КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Основные категории психологии управления
Объектом психологии управления являются психологические аспекты отношений между людьми, группами и организациями людей. Предмет психологии управления – психологические аспекты управленческих отношений: 1. Психологические аспекты деятельности руководителя: * психологические особенности управленческого труда вообще, его специфика в различных сферах деятельности; * психологический анализ личности руководителя, психологические требования к личностным качествам руководителя; * психологические аспекты принятия управленческого решения; * индивидуальный стиль управления руководителя и проблемы его коррекции. 2. Психологические аспекты деятельности организации как субъекта и объекта управления: * возможности использования психологических факторов для решения управленческих задач; * закономерности формирования благоприятного социально-психологического климата в организации; * закономерности формирования оптимальных межличностных взаимоотношений в организации, проблема психологической совместимости; * формальная и неформальная структуры организации; * мотивация труда членов организации; * ценностные ориентации в организации, управление процессом их формирования. 3. Психологические аспекты взаимодействия руководителя с членами организации: * проблемы создания и функционирования системы коммуникации в процессе взаимодействия; * проблемы управленческого общения; * оптимизация взаимоотношений в звене «руководитель — подчиненный»; * информированность как фактор повышения эффективного управления. Основные понятия. Требует отдельного рассмотрения проблема соотношения понятий – «управление», «руководство», «менеджмент».
Управление выступает более широким понятием, означающим направленное воздействие на систему или отдельные процессы, происходящие в ней, с целью изменения ее состояния или придания ей новых свойств и качеств. Понятие «управление» относится как к техническим («машина – машина»), социотехническим («человек – машина»), так и к социальным («человек – человек») системам. Социальное управление есть непрерывный процесс воздействия руководителя (субъекта управления) на организованную группу людей или на кого-либо из этой группы в отдельности (объект управления) по организации и координации их совместной деятельности для достижения наилучших результатов. В социальном управлении главными компонентами выступают либо люди, либо организационные подразделения в целом. Индивиды в сложной системе управленческих взаимоотношений, могут выступать субъектами и объектами управления. Ключевые категории социального управления: Организация как форма объединения группы людей (два и более), деятельность которых сознательно координируется субъектом управления для достижения общих целей и для упорядочения совместной деятельности. Субъект управления – носитель предметно-практической деятельности, источник управленческой активности, направленной на определенный объект управления (отдельный индивид, социальная группа). Объект управления – часть объективной действительности, на которую направлено управленческое воздействие (отдельный индивид, социальная группа). Субъект и объект управления в совокупности взаимных связей составляют систему управления, характеризующуюся информационным обеспечением, процедурой принятия и исполнения решений. Система управления характеризуется: функциями и целями деятельности; конкретным набором составных частей, находящихся в соподчиненности; режимом внешних связей (субординация, координация, договорные отношения и т.д.); правовым регулированием структуры, связей, полномочий, деятельности системы управления в целом и ее элементов.
Система управления опирается на: управление (целенаправленное воздействие на определенный объект), и подчинение (восприимчивость и подверженность целенаправленному воздействию субъекта воздействия). Руководство есть частый случай управления. Его основные отличия в том, что руководство ограничивается воздействием на людей и их общности; предполагает взаимодействие руководителя с подчиненными; призвано вызвать чью-то деятельность соответственно намерениям руководителя. Следовательно, руководство – это целенаправленное воздействие на руководимых людей и их общности, которое приводит к их осознанному и активному поведению и деятельности, соответственно намерениям руководителя. Поэтому руководство можно назвать управлением, но далеко не всякое управление есть руководство. Главная задача руководителей – общее руководство процессом функционирования и развития системы управления. Специфика их деятельности в том, что они главным образом воздействуют на работников, которые непосредственно решают те или иные задачи управления. Главное свое внимание руководители сосредоточивают на следующих трех направлениях: * принятие решений по всем важнейшим, стратегическим, принципиальным вопросам деятельности; * осуществление подбора, расстановки, обучения и воспитания кадров; * координация работы исполнителей, звеньев и подразделений организации в целом. Английское слово «management» (управление), («to manage» - управлять) берет свое начало от латинского слова «manus» (рука). Этот термин не имеет аналога в русском языке, хотя его часто используют как синоним «управления» и «научной организации труда». Менеджмент можно определить как научно-практическое направление, ориентированное на обеспечение эффективной жизнедеятельности (функционирования) организаций в рыночных условиях хозяйственных отношений. Менеджмент – это управление, заведование и организация производства; совокупность принципов, методов, средств и форм управления, разрабатываемых и применяемых с целью повышения эффективности производства и увеличения прибыли.
Введенное американцами в научный и практический оборот понятие «менеджмент» в упрощенном понимании означает способность управляющего добиваться преследуемых целей, планируя, организуя, мотивируя и контролируя деятельность других людей. Менеджмент выступает как система действий, обеспечивающая слаженную работу коллективов людей с оптимальными экономическими результатами. Менеджмент означает руководство людьми. Цель менеджмента – создать эффективную организацию и затем менять ее так, чтобы она соответствовала меняющимся задачам и обстоятельствам. Методы управления – это совокупность приемов и процедур подготовки и принятия, организации и контроля выполнения управленческих решений. В управлении используются разнообразные методы, адекватные характеру решаемых профессиональных задач.
В поведении людей важную роль играют потребности и интересы. Осознанные потребности побуждают к действию. Совокупность потребностей, на достижение которых направлена деятельность людей, определяет мотивационную направленность методов управления: организационно-распорядительных (административных), экономических и социально-психологических. Административные методы базируются на власти, дисциплине, взысканиях («методы кнута»), имеют прямой характер воздействия: любой регламентирующий и административный акт подлежит обязательному исполнению. К административным методам относятся: формирование структуры органов управления; утверждение административных норм; правовое регулирование; издание приказов, распоряжений; инструктирование, отбор и расстановка кадров; разработка должностных инструкций, стандартов организации; административные санкции и поощрения.
Административные методы управления осуществляются в форме организационного и распорядительного воздействия. Организационные воздействия, базируются на внутренних нормативных документах, которые регламентируют деятельность персонала, направлены на организацию процесса производства и включают: - организационное регламентирование (устав предприятия или организации, штатное расписание, должностные инструкции, положения о функциях структурных подразделений, права, обязанности их руководителей и сотрудников); -организационное нормирование (разработка технических, технологических, эксплуатационных нормативов, трудовых нормативов, финансовых, организационно-управленческих нормативов и пр.); -организационно-методическое инструктирование (инструкции, действующие в организации: должностные инструкции, методические указания по выполнению работ, рабочие инструкции последовательности трудовых операций и пр.). Распорядительные воздействия направлены на достижение конкретных целей управления путем прямого административного регулирования; осуществляются в форме приказа, распоряжения, указания, которые являются правовыми актами ненормативного характера, придают юридическую силу управленческим решениям. Распорядительные воздействия предполагают контроль и проверку исполнения: - материальная ответственность и взыскания, выражающиеся в обязательном возмещении причиненного сотрудником материального ущерба. Материальная ответственность может быть полной и ограниченной, индивидуальной и коллективной; -дисциплинарная ответственность и взыскания, применяемые в случае нарушения трудового законодательства в виде замечаний, выговоров, вплоть до увольнения; -административная ответственность, применяемая в случае совершения административного нарушения. Экономические методы управления персоналом носят косвенный характер управленческого воздействия, основываются на использовании экономических интересов людей («методы пряника»), включают в себя: экономическое стимулирование людей, финансирование, оплата труда, кредитование, технико-экономический анализ и планирование, капиталовложения; ценообразование, страхование, участие в прибылях и капитале, установление материальных санкций и поощрений. На основе технико-экономического планирования определяется программа деятельности организации, определяются задания структурным подразделениям, обеспечивается рост прибыли предприятия за счет снижения себестоимости продукции, материально стимулируются работники в соответствии с количеством и качеством труда. В условиях рыночной системы хозяйствования усиливается роль экономических методов управления персоналом. Социально-психологические методы управления основаны на использовании морального воздействия («методы убеждения») и социального механизма управления (система взаимоотношений в коллективе, социальные потребности, интересы личности, группы и т. п.). Социально-психологические методы базируются на использовании закономерностей социологии и психологии. Социологические методы позволяют установить статус сотрудников в коллективе, выявить лидеров, обеспечить эффективные коммуникации в коллективе, найти решение в конфликтных ситуациях, обоснованно принимать кадровые решения. К социологическим методам относятся: анкетирование, интервью, социометрия, наблюдение, собеседование. Психологические методы направлены на конкретную личность работника и строго индивидуализированы, обращены к внутреннему миру человека. Социально-психологические методы включают: - социально-психологическую диагностику работников и трудовых коллективов; - социально-психологическое планирование, формирование коллективов и групп; - создание творческой атмосферы и благоприятного социально-психологического климат, участия работников в управлении, - установление социальных норм поведения, моральных санкций и поощрений, - удовлетворение культурных и духовных потребностей работников, - развитие у работников инициативы и ответственности; - минимизация психологических конфликтов, стрессов, - осуществление психологического отбора персонала, - психологической адаптации новых работников, - разработка служебной карьеры на основе психологической ориентации работников, - развитие интеллектуальных и личностных качеств сотрудников, уровня их образования; - формирование корпоративной культуры на основе норм поведения идеальных сотрудников. Контрольные вопросы и задания 1. Как развивалась наука – психология управления? 2. Что изучает психология управления? 3. Как соотносятся понятия «управление», «руководство» и «менеджмент»? 4. Назовите и охарактеризуйте общие подходы к теории управления. 5. Раскройте особенности основных школ управления и их вклад в развитие теории управления. 6. Охарактеризуйте основные методы управления, используемые в психологии управления. Литература для самоподготовки 1. Вересов, Н.Н. Психология управления [Текст]: учеб.-метод. пособие / Н.Н. Вересов. – М.: Воронеж: МОДЭК, 2001. – 224 с. 2. Кабаченко, Т.С. Психология управления [Текст]: учеб. пособие / Т. С. Кабаченко. – М.: Пед.о-во России, 2005. –383 с. 3. Карпов, А. В. Психология менеджмента [Текст]: учеб. пособие / А. В. Карпов. – М.: Гардарики, 2004. – 584 с. 4. Кишкель Е.Н. Управленческая психология / Е.Н. Кишкель. – М.: Высшая школа, 2002. – 270 с. 5. Королев Л.М. Психология управления: учеб. пособие / Л.М. Королев. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Кº», 2009. – 188 с. 6.Кричевский, Р. Л.. Если Вы - руководитель... Элементы психологии менеджмента в повседневной работе [Текст] / Р. Л. Кричевский. – М., 1993. – гл. 3, 4. 7.Курс менеджмента [Текст]: учеб. пособие для студ. вузов / Под ред. Д. Д. Вачугова. – Ростов н/Д: Изд-во «Феникс», 2003. – 512 с. 8. Машков, В.Н. Психология управления [Текст]: учеб. пособие / В.Н. Машков. – СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 2002. – 253 с. 9.Мескон, М. Х. Основы менеджмента [Текст] / М. Х. Мескон, М. Альберт, Ф. Хедоури. Пер. с англ. – М: Дело, 1989. – 800 с. 10. Психология [Текст]: учебник / Под ред. А. А.Крылова. – М.: ПБОЮЛ М. А. Захаров, 2001. – 584 с. 11. Психология менеджмента: учебник для вузов / Под ред. Г. С, Никифорова. – 2-е изд., доп. и перераб. – СПб.: Питер, 2004. – 639 с. 12. Психология управления [Текст]: курс лекций / Л. К. Аверченко. – Новосибирск: Изд-во НГАЭиУ; М.: ИНФРА-М, 1999. – 150 с. 13. Розанова, В.А. Психология управления [Текст]: учеб. пособие / В.А. Розанова. – М.: Журн. «Управление персоналом», 2003. – 416 с. 14. Станкин, М.И. Психология управления [Текст]: практическое пособие / М.И. Станкин. –М.: Интел-Синтез, 2000. –344 с. 15. Столяренко, Л. Д. Психология управления [Текст]: учеб. пособие / Л. Д. Столяренко. – Ростов н/Д: Феникс, 2005. – 512 с. 16. Урбанович, А. А. Психология управления [Текст]: учеб. пособие / А. А. Урбанович. – Мн.: Харвест, 2003. – 640 с. 17. Чередниченко, И. П. Психология управления [Текст] / И. П. Чередниченко, Н. В. Тельных. – Ростов н/Д: Феникс, 2004. – 608 с. 18. Шарухин, А. П. Психология менеджмента [Текст]: учеб.пособие / А. П. Шарухин. – Спб.: Речь, 2005. – 352 с.
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 5692; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |