Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Другие интеграционные объединения мира




 

Американский континент. В Латинской Америке попытки создания интеграционных объединений делаются еще в 60-е годы. Целью таких объединений является создание условий для торговли в регионе. Ряд стран подписали в это время соглашение о создании Латиноамериканской ассоциации свободной торговли, которая позже была преобразована в Латиноамериканскую ассоциацию интеграции (ЛАИ).

В 90-е годы на американском континенте работали такие организации как Центральноамериканский общий рынок, Карибское сообщество и Карибский общий рынок. Однако лишь после образования Североамериканской ассоциации свободной торговли (НАФТА) и Общего рынка стран Южного конуса (МЕРКОСУР) активно пошел процесс создания всеамериканской зоны свободной торговли.

НАФТА - это союз США, Канады и Мексики. Образован в 1994 г. Причина образования – необходимость межгосударственных соглашений, позволяющих ТНК активно работать в этом регионе, а также необходимость противостоять экономическому потенциалу Азиатско-Тихоокеанского региона. Необходимо было соединить научно-технический и предпринимательский капитал с дешевыми ресурсами Мексики.

Соглашение между этими странами предусматривало в течение 15 лет формирование зоны свободной торговли и получение доли стран в мировом экспорте в объеме 17%. Реализация поставленной цели предполагала проведение следующих мероприятий:

­ либерализацию внешнеэкономических отношений путем демонтажа таможенных барьеров;

­ устранение ограничений на свободную торговлю, прежде всего готовыми изделиями;

­ плавную либерализацию на рынках энергоресурсов, сельскохозяйственных товаров, автомобилей, текстиля;

­ формирование единых законов в области трудовых отношений и охраны окружающей среды.

Особенности развития отношений в НАФТА:

- невыполнение странами-участницами решений организации влечет наказание в виде штрафов, санкций;

- разный уровень экономического развития стран-участниц. Особенно отстает в развитии Мексика от США и Канады;

- Мексика получает большой приток инвестиций, что позволяет существенно сократить период реформирования экономики;

- в Мексике активно развиваются «макиладорас» - предприятия по обработке и сборке изделий;

- Мексика вынуждена отменить торговые пошлины на ввоз американских компьютеров, автомобилей, что позволило вытеснить с рынка японскую и южнокорейскую технику;

- идет значительное расширение американского экспорта и рост в США рабочих мест, а также перенесение трудоемких, материалоемких и экологически дорогостоящих производств из США в Мексику;

- Канада расширяет рынки сбыта, сокращает издержки производства и повышает прибыльность новых высокотехнологических отраслей.

МЕРСОКУР – Южноамериканский общий рынок в составе Аргентины, Бразилии, Парагвая и Уругвая, создан в 1991 г. Создание данной группировки предусматривало:

- отмену в перспективе всех пошлин и тарифов во взаимной торговле между странами;

- введение единого тарифа в отношении третьих стран;

- свободное движение капитала и рабочей силы;

- координацию политики в области промышленности, сельского хозяйства, транспорта, связи;

- согласование стратегии в валютно-финансовой среде.

В 1994 году страны-участницы МЕРСОКУР приняли программу продвижения к таможенному союзу и к 2000 году наметили создание таможенного союза.

Для руководства процессом интеграции были созданы наднациональные органы управления – Совет общего рынка в составе министров иностранных дел; Группа общего рынка; десять технических комиссий, подчиняющихся Группе общего рынка.

Итоги развития группировки свидетельствуют о ее успехах:

- объем экспорта между странами блока увеличился;

- значительно вырос суммарный экспорт стран-участников в третьи страны;

- эти страны стали более привлекательны для экспорта капитала.

Интеграционный процесс в МЕРКОСУР развивается не без трудностей и противоречий между странами-участниками:

- не отменены полностью тарифы во внутрирегиональной торговле к 1995 г.;

- не удалось согласовать единые внешние тарифы на импорт из третьих стран;

- Аргентина и Бразилия как более сильные страны стремятся держать высокими импортные пошлины по отношению к третьим странам на продукцию электронной, нефтехимической промышленности и тяжелого машиностроения.

Азиатско-Тихоокеанский регион. В этом регионе в настоящее время создан ряд интеграционных объединений. Наиболее значимыми из них являются АСЕАН и АТЭС.

АСЕАН – это ассоциация, объединившая в 1967 г. такие страны как Индонезия, Малайзия, Сингапур, Таиланд и Филиппины. Позже в нее вошли Мьянма, Бруней, Лаос, Вьетнам. Ассоциация создана с целью содействия социальному и экономическому развитию стран-членов, сотрудничества в промышленности и сельском хозяйстве, проведения научно-исследовательских работ.

В ассоциации есть следующие органы управления:

- конференция глав государств и правительств как высший орган управления;

- постоянный комитет, включающий министра иностранных дел страны-председателя АСЕАН и послов остальных государств;

- специализированные учреждения АСЕАН, такие как Совет по нефти, Ассоциация судовладельцев, Банковский совет, Финансовая корпорация и т.д.;

- секретариат во главе с генеральным директором в каждой стране. Он готовит решения Ассоциации и проводит текущую работу;

- одиннадцать комитетов, поддерживающих внешние связи АСЕАН в столицах третьих стран.

В целом в сфере экономики планируются следующие мероприятия:

- углубление сотрудничества, его распространение на такие сферы как безопасность, финансы, телекоммуникации, туризм, окружающая среда, сельское хозяйство, транспорт, здравоохранение;

- создание региона мира, свободы и нейтралитета, углубление сотрудничества (особенно с Австралией, Канадой, ЕС, Японией, Южной Кореей и США).

АТЭС – организация, объединяющая 18 государств региона. Организована в 1989 году и включает такие страны как Австралия, Бруней, Гонконг, Канада, Кирибати, Малайзия, Маршалловы Острова, Мексика, Новая Зеландия, Папуа-Новая Гвинея, Южная Корея, Сингапур, США, Таиланд, Тайвань, Филиппины, Чили. Позже в нее вошли Вьетнам, Перу, Россия.

Данная организация имеет консультативный статус, но в ее рамках принимаются решения относительно правил ведения торговли, инвестиционной и финансовой деятельности, проводятся встречи отраслевых министерств и экспертов. Решения принимаются такими органами управления как Комитет по торговле и инвестициям, Экономический комитет и рабочие группы, а также фонд образования.

В 1994 году в АТЭС было принято решение о создании зоны свободной торговли и либерализации инвестиционной сферы к 2020 году. Однако в данной организации объединены страны с разным уровнем развития. Поэтому снятие барьеров в инвестиционной сфере будет происходить по мере готовности стран к участию в этом мероприятии.

Так как от либерализации торговли в АТЭС выигрывают, прежде всего, развитые страны, в ней возможны три варианта развития:

1. Организация будет развиваться в направлении создания зоны свободной торговли. Однако возможности обхода и невыполнения совместных решений сохраняются.

2. АТЭС останется форумом для обсуждения проблем экономических взаимоотношений в бассейне Тихого океана. Но тогда возможны споры по поводу уже принятых договоренностей.

3. Если возобладают протекционистские настроения США и Западной Европы, то быстрая либерализация внешней торговли будет невозможна. Это может укрепить АСЕАН или привести к росту числа участников АТЭС за счет стран Азии.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 344; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.