Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Среди ученых вопрос остается неоднозначным

Проблема национальных государств актуальна. Государства западной Европы, Америки, Азии сформировались и существуют, как национальные государства, имели под собой социальные, экономические, политические изменения, что явилось ответом на потребность капиталистического развития, демократических изменений. Значительная культурная гомогенность позволяет успешнее развиваться представительной демократии.

Во второй половине ХХ века и, в частности, в СССР в конце 80-х в начале 90-х годов дискуссии о национальном государстве рассматривались, как в теоретической, так и в практической плоскости.

Концепция НГ получила распространение, как идеальная среди других народов /Центральная и восточная Европа, бывшие колониальные страны/. Право на самоопределение, как инструмент образования НГ делает актуальным вопрос - насколько типичен переход полиэтнических стран к НГ.

Перестройка и распад СССР усилили интерес к этой проблеме /в проекте конституции А.Д. Сахарова говорилось о возможности образования на территории страны более 50 государств/.

Если в Европе формирование НГ было завершено с окончанием 1-ой мировой войны и закреплено Версальским мирным договором, то в Африке, Азии в процессе деколонизации возникали полиэтнические государства, притом границы определялись бывшими колониальными границами, не имея ничего общего с этническими национально-государственными территориями. Главная задача этих государств - интеграция: создание основ и упрочение единства полиэтнических обществ. До 80-х годов не получили широкого размаха сепаратистские движения, мешавшие выполнению этой задачи /исключая Испанию, Судан, Иран, Индию, Шри-Ланку, Мьянму, Бирму, Филлипины/.

Всплеск интереса к НГ - с распадом СССР, Югославии, Чехословакии. С начала 90-х годов появилось 28 новых государств, из которых отвечают показателям НГ лишь 6 стран: Албания, Армения, Польша, Словения, Чехия, Венгрия. В остальных - доля национальных меньшинств превышает 10% населения.

Главная черта НГ - не столько этническая однородность, сколько то, что язык, культура доминирующей этнической группы является официальной, выполняет нормативные функции, особенно в публичной сфере - просвещении, образовании, государственных учреждениях, СМИ. Оптимальность модели НГ рассматривается большинством западных ученых и подтверждается ими. Российский ученый И.Г.Яковенко раскрывает преимущество НГ перед существовавшими до этого времени историческими империями по следующим параметрам:

1. Империи - идеократические государства, связанные с божественным обоснованием. На индивидуальном уровне самоидентификация личности строится на конфессиональной основе: католик, православный, правоверный, светский человек. Отсюда - безграничность территориальная, идейная, мировой размах. НГ - напротив политическое оформление нации. Отсюда четкое определение границ государства / территориальная нация/.

2. По категории интересов: НГ определяет национальный интерес, а империи не оперируют этим понятием, главное - идея.

3. По линии личность-государство: империя рассматривает личность, как средство достижения мировых целей, НГ реализует демократические принципы, идеи суверенитета народа, права индивида. Оно собственность индивида. Цели и ценности средневековья не служат человеку, господствует идея жертвенности, как главной добродетели поданных. НГ - прагматизм, расчет, поле для диалога между государством и индивидом, диалога с другими государствами.

Современные складывающиеся государства, как национальные, так и многонациональные осуществляют важнейшую функцию - интеграцию. Попытку дать типологию предпринял американский ученый Дж. Ротшильд в работе "Этнополитика" 1981 г.

Три типа явлений:

1. Интеграция "жизненных возможностей": преодоление межэтнических различий по уровню смертности, грамотности, занятости, жилищным условиям и т.д.. При невозможности достижения равенства и гармоничности по всем показателям.

2. Культурная интеграция: а) аккультурация подчиненных групп под влиянием доминирующей культуры /особенно в важнейших сферах /при сохранении этнокультурных различий в личностной сфере, в быту; б) полная ассимиляция, межэтнические браки - обычны. Реально второе направление не реализуется, особенно на уровне группы или личности. Возможно политическое самоутверждение этничности.

3. Политическая интеграция: признание легитимности политической системы этнической группой либо добровольно, либо под влиянием доминирующей группы. Процесс обратимый и нелинейный /возможен отказ от легитимности, если изменяются ожидания группы или происходят нежелательные для нее изменения в политической системе, либо доминирующая группа действует неэффективно. При этом могут сохраниться 1-я и 2-я интеграции.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Национальное государство и его проблемы | На базе международного и национального законодательства этнической направленности за последние столетия выявились основные пути и формы решения этнополитических проблем
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 244; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.