Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основные категории психологии управления




Объектом психологии управления являются психологические аспекты отношений между людьми, группами и организациями людей.

Предмет психологии управленияпсихологические аспекты управленческих отношений:

1. Психологические аспекты деятельности руково­дителя:

* психологические особенности управленческого труда вообще, его специфика в различных сферах деятельности;

* психологический анализ личности руководите­ля, психологические требования к личностным ка­чествам руководителя;

* психологические аспекты принятия управлен­ческого решения;

* индивидуальный стиль управления руководите­ля и проблемы его коррекции.

2. Психологические аспекты деятельности органи­зации как субъекта и объекта управления:

* возможности использования психологических факторов для решения управленческих задач;

* закономерности формирования благоприятного социально-психологического климата в организации;

* закономерности формирования оптимальных межличностных взаимоотношений в организации, проблема психологической совместимости;

* формальная и неформальная структуры органи­зации;

* мотивация труда членов организации;

* ценностные ориентации в организации, управ­ление процессом их формирования.

3. Психологические аспекты взаимодействия руко­водителя с членами организации:

* проблемы создания и функционирования систе­мы коммуникации в процессе взаимодействия;

* проблемы управленческого общения;

* оптимизация взаимоотношений в звене «руко­водитель — подчиненный»;

* информированность как фактор повышения эф­фективного управления.

Основные понятия. Требует отдельного рассмотрения проблема соотношения понятий – «управление», «руковод­ство», «менеджмент».

Управление выступает более широким поняти­ем, означающим направленное воздействие на систему или отдельные процессы, происходящие в ней, с целью изменения ее состояния или придания ей новых свойств и качеств. Понятие «управление» относится как к тех­ническим («машина – машина»), социотехническим («человек – машина»), так и к социальным («чело­век – человек») системам.

Социальное управление есть непрерывный про­цесс воздействия руководителя (субъекта управления) на орга­низованную группу людей или на кого-либо из этой группы в отдельности (объект управления) по организации и координации их совместной деятельности для дос­тижения наилучших результатов. В социальном управлении главными компонентами выступают либо люди, либо организа­ционные подразделения в целом. Индивиды в сложной системе управленческих взаимоотношений, могут выступать субъектами и объектами управления.

Ключевые кате­гории социального управления:

Организация как форма объедине­ния группы людей (два и более), деятельность кото­рых сознательно координируется субъектом управле­ния для достижения общих целей и для упорядочения совместной деятельности.

Субъект управления носитель предмет­но-практической деятельности, источник управленческой активности, направленной на определенный объект управления (отдельный индивид, социальная группа).

Объект управления – часть объектив­ной действительности, на которую направлено уп­равленческое воздействие (отдельный индивид, социальная группа).

Субъект и объект управления в совокупности взаимных связей составляют систему управления, характеризующуюся ин­формационным обеспечением, процедурой принятия и исполнения решений. Система управления характеризуется: функциями и целями деятельности; конкретным набором составных частей, находя­щихся в соподчиненности; режимом внешних связей (субординация, координация, договорные отношения и т.д.); правовым регулированием структуры, связей, полномочий, деятельности системы управления в целом и ее элементов.

Система управления опирается на: управление (целенаправленное воздействие на определенный объект), и подчинение (восприимчивость и подверженность целенаправленному воздействию субъек­та воздействия).

Руководство есть частый случай управления. Его основные отличия в том, что руководство ограничивается воздействием на людей и их об­щности; предполагает взаимодействие руководителя с подчиненными; призвано вызвать чью-то деятельность соответ­ственно намерениям руководителя. Следовательно, руководство – это целенаправленное воздействие на руководимых людей и их общности, которое приводит к их осознанному и активному поведению и деятельности, соответственно намерениям руководителя. Поэтому руководство можно назвать управлением, но далеко не всякое управ­ление есть руководство.

Главная задача руководителей – общее руковод­ство процессом функционирования и развития сис­темы управления. Специфика их деятельности в том, что они главным образом воздействуют на работни­ков, которые непосредственно решают те или иные задачи управления. Главное свое внима­ние руководители сосредоточивают на следующих трех на­правлениях:

* принятие реше­ний по всем важней­шим, стратегическим, принципиальным вопросам деятельности;

* осуществление подбора, расстановки, обучения и воспитания кадров;

* координация работы исполнителей, звеньев и подразделений организации в целом.

Английское слово «management» (управление), («to manage» - управлять) берет свое начало от латинского слова «manus» (рука). Этот термин не имеет аналога в рус­ском языке, хотя его часто используют как синоним «управления» и «научной организации труда».

Менеджмент можно определить как на­учно-практическое направление, ориентированное на обеспечение эф­фективной жизнедеятельности (функционирования) организаций в ры­ночных условиях хозяйственных отношений. Менеджмент – это управление, за­ведование и организация производства; совокупность прин­ципов, методов, средств и форм управления, разрабатывае­мых и применяемых с целью повышения эффективности про­изводства и увеличения прибыли.

Введенное американцами в научный и практический обо­рот понятие «менеджмент» в упрощенном понимании означает способность управляющего добиваться преследуемых целей, пла­нируя, организуя, мотивируя и контролируя деятельность дру­гих людей. Менеджмент выступает как система действий, обеспечивающая слаженную работу коллективов людей с оптимальными экономическими результатами. Менеджмент означает руководство людьми. Цель менеджмента – создать эффективную организацию и затем менять ее так, чтобы она соответствовала меняющимся задачам и обстоятельствам.

Методы управления – это совокупность приемов и проце­дур подготовки и принятия, организации и контроля выполне­ния управленческих решений.

В управлении используются разнообразные методы, адек­ватные характеру решаемых профессиональных задач.

По характеру решаемых профессиональных задач Методы
1. В соответствии с этапами управленческого процесса методы подготовки, принятия, орга­низации, контроля за выполнением управленческих решений
2. По характеру влияния на исполнителей экономические, организационно-рас­порядительные, правовые и социально-психологические
3. По характеру воздействия на исполнителей ме­тоды прямого (непосредственного) влияния – административные, непрямого (опосредован­ного) влияния – материального и мораль­ного стимулирования работы

 

В поведении людей важную роль играют потребности и интересы. Осознанные потребности побуждают к действию. Совокупность потребностей, на достижение которых направлена деятельность людей, определяет мотивационную направленность методов управления: организационно-распорядительных (административных), экономических и социально-психологических.

Административные методы базируются на власти, дисцип­лине, взысканиях («методы кнута»), имеют прямой характер воздействия: любой регламентирующий и административный акт подлежит обязательному исполнению. К административным методам относятся: формирование структуры органов управления; ут­верждение административных норм; правовое регулирование; издание приказов, распоряжений; инструктирование, отбор и расстановка кадров; разработка должностных инструкций, стан­дартов организации; административные санкции и поощрения.

Административные методы управления осуществляются в фор­ме организационного и распорядительного воздействия.

Организационные воздействия, базируются на внутренних нормативных документах, которые регламентируют деятельность персонала, направлены на организацию процес­са производства и включают:

- организационное регламентирова­ние (устав предприятия или организации, штатное расписание, должностные инструкции, положения о функциях структурных подразделений, пра­ва, обязанности их руководителей и сотрудников);

-организаци­онное нормирование (разработка технических, технологических, эксплуатационных нормативов, трудовых нормативов, финан­совых, организационно-управленческих нормативов и пр.);

-орга­низационно-методическое инструктирование (инструкции, дей­ствующие в организации: должностные инструкции, методи­ческие указания по выполнению работ, рабочие инструкции последовательности трудовых операций и пр.).

Распорядительные воздействия направлены на достижение конкретных целей управления путем прямого административного регулирования; осуществляются в форме приказа, распоряжения, указания, которые являются правовыми актами ненормативного характера, придают юридическую силу управ­ленческим решениям. Распорядительные воздействия предпо­лагают контроль и проверку исполнения:

- материальная ответственность и взыскания, выражающиеся в обязательном возмещении причиненного сотрудником материального ущерба. Материальная ответственность может быть полной и ограниченной, индивидуальной и коллективной;

-дисциплинарная ответственность и взыскания, применяемые в случае нарушения трудового законодательства в виде замечаний, выговоров, вплоть до увольнения;

-административная ответственность, применяемая в случае совершения административного нарушения.

Экономические методы управления персоналом носят кос­венный характер управленческого воздействия, основываются на использовании экономических интересов людей («методы пряника»), включают в себя: экономическое стимулирование людей, финансирование, оплата труда, кредитование, техни­ко-экономический анализ и планирование, капиталовложения; ценообразование, страхование, участие в прибылях и капита­ле, установление материальных санкций и поощрений. На ос­нове технико-экономического планирования определяется про­грамма деятельности организации, определяются задания структурным подразделениям, обеспечивается рост прибыли пред­приятия за счет снижения себестоимости продукции, матери­ально стимулируются работники в соответствии с количеством и качеством труда. В условиях рыночной системы хозяйство­вания усиливается роль экономических методов управления персоналом.

Социально-психологические методы управления основаны на использовании морального воздействия («методы убежде­ния») и социального механизма управления (система взаимо­отношений в коллективе, социальные потребности, интересы личности, группы и т. п.). Социально-психологические мето­ды базируются на использовании закономерностей социологии и психологии.

Социологические методы позволяют установить статус сотрудников в коллективе, выявить лидеров, обеспечить эффективные коммуникации в коллективе, найти решение в конфликтных ситуациях, обоснованно принимать кадровые решения. К социологическим методам относятся: анкетирова­ние, интервью, социометрия, наблюдение, собеседование.

Пси­хологические методы направлены на конкретную личность ра­ботника и строго индивидуализированы, обращены к внутрен­нему миру человека.

Социально-психологические методы вклю­чают:

- социально-психологическую диагностику работников и трудовых коллективов;

- социально-психологическое планирова­ние, формирование коллективов и групп;

- создание творческой атмосферы и благоприятного социально-психологического кли­мат, участия работников в управлении,

- установление соци­альных норм поведения, моральных санкций и поощрений,

- удовлетворение культурных и духовных потребностей работ­ников,

- развитие у работников инициативы и ответственности;

- минимизация психологических конфликтов, стрессов,

- осуще­ствление психологического отбора персонала,

- психологической адаптации новых работников,

- разработка служебной карьеры на основе психологической ориентации работников,

- развитие интеллектуальных и личностных качеств сотрудников, уровня их образования;

- формирование корпоративной культуры на ос­нове норм поведения идеальных сотрудников.

Контрольные вопросы и задания

1. Как развивалась наука – психология управления?

2. Что изучает психология управления?

3. Как соотносятся понятия «управление», «руководство» и «менеджмент»?

4. Назовите и охарактеризуйте общие подходы к теории управления.

5. Раскройте особенности основных школ управления и их вклад в развитие теории управления.

6. Охарактеризуйте основные методы управления, используемые в психологии управления.

Литература для самоподготовки

1. Вересов, Н.Н. Психология управления [Текст]: учеб.-метод. пособие / Н.Н. Вересов. – М.: Воронеж: МОДЭК, 2001. – 224 с.

2. Кабаченко, Т.С. Психология управления [Текст]: учеб. пособие / Т. С. Кабаченко. – М.: Пед.о-во России, 2005. –383 с.

3. Карпов, А. В. Психология менеджмента [Текст]: учеб. пособие / А. В. Карпов. – М.: Гардарики, 2004. – 584 с.

4. Кишкель Е.Н. Управленческая психология / Е.Н. Кишкель. – М.: Высшая школа, 2002. – 270 с.

5. Королев Л.М. Психология управления: учеб. пособие / Л.М. Королев. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Кº», 2009. – 188 с.

6.Кричевский, Р. Л.. Если Вы - руководитель... Элементы психологии менеджмента в повседневной работе [Текст] / Р. Л. Кричевский. – М., 1993. – гл. 3, 4.

7.Курс менеджмента [Текст]: учеб. пособие для студ. вузов / Под ред. Д. Д. Вачугова. – Ростов н/Д: Изд-во «Феникс», 2003. – 512 с.

8. Машков, В.Н. Психология управления [Текст]: учеб. пособие / В.Н. Машков. – СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 2002. – 253 с.

9.Мескон, М. Х. Основы менеджмента [Текст] / М. Х. Мескон, М. Альберт, Ф. Хедоури. Пер. с англ. – М: Дело, 1989. – 800 с.

10. Психология [Текст]: учебник / Под ред. А. А.Крылова. – М.: ПБОЮЛ М. А. Захаров, 2001. – 584 с.

11. Психология менеджмента: учебник для вузов / Под ред. Г. С, Никифорова. – 2-е изд., доп. и перераб. – СПб.: Питер, 2004. – 639 с.

12. Психология управления [Текст]: курс лекций / Л. К. Аверченко. – Новосибирск: Изд-во НГАЭиУ; М.: ИНФРА-М, 1999. – 150 с.

13. Розанова, В.А. Психология управления [Текст]: учеб. пособие / В.А. Розанова. – М.: Журн. «Управление персоналом», 2003. – 416 с.

14. Станкин, М.И. Психология управления [Текст]: практическое пособие / М.И. Станкин. –М.: Интел-Синтез, 2000. –344 с.

15. Столяренко, Л. Д. Психология управления [Текст]: учеб. пособие / Л. Д. Столяренко. – Ростов н/Д: Феникс, 2005. – 512 с.

16. Урбанович, А. А. Психология управления [Текст]: учеб. пособие / А. А. Урбанович. – Мн.: Харвест, 2003. – 640 с.

17. Чередниченко, И. П. Психология управления [Текст] / И. П. Чередниченко, Н. В. Тельных. – Ростов н/Д: Феникс, 2004. – 608 с.

18. Шарухин, А. П. Психология менеджмента [Текст]: учеб.пособие / А. П. Шарухин. – Спб.: Речь, 2005. – 352 с.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 5692; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.058 сек.