттеснены социальными.
4. Кризис феодализма, капиталистическое (современное) общество Современные этносы Этнические свойства четко выражены, принципиально новые компоненты этнического самосознания: «наша» общность – часть человечества, одна из многих. Этнические стереотипы связываются не с делением человечества на две неравные половины, а с мнимым превосходством своего этноса перед другим.

 

В более широком контексте (в цивилизационном) рассмотрение «рамок» существования этнических общностей предложено М.Н. Росенко.

Цивилизационные этапы развития обществ Формационные периоды общественного развития Этнонациональные формы общности людей
Варварство Первобытно-общинный строй Родоплеменные организации
Космогенная цивилизация (орудийная технология) Рабовладельческий и феодальный строй Народности
Техногенная цивилизация (машинная технология) Капиталистический и социалистический строй Нации
Антропогенная цивилизация Информационно-техническое общество Наднациональные и суперэтнические общности, мегаэтносы

Анализу факторов формирования и свойств наций посвящена работа американского исследователя Карла Дойча в работе «Рост наций».

Рассматривая нации в системе других общностей людей (общество, общность, страна), он определяет нацию как народ, который добился контроля над некоторыми институтами социального принуждения, и в перспективе может сформироваться в полноправную нацию - государство.

Нация - результат трансформации в народ нескольких этнических элементов в процессе социальной мобилизации.

Для роста наций характерны общие черты:

1. Переход от натурального хозяйства к экономике обмена.

2. Социальная мобильность сельских жителей в ядрах (центральных районах) с большей плотностью населения, интенсивным обменом.

3. Рост городов, социальной мобильности в них, обмена с деревней.

4. Развитие базовых коммуникационных, сетей, соединяющих реки, города, торговые пути, путешествия, миграции.

5. Накопление и концентрация, капитала, профессиональных навыков, социальных институтов, эффект «перекачки» их в др. регионы, вовлечение новых слоев в националистическую фазу.

6. Появление концепции интереса у индивидов и групп с неравным, но переменчивым статусом, рост индивидуального самосознания, сознания своей предрасположенности присоединиться к группе, объединяемой общим языком и коммуникативными привычками.

7. Пробуждение этнического самосознания и принятие национальных символов, выведенных преднамеренно или сложившихся естественным путем.

8. Совмещение этнического самосознания с попытками политического принуждения, а в некоторых случаях преобразование своего народа в привилегированный класс, которому подчинены представители других народов.

Особая роль в осуществлении этого принадлежит государству.

 

2.

Исследование признаков наций является одним из сложных вопросов науки. П.Сорокин в книге «Проблемы социального равенства», написанной в 1917 году, говорил: «поставьте большинству из них (спорящих о нации - З.П.) ясно и категорически вопрос: «Что такое национальность? Каковы ее элементы? В чем ее отличительные признаки?» И вместо ответа вы получите либо молчание, либо нечто вразумительное, но неверное, либо, наконец, ответ, быть может и верный, но смысла которого ни мы, ни сам «отвечатель» понять не в состоянии». (См. Сорокин П.А. Национальность, национальный вопрос и социальное равенство//Этнополис. 1992. №2. С. 121.)

Науке известно множество определений этноса, нации. По определению П.Сорокина, нация «является многосвязной (многофункциональной), солидарной организованной, полузакрытой социокультурной группой, по крайней мере отчасти осознающей факт своего существования и единства. Эта группа состоит из индивидов, которые: 1) являются гражданами одного государства; 2) имеют общий или похожий язык и общую совокупность культурных ценностей, происходящих из общей прошлой истории этих индивидов и их предшественников; 3) занимают общую территорию, на которой живут они или жили их предки. В то же время нация является социальной системой, отличающейся от государства, а также от этнических (языковых и чисто территориальных групп)». (См. Сорокин П.А. Основные черты русской нации в двадцатом столетии // О России и русской философской культуре. М. 1990. С. 466.)

Расширенное определение нации дают и многие американские ученые М. Нэш, Дж.М. Ингер, А. Смит и другие.

Долгое время в этнографии не разделялись признаки нации и основы, на которых они возникли. В последнее время стали различать эти направления. И, если основы возникновения наций, этносов могут послужить базой для формирования других общностей людей, то признаки служат основой для вычленения этносов из других общностей людей.

Первым признаком является - собственное имя, самоназвание. Не существует ни одной этнической общности, у которой отсутствует самоназвание. Самоназвание, образованное от этноса, в науке обозначается термином «этноним». При этом этноним должен быть эндоэтнонимом, а не экзоэтнонимом, поскольку речь идет о самоназвании, а не о том названии, которое этносу дает другой этнос. (Так, этнос, имеющий эндоэтноним «дойч», в русском варианте экзоэтнонима звучит как «немцы», во французском – «алеман», в английском «джемен», в итальянском «тедеско», в финском - «саксяланен», в сербском «шваб».) Что касается этнонимов, то в отличие от экзоэтнонимов они являются устойчивыми и имеют однозначный характер.

Этнонимы не смешиваются с конфессионимами, с лингвонимами, хотя в ряде случаев могут совпадать.

Помимо самоназвания существуют и другие, более глубокие признаки. Среди них - самосознание. Независимо от места проживания представитель каждого этноса относит себя к нему. Он отличает себя от других этносов, осознает это различие. Говоря о сложности выделения признаков этноса, Л.Н.Гумилев как о безусловном, писал: «Вынести за скобки мы можем только одно: Мы такие - то, а все прочие другие».

Даже покидая свою родину, человек помнит о своей национальности. Писатель Камил Икрамов так говорил о самосознании: «Я живу в Москве, но я узбек. Не только по паспорту. Отец, обвиненный в национализме, не позаботился обучить меня родному языку. В доме говорили по-русски. Я никуда не хочу уезжать из Москвы, но всегда говорю «у нас в Узбекистане...» Удивительное дело. У меня сразу меняется ход мыслей, когда на улице Горького или возле ГУМа я вижу человека в ферганской тюбетейке... Я люблю встречаться с земляками в курилке Ленинской библиотеки... Я чувствую себя узбеком. Я знаю, что ко мне у любого узбека отношение особое». Даже покинувший страну человек (или вынужденный ее покинуть) не отказывается от своей национальности.

В реальной жизни один и тот же человек относит себя - не к одному, а к нескольким этносам. Это может происходить с детьми в межнациональных семьях, либо и мигрантами, либо с людьми, приобщенными к близким культурам (напр., русской, украинской, белорусской не редко, например, к русской и индийской и т.д.)

Важнейшей особенностью этноса является его устойчивость, которая включает в себя как внутренние общие черты, так и различения по отношению к другим этносам. Эти черты передаются через сменяющие друг друга поколения. Этносы - категории сопоставительные.

Важным признаком этноса является пространственное, территориальное измерение. В отношении этого признака имеются разные подходы. Ранее говорилось об этниях - группах людей, живущих в эмиграции, или как переселенцы. Они могут находиться на компактной территории или быть рассредоточены в разных местах. В отечественной литературе и у многих зарубежных ученых термин «нация», в котором преобладающее место принадлежит этническим характеристикам, отражает совокупность людей одной этничности, живущей на компактной территории, и даже в пределах одного государства. В отличие от этого, по мнению Ю.Е. Бромлея, в термин «народ» вкладываются другие пространственно-политические параметры: представители народа могут жить не только на территории одного государства, но и на смежных территориях, а также на отдаленных несмежных.

(Следует заметить, что понятие «народ» употребляется в разных значениях в различных науках напр., в демографии он равнозначен «народонаселению», в истории как общность преимущественно представителей трудящихся классов в отличие от «знати», есть понятия «большого» и «малого» народа - И.Шефаревич - как показатель уровня этничности различных слоев этноса и т.д.).

Отсюда территориальность (единство территории) не является однозначно принимаемым признаком этноса, хотя как условие его возникновения - обязательно. (Следует отметить- что ранее оно считалось обязательным).

Следующим признаком этноса является характерные черты культуры в широком смысле этого слова. Здесь сосредоточены основные различия между этносами и выбранными наукой эквивалентами этносов (нации, национальности, народности, племена). Различия в культуре проявляются как в материальной, так и духовной культуре, как показатель жизнедеятельности этноса. Различны традиционные жилища у разных этносов: переносные жилища - юрты, чумы, тапи (кочевники Средней Азии, народы Севера, индейцы прерий), избы (русские крестьяне), свайные постройки (меланезийцы, микронезийцы), плавучие жилища (оранг - лауты и некоторые др. народы Ю.-В.Азии), дома-башни (народы Кавказа, народы Афганистана), жилища из снега - иглу (эскимосы), земляные ямы (в прошлое у туркмен) и т.д.

Различия в пище как по составу пищи, так и способам приготовления, приема пищи:

- продукты земледелия (славяне);

- мясо (народы Севера);

- рыба (ульчи, нанайцы, нивхи, японцы).

Существуют запреты на принятие отдельной пищи:

- говядины (в Индии);

- свинины (у мусульманских народов);

- молока (мон-кхмеры).

Другие этносы, наоборот, употребляют мясо лягушек, змеи, мясо собаки (полинезийцы).

Существуют различия в семейных обрядах, брачных обычаях, семейного быта. Разные типы семьи (моногамия, полигамия, полиандрия). Различаются брачные церемонии: у одних (племя пунанов на о. Калимантан) брачный союз возникает, если жених и невеста заявили в присутствии старейшин о желаний вступить в брак), у других (племя коши в Афганистане) свадьба длится несколько дней, у третьих (некоторые народы Индии) - восемь суток. У большинства европейских народов на свадьбе присутствуют ближайшие родственники, знакомые, на Кавказе - сотни гостей. Там же встречаются обычаи «свадьбы без новобрачных». Разные условия, поводы для развода и т.д. В быту: чтобы обратиться к мужу в присутствии матери в Индии нужно попросить разрешения у последней; японцы в доме всегда снимают обувь, в которой ходили на улице, улыбаются, рассказывая о печальном событии (чтобы не огорчить слушающего); болгары, отрицая что-то, кивают головой, соглашаясь, покачивают её из стороны в сторону.

При этом этнодифференцирующим признаком не может быть признан один компонент культуры (язык, религия, особенности поведения). Им является культурная целостность, обладающая специфическими особенностями, носящими к тому же устойчивый характер.

Осознание членами этноса своего группового единства называется этническим самосознанием. Сюда входит историческая память, совместная историческая память их предков.

Культурное единство предполагает наличие общих черт психики. Это влияет па характер деятельности этносов, передачу ими черт этноса из поколения в поколение.

Этносы изменчивы. Но степень стабильности, устойчивости у них большая, чем у других общностей людей.

Многими авторами признаками этноса называется общность экономической жизни, наличие государства, территориальной целостности, языка.

Но есть и другая точка зрения, рассматривающая последние как условия формирования этноса, о чем речь шла ранее.

Итак, для анализа этнической реальности большое значение имеет выявление методологических вопросов этносов и наций. В мире науки существует много подходов, обусловленных сложностью этих общностей. Среди теоретических вопросов видное место занимают проблемы факторов, определяющих возникновение этнических общностей людей, а также их признаков, отличающих этносы, нации от других, известных науке общностей.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 1171; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.077 сек.