Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Особенности развития личности и эмоционально-волевой сферы

Речь

Речевое развитие детей с ДЦП характеризуется количественны­ми и качественными особенностями, значительным своеобразием. Частота речевых нарушений при ДЦП, по разным данным, состав­ляет от 70 до 80%. Длительное исследование детей с ДЦП позво­лило выделить ряд патологических особенностей уже в предречевой период. Е.Ф. Архиповой было проведено исследование 155 детей с церебральным параличом в возрасте от 6 мес. до 2 лет, у 73 из них лепет отсутствовал, у 62 детей спонтанный лепет появился лишь к 1 году, а у 20 детей — только к 2 годам. У детей была малая активность звуковых проявлений, их лепет был беден звуками (наи­более характерными в лепете были сочетания: ма, па, эа, аэ), фрагментарен, слоговые ряды отсутствовали. Патологическое со­стояние артикуляционного аппарата детей с ДЦП препятствова­ло спонтанному развитию артикуляционной моторики, появле­нию новых звуков, а также артикулированию слогов в период ле­пета. В большинстве случаев в лепете детей не наблюдалось той по­следовательности этапов развития лепета, которая характерна для здоровых детей. Рано начатая (уже в предречевой период) коррекционно-логопедическая работа с детьми, страдающими ДЦП, спо­собствует развитию их артикуляционного аппарата и подготовке его к членораздельному произнесению звуков, что предупреждает формирование грубых нарушений звукопроизносительной сторо­ны речи, носящих чрезвычайно выраженный характер при ДЦП.

У 60—70% детей с ДЦП отмечается дизартрия, т.е. нарушение звукопроизносительной стороны речи, обусловленное органиче­ской недостаточностью иннервации речевого аппарата.

Нарушение звукопроизношения при ДЦП в основном связа­но с общими двигательными расстройствами. Например, у детей с гиперкинетической формой ДЦП нормальное произношение нарушено из-за гиперкинезов языка, губ и т.д. Меняющийся мы­шечный тонус при гиперкинетической форме ДЦП определяет непостоянство нарушений звукопроизношения. При резком по­вышении мышечного тонуса в конечностях может наступить спазм мышц языка и гортани. При атонически-астатической форме ДЦП речь медленная, прерывистая, монотонная. Нарушения звукопро­изношения выражаются в виде пропусков звуков, их искажений или замен. Нарушение кинестезии при ДЦП ведет к невозможно­сти ощущать положение языка, губ, что существенно затрудняет артикуляцию. Наиболее тяжелые речевые расстройства возникают при нарушениях слуха, которые чаще наблюдаются у детей с ги-перкинезами. Нарушения звукопроизносительной стороны речи могут усиливаться по причине расстройств дыхания и голосооб-разования.

При ДЦП может наблюдаться недостаточный уровень сформи­рованности лексико-грамматической стороны речи. Исследование Е.М. Мастюковой показало, что первые слова у обследованных детей с ДЦП в среднем появились только к 1,5 годам, фразовая речь — к 3—3,5 годам. По данным М.В.Ипполитовой, а также Н.В.Симоновой, дети с ДЦП 6—7 лет очень редко употребляют в речи предлоги под, над, перед, между, в (середине). Для боль­шинства детей характерна недостаточная дифференциация и низ­кая актуализация временных и особенно всех пространственных связей и отношений в активной речи. Зачастую словесное обо­значение пространственных отношений носит примитивный ха­рактер, не соответствующий возрастной норме: «поближе ко мне», «от меня чуть-чуть в сторону» и т.д., что при нормальном онтогенезе наблюдается в более раннем возрасте — до 4 лет. Качест­во речи определяется характером психической деятельности в це­лом и темпом мышления.

Исследования Н.В.Симоновой показывают также, что дети с ДЦП в возрасте от 5 до 7 лет проявляют недостаточность лексико-грамматического развития. Имеет место ограниченность пассивно­го и активного словаря, что свидетельствует об узости общих пред­ставлений, которые формируются в процессе освоения различных видов деятельности. Крайне бедно в словаре представлены группы слов, отражающих определенную тематику: транспорт, животный и растительный мир, мебель и пр. Ограничен запас слов для харак­теристики предметов, их качеств и действий. Многие дети забыва­ли словесные обозначения предметов и вынуждены были заменять их описанием ситуации, например, забыв слово «кормушка», го­ворили: «Это скворечник, нет, это насыпают зерна, корм для пти­чек». По мнению Н.В.Симоновой, слабая актуализация словаря, забывание словесных формулировок, неточности употребления от­дельных лексико-грамматических групп, частое использование рече­вых штампов указывают на сходство лексико-грамматического развития детей с ДЦП с детьми, имеющими общее недоразвитие речи.

По данным М. В. Ипполитовой, у детей с ДЦП отмечается свое­образие общего речевого развития. Сроки речевого развития у де­тей, как правило, задержаны. У большинства детей первые слова появляются лишь к 2—3 годам, фразовая речь — к 3—5 годам. В наиболее тяжелых случаях фразовая речь формируется лишь к периоду школьного обучения. Задержка в развитии речи у детей с ДЦП вызвана как поражением двигательных механизмов речи, так и спецификой самого заболевания, ограничивающего прак­тический опыт ребенка и его социальные контакты. Кроме того, у детей с ДЦП наблюдаются нарушения восприятия, играющие важную роль в формировании речи. У большинства детей школь­ного возраста можно определить своеобразие речевого развития, у некоторых — разную степень выраженности ОНР. У детей с ДЦП отмечается бедность словарного запаса, что приводит к использо­ванию одних и тех же слов для обозначения разных предметов и действий, отсутствие ряда слов-названий, несформированность многих видовых, родовых, других обобщающих понятий. Особен­но ограничен запас слов, обозначающих признаки, качества, свой­ства предметов, а также различные виды действий с предметами. Большинство детей пользуются фразовой речью, но предложения обычно состоят из 2—3 слов; слова не всегда правильно согласу­ются, не используются или используются не в полной мере пред­логи. У большинства детей школьного возраста сохраняется задерж­ка в формировании пространственно-временных представлений, в их обиходной речи ограничено употребление слов, обозначаю­щих расположение предметов в пространстве, в определенной вре­менной последовательности. Отмечается и своеобразие в понима­нии речи: недостаточное понимание многозначности слов, иног­да незнание предметов и явлений окружающей действительности. Нередко вызывает трудности понимание текстов художественных произведений, арифметических задач, программного материала.

По данным Л. Б. Халиловой, у школьников с ДЦП имеются лек­сические затруднения, свидетельствующие в целом о низком уров­не языковых способностей. Для большинства учащихся с ДЦП ха­рактерны слабая дифференциация лексических значений, незна­ние языковых правил перефразирования, неточности употребления антонимов и синонимов, нарушение лексической сочетаемости слов. Все это часто приводит к неправильному построению предложений.

Мелодико-интонационная сторона речи при ДЦП также нару­шена: голос обычно слабый, иссякающий, немодулированный, интонации невыразительны.

Нарушение речевого развития может возникнуть в связи с не­правильными условиями воспитания ребенка с ДЦП в семье. Значимым является развитие коммуникативной стороны речи, т.е. общения. Речь развивается только в процессе общения, в связи с потребностью в коммуникации. Ребенок с ДЦП нередко лишен возможности общаться со сверстниками и взрослыми. Часто роди­тели намеренно ограничивают круг его общения, желая оградить ребенка от возможной при этом психической травмы. Негативно сказывается на развитии речи гиперопека со стороны родителей, которые пытаются облегчить состояние ребенка, стремясь выпол­нять все его просьбы и предугадывать желания. В таком случае не возникает даже потребность в общении.

Таким образом, при ДЦП нарушенными оказываются все сто­роны речи, что негативно влияет на психическое развитие ребен­ка в целом.

Среди видов аномального развития личности детей с церебральным па­раличом чаще всего встречаются задержки развития по типу пси­хического инфантилизма. В основе пси­хического инфантилизма лежит дисгармония созревания интел­лектуальной и эмоционально-волевой сферы при незрелости по­следней.

Незрелость больных детей, преимущественно их эмоционально-во­левой сферы, сохраняется нередко и в старшем школьном возрасте и препятствует их школьной, трудовой и социальной адаптации. Эта не­зрелость имеет дисгармоничный характер. Отмечаются случаи сочетания незрелости психики с чертами эгоцентризма, иногда со склонностью к резонерству; у детей эмоционально-волевая незрелость сочетается с ран­ними проявлениями сексуальности. Признаки незрелости эмоциональ­но-волевой сферы у детей старшего школьного возраста, проявляющие­ся в поведении, повышенном интересе к игровой деятельности, слабости волевого усилия, в нецеленаправленной интеллектуальной деятельно­сти, повышенной внушаемости, имеют, однако, иную окраску, нежели у детей раннего возраста. Вместо истинной живости и веселости здесь преобладает двигательная расторможенность, эмоциональная неустой­чивость, наблюдается бедность и однообразие игровой деятельности, легкая истощаемость, инертность. Отсутствует детская живость и непос­редственность в проявлении эмоций.

Выделено три варианта осложненного психического инфантилизма у школьников с церебральным параличом. Первый невро­патический вариант осложненного инфантилизма представляет собой со­четание психического инфантилизма с проявлениями невропатии (по­вышенная возбудимость и значительная неустойчивость вегетативных функций нервной системы). Дети с невропатией отличаются повышен­ной чувствительностью к различным раздражителям, эмоциональной возбудимостью, истощаемостью, часто заторможенностью в поведении, проявляющейся в виде пугливости, страха перед всем новым. При невропатическом варианте психического инфантилизма дети с церебральным параличом отличаются сочетанием несамостоятельности, повышенной внушаемости с тормозимостью, пугливостью, неуверен­ностью в своих силах. Они обычно чрезмерно привязаны к матери, с трудом адаптируются к новым условиям, долго привыкают к школе. В школе у многих из них наблюдаются случаи проявления повышенной робости, застенчивости, трусливости, отсутствие инициативы, низкий уровень мотивации, иногда при повышенной самооценке. Все эти осо­бенности могут быть причиной нарушений адаптации к школе, вообще к социальному окружению в целом. У детей нередко возникают ситуаци­онные конфликтные переживания в связи с неудовлетворением их стрем­ления к лидерству, эгоцентризмом и неуверенностью в своих силах.

При невротическом варианте психического инфантилизма у детей с церебральным параличом преобладают реакции пассивного протеста. Они проявляются в отказе от еды, от устного общения с определенными ли­цами (избирательный мутизм), в уходах из дома или из школы; иногда они проявляются в виде нарушений отдельных соматовегетативных функ­ций: рвоты, энуреза (недержание мочи), энкопреза (недержание кала). Значительно реже как результат пассивного протеста может возни­кать суицидальное поведение, которое проявляется только в мыслях и представлениях, либо в совершении суицидальной попытки. Наиболее частым проявлением пассивного протеста у учащихся с церебральным параличом может быть отказ от выполнения тех или иных требований учителя или воспитателя. При неправильном воспитании в семье — отказ от выполнения требований родителей.

Второй вариант осложненного психического инфантилизма у школь­ников с церебральным параличом представляет собой сочетание психи­ческого инфантилизма с симптомами раздражительной слабости. Данный вид описан в литературе как цереброастенический вариант осложненного инфантилизма (. Проявления эмоционально-волевой незрелости у этих детей сочетается с повышенной эмоциональной воз­будимостью, с нарушением внимания, нередко и памяти, низкой рабо­тоспособностью. Поведение данных школьников отличается раздражи­тельностью, несдержанностью; характерной для этих школьников явля­ется склонность к конфликтам с окружающими, сочетающаяся с чрез­мерной психической утомляемостью, непереносимостью психического напряжения. Трудности в обучении данных детей связаны не только с недоразвитием эмоционально-волевой сферы, но и с их повышенной утом­ляемостью, быстрым истощением активного внимания. Настроение у них крайне неустойчивое, с оттенком недовольства, раздражения. Эти дети требуют к себе постоянного внимания, одобрения своих действий; в про­тивном случае возникают вспышки недовольства, гнева, которые обычно заканчиваются слезами. У них наиболее часто наблюдаются аффективно-возбудимые формы поведения, однако в новой для них обстановке мо­жет, напротив, проявляться повышенная тормозимость.

У детей этой группы часто отмечаются неправильные взаимоотноше­ния с коллективом сверстников, что неблагоприятно сказывается на даль­нейшем развитии их личности. Особенностью школьного возраста являет­ся возникновение новой социальной потребности найти свое место в кол­лективе сверстников. Если эта потребность не реализуется, могут возник­нуть различные аффективные реакции, проявляемые в форме обидчивос­ти и озлобленности, замкнутости, иногда агрессивного поведения.

Третий вариант осложненного психического инфантилизма у школь­ников с церебральным параличом относится к так называемому орга­ническому инфантилизму. В основе— сочетание незрелости эмо­ционально-волевой сферы с нарушениями интеллектуальной деятель­ности, проявляющимися в виде инертности, тугоподвижности мышле­ния, при наличии низкого уровня в развитии операции обобщения. Эти дети часто бывают двигательно расторможенны, благодушны, у них гру­бо нарушена целенаправленная деятельность, снижен уровень крити­ческого анализа своих действий и поступков.

Повышенная внушаемость сочетается у них с проявлениями упрям­ства, плохой переключаемости внимания. Отмечаются у этих детей более выраженные, чем в ранее рассмотренных вариантах, случаи проявления нарушения внимания, памяти, снижения уровня работоспособности. Проявление органического инфантилизма чаше наблюдалось при атони­чески-астатической форме церебрального паралича, когда имеет место поражение или недоразвитие лобно-мозжечковых структур. Это связано с той ролью, которую играет лобная кора в развитии целенаправленной де­ятельности, мотивации, т.е. того уровня психического развития, который является необходимым для формирования так называемого ядра личности.

Эмоционально-волевые расстройства при органическом инфантилизме характеризуются большой дисгармонией. Наряду с чертами «детскости», повышенной внушаемостью, несамостоятельностью, наивностью суж­дений для этих детей характерными являются склонность к «расторможе­нию» влечений, недостаточно высоко развитая критичность; элементы импульсивности сочетаются у них с проявлениями инертности. Эти дети при клинико-психологическом обследовании в начале показывают низ­кий уровень личностной готовности к обучению. Самооценка и уровень притязаний у них были неадекватно завышенными; отсутствовала и адек­ватная реакция на успех. При воздействии дополнительных неблагопри­ятных факторов окружающей среды у этих детей наблюдалось формиро­вание склонности к развитию характерологических отклонений возбу­димого типа. Дети становились двигательно беспокойными, раздражи­тельными, импульсивными, неспособными адекватно учитывать ситуа­цию, были некритичны к себе и своему поведению. Подобные формы поведения имели тенденцию к закреплению».

Повышенная утомляемость характерна практически для всех детей с ДЦП. Они быстро становятся вялыми или раздражитель­ными и плаксивыми, с трудом сосредоточиваются на задании. При неудачах быстро теряют к нему интерес, отказываются от его вы­полнения. У некоторых детей в результате утомления возникает двигательное беспокойство. Ребенок начинает суетиться, усилен­но жестикулирует и гримасничает, у него усиливаются гиперки-незы, появляется слюнотечение. Темп речи ускоряется, она ста­новится невнятной и малопонятной для окружающих.

Волевая активность детей, страдающих нарушениями опорно-двигательного аппарата, имеет свои особенности. Исследование Н.М.Сараевой включало наблюдения, эксперимент и другие ме­тоды, которые позволили изучить волевую активность 120 под­ростков с ДЦП. Полученные данные позволили подразделить фак­торы, определяющие особенности волевой сферы детей с ДЦП, на объективные, к которым относятся условия заболевания, дли­тельное пребывание в лечебном учреждении, искусственное огра­ничение активности, особое отношение к больному ребенку окру­жающих, и субъективные, такие, как отношение подростка к сво­ему заболеванию и самооценка.

По уровню волевого развития среди испытуемых обнаружено три основных группы.

Для первой группы характерно общее снижение эмоци­онально-волевого тонуса, астенизация поведения, волевой ин­фантилизм. Это проявляется в неумении, а порой и нежелании подростка регулировать свое поведение, в общей вялости, дохо­дящей до апатии у одних, и в крайней несдержанности у других, в отсутствии достаточной настойчивости в достижении как кор-рекционно-восстановительного эффекта, так и хороших резуль­татов в учебной работе. Свыкаясь с ролью больных, подростки ослабляют свою самостоятельность, проявляют иждивенческие настроения. Таких подростков было 37% из общего состава изу­ченных. Вторую группу составляют подростки, уровень волевого развития которых достаточно высок. Обладая адекватной самооцен­кой, правильно определяя свои возможности, подростки данной группы способны на основе длительных волевых усилий мобили­зовать компенсаторные силы организма и личности. Они активно ведут борьбу с заболеванием и его последствиями, настойчивы в достижении терапевтического эффекта, воздержанны и терпели­вы, проявляют упорство в учебе, развивают свою самостоятель­ность, занимаются самовоспитанием. Таких детей, из всего коли­чества обследованных было 20%.

Уровень волевого развития подростков, входящих в третью группу, можно определить как средний. В зависимости от состо­яния здоровья, самочувствия, многих других обстоятельств под­ростки эпизодически проявляют достаточную волевую активность. В учебной работе это связано с интересом, текущими оценками, в медицинских мероприятиях — с лечебной перспективой и т.д. Пе­риоды волевого подъема сменяются у них снижением уровня во­левой активности. В эту группу вошло 43% от общего числа изу­ченных подростков.

В указанные выше группы входят подростки, имеющие различ­ные по степени тяжести поражения опорно-двигательного аппарата.

Патохарактерологическое формирование личности (психогенно обусловленное развитие личности в связи с длительным дей­ствием психотравмирующего фактора и неправильным воспита­нием) отмечается у большинства детей с ДЦП. Отрицательные черты характера формируются и закрепляются у детей с ДЦП в значительной степени по причине воспитания по типу гиперопе­ки, характерному для многих семей, где воспитываются дети с патологией двигательной сферы. Такое воспитание ведет к подав­лению естественной, посильной ребенку активности. Родители, боясь, что ребенок упадет, уронит посуду, неправильно оденет­ся, лишают его самостоятельности, предпочитают все сделать за него. Это и приводит к тому, что ребенок растет пассивным и безу­частным, не стремится к самостоятельности, у него формируются иждивенческие настроения, эгоцентризм, ощущение постоянной зависимости от взрослых, неуверенность в своих силах, робость, ранимость, застенчивость, замкнутость, тормозные формы пове­дения. У части детей наблюдаются стремления к демонстративному поведению, тенденция к манипулированию окружающими.

В некоторых случаях у детей с тяжелыми двигательными и ре­чевыми нарушениями и сохранным интеллектом тормозные фор­мы поведения носят компенсаторный характер. Дети характеризу­ются замедленностью реакций, отсутствием активности и инициа­тивы. Они осознанно выбирают такую форму поведения и тем са­мым пытаются скрыть свои двигательные и речевые нарушения. Владея развернутой речью, дети, маскируя дефекты произноше­ния, односложно отвечают на вопросы, сами вопросов никогда не задают, отказываются выполнять доступные им задания двига­тельного характера.

Отклонения в развитии личности ребенка с ДЦП могут воз­никнуть и при другом стиле воспитания в семье. Многие родители занимают неоправданно жесткую позицию в воспитании ребенка с ДЦП. Эти родители требуют от ребенка выполнения всех требо­ваний и заданий, но при этом не учитывают специфику двига­тельного развития ребенка. Нередко такие родители, если ребе­нок не выполняет их требований, прибегают к наказаниям. Все это приводит к негативным последствиям в развитии ребенка и усугублению его физического и психического состояния.

Э. С. Калижнюк установила, что осознание дефекта у детей с ДЦП возникает чаще в возрасте 7—8 лет и связано с их переживаниями по поводу недоброжелательного отношения к ним со стороны сверстников, а также с социальной депривацией. Психогенные ре­акции, возникающие у таких детей, она разделила на два варианта:

- невротические реакции в сочетании с пассивно-оборонительны­ми — гипостеническии вариант (чрезмерная ранимость, застенчи­вость, робость, склонность к уединению и т.д.);

- агрессивно-защитные формы поведения — гиперстенический ва­риант (аффективная несдержанность, готовность к конфликтам и агрессии).

Переживание физической недостаточности наблюдается среди детей различного возраста. Наиболее остро они выделяются в подро­стковый и юношеский период.

Исследование, проводившееся Т. В. Есиповой в течение трех лет, дало основание выделить среди детей с нарушениями двига­тельной сферы три основные группы по их отношению к своему физическому дефекту.

Дети первой группы, наиболее благополучной, полно­стью понимают последствия заболевания, трезво оценивают свои силы и возможности и готовы к преодолению трудностей. Как правило, благодаря целеустремленности и волевым качествам они добиваются успехов в учебе, утверждаются в коллективе здоровых людей, в жизни.

Для детей второй группы типичным является подавлен­ное настроение, потеря веры в улучшение их состояния. Это ока­зывает влияние на все сферы жизни и деятельности этих детей, затрудняет лечебную, психолого-педагогическую работу с ними.

В третью группу входят подростки, сравнительно спокойно относящиеся к своему заболеванию. У одних это объясняется ком­пенсацией физической недостаточности другими развивающими­ся качествами и определенными достижениями (успехи в отдель­ных видах спорта, хорошая успеваемость, общественная работа и др.), у других — избалованностью в семье, иждивенчеством, у третьих — недостаточным развитием личности в целом. У подро­стков этой группы нет объективной оценки своих возможностей, критического отношения к ним.

Как это видно, переживания физической недостаточности од­них мобилизуют на борьбу с болезнью, на занятие полноценно­го места в социальной жизни, у других эти переживания начи­нают занимать центральное место, уводят подростка от актив­ной жизни.

Разница в реакциях подростков с нарушениями опорно-двига­тельного аппарата на физический дефект, как показывает данное исследование, определяется направленностью личности ребенка:

у одних переживания связаны с повышенным вниманием к свое­му внешнему виду, т.е. к косметической стороне дефекта, у дру­гих наблюдается интерес к внутреннему содержанию, к интел­лектуальным и нравственным сторонам личности. В целях правиль­ного развития личности очень важно преодолеть переживания, направленные лишь на косметическую сторону дефекта. Это дос­тигается не столько лечением физического недуга, сколько гра­мотной психологической работой с ребенком. По данным Э.Хейссерман, некоторые интеллектуально ода­ренные дети с тяжелой формой ДЦП меньше страдают от своего дефекта, чем другие дети при физическом поражении той же сте­пени тяжести. Благодаря своей природной одаренности эти дети дают высший уровень компенсации.

Другие исследования показывают, что наиболее остро пережи­вают свой физический дефект те, кто приобрел нарушения опор­но-двигательного аппарата в подростковом возрасте (спортивная травма, транспортная авария и др.).

Другое исследование И. Ю.Левченко, проведенное на подрост­ках, дало следующие результаты:

• анализ отношений с матерью показал, что почти 90% детей оценивали свои отношения с ней высоко положительно, но на­блюдалась некоторая амбивалентность оценки — те же дети от­мечали повышенную раздражительность матери, частые ссоры с ней. При обработке вопросов, предложенных детям, были получе­ны следующие данные: 30% детей говорили, что мать их любит;

60% — описывали ее положительные качества («Моя мать очень добрая»). 10% детей отказались от откровенных ответов, наблюда­лась яркая агрессивная реакция («Многие матери недостойны ма­теринства»; «Если бы мама захотела, она бы в космос полетела»);

• анализ отношения к отцу показал: 19% детей говорили о любви между отцом и ребенком; 64% — считали, что со стороны отца уделяется мало внимания их воспитанию («Отец очень много работает», «Отец редко занимается со мной», «Отец редко играет со мной»), главной причиной чего ребенок считал собственный дефект;

• у более половины детей отношение к будущему резко отри­цательное («Будущее видится мне жестоким», «трудным», «тяже­лым», «не очень счастливым» и т.д.), и все-таки часть из них до­пускали возможность позитивного развития собственного буду­щего («Надеюсь на лучшее», «Надеюсь, что встречу свою любовь», то «выйду замуж», «закончу школу» и т.д.), 17% испытуемых выражали уверенность в своих силах, проявляли стремление выс­троить собственное будущее, использовать весь свой умственный и физический потенциал («Надеюсь на себя», «Уверен в своих силах», «Буду стараться не быть дряхлым» и т.д.). У 11 % из груп­пы выявлен ярко выраженный эгоцентризм, неадекватное отно­шение к возможностям в будущем, 2% — надеялись на чудо;

• по отношению к страхам и опасениям детей можно разделить следующим образом: для 50% детей самым страшным представ­лялась возможность серьезной конфликтной ситуации в собствен­ном микросоциуме; 30% испытывают предметные страхи («Боюсь лифтов», «Боюсь потерять ключ от класса», «Боюсь диких живот­ных» и т.д.); 14% — выражали опасения перед возможностью осоз­нания окружающими их ущербности, 6% — опасались за собствен­ное здоровье;

• отношение детей к себе можно представить следующим об­разом: 80% испытуемых считали себя способными нести более серьезную ответственность за себя, чем им позволяют родители и учителя. Эти дети осознают факт гиперопеки со стороны зна­чимых взрослых, считая ее излишней. Только 15% воспринима­ют заботу родителей как должное, выражая опасения по поводу лишения ее. Было выявлено 5% детей, которые росли в условиях типоопеки, общались вне школы в основном с более старшими неблагополучными подростками, имели тенденцию к «мнимо­му взрослению», подражали отрицательным, асоциальным при­мерам.

По результатам этого исследования, 90% детей полностью осоз­навали собственный дефект, считали себя инвалидами, сознатель­но ограничивали собственные возможности, не признавая обще­ние со здоровыми сверстниками необходимым для себя. Они име­ли определенные цели и прогнозы в отношении своего будущего, а собственные нереализованные возможности связывали напря­мую с имеющимся дефектом. 8% детей, осознавая собственный дефект, не лишали себя возможности общения с нормально раз­вивающимися детьми, но наблюдалась некоторая агрессивность по отношению к людям, имеющим такую же аномалию развития;

наблюдалось отсутствие четких целей, тенденция к асоциальному поведению, недостаточная осознанность поступков. 2% испытуе­мых не имели четкого осознания собственного дефекта, были из­лишне самоуверенны, ставили перед собой «феерические» задачи и цели.

Таким образом, развитие личности у детей с ДЦП в большин­стве случаев проходит весьма своеобразно, хотя и по тем же зако­нам, что и развитие личности нормально развивающихся детей. Специфика развития личности детей с ДЦП определяется как био­логическими факторами, так и факторами социальными. Развитие ребенка в условиях болезни, а также неблагоприятные социальные условия негативно сказываются на формировании всех сторон лич­ности ребенка, страдающего детским церебральным параличом.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Мышление. Образная память включает в себя зрительную, слуховую, ося­зательную и некоторые другие виды памяти. Образная память тес­но связана с восприятием и базируется | Особенности деятельности
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 527; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.052 сек.