Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Искусство Москвы

Искусство Пскова.

В Пскове во второй половине XIII – первой половине XIV века возводились в основном оборонительные сооружения, что обусловлено политической обстановкой. Церковь Троицы (1365-67 гг.) возведена мастером Кириллом на основании рухнувшего храма XII века и до XX века она также не сохранилась.

В XV веке культовое строительство Пскова ведется с большой интенсивностью. Летописи сообщают о возведении 22 каменных церквей. К этому времени складывается характерный для Пскова тип храма – небольшое, невысокое здание сооружалось на средства уличан, отличалось асимметричностью композиции. К церкви примыкали паперти, пределы, крыльца с характерными столбами-тумбами, хозяйственные пристройки, звонница (ц. Власия на Горке, 1413г., с.90 Ис.Р.Арх.; Ц. Георгия со Взвода, 1494г. и др.)

Звонницы не представляли из себя отдельных сооружений, а надстраивались над церковью, над папертью, даже над погребами (ц. Успения в Пароменье, 1521г.).

Живопись Пскова отличается экспрессией, берущей начало в народных корнях. В немногоцветной палитре фресок преобладают темные коричневые и лиловые краски, дополненные оранжево-красными, желтыми и голубыми тонами. В XV веке в псковской иконописи как и в новгородской живописность уступает место суховатой «правильности» форм. В XV – XVI веках псковичи многое заимствуют из достижений Москвы.

В конце XIV- начале XVвека каменное строительство приобретает еще больший размах. Каменные церкви вырастают в Москве, Коломне, Звенигороде, Дмитрове, Можайске и относятся в основном к одному типу: одноглавого четырехстолпного храма башенной конструкции, поднятого на высоком цоколе, системой лестниц, ведущих к перспективным порталам, сложным верхом, увенчанным ярусами килевидных закомар, и вознесенном на высоком постаменте куполом (Спаский собор Андронникова монастыря, нач.XVвека; Троицкий собор Троице-Сергиевской лавры, 14222-1423, с.96-97 Ис.Р.Арх.).

Первые сведения о московских художниках относятся к 40-м годам XIV века. В 1344 году расписали Успенский собор. В 90-х годах XIV века в Москве появился Феофан Грек, но здесь уже сложились художественные традиции, позволяющие избежать художественного подражания. Феофан воспитал группу художников, стал главой художественной жизни Москвы рубежа XIV-XV веков. Все основные художественные работы проходили под его непосредственном руководством – росписи церкви Рождества Богородицы, Архангельского и Благовещенского соборов, терема Василия Дмитриевича, палат Владимира Андреевича Храброго, возможно, храмов в Коломне и Переславле-Залесском.

Наиболее достоверным творением самого Феофана Грека в Москве считается иконостас (точнее деисусный чин) Благовещенского собора начала XV века. Деисус Благовещенского собора – первый дошедший до нас деисус, где фигуры святых изображены не по пояс, а в рост (здесь начинается история «высокого иконостаса»).

Андрей Рублев (1360?-1430)родился около 1360 года. Первое упоминание о нем относится к 1405 году. Летописная запись, рассказывающая об участии Андрея Рублева в росписи Благовещенского собора, называет его «черницом» – монахом. Великокняжеский князь постригся и стал иноком, а затем старцем Спасо-Андронникова монастыря.

В 1408 году Андрей Рублев и егго многолетний соратрик Даниил Черный украсили фресками и иконами Благовещенский собор во Владимире. «Страшный суд» – это не кары возмездия, а торжество добра, апофеоз справедливости, это симфония плавных текущих ритмов и радостных красок. Роспись Успенского собора во Владимире свидетельствовала об окончательном становлении творческой индивидуальности и художественного мастерства Андрея Рублева.

В 1918 году в дворянском сарае близ Успенского собора В Звенигороде были обнаружены три иконы: «Спас», «Архангел Михаил» и «Апостол Павел», известные с тех пор под названием Звенигородского чина.

«Троица» была написана, вероятно, в самом начале 10-х годов XV века. Принято считать, что она создавалась для иконостаса Троицко-Сергиевского монастыря, но существует вероятность связи ее со Звенигородским чином. Три Ангела Рублева соединены единым ритмом, круговым движением. Развитие троичного культа на Руси было связано с деятельностью Сергия Радонежского, который создал Троице-Сергиевский монастырь «дабы взиранием на Святую Троицу побеждался страх ненавистной розни мира сего». Это тема национального единства.

Жизнь Андрея Рублева заполнена интенсивным творческим трудом. Он выполнял многочисленные заказы, украшал фресками храмы. Последние его работы – росписи Троицко-Сергиева и Спасо-Андронникова монастырей не сохранились. Деятельность Андрея Рублева отложила отпечаток на все виды художественного творчества. Среди произведений шитья очень близок ему по настроению великолепный надгробный покров Сергия Радонежского. В мелкой пластике традиции Рублева развил мастер резьбы по дереву монах Троице-Сергиевской лавры Амвросий. Стиль Андрея Рублева, линейный и колористический строй его икон и фресок определили лицо московской школы живописи.

 

 

Лекция. Искусство Руси второй половины XV – начала XVI вв.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Новгородское зодчество XIV – XV веков | Архитектура
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 260; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.