Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Цветовая гармония

Цветовая гармония - это приятное для глаз, уравновешенное и пропорциональное сочетание цветов.

Цвета оказывают на человека физиологи­ческое и эмоциональное воздействие.

По данным медицинских исследований установлено, что при физиологическом воздействии цветов на организм человека теплые цвета возбуждают (увеличивают кровяное давление, пульсацию крови, ритм дыхания и мускульное напряжение), холодные цвета успокаивают (снижают кровяное давление и расслабляют); жёлтый и зелёный благотворно действуют на зрение, фиолетовый – на сердце. Целительные качества цвета известны ещё древним цивилизациям.

Реакция человека на эмоциональное воздействие цвета – это возникновение чувств, образов и ассоциаций. Изучением способности человека воспринимать, идентифицировать и называть цвета занимается психология восприятия цвета.

На выбор цвета человеком оказывает влияние множество факторов: национальные и культурные традиции, профессия и предшествующий опыт человека, половозрастные различия, настроение и самочувствие.

В некоторых работах по цветоведению указываются последова­тельности в предпочтении изолированных цветов по результатам опросов, проведенных психологами. Наиболее часто встречаю­щаяся последовательность: зеленый, синий, красный, белый, желтый, черный.

Практически на человека воздействуют не изолированные цвета, а их сочетания. Каждое цветовое сочетание вызывает эмоциональ­ный отклик, создает определённое настроение. Некоторые примеры эмоционального воздействия сочетаний цветов:

 

желтый и белый - вялое, слабое

желтый и бордо – парадное

красный и желтый – радостное, сияющее

красный и фиолетовый – неспокойное

зеленый и черный – тяжелое

зеленый и коричневый - спокойное, естественное.

В том случае, когда два (или более) цвета, находящиеся рядом, производят приятное впечатление, говорят, что они гармонично сочетаются.

Многие исследователи и художники, начиная с Леонардо да Винчи, предпринимали попытки опре­делить закономерности цветовой гармонии. Рудольф Адамс, В. Гёте, Адольф Гельцель, В. Оствальд, Альберт Генри Манселл, М.В.Матюшин определяли закономерности гармонизации на осно­ве пропорций цветового круга и цветового пространства. Большое количество работ, посвященных исследованию цветовой гармонии, опубликовано японскими учёными.

Анализ многочисленных литературных источников позволил сформулировать следующие закономерности цветовой гармонии:

1. «Цветовая гармония – это закономерность» (Вильгельм Оствальд).

2. Закон целостности цветового оформления: ни один цвет не существует изолированно, все цвета взаимосвя­заны в целостном восприятии, которое нарушается из-за хотя бы одного ошибочного тона.

3. Закон Муна-Спенсера: у сочетаю­щихся цветов должно быть сходство хотя бы по одной из трех характеристик цвета.

4. Гармоничные цветовые сочетания всегда получаются в следующих случаях:

  • в сочетаниях цветов природных окрасок;
  • в сочетаниях ахроматических цветов;
  • в сочетаниях ахроматического цвета с хроматическим (чёрный цвет сочетается с тёплыми цветами, а белый цвет – с холодными);
  • в нюансных сочетаниях цветов, расположенных рядом в цветовом круге;
  • в контрастных сочетаниях взаимно-дополнительных цветов;
  • в контрастно-нюансных сочетаниях;
  • в контрастно-нюансных сочетаниях с ахро­матическими цветами;

· в сочетании трёх, четырех, шести цветов, равноудаленных друг от друга в цветовом круге. Например, ставшие классически­ми гармоничные триады: фиолетовый – оранжевый – зеленый, а также голубой – пурпурный – желтый.

В цветовом круге Иоханеса Иттена пурпурный цвет отсутствует, гармоничной триадой являются основные цвета этого круга: синий – желтый – красный.

5. Насыщенный цвет должен использоваться для акцентов – для мелких площадей и тонких линий.

6. Число цветовых тонов в композиции должно быть не более семи.

7. Цветовая гармония в композиции зависит от формы и размеров цветных участков.

8. Гармоничным будет признаваться то сочетание, которое является привычным для наблюдателя.

9. Цветовая гармония должна отражать содержание изображения и акцентировать внимание на важнейших элементах композиции.

 

В оформлении карт при решении вопроса о цветовых гармониях выделяют три направления:

Эстетика изолированного цвета - рассматриваются отдельно взятые цвета, которые будут восприниматься наиболее красивыми.

Гармония колорита - здесь решается вопрос, подходит ли данный цвет к общей группе цветов, к общему колориту.

Гармония отношений - это такие сочетания цветов, в которых каждый цвет настолько закономерен в сочетании с другими, что гармония нарушается из-за одного ошибочного тона.

Выбор цветовой гармонии при проектировании цветового офор­мления карты не должен сводиться к нахождению только парных сочетаний цветов, которые могут оцениваться как негармоничные (например, зеленый и голубой), а в оформлении ландшафта на карте будут воспри­ниматься выразительными. При проектировании хроматического оформления карты, более чем в каком-либо другом цветовом оформлении, необходимо учитывать логику и последовательность природных окрасок, которые являются привычными для наблюдателя и всегда признаются гармоничными.

 

ЛИТЕРАТУРА

Жукова О.Ю. Цветоведение в оформлении карт. Текст лекций. –М.: МИИГАиК, 1990, 36 стр.

Вопросы:

1. Какие требования должны выполняться при проектировании цветового оформления карты?

2. Какую роль играет цвет на карте?

3. Назовите цвета трёх основных зон спектра

4. Какие факторы определяют восприятие цвета человеком?

5. Какие цвета называются хроматическими?

6. Какие цвета называются ахроматическими?

7. По каким качественным характеристикам различаются ахроматические цвета?

8. По каким качественным характеристикам различаются хроматические цвета?

9. Назовите количественные характеристики цвета

10. По каким качественным характеристикам различаются ахроматические цвета?

11. Какие характеристики цвета изменяются в ряду сгущения окраски хроматического цвета?

12. Как будет изменяться насыщенность цвета при добавлении белил к хроматической краске?

13. Какие цветовые ряды называются однородными?

14. Какие существуют виды цветового контраста?

15. Какие цвета называются контрастными?

16. В чём заключается явление одновременного цветового контраста?

17. Как изменится цвет серой фигуры, если её окружить пурпурным фоном?

18. Как изменится цвет зелёной фигуры, если её окружить пурпурным фоном?

19. В чём заключается значение одновременного цветового контраста в оформлении графических изображений?

20. Какие виды синтеза (смешения) цвета вы знаете?

21. Назовите цвета аддитивной триады

22. Назовите цвета субтрактивной триады

23. Какой цвет получится при аддитивном синтезе красного и зелёного?

24. Какой синтез цвета происходит при цветной печати?

25. Какого цвета краска поглощает синие лучи?

26. Какого цвета краска поглощает красные лучи?

27. Чем отличается цветовой круг Иттена от цветового круга Ньютона?

28. Что такое «цветовая гармония»?

29. В каких стандартных случаях всегда получим гармоничное цветовое сочетание?

30. Сочетание каких трёх цветов называют гармоничной цветовой триадой?

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Цветовой контраст | Основи охорони праці
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 1675; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.019 сек.