Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Особенности произносительной речи.

Речь.

При нарушении слуха уровень развития речи неодинаков и зависит от следующих факторов: степень нарушения слуха; время возникновения дефекта слухового анализатора; педагогические условия, в которых находился ребенок после нарушения функционирования слухового анализатора; индивидуальные особенности самого ребенка.

Каждый из вышеперечисленных факторов играет огромное значение при оценке речи детей. Степень снижения слуха и развитие речи у детей находятся в прямой зависимости. Чем больше у ребенка снижен слух, тем сильнее страдает речь. Если снижение слуха незначительное, то отклонения речи не резко выражены. Если наблюдается тяжелая степень снижения слуха, ребенок остается немым до начала специального образования. При средней степени снижения слуха отмечаются нарушения в фонетической, лексической, грамматической стороне речи. Слух может быть нарушен в разные периоды жизни ребенка. От временного фактора зависит наличие или отсутствие вторичных проявлений дефекта. Чем раньше возникло нарушение, тем больше оно отражается на сформированности речевой функции.

Потеря слуха у ребенка до двухлетнего возраста, когда речь еще не сформирована, ведет к полному отсутствию речи. Потеря слуха до 3-3,5 лет приводит к утрате сформированной речи. Речь почти полностью распадается при полной потере слуха в 4-5 лет, если специальное обучение не начато сразу. Потеря слуха в 6-7 лет приводит к резкому искажению речи ребенка, и без специальной педагогической помощи речь будет постепенно ухудшаться. Если слух у ребенка потерян после 7 лет, имеются навыки овладения грамотой, то речь может быть сохранена при условии систематической коррекционной работы.

При частичной потере слуха у детей временной фактор также является очень важным — он определяет уровень развития речи. Незначительное понижение слуха у детей в возрасте до 3 лет приводит к задержке или недоразвитию речи. После 3 лет снижение слуха вызывает меньшие отклонения в развитии речи.

Таким образом, уровень развития речи у детей с нарушениями слуха во многом определяется временем возникновения слухового дефекта. Педагогические условия, в которых находился ребенок с момента нарушения слуха, имеют огромное значение для его психического и речевого развития.

Чем раньше были предприняты специальные как медицинские, так и педагогические меры по устранению последствий снижения слуха, тем более успешно будет развиваться ребенок. Создание речевой среды в семье, проведение раннего слухопротезирования, организация специальной работы по развитию слухового восприятия и речи определяет успешное развитие ребенка.

Индивидуальные особенности также влияют на уровень развития речи. В процессе овладения речью играет большую роль активность личности ребенка, подвижность мыслительных процессов. Компенсации слухового дефекта и развитию речи способствует устойчивое зрительное внимание и память.

Устная речь (чтение с губ).

Имеет 2 стороны:

1. Экспрессивная (произносительная) сторона речи.

2. Имрессивная (восприятие речи).

Восприятие речи осуществляется у глухих детей по чтению с губ. Иногда употребляется термин чтение с лица.

Чтение с губ – это сложный процесс зрительного восприятия устной речи по видимым движениям речевых органов. Он возможен тогда, когда звуки русского языка соответствуют зрительному образу фонемы. Т.е. каждый звук можно увидеть на губах человека.

Чтение с губ включает в себя 3 компонента:

1. зрительный

2. речедвигательный

3. мыслительный

 

1. Зрительный компонент – это зрительное восприятие звуков речи. Возникают различные трудности при зрительном восприятии звука:

А. Не все фонемы видны на губах человека: х, г, к и т.д.

Б. Многие фонемы похожи друг на друга: п, м, б; к, г, х. Существует всего 12-15 групп видимых фонем.

В. Фонемы выглядят по-разному в зависимости от их места в слове: сена – сушка. По чтению с губ трудно увидеть словесные ударения: за¢мок - замо¢к.

Г. Темп устной речи такой, что в секунду произносится 12-15 артикулем.

Д. Затрудняет чтение с губ индивидуальные особенности произношения.

Зрительное восприятие фонем осуществляется за счет того, что в словах русского языка обязательно присутствуют гласные звуки

2. Речедвигательный компонент – это отраженное сопряженное проговаривание вслед за говорящим человеком. Имеет огромное значение.

При зрительном восприятии фонем актуализируются речедвигательные образы слов, которые совпадая со зрительным образом приводит к пониманию материала.

Актуализация речедвигательных образов позволяет правильно понимать воспринимаемый материал. Поэтому на уроках в школе дети всегда проговаривают вместе с учителем: сопряженно и отраженно.

Успешность чтения с губ определяется речевым словарным запасом детей, уровнем сформированности грамматического строя языка.

Помогают опознанию слова осмысленное сочетание фонем. Т.о. успешность зрительного восприятия речи во многом определяется степенью сжатия участия речедвигательного анализатора и уровнем сформированности экспрессивной формы речи.

3. Мыслительный компонент – осмысление воспринимаемого материала за счет включения механизмов коррекции и прогнозирования и за счет учета ситуации и контекста разговора.

Коррекция – исправление воспринятого материала за счет понимания последующего.

Прогнозирование – когда предыдущая информация позволяет предугадывать появление последующей.

Контекст разговора позволяет максимально точно понимать материал. На уроке в школе учитель все время создает ситуацию контекста, т.е. все время дает детям установки.

Все три компонента (зрительный, речедвигательный, мыслительный) осуществляются одномоментно.

У глухих восприятие речи осуществляется путем чтения с губ; у слабослышащих в зависимости от степени нарушения слуха восприятие может быть слухо-зрительным или зрительно-слуховым; у позднооглохших чтение с губ нужно специально формировать.

Глухонемые люди не могут читать с губ, т.к. у них не сформирована речь, в то же время глухонемой человек может воспринимать некоторые слова и фразы знакомые ему, часто повторяющиеся (напр. Его собственное имя) с помощью целостного восприятия рисунка. Чтение с губ наиболее успешно в ситуации со знакомым человеком и в ситуации знакомого контекста. Соответственно чтение с губ наиболее успешно в бытовых ситуациях.

 

Формирование произношения речи осуществляется у неслышащих детей с большими трудностями. Эти трудности вызваны тем, что произношение формируется с опорой на сохранные анализаторы: зрительный, вибрационный, речедвигательный и слуховой. При этом, т.к. слуховой анализатор является единственным анализатором, через который воспроизводится такие характеристики речи, как: интонация, эмоциональная окраска речи, ударение, тембр, то эти параметры оказываются недоступными другим анализаторным системам.

Речь у глухих отличается монотонностью, недостаточной интонированностью, недостаточной эмоциональностью, эта речь искусственно сформирована.

Формирование произносительной стороны речи осуществляется с использованием различных приборов и пособий, которые помогают ставить звуки: зонды, муляжи, которые представляют собой изображения речевых органов в разрезе; профили (рисунки положения речевых органов); компьютерные методики («видимая речь»).

Вначале у ребенка формируется речевое дыхание – это умение произносить звук на выдохе. Если дыхание сформировано неправильно, то могут возникнуть такие недостатки произношения, как: фальцетный голос (высокий), гнусавость (ее очень сложно исправлять).

Произношение звуков формируется на основе исправления концентрической системы фонем, разработанной Ф.Ф.Рау, которая называется сокращенная система фонем.

Звуки детям ставят постепенно, на протяжении 2-3 лет обучения. Вначале формируются т.н. основные звуки: это гласные и некоторые согласные звуки. Ребенку вначале ставятся гласные звуки, т.к. они употребляются во всех словах русского языка. Гласные звуки, как и другие, ставятся на специальных занятиях – индивидуальных занятиях по развитию слухового восприятия и произносительной стороны речи. При постановке звуков используются все доступные средства, в первую очередь зеркало.

 

Письменная речь. Наиболее трудным для глухого ребенка является усвоение грамматического строя предложения, правил словосочетаний, грамматических связей слов. В самостоятельной письменной речи глухих отмечаются и недостатки в логичности и последовательности изложения событий. У глухих детей затруднено планирование излагаемого материала. При изложении они иногда дают описание частностей, упуская главное. А.М.Гольдберг, характеризуя письменную речь глухих детей, указывает на такие ее особенности: неправильный выбор слов, искажение звукового состава слова, ошибки в сочетании слов в предложении, пропуски слов.

Отмечаются трудности в понимании письменной речи глухими детьми (Н.Г.Морозова, А.Ф.Понгильская). Н.Г.Морозова, изучая формирование процесса чтения у глухих школьников, указывает на несколько ступеней в понимании читаемого:

1. Понимание буквального значения слова, фразы.

2. Понимание смысла фразы, отрывка.

3. Понимание основного смысла читаемого.

Глухие школьники старших классов могут достигнуть лишь первой и второй ступени понимания текстов. Что касается третьей ступени, то глухие учащиеся самостоятельно, без помощи учителя достигнуть ее не могут. (Н.Г.Морозова).

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Особенности деятельности. В процессе деятельности, т.е | Исторический экскурс. Предмет и задачи тифлопсихологии
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 437; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.025 сек.