Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Художественные традиции исламского мира




Изобразительное искусство как средство выражения религиозных идей было исключено из сферы ислама. Силу своего воздействия новая религия основывала на слове, а не на изображении живых существ. Поэтому главными святынями в исламе стали не иконы и скульптуры, а старинные рукописи. Каллиграфия и книжная миниатюра у арабов стали эквивалентами живописи и скульптуры в европейском искусстве.

Искусство каллиграфии в арабском мире было языком не только религии, но и философии, поэзии, науки. Оно имело функции, аналогичные функциям иконы в христианстве, т.к. материализировало божественное слово. Каллиграфия также широко использовалось в архитектуре, как средство передачи текста, и просто для украшения. Архитекторы порой покрывали целые стены дворцов и мечетей затейливой арабской вязью наряду со стилизованными мотивами из растительного мира и геометрическими узорами – арабесками. Основанные на точном математическом расчете и вместе с тем одухотворенные силой художественной фантазии, арабески решали основную задачу арабского искусства – отражение красоты божественного мира, существенными чертами которой являются симметрия и ритм. Особое распространение в исламе получил геометрический орнамент, имевший символическое религиозное значение. Например, слово «Аллах» обозначалось четырьмя вертикальными линиями, которые схематически выражали буквы этого слова. Составленные в квадрат, они становились символом Каабы. Два пересеченных квадрата - образовывали восьмилучевую звезду – – самый распространенный элемент мусульманской орнаментики. Треугольник – – обозначал «око» Бога. Пятиугольник символизировал пять столпов ислама. Пронизанный символизмом, орнамент читался как открытая книга. Развиваясь под влиянием традиций других народов, он все время значительно усложнялся.

Искусство книжной миниатюры символизировало почтительное отношение арабов к книгам. Поскольку в запретах «Корана», она не упоминается, то на страницах рукописей можно увидеть изумительно выполненные изображения эпических героев, пиров, батальные сцены. Мир в миниатюре предстает как роскошный сказочный сад, в котором покрытые пестрым ковром разноцветных цветов лужайки, громоздящиеся скалы, серебристые ручьи, ярко синее или золотое небо и люди в ярких одеждах; звери и птицы, украшенные узором здания и великолепные предметы утвари.

В художественном наследии ислама важная роль принадлежала произведениям прикладного искусства и художественных ремесел. Среди произведений прикладного искусства в первую очередь следует назвать превосходные ковры и ковровые изделия. Особой популярностью пользовались так называемые «персидские ковры», которые ткали из лучших сортов овечьей, а иногда верблюжьей шерсти, а самые дорогие – из шелка. При их изготовлении применялись только натуральные красители: кожура грецкого ореха, гранат, кашениль, индиго. Кроме этого, существовало много процветающих центров, в которых производились керамика, оружие, изделия из металла и стекла, ткани. Все изделия декоративно-прикладного искусства отличались высоким вкусом и изысканной красотой.

Стремление к отражению красоты и гармонии мира присуще и великолепной архитектуре арабского Востока. Большой образной силой проникнуты как культовые (мечети, минареты, медресе), так и светские сооружения – караван-сараи и крытые рынки, дворцы правителей и знати, укрепленные цитадели, городские стены с башнями и воротами, величественные мосты и т.д.

Основным культовым зданием является мечеть – место для молитвы. Классический тип арабской мечети напоминает крепость с глухими стенами и квадратным или прямоугольным двором. Рядом воздвигался минарет – башня, с которой специальный служитель – муэдзин – обращался с призывом правоверных к молитве. Минарет мог быть квадратным или круглым. Замечательными примерами мусульманского зодчества являются мечеть «Купол скалы» - в Иерусалиме, построенная в VIIв. на месте разрушенного Храма царя Соломона; мечеть Омейядов, возведенная в начале VIIIв. в Дамаске; мавзолей Тадж-Махал в Индии; дворцы Альгамбра в Испании и др.

При всем совершенстве архитектуры арабского Востока в ней все же ощущался недостаток пластических жанров искусства. Их место заняла поэзия. На Востоке были созданы особые жанры поэзии, каких нет ни в одной культуре мира: касыда, газель, рубаи.

Касыда – небольшая поэма в 15-200 строк. Более изысканной формой стихосложения является газель, состоящая обычно из 5-12 строк. Особенно популярной формой лирики стал жанр рубаи – стихотворная миниатюра, четверостишия, в которых заключена особая мудрость, философский вывод, подтекст и т.д. Легкая рифма делала стих афористически точным, запоминающимся, способным в одно мгновение оказался на устах у всех. У рубаи столь тонкая острота высказываний, что они похожи на истории о народном герое всего Востока – Ходже Насреддине. Поэтому рубаи – самая любимая форма исламской поэзии. Самым известным автором рубаи считается Омар Хайям. О.Хайям не только поэт, но и астроном, математик, философ, виднейший представитель мистического учения в исламе – суфизма. Его рубаи наполнены глубочайшими размышлениями о проблеме добра и зла, о гуманистическом начале в человеке, об искренности, порядочности, основанных на высоком чувстве истины, которые всегда несет в себе культура. Вот некоторые из его рубаи.

 

- Знайся только с достойными дружбы людьми,

С подлецами не знайся, себя не срами.

Если подлый лекарство нальет тебе – вылей!

Если мудрый подаст тебе яду – прими!

 

- Чтоб жизнь прожить, знать надобно немало.

Два важных правила запомни для начала:

Уж лучше голодать, чем что попало есть,

И лучше будь один, чем вместе с кем попало.

- Лучше впасть в нищету, голодать или красть,

Чем в число блюдолизов презренных попасть.

Лучше кости глодать, чем прельститься сластями

За столом у мерзавцев, имеющих власть.

- «Ад и рай – в небесах» – утверждают ханжи.

Я, в себя заглянув, убедился во лжи:

Ад и рай – не круги во дворце мирозданья,

Ад и рай – это две половины души.

- Не завидуй тому, кто силен и богат.

За рассветом всегда наступает закат.

С этой жизнью короткою, равною вздоху,

Обращайся как с данной тебе напрокат.

 

Книжная мудрость занимает на Востоке особое место: она развивается в тишине обителей, медресе, в обсерваториях и связана с именами мыслителей, которые составили славу поэзии не только исламской, но и мировой культуры. К наиболее прославленным поэтам исламского мира, кроме О.Хайяма, относятся Фирдоуси – автор грандиозного эпоса «Шахнаме», Низами – автор знаменитой поэмы о любви «Лейли и Меджнун»; Саади – его перу принадлежит поэма «Бустан».

К концу IXв., помимо поэзии и научных трактатов, появились проза. Именно тогда из устного народного творчества родились знаменитые сказки «Тысяча и одна ночь». Широко известны также сказания о Ходже Насреддине – тюркском народном герое, сюжеты о похождении которого широко распространены в Средней Азии и на Ближнем Востоке. Если самым беспристрастным образом подойти к некоторым классическим насреддиновским историям, сразу станет ясно, что чисто схоластической подход к делу считается самым непродуктивным: «Перевозя некоего педанта через бурную реку, Насреддин сказал, что-то такое, что показалось тому грамматически неправильным: «Разве ты никогда не изучал грамматику?» – спросил ученый. «Нет». «Значит, ты потерял полжизни». Через несколько минут Насреддин обратился к своему пассажиру: «Учился ли ты когда-нибудь плавать?» «Нет, а что?» «Значит, ты потерял всю жизнь – мы тонем!..» (Идрис Шах. Суфии. С.54-76)

В культуре исламского мира особенно разителен контраст между обыденным сознанием рядового мусульманина и мудростью восточного ученого. Мусульманская культура дала миру великого Ибн-Сину (Авиценну). Его знаменитый труд «Канон врачебной науки» в 5 частях обобщает достижения греческой, римской, среднеазиатской медицины и в течение почти 700 лет был настольным учебником для врачей Востока и Запада. Многие философские идеи Авиценны – о вечности материи, о познании как отражении бытия, о роли ощущений, представлений, воображения, понятий, интуиции в познавательной деятельности человека – актуальны и сегодня. Другой арабский мудрец Фараби, обладавший энциклопедическими познаниями, предположил, что Вселенная, общество и человеческий организм имеют общие черты в своем строении. Еще один ученый-энциклопедист – Бируни, за несколько столетий до Коперника высказал мысль о том, что земля вращается вокруг Солнца. Известный на Востоке среднеазиатский ученый – Аль-Хорезми, автор трактата по арифметике и алгебре, ввел в мировую культуру так называемые арабские цифры, значительно облегчившие математические расчеты.

Следует отметить еще одно направление развития арабской науки – алхимию. Как и другие алхимики, известные еще до арабов, например в Египте, арабские алхимики искали «философский камень», с помощью которого надеялись получить золото из свинца и других металлов. Однако при этом они открыли способ дистилляции и, пожалуй, первыми выделили из органических продуктов спирт – алкоголь.

Центрами средневековой арабской науки были города – Багдад, Куфа, Басра, Харрон. Особенно оживленной была научная жизнь Багдада, где был создан «Дом науки» – своеобразное объединение академии, обсерватории, библиотеки и коллегии переводчиков.

Таким образом, арабская культура развивалась под воздействием исламской религии, возникшей у племен Аравийского полуострова в первой половине VIIв. Ислам – самая молодая из трех мировых религий, значение которой неуклонно возрастает. В современном мире, ислам – вторая по числу последователей мировая религия.

 


Словарь
культурологических терминов и понятий

 

АБСТРАКЦИОНИЗМ (<латин. abstractus – отвлеченный) – беспредметное искусство, конфигуративное искусство, конкретное искусство – направление в искусстве ХХ века, ставящее во главу угла формальные элементы – линию, цветовое пятно и отвлеченную конфигурацию. Существуют две разновидности А.: геометрический, основанный на правильных четко очерченных конфигурациях (К. Малевич) и лирический, в основе которого лежат свободно текущие формы (В. Кандинский).

АВАНГАРДИЗМ (< фр. avant – впереди, garde – стража) – течение в художественной культуре кон. ХІХв. – 60-70-х гг. – ХХв., порывающее с нормами и традициями предшествующей эпохи. Для всех представителей авангардизма характерно стремление к освобождению формы, полной свободе выражения и раскрепощению. Отсюда его экспериментальный характер, резко отрицательное отношение к академическому искусству и эпотажный характер представления своих творений.

АВЕСТА – священная книга зороастризма, древней доисламской религии иранских народов (учение пророка Заратустры – VI в. до н.э.). Согласно этому учению, мировой процесс представляет собой борьбу двух начал – добра и зла. Человек же обладает свободой выбора: он может стать на любую сторону в борьбе добра и зла.

АГАСФЕР («Вечный жид») – персонаж христианской легенды, еврей-скиталец, осужденный Богом – Иисусом Христосом на вечную жизнь в скитаниях за то, что он отказался помочь Христу нести крест на Голгофу.

АГОНИСТИКА (< греч. agonisticos – способный к борьбе) – одна из важнейших черт греческой культуры – принцип состязательности, благородного соревнования с целью достижения наилучшего результата, наградой за который было общественное признание и почет. Элементы А. прочно вошли в фундамент европейской культуры.

АД (< греч. hados – подземное царство) – в религиозных воззрениях – подземное царство мертвых, преисподняя, где души «грешников» подвергаются мучениям в наказание за грехи, совершенные при жизни на земле. С богословской идеей А. связаны западные части церковного здания, где во время богослужения стояли те, кто принял крещение. Здесь же помещалось изображение Страшного суда.

АКАДЕМИЗМ (< греч. akademia – школа) – направление в изобразительном искусстве XVII-XVIIIвв., догматически следовавшее внешним формам классического искусства. Возник в Италии в конце XVIв. (братья Каррачи). А. положил в основу художественного творчества правила подражания искусству Античности и Возрождения. В последующем дополнился рядом принципов классицизма. Строгие правила и предписания академистов (Ш.Лебрен, Д.Энгр и др.) со временем стали тормозом в развитии искусства. Поэтому А. понимается как любая канонизация, превращение в непреложную догму идеалов и принципов предшествующих эпох.

АКАДЕМИЯ (< греч. Akademia) – 1) философская школа, основанная Платоном (ок. 385г. до н.э.) близ Афин, названная по имени мифического героя Академа и имевшая целью почитание муз. 2) в наши дни название учреждений научного, учебного, художественного характера.

АКВЕДУК (< лат. aqua – вода, duco – веду) – в зодчестве Древнего Рима мост с желобочным водопроводом (лотком), характерными арочными пролетами в местах понижения уровня земной поверхности.

АККУЛЬТУРАЦИЯ (< англ. acculturation, лат. ad+cultura) – процессы взаимовлияния культур, в результате чего культура одного народа полностью или частично воспроизводит культуру другого народа, обычно более развитого.

АКМЕИЗМ (< фр. acmeisme, греч. acme – высшая степень чего-либо, цветущая сила) – течение в русской поэзии начала ХХв. (С.Городецкий, М.Кузьмин, Н.Гумилев, О.Мандельштам, А.Ахматова и др.) Акмеисты противопоставили мистическим устремлениям символистов к «непознаваемому» – «стихию естества», декларировали предпочтение реальной земной жизни и возвращение слову его изначального, не символического смысла.

АКСИОЛОГИЯ (< греч. axios – ценный + logos – учение) – философское учение о природе ценностей, их месте в социальной действительности и о структуре ценностного мира. Основной вопрос А. – «что есть благо?» впервые поставлен еще Сократом.

АЛЬТРУИЗМ (< фр. altruisme, <лат. alter – другой) – нравственный принцип, заключающийся в бескорыстном служении другим людям; термин введен О.Контом в противоположность эгоизму.

АМБИВАЛЕНТНОСТЬ (<греч. amphi – вокруг, с обеих сторон + лат. valentia – сила) – двойственность переживания, выражающаяся в том, что один объект вызывает у человека одновременно два противоположных чувства (например, удовольствие и неудовольствие, симпатию и антипатию).

АМЕРИКАНОЦЕНТРИЗМ – культурфилософская установка, обосновывающая приоритет Америки, рассматривающая ее как форпост человечества, как цитадель абсолютно новой культуры.

АМПИР (<фр. empire – империя) – стиль позднего классицизма в искусстве Франции периода Наполеоновской империи. Для него характерны строгие монументальные формы и обращение к древнеримским и древне египетским декоративным формам.

АНДЕГРАУНД ИСКУССТВО (<англ. underground – подполье) – движение в западноевропейской и советской культуре ІІ пол. ХХ века,оппозиционное официальному искусству.

«АпоЛЛоническое» и «дионисийское» – философско-эстетические понятия, предложенные немецкими романтиками, а также Шиллером, Шеллингом и др., впоследствии развитые Ф.Ницше (в работе «Рождение трагедии из духа музыки») для метафорического обозначения двух начал бытия и художественного творчества, олицетворение которых выражено в двух богах греческого пантеона, представляющих противоположные символические темы: - Аполлоне и Дионисе. «Аполлоническое» начало – светлое, созерцательное, критическое и рациональное; «дионисийское» – буйное, темное, хаотическое, творчески-чувственное и иррациональное. Поступательное движение культуры связано именно с этими двумя началами при условии их равновесия и гармонии.

АССАМБЛЕИ В РОССИИ (<фр. essemblee) – балы и собрания при Петре І «не только для забавы, но и для дела, ибо тут можно друг друга видеть и о всякой нужде переговорить». В А. должны были участвовать женщины и молодежь. На А. формировался этикет европейского типа.

АТАРАКСИЯ (<греч. ataraxia) – невозмутивность, состояние душевного покоя, к которому, по мнению последователей Эпикура, должен стремится человек.

АУТОДОФЕ (<португ. аuto-de-fe – букв. акт веры) – оглашение и приведение в исполнение приговора инквизиции – публичное сожжение на костре.

АФИНСКОЕ ВОСПИТАНИЕ – система воспитания мальчиков (кроме рабов) с 7 до 16 лет по следующим этапам: 1) грамматическая школа; 2) школа кифариста (струнный инструмент); 3) палестра (гимнастическая школа). Дети богатых воспитывались еще в гимназии до 18 лет.

БАРОККО (< ит. вarocco – причудливый, странный) – один из главенствующих стилей в архитектуре и искусстве европейских стран второй половины XVI – середины XVIII вв. Для Б. характерны стремление к величию и пышности, богатство декоративных элементов, интенсивность чувств, сильные контрасты: иллюзорного и реального, масштабов и ритмов, света и тени, материалов и фактур. Виднейшие художники барокко П.П. Рубенс, Д.Веласкес, Ван Дейк и др..

«БАУХАУЗ» (<нем. Bauhaus) – высшая школа строительства и архитектурного конструирования, основанная в 1919 году в Веймаре (Германия); в 1925г. переведена в Дессау, а в 1933г. упразднена фашистами. Руководители Б. разрабатывали эстетику функционализма.

БРЕЙН-ДРЕЙН (<англ. brain (мозг) + drain (утечка)) – «утечка мозгов», отток специалистов, ученых, интеллигенции из стран с относительно низким уровнем жизни в страны с более высокой обеспеченностью; переманивание высококвалифицированных специалистов и деятелей культуры за границу.

БУРИДАНОВ ОСЕЛ (<имени фр. философа Ж.Буридана) - известный в истории культуры парадокс для объяснения свободы воли. Осел, стоящий между двумя находящимися на равном расстоянии охапками сена, обрек себя на голод, т.к. не мог решить, какую из них съесть раньше.

ВАВИЛОНСКАЯ БАШНЯ – священная башня (зиккурат), построенная в честь покровителя Вавилона бога Мардука. Строительство начато во ІІ тыс. до н.э. – закончено в Vв. до н.э. Согласно Библии, люди решили построить башню до неба, но разгневанный их дерзостью Бог «смешал их языки», так что люди перестали понимать друг друга, и он расселил их по всей земле. Башня постепенно превращалась в руины, остатки В.б. разрушил Александр Македонский.

ГЕДОНИЗМ (>греч. hedone – наслаждение, веселье, удовольствие) – направление в этике, согласно которому высшей целью жизни и основным мотивом поведения человека являются наслаждения, удовольствия. Г. – отличительная черта битничества, хиппизма и др. субкультур

ГРАФФИТИ (>ит. graffito – нацарапанный) – 1. Древние надписи преимущественно бытового характера, рисунки, нацарапанные на стенах зданий и прочее. 2. Современное уличное искусство; зародилось в Нью-Йорке как часть хип-хоп культуры.

ГОТИЧЕСКИЙ СТИЛЬ (<ит. gotico – готский, варварский) пришел на смену романскому стилю в Европе в XII-XVІвв. и связан прежде всего с религиозной архитектурой, скульптурой и декоративно-прикладным искусством. В отличие от романского стиля (горизонтальная величественность), для готических соборов характерны: вертикальные композиции, устремленность ввысь, к Богу; каркасная система; связь архитектуры и скульптуры; стрельчатые арки; огромные прорезные окна, украшенные многоцветными витражами; наличие двух симметричных башен; готическая роза на фасаде. За легкость и ажурность Г. соборы называли застывшей или безмолвной музыкой, «симфонией в камне». Наиболее известные сооружения готики– Нотр Дам де Пари (Собор Парижской Богоматери), Реймский, Шартрский, Страсбургский соборы во Франции, Кельнский собор в Германии и др.

ДАДАИЗМ (<фр. dadaisme, dada на языке детей – лошадка) - одно из самых радикальных модернистских течений в искусстве ХХ века (1916-1922гг.), зародившихся в среде анархиствующей интеллигенции, как протест против I мировой войны. Д. выражался в воинствующем антиэстетизме, своеобразном художественном хулиганстве, страсти к эпатажу, причудливых комбинациях самых разнообразных житейских предметов (консервных банок, старых вещей, этикеток и др.). Д. предвосхитил этим современный поп-арт, искусство коллажа.

ДВУНАДЕСЯТЫЕ ПРАЗДНИКИ – двенадцать главных христианских праздников в году: Рождество Богородицы, Воздвижение Христа Господня, Введение Марии во Храм Святой Богородицы, Рождество Христово, Крещение Господне (Богоявление), Сретение Господне, Благовещение, Преображение Господне, Успение Пресвятой Богородицы, Вход Господень в Иерусалим, Вознесение, Пятидесятница (Троица).

ДЕВИАНТНЫЙ (<латин. deviantio – отклонение) – отклоняющийся от общепризнанных норм в данном обществе; социальные действия и поступки людей или групп, нарушающих эти нормы.

ДЕКАДЕНТСТВО (<фр. decadence, <латин. deсadentia – упадок) – общее наименование кризисных явлений в европейской культуре второй половины ХІХ – нач. ХХ века; характеризуется настроениями безнадежности, неприятия жизни, тенденциями индивидуализма.

ДИВИЗИОНИЗМ (<фр. division – разделение), другое его название пуантилизм (<фр. рointtiller – писать точками) – система в живописи, основа которой методическое разложение сложного цветового тона на чистые цвета. Разделение на полотне выражается четко различимыми мазками в виде точек и небольших прямоугольных линий. Д. составлял основу художественного метода неоимпрессионистов (Ж. Сера, П. Синьяк).

ДИССИДЕНТ (<лат. dissidens – противоречащий, несогласный) – 1) иноверец; 2) инакомыслящий, не согласный с официальной государственной доктриной и идеологией.

ЖАНР (<фр. genre – род, вид) – исторически сложившиеся внутренние подразделения в большинстве видов искусства. В изобразительном искусстве основные жанры – пейзаж, портрет, бытовой ж., исторический ж., батализм, маринизм, натюрморт и др.; в литературе – поэма, рассказ, повесть, комедия, трагедия; в музыке – сольное и хоровое пение, ВИА и др.

ЗАКОНЫ ЛИКУРГА – серия важных социальных реформ в Спарте. В З.Л. было предусмотрено все, вплоть до мельчайших деталей, таких, как покрой одежды, форма бороды, усов, дозволенных носить гражданам. Также регламентировались деторождение и брачные отношения.

ЗОЛОТОЕ ПРАВИЛО НРАВСТВЕННОСТИ – одно из древнейших и общепризнанных выражений морального закона. Оно требует: не делай другому того, чего не хочешь себе. Наиболее четкая формулировка этого, правила дана в Евангелии от Матфея (Мф., 7, 12): «Во всем, как вы хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними».

ЗОМБИ – согласно негритянским верованиям, это человек, которого жрец лишил души и сделал своим рабом, а также воскресший, но лишенный личности труп, подчиняющийся воле злых духов.

ИКЕБАНА (<яп. ikebana) – искусство составления букетов и коллекций из цветов и др. частей растений. Возникло в ХVв. Главный эстетический принцип – изысканная простота, достигаемая выявлением естественной красоты материала.

Импрессионизм (<фр. impression – впечатление) – направление в искусстве последней трети ХІХ начала ХХ вв. Появился во Франции после выставки, на которой была экспонирована картина К.Моне «Впечатление. Восход Солнца». Мастера этого направления пытались запечатлеть на полотнах короткие мгновения бытия точно так же, как это делают фотографы в своих работах. Новое поколение художников хотело перенести на свои полотна природу в ее истинном проявлении, поэтому они вышли из студий на открытый воздух (пленэр), чтобы наблюдать изображаемые объекты в их привычной среде при естественном освещении. Художники стали использовать принципиально новую технику письма, при которой краски на мольберте не смешивались, а накладывались на полотно кистью в виде отдельных мазков. Поэтому, чтобы составить себе целостное представление о картине, работы импрессионистов следует смотреть с небольшого расстояния, а не вблизи. При таком восприятии четкие разделенные мазки плавно переходят друг в друга и создается ощущение динамики. Представители: К.Моне, Э.Мане, О.Ренуар, К.Писсарро, П.Сезанн, Э.Дега, А.Сислей, Б.Моризо и др.

КАЛОКАГАТИЯ (<греч. calos – прекрасное, agathos – доброе) – совокупность достоинств граждан греческого полиса, объединяющих физические и нравственные добродетели.

КАНОН (<греч. kanon – правило, норма, мерило) - в изобразительном искусстве совокупность твердо установленных правил, определяющих в художественном произведении нормы композиции и колорита, систему пропорций либо иконографию данного типа изображения.

КАРМА – одно из основных понятий индо-буддизма – мистический закон возмездия, когда человек расплачивается или вознаграждается за всю совокупность добрых и злых поступков, совершенных в предыдущей жизни.

КАТАРСИС (<греч. katharsis – очищение) духовное очищение через сострадание, страх, сопереживание героям трагедии.

КАТЕГОРИЧЕСКИЙ ИМПЕРАТИВ - в этике немецкого философа И.Канта – всеобщий обязательный нравственный закон, которому должны подчинятся люди независимо от социального происхождения. К.и. у Канта имеет две формулировки: 1) «Поступай только согласно такой максиме, руководствуясь которой ты можешь пожелать, чтобы она стала всеобщим законом». (Кант И. Соч. т.4, ч.1, с.260). 2) «Поступай так, чтобы ты всегда относился к человечеству и в своем лице, и в лице всякого другого так же как к цели, и никогда не относился бы к нему только как к средству» (Там же, с.270).

КВАДРИВИУМ – повышенный курс образования в средневековой школе, следовавший за тривиумом и включавший в преподавание четыре предмета: музыку, арифметику, геометрию и астрономию.

КИТЧ (КИЧ) (<англ. for the kitchen – «для кухни») – явления массовой культуры, синоним псевдоискусства, характеризующийся отходом от элементарных эстетических ценностей и одновременно примитивизация и опошление искусства.

КЛАССИЦИЗМ (<лат. classicus – образцовый) – художественный стиль в европейском искусстве XVII начала ХІХ вв., ознаменовавший возвращение к античному наследию как к норме и идеальному образцу. Для К. характерны рационализм, нормативность творчества, тяготение к гармонии, ясность и простота выражения, уравновешенность композиции. Основной эстетический постулат классицизма – верность природе, закономерной разумности мира с объективно присущей ему красотой, находящий выражение в симметрии, пропорции, гармонии, мере, которые и должны воссоздаваться в искусстве в совершенном виде. К. в живописи представлен творчеством Н.Пуссена, Ж.Л.Давида, в литературе – Вольтера, Ф.Шиллера, И.Гете, в музыке – И.Гайдна, Л. Ван Бетховена и др.

КУБИЗМ (<фр. cubism, <cube – куб) – модернистское течение в изобразительном искусстве ХХ века. Он знаменовал собой разрыв с традициями реалистического искусства. Предметный мир изображался в виде комбинаций правильных геометрических объемов (куб, шар, цилиндр, конус). Началом кубизма считают картину П.Пикассо «Авиньонские девицы».

«КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКИЕ ТИПЫ» -теория, которая подчеркивает множество различных культур и их своеобразие, и вместе с тем отрицает единство всемирно-исторического процесса развития человечества и взаимодействие различных культур и цивилизаций. Теория сформировалась как антитеза линейно-европоцентристской концепции истории. Основоположником теории «К.-и.» был Н.Я.Данилевский. Дальнейшее развитие получила в трудах О.Шпенглера, А.Тойнби.

КУЛЬТУРОГЕНЕЗ (<лат. cultura + генез) – учение о происхождении культуры, употребляемое для обозначения процесса зарождения, становления и развития культуры в результате трудовой деятельности и социальных закономерностей.

КУЛЬТУРНЫЕ УНИВЕРСАЛИИ (>латин. universalis – общий, всеобщий) – нормы, ценности, правила, традиции, аспекты культуры, которые носят всеобщий характер, присутствуя на всех этапах развития человеческого рода, и не зависят от географического места, исторического времени и социального устройства общества.

КУРТУАЗНАЯ ЛИТЕРАТУРА (<фр. courtois – учтивый, рыцарский) – придворно-рыцарское течение в европейской литературе XII-XIVвв.; представлено лирикой трубадуров и труверов во Франции, миннезингеров в Германии и рыцарскими романами. К.л. прославляла воинские подвиги, служение «прекрасной даме», отражала ритуал рыцарской чести, противостояла клерикальной литературе.

ЛАПИДАРНЫЙ СЛОГ (<лат. lapidarus – высеченный на камне, ручеек по камню) – предельно сжатый слог, свойственный надписям на римских памятниках.

ЛЕВИАФАН – 1) в Библии – огромное морское чудовище; 2) нечто огромное, чудовищное.

ЛИТЕРАТУРА (<лат. lit(t)eratura – букв. написанное <lit(t)era – буква) – один из основных видов искусства – искусство слова. Различают Л. техническую, научную, публицистическую, справочную, эпистолярную и др. Однако, в обычном строгом смысле Л. называют произведения художественной словесности. В отличие от других видов искусства литература постигается не в прямом чувственном восприятии, а в интеллектуальном понимании. Основные роды литературы: эпос, лирика, драма. В пределах рода различают соответственно основные виды: очерк, рассказ, повесть, роман; трагедия драма, комедия; песня, лирическое стихотворение.

ЛУВР в Париже – памятник архитектуры и крупнейший художественный музей мира. Первоначально Л. – королевский дворец в историком центре города, а с 1791г. – художественный музей. В Лувре хранятся древнегреческие статуи «Ника Самофракийская», «Венера Милосская», портрет Моны Лизы («Джоконда») Леонардо да Винчи, «Сельский концерт» Джорджоне, «Мадонна канцлера Ролена» Я. ван Эйка, а также произведения П.Рубенса, Рембрандта, Н.Пуссена, А.Ватто, Ж.Л.Давида, Т.Жерико, Э.Делакруа, Г.Курбе и др.

МАГИЯ (< греч. Magеia – чародейство) – волшебство, колдовство или совокупность обрядов и действий, связанных с верой в возможность повлиять с помощью воображаемых сверхъестественных сил на окружающую действительность. М. – одна из форм первобытных религиозных верований, сохранившихся до наших дней; является составным элементом всех современных религий. Обычно выделяют «белую», «черную» и хозяйственную М. Первая ориентирована на «добро» – (снятие порчи, приворот, лечение и т.д.), вторая – на «зло» – (нанесение порчи, увечий и т.д.); третья – нацелена на успехи в хозяйственной деятельности (вызывание дождя в засуху, обильного урожая и т.д.).

МАКИАВЕЛЛИЗМ (<от имени Николо Макиавелли) – политика, основанная на культе грубой силы, пренебрежении нормами; коварстве, вероломстве.

МАНЬЕРИЗМ (<итал. manerismo or manera – манера, стиль, букв. вычурность) – направление в з/европейском искусстве XVIв., отразившее кризис возрожденческого гуманизма. Для него характерны неустойчивость, трагизм, власть сверхъестественных сил, субъективизм как выражение внутреннего мира художника.

МАРГИНАЛ (<фр. marginal – побочный, предельный, крайний) – человек, находящийся в промежуточном положении между какими-либо социальными группами, утративший прежние социальные связи и не приспособившийся к новым условиям жизни, находящийся по этой причине на периферии общества (люмпен, бродяга, бомж).

МАРТИРОЛОГИЯ (<лат. martyrium – мученичество за веру) – в христианской культуре составление перечня христианских мучеников (мартиролог) по месяцам и дням с кратким описанием их мученичества.

МАССОВАЯ КУЛЬТУРА (>англ. мass culture) – явление культуры ХХ века, порожденное техническим прогрессом, массовым притоком населения в города, разрушением замкнутых сельских общностей. Наиболее законченная и целостная концепция массовой культуры была предложена испанским философом Хосе Ортегой – ит. Гассетом, автором знаменитого эссе «Воспитание масс» (1930г.) По Ортеге, обезличенная «масса» – скопище посредственностей, вместо того, чтобы следовать рекомендациям «элитарного» меньшинства, поднимается против него, вытесняет «элиту» из традиционных областей культуры, приводит ко всем общественным бедам. С его точки зрения, именно антигуманистические установки, навязываемые миллионам оболваненных людей в тоталитарных обществах, стали причиной всех трагедий ушедшего ХХ века.

МЕДНЫЙ ВЕК (<гр. chalkos – медь и litos – камень – халколит, <лат. aeneus – медный и litos – камень – энеолит) – переходный период от каменного к бронзовому веку (IV-III тыс. до н.э.) Появляются медные орудия и изделия, расширяется мотыжное земледелие, развиваются элементы пиктографии (рисунчатое письмо). К М.в. относится такое величайшее изобретение для судеб цивилизации как изобретение колеса.

МЕЗОЛИТ – средний каменный век. В М. появились лук и стрелы, была приручена собака (иногда называют протонеолит (<греч. protos – первый) или эпипалеолит (<греч. epi - после)).

МЕЛЬПОМЕНА (<гр. Melpomene) – в древнегреческой мифологии одна из девяти муз, покровительница трагедии; символ сценического искусства.

МЕЦЕНАТ -имя римского государственного деятеля 1 в. до н.э., прославившегося покровительством поэтам и художникам. М. – человек, оказывающий финансовую поддержку развитию искусств; М. вообще тот, кто покровительствует какому-либо делу.

МИМЕЗИС (<гр. mimos – подражание) – способ художественного творчества в искусстве, выражающийся в подражании природе, точном воспроизведении внешнего вида людей и предметов. М. – основа натурализма в искусстве. Термин введен Аристотелем.

МИФ (<гр. mythos – предание) – рассказ, архаическое повествование о богах, духах (впоследствии о героях). М. является исторически первой формой культуры и мировоззрения. М. создавал целостный образ мира, в котором все имело свое значение, место и объяснение. М. определяли образ жизни и поведение человека.

МОДЕРНИЗМ (<фр. moderne – современный, новый, новейший) – художественный стиль в искусстве Европы и США ХХ века, противопоставляющий себя искусству прошлого, стремящийся к новаторству любой ценой. В литературе он покушается на саму осмысленность художественного слова – литература «потока сознания»; в музыке – на мелодию и гармонию – рок-музыка; в театре - на предметность декораций и логику развертывания действий - театр Б. Брехта (США); в живописи – на композицию, визуальную верность оригиналу – абстрактная живопись техника коллажа в поп-арте и др. Тем не менее, в своих лучших образцах, несмотря на издержки, модернизм обогатил художественную культуру человечества за счет новых выразительных средств.

МОНДИАЛИЗМ (<фр. monde – мир) - идеологическое течение, отстаивающее приоритет мировых, планетарных, глобальных ценностей в противоположность национальным.

МЮЗИКЛ (англ. musical <musical comedy – музыкальная комедия) – музыкально-сценическое произведение, преимущественно комедийного характера, построенное на использовании элементов оперетты, балета, оперы и эстрады, вид синтетического искусства.

НАТУРАЛИЗМ (<лат. natura – природа, естество) – направление в искусстве последней трети ХІХ века. Эстетика Н. сложилась на основе философии позитивизма О.Конта и Г.Спенсера и была разработана братьями Э. и Ж.Гонкурами, И. Тэном и прежде всего Э. Золя. Его кредо: художник должен отражать окружающий мир без прикрас, типизации, условностей и табу, подчиняясь «позитивной» правде экспериментальной науки. Приверженцы Н. претендовали рассказать о человеке «всю подноготную» его жизни.

НАЦИОНАЛИЗМ (<лат. natio – нация, народ) - идеология, психология и политика в национальном вопросе, базирующая на признании приоритета национального фактора в общественном и культурном развитии, преувеличенная оценка значения, достоинств и роли собственной нации вплоть до идеи национальной исключительности и превосходства, однобокое противопоставление интересов одной нации другой.

НАЦИЯ – высшая исторически сложившаяся форма этносоциальной общности людей, возникающая в эпоху зарождения и развития товарно-денежных отношений. Для нации характерны общность территории и экономической жизни, языка, особенности психологического склада и культуры.

НЕОЛИТ (<гр. neos – новый, litos – камень) - новый каменный век (ок. VIII – ІІІ тыс. до н.э.) период перехода от присваивающего типа хозяйства к производящему (земледелие, скотоводство). В эпоху Н. зародилось ремесло, появилась глиняная посуда, прядение, ткачество.

НЮ (<фр. nu – обнаженный, голый) – изображение нагого женского тела; жанр изобразительного искусства, раскрывающий в изображении целомудренной наготы представления о красоте, ценности земного чувственного бытия. В истории Н. крупнейшими достижениями стали скульптурные изображения Венеры Милосской (ок. 150-100г. до н.э.), «Спящей Венеры» Джорджоне, «Венеры Урбинской», Тициана. «Маха обнаженная» В.Гойи, «Женщина с попугаем» Э.Делакруа и др. Обнаженная натура встречается в большинстве культур, кроме иудейской и мусульманской.

ОБСКУРАНТИЗМ (<лат. obskurantis - затемняющий, темный) – крайне враждебное отношение к просвещению и науке; мракобесие.

ОККУЛЬТИЗМ (<лат. occultus – тайный, скрытый) – система суеверных представлений о существовании в мире таинственных сверхестественных сил, недоступных научному познанию, но доступных якобы познанию «избранных», «посвященных».

ОЛИМП (Olimpos) – 1) в греч. мифологии О. – священная гора, место пребывания Богов во главе с Зевсом; 2) избранный круг, верхушка какого-либо общества.

ОЛИМПИЙСКИЕ ИГРЫ – 1) в Др. Греции общегреческие празднества и состязания (езда на колесницах, пятиборье, кулачный бой, конкурс искусств); устраивались в честь бога Зевса с 776г. до н.э. в Олимпии раз в четыре года. Отменены в 394г. с принятием христианства. 2) Всемирные спортивные соревнования возрождены в 1896г. по инициативе Маркиза де Кубертена; в программе О.и. наиболее распространенные виды спорта.

«ОСЕВОЕ ВРЕМЯ» – термин введен в научный оборот К.Ясперсом. Под О.в. он понимает эпоху между 800 и 200г. до н.э., когда осуществился прорыв от мифологического сознания к философии, религии, науке, сформировался человек современного типа, сформировались основные понятия, которыми оперирует человечество по сей день. По мнению К.Ясперса, с О.в. начинается единство человеческой истории.

ПАЙДЕЙЯ (<гр. pais - ребенок deo – веду) – воспитание, обучение, образованность, просвещение, культура. Греки создали систему воспитания, в которой формируется не профессионал в определенной области, а человек как личность, как гражданин греческого полиса.

ПАНЕГИРИК (<гр. logos panegyrikos – праздничная, торжественная речь) – 1) у древних греков и римлян – патриотическая речь, в которой восхвалялись подвиги предков, доблесть народа и т.д.; позднее – похвальное слово оратора в честь кого-либо; 2) восторженная и неумеренная похвала.

ПАРОДИЯ (<гр. parodia – букв. «пение наизнанку») – элемент «смеховой культуры»; смешное, искаженное подобие чего-либо.

ПАТРИСТИКА (<гр. pater – отец) – сочинения христианских мыслителей II-VIIIвв. н.э. («отцов церкви»), написанные на греческом или латинском языках и составившие догматику христианства. В отличие от Ветхого и Нового Заветов, представляющих собой христианское священное Писание, патристика – это священное Предание христианства.

ПЕЙЗАЖ (>фр. paysage) – жанр изобразительного искусства, показывающий природу и окружающую человека среду. Выделяют сельский, городской, архитектурный, индустриальный пейзаж. К особой разновидности П. относятся изображения водной стихии – морской (марина) и речной П. Кроме того, пейзаж может быть: исторический, показывающий облик Земли в прошлом или отражающий вечные законы развития природы; фантастический, основанный на воображении художника, а также космический или астральный – реально увиденное с Земли или придуманное звездное пространство, изображения планет и других космических объектов. П. оформился в самостоятельный жанр в XVIв. и связан с именами художников Северного Возрождения (П.Брейгель, А.Альтдорфер и др.).

ПЕРФОРМЕНС (<лат. perfomance – исполнение, театрализованное представление) – одна из интердисциплинарных форм постмодернизма. Возникла в 70-е годы ХХ века. Подобно хеппенингу П. отличается от театра отсутствием пространственно-временных границ и ролей. Разновидности: 1) персональный, автобиографический, в котором главное место занимает личность художника («нарциссическое искусство тела», «живая скульптура»). 2) коллективный - как продолжение карнавальной традиции и народного зрелища, в котором главную роль играет публика.

ПИКТОГРАФИЯ (<лат. pictus – писанный красками) – рисуночное письмо, разновидность письменности, при которой предметы, события изображаются с помощью условных знаков - пиктограмм.

ПИРРОВА ПОБЕДА (от имени эпирского царя Пирра, одержавшего победу над римлянами в 279г. до н.э. ценой огромных потерь) – сомнительная победа, не оправдывающая принесенных ради нее жертв.

Портрет (>фр. рortrait) – жанр изобразительного искусства, показывающий одного человека или группу людей. По характеру изображения различают парадные (в полный рост) и камерные (поясные, погрудные, оплечные). П. Разновидностью камерного - является интимный П., выражающий особенно доверительные отношения между художником и портретируемым лицом. Существует также костюмированный П., когда портретируемый изображается в образе литературного, театрального, аллегорического, мифологического или исторического персонажа. По количеству портретируемых на одном холсте различают двойной и групповой П. Бывают парные П., когда два лица изображены на разных холстах. Несколько П., изображающих умерших и здравствующих членов одного рода образуют портретные галереи. По размеру П. делятся на станковый «в натуру», малоформатный, миниатюрный и т.д. Особую группу составляют автопортреты – изображение художником самого себя. Жанр П. – один из древнейших в истории живописи, т.к. в древние времена он отождествлялся с духом умершего человека и имел культовое значение. П. как жанр искусства утвердился в эпоху Возрождения (Леонардо да Винчи, Рафаэль, Тициан (Италия), Я. ван Эйк, А.Дюрер, Х.Хольбейн (Северное Возрождение).

ПОСТМОДЕРНИЗМ (букв. – то, что после современности – модерна) – совокупное обозначение тенденций в культурном самосознании Запада, появившихся в конце 60-х г. ХХв. Формировался в недрах модерна. Предшественниками считают мыслителей, остро чувствующих противоречия современной западной культуры, стремящихся к разрыву с историей и традицией, к сверхновизне и войне против европейского рационализма (Ш.Бодлер, Э.По, С.Кьеркегор, Ф.Ницше, Б.Паскаль, З.Фрейд, М.Хайдеггер, Ж.Деррида). П. смешивает и уравнивает обыденное сознание и духовность, примитивное и научное, добро и зло, прекрасное и безобразное. Наиболее полно концепция П. представлена в работах фр. философов (Ж.Делеза «Философия желания», Ж.Бодрийара «Мышление соблазна», Ж.Деррида «Грамматология»). Отражая трагедию современного мира, П. сам остается трагическим элементом современной культуры.

Прадо – национальный музей живописи и скульптуры в Мадриде, крупнейший художественный музей мира. Основан в 1819г. на базе королевских коллекций. Содержит богатейшее собрание испанской живописи XV-XVIвв. – Эль Греко, Х.Риберы, Ф.Сурбарана, Д.Веласкеса, Б.Э.Мурильо, Ф.Гойи и др.

ПРИМИТИВИЗМ – течение в живописи конца ХІХ-ХХвв. Кредо П. – следование нормам искусства «примитивов» (первобытное и народное творчество, искусство культурно-отсталых народов), не испорченного цивилизацией творчества. Представители П. – А.Руссо (Франция), А.М.Мозес (США), Н.Пиросмани (Грузия), М.Ларионов, Н.Гончарова (Россия).

ПРИНЦИП ТАЛИОНА (ВОЗМЕЗДИЯ) – один из принципов юридической ответственности в древних цивилизациях (Законы Хаммурапи в Вавилоне), предусматривающий «равное за равное» – равную ответственность за телесное повреждение («око за око», «зуб за зуб»). За повреждение потерпевшему глаза – повреждался глаз у ответчика, руки – рука. П.т. применялся только в отношении людей равного социального положения.

РЕАЛИЗМ (<лат. realis – вещественный, действительный) – стиль художественной культуры XVIII-XIХвв., основанный на правдивом отображении действительности, изображение жизни в формах самой жизни. Кредо реализма: «Типичный герой в типичных обстоятельствах».

РОКОКО (<фр.. rocaille – раковина) – стилевое направление в Европе І пол. XVIIIв. Получил распространение при Людовике ХV и часто обозначается его именем. Определяющая черта стиля – стремление к изяществу, контраст между внешней строгостью зданий и изысканностью их внутреннего убранства.

РОМАНИКА, романский стиль (<лат. romanus – римский) – стиль в искусстве Западной Европы Х-ХІІІвв., опирающийся на образцы римской архитектуры. Основные черты Р. – монументальность и рациональность конструкций, создающие впечатление мощности, крепости и определенной приземленности. Основные типы романской архитектуры – рыцарский замок, монастырский храм.

РОМАНТИЗМ (<фр. romantisme) – художественный стиль европейской культуры к. XVIII – н. XIXв., отразившей разочарование в итогах французской буржуазной революции 1789г., в идеологии Просвещения. Кредо романтизма – «нетипичный герой в нетипичных обстоятельствах». Отвергая «дух торгашества», романтики противопоставили ему устремленность к безграничной свободе, жажду совершенства и обновления, пафос личной и гражданской независимости.

СЕМЬ ЧУДЕС СВЕТА – наиболее прославленные достопримечательности древних культур. Из С. ч. света сохранились только египетские пирамиды – Хеопса, Хефрена и Микерина. Другие известны по отдельным фрагментам:

- Храм Артемиды в Эфесе – 550г. до н.э. сожжен в 356г. до н.э. Геростратом.

- Мавзолей в Галикарнасе.

- Разбитые на насыпных террасах сады Семирамиды в Вавилоне, VIIв. до н.э.

- Статуя Зевса в Олимпии (золото, слоновая кость, скульптор Фидий 430г. до н.э.)

- Колосс Родосский (бронза ок. 292-280г. до н.э., скульптор Харос).

- Маяк в Александрии (ок. 280г. до н.э., архитектор Сострат Книдский).

СЕНТИМЕНТАЛИЗМ (<фр. sentiment - чувство) – художественное направление в искусстве и литературе второй половины XVIIIв., сложившееся в результате разочарования в положительных установках века Просвещения на «царство разума». Кредо сентиментализма выражено в знаменитом высказывании Ж.Ж.Руссо: «Разум может ошибаться, чувство – никогда!» Сентиментализм не выработал собственной эстетики, занимая промежуточное положение между классицизмом и нарождающимся романтизмом, предвозвестником которого он явился. Для него характерны: меланхолическая мечтательность, повышенная чувствительность, склонность к уединенным размышлениям. Проявился в живописи, музыке, литературе. Ярким представителем литературного С. является Н.М. Карамзин и его знаменитая повесть «Бедная Лиза».

СИМВОЛ ВЕРЫ – составная часть (наряду с катехизисом) азбуки религиозного вероучения (краткое, понятное и точное изложение основ веры, ее догматов).

СИМВОЛИЗМ (<фр. symbolisme, <гр. – знак, символ) – одно из ранних направлений модернизма. С. делает акцент на художественном выражении посредством намеков, символов, на поисках «скрытых реальностей», находящихся за пределами чувственного восприятия, на ассоциативности и иносказательности. Зачинателями являются французские поэты Шарль Бодлер и Поль Верлен.

СИНКРЕТИЗМ (<гр. sincretismos – соединение, объединение)– качество, свойственное первобытной культуре, характеризующейся нерасчлененностью и неразвитостью чего-либо; в частности, деятельности и сознания, изначальную целостность искусства на первоначальных стадиях человеческой культуры, когда музыка, пение, танец не были отделены друг от друга.

СЛЕНГ (<англ. slang) – экспрессивно и эмоционально окрашенная лексика разговорной речи, отличающаяся от принятой литературной языковой нормы. С. распространен главным образом в молодежной субкультуре.

СМЕХОВАЯ КУЛЬТУРА – культурно-психологический феномен (его элементы: гротеск, ирония, пародия, сатира), в котором выражается способность человека к комической оценке действительности. Теоретическое обоснование С.к. связано с именем М.М.Бахтина.

СПАРТАНСКОЕ ВОСПИТАНИЕ – система государственного воспитания и обучения в Спарте, предусматривавшая подготовку хорошо тренированных и физически развитых воинов, способных стойко переносить все трудности и невзгоды, беспрекословно повиноваться старшим и властям. Система воспитания предусматривала прохождение 3-х ступеней: 1 – воспитание мальчиков 7-12 лет в агелах (стадах), где их приучали к совместной игре и учебе, сопровождавшихся бесконечными драками; 2 – воспитание юношей 12-20 лет осуществлялось в илах (отрядах), где они в основном занимались суровой военной подготовкой, обучаясь мастерскому владению оружием и привыканию к суровым условиям походной военной жизни; 3 – вступление в члены сисситии и несение военной службы до 60 лет.

СТРОГАНОВСКАЯ ШКОЛА – условное название стиля русской иконописи І пол. XVIIв. с элементами западноевропейского влияния, развивавшегося при поддержке купцов-меценатов Строгановых в иконописных мастерских их имений в Москве и Сольвычегодске.

СУПРЕМАТИЗМ (лат. supremus – наивысший) – разновидность геометрического абстракционизма. С. оперирует комбинацией простейших геометрических элементов (квадратом, крестом, кругом, прямоугольником), среди которых квадрат считается чистым, т.е. очищенным от содержательных ассоциаций элементом. Основоположником считается художник К.С.Малевич.

СЦИЕНТИЗМ (< лат. scientia – знание, наука) – мировоззренческая установка, выдвигающая научное знание как наивысшую культурную ценность и достаточное условие утверждение человека в мире. Противоположным С. является антисциентизм, который подчеркивает ограниченность возможностей науки, толкует ее как враждебную человеческой природе силу и требует уравнивать науку с другими ценностными формами общественного сознания – религией, моралью, искусством.

СЮРРЕАЛИЗМ (<фр. surrealisme – букв. сверхреализм) – одно из модернистских направлений в художественной культуре начала ХХ в. Идейные основы С.: философия интуитивизма; восточные, мистико-религиозные учения; фрейдизм; идея дзен-буддизма..Спецификой С. является преимущественно фрейдистский подход к творчеству. Для данного направления характерны: опора на сновидения, галлюцинации, бред; воспоминания младенческого возраста; мистические видения; обострение приемов алогичности, парадоксальности, неожиданности; соединение несоединимого. Главный теоретик С. – французский писатель А.Бретон (1896-1966г.).Наиболее ярко проявился в творчестве испанского художника Сальвадора Дали. В России - в творчестве кинорежиссера Андрея Тарковского (умер в 1980г.) и Александра Сокурова.

ТАБУ (полинезийское) – в первобытном обществе система нравственных и религиозных запретов, нарушение которых по суеверным представлениям древних людей карается сверхъестественными силами.

ТАШИЗМ (фр. – пятно) – техника живописи, при которой живопись превращают в сочетание цветовых пятен, свободное от преднамеренной композиции и рисунка. Характерна для импрессионизма.

«ТРИАДА ВИТРУВИЯ» – три закона архитектуры, сформулированные древнеримским архитектором и инженером Витрувием в трактате «Об архитектуре»: «прочность, польза, красота».

УВЕЙ (<кит.недеяние)– Основной способ постижения Дао. Недеяние означает невмешательство в естественные процессы, принцип не нанесения вреда природе; это действие, согласованное с законами Мироздания.

«УНИВЕРСАЛИИ КУЛЬТУРНЫЕ» – черты, общие всем культурам мира. По Дж.Мердоку выделяют более 60 У.к.: изготовление орудий труда, совместный труд, украшение тела, запреты кровосмешения, сексуальные ограничения, танцы, спорт, обычай дарить подарки, гостеприимство, шутки, язык, образование, религиозные обряды и др. Назначение У.к. – способствовать удовлетворению базисных потребностей человека.

УРБАНИЗАЦИЯ (<лат. urbanus – городской) – 1) процесс сосредоточения населения и экономической жизни в крупных городах; 2) распространение черт и особенностей, свойственных городу, промышленному центру, например, среди жителей села.

УФФИЦИ во Флоренции – крупнейшая картинная галерея в мире. Размещена в здании, построенном для правительственных канцелярий в 1560-1585гг. архитекторами Дж.Вазари и Б.Буонталенти. Основана в 1575г. на базе коллекций рода Медичи. Галерея хранит богатейшее в мире собрание итальянской XIII – XVIII вв. (работы Джотто, П. Уччелло, Пьеро делла Франческа, С. Боттичелли, Леонардо да Винчи, Рафаэля, Тициана и др.) и европейской живописи.

ФАРС – (<фр. farce) – 1) легкая комедия, один из видов драматического представления, широко развившийся в торговых городах средневековой Франции; 2) в более позднем понимании – комедия или водевиль грубоватого содержания; 3) шутовская выходка, грубая шутка; 4) нечто лицемерное, циничное и лживое.

ФАШИЗМ (итал. fаscismo <facio – пучок, связка, объединение) – открытая террористическая диктатура, направленная на подавление всех демократических свобод и прогрессивных общественных движений.

ФОВИЗМ (<фр. fouves - дикие) - одно из направлений модернистской живописи ХХ века. Для Ф. характерно стремление к яркому открытому свету, который они использовали в жанре пейзажа. Представители Ф. - французские художники А.Матисс, А.Дерен и др.

ФРЕСКА (ит. fresco – свежий, сырой) - техника росписи стен водяными красками по сырой штукатурке. Возникла в древних культурах Востока, затем проникла в античное искусство, затем в искусство Возрождения. В широком смысле слова Ф. – всякая монументальная роспись.

ФРЕСКА (>итал. fresco – свежий, сырой) – техника росписи стен по сырой штукатурке красками, разведенными на воде. Возникла в древних культурах Востока, затем проникла в античное искусство. В средневековье уступила место мозаике и витражу. Начиная с эпохи Возрождения, вновь распространилась по всей Европе. Ф. в широком смысле слова – всякая монументальная роспись.

ФУТУРИЗМ (< лат. futurum – будущее) - авангардистское течение в европейском искусстве начала ХХ века. Он характеризуется отрицанием традиций в культуре, устремленностью в будущее, в котором будут преобладать «техника», «скорость», «сила». Его последователи (главный идеолог Филиппо Маринетти) воспевали технический прогресс, войну, насилие, жизнь больших городов и т.п.

ФУТУРОЛОГИЯ (< лат. futurum – будущее + logos – учение) - область знаний, занимающееся перспективами социальных процессов, прогнозированием и прогностикой.

ХАРИЗМА (< гр. charisma - милость, благодать, божественный дар) – это исключительная одаренность, наделенность какого –либо лица, института или символа особыми качествами исключительности, сверхъестественности, непогрешимости или святости в глазах приверженцев и последователей, готовых следовать ему, подчиняться, идти на любые жертвы.

ХЕППЕНИНГ (англ. happening – букв. происходящее, случающееся) - одна из интердисциплинарных форм постмодернизма. Х. выражается в спонтанных, алогичных действиях художника или группы художников, устраиваемых при участии публики. Лозунг Х. – «искусство есть жизнь, жизнь есть искусство».

ХИНАЯНА (санскр. – букв. малая колесница или узкий путь спасения) - буддистская концепция, приверженцы которой одним из условий спасения считают уход от жизни (от общества) и достижение нирваны только через монашество.

ЭЗОТЕРИЧЕСКИЙ (<гр. esoterikos – внутренний) - тайный, скрытый, предназначенный исключительно для посвященных (о религиозных обрядах, мистических учениях, магических формулах); противоположность – экзотерический.

ЭКСПРЕССИОНИЗМ (фр. expressio – выражение) – направление в европейском искусстве начала ХХ века провозгласившее своим кредо не изображение современной действительности, а «выражение» ее сути.

ЭЛИТАРНОЕ ИСКУССТВО (<фр. elite – лучшее, отборное, избранное) – искусство, ориентированное на элиту – т.е. лучшую часть общества. Основывается на философии А.Шопенгауэра (идея антропологического разделения людей на два типа: «люди пользы» и «люди гения»; первые не обладают, а вторые обладают особой художественной одаренностью) и Ф.Ницше (идея «сверхчеловека», который наделен помимо «воли к власти» уникальной эстетической восприимчивостью).

ЭНТЕЛЕХИЯ (<гр. entelecheia) – в философии Аристотеля и в схоластике – целеустремленность, целенаправленность как движущая сила, активное начало, превращающее возможность в действительность.

ЭПИКУРЕИЗМ – учение древнегреческого философа Эпикура, рассматривающее стремление человека к счастью как стремление к чувственным удовольствиям, к изнеженной жизни.

ЭРМИТАЖ в Санкт-Петербурге – крупнейший художественный музей мира. Основан в 1764г. императрицей Екатериной ІІ. Основная часть собрания размещена в 5 связанных между собой зданиях на Дворцовой набережной: Зимнем дворце, Малом Эрмитаже, Старом Эрмитаже, Новом Эрмитаже и Эрмитажном театре, а также во дворце Меншикова на Васильевском острове. В основе собрания – коллекции российского императорского дома, постоянно пополнявшиеся за счет покупки ценных зарубежных коллекций. После 1917г. в Э. поступили национализированные собрания Строгановых, Юсуповых, Шуваловых и др. частных коллекций.

ЭСХАТОЛОГИЯ (<гр. eschaton – последний, конечный) – религиозное учение о конечных судьбах мира и человека. Различается индивидуальная Э., т.о. учение о загробной жизни единичной человеческой души и всемирная Э., т.е. учение о цели космоса и истории и их конце.

ЭСКАПИЗМ (ЭСКЕЙПИЗМ, ЭСКEПИЗМ) (<англ. escapism, escape – уход от действительности, побег, избавление, спасение) – уход от реальности в вымышленный или «параллельный» мир. Для эскапизма характерна аполитичность, игнорирование социальной действительности.

ЯЗЫЧЕСТВО (церк.-слав. языцы - иноземные народы) – обозначение нехристианских, в широком смысле политеистических религий, боги которых олицетворяли стихии природы. Я. – феномен духовной культуры древних народов, в основе которого лежит вера во многих богов (идолопоклонство).


Вопросы
для повторения по І разделу курса «Теория культуры»

1. Этимологический смысл термина “культура”, его происхождение, многообразие и многозначность.

2. Понятие “культура” в культурологической традиции человечества.

3. Культурологические концепции конца ХIХ-ХХ века.

4. Основные идеи общественно-исторической школы культурологии (Н.Я.Данилевский, О.Шпенглер, А.Тойнби).

5. Основные идеи натуралистической школы культурологии (З.Фрейд, К.Юнг, Б.Малиновский, К.Лоренц).

6. Основные идеи социологической школы культурологии (А.Вебер, Т.Парсонс, П.А.Сорокин).

7. Основные идеи символической школы культурологии (Э.Касирер, К.Леви-Стросс).

8. Основные идеи школы «игровой культуры» (Й.Хейзинга, Г.Гессе).

9. Предмет, метод и задачи культурологии как науки. Культурология в системе современного научного знания

10. Морфология культуры. Структура культуры как целостной системы.

11. Национальное, классовое и общечеловеческое в культуре.

12. Массовая и элитарная культура. Теория “элиты” в трудах Ортеги-и-Гассета.

13. Художественная культура и ее специфика. Классификация искусств.

14. Понятие стиля в искусстве. Основные художественные стили европейского искусства.

15. Основные функции культуры в обществе.

16. Культура и цивилизация. Теория «цивилизации» в трудах Н.Данилевского, О.Шпенглера, А.Тойнби.

17. Теория «столкновения цивилизаций» С.Хантингтона.

18. Техника, цивилизация, культура, их соотношение. Теория «мегамашины» Л.Мумфорда.

19. Глобальные проблемы современной цивилизации. Сциентизм и антисциентизм.

20. Иерархия культур. Партикуляризм и универсализм в культуре.

21. Европоцентризм. Рационализм как жизненная установка европейской цивилизации.

22. Америкоцентризм. Концепция «американской мечты».

23. Афроцентризм. Теория «негритюда» Л.Сенгора.

24. Понятие культурной идентичности. Типы культурной идентификации (по Г.Абрамсону).

25. Национальное самосознание как прогрессивный фактор культурного развития. Национализм и расизм.

26. Ментальность как тип культуры. Ментальность, общественные настроения, идеология, их соотношение.

27. Типы ментальностей. Национальный менталитет различных народов. Загадочность «славянской души».

28. Понятие культурной динамики. Типы культурных изменений.

29. Источники и факторы культурной динамики: инновации, обращение к культурному наследию прошлого, заимствование, культурный синтез.

30. Культурный конфликт как феномен кризиса в культуре.

31. Культура, субкультура, контркультура.

32. Молодежная контркультура 60-70-х годов.

33. Мистика как культурная традиция и контркультурный феномен.

34. Мистическая и эзотерическая традиция в мировом искусстве (И. Босх).

35. Типология культур. Социальные, этнонациональные, исторические типы культуры.

36. Даосизм и конфуцианство – основные источники духовной культуры Китая.

37. Нормы повседневной жизни китайцев. Национальный характер кит




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 2083; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.835 сек.