Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Научный подход и методы управления персоналом




Методы управления; Искусство руководства.

Управление персоналом как целенаправленное воздействие на человеческую составляющую организации базируется на научном подходе, определяющем методы, способы его практической организации.

Отдельные авторы в теории и практика управления человеческой стороной организации, развивая различные его концепции, рассматривают в качестве составляющих экономиче­ский, гуманистический, органический подходы к управлению персо­налом организации. Анализируя теорию и практику управления различными субъектами и объектами, многие авторы склонны считать применимыми к менеджменту (в том числе и к менеджменту персонала) следующие 13 научных подходов:

- системный,

- комплексный,

- интеграционный,

- маркетинговый,

- функциональный,

- динамический,

- воспроизводственный,

- процессный,

- нормативный,

- количественный,

- административный,

- поведенческий,

- ситуационный.

Многообразие существующих аспектов научного периода к управлению персоналом является свидетельством их актуальности и практической значимости для дальнейшей разработки и практического использования.

Научный подход в управлении персоналом находит свою практическую реализацию в использовании конкретных методов управления и руководства.

Слово «метод» греческого происхождения (methodos), что в переводе означает способ достижения какой-либо цели. Под методом управления обычно понимается совокупность способов и приемов воздействия субъекта управленческой деятельности на управляемый объект для достижения поставленных целей. По аналогии под методами управления персоналом следует понимать способы воздействия на коллективы и отдельных работников с целью осуществления координации их деятельности для достижения целей организации.

Методы управления тесно связаны с принципами управления. Принципы основополагающие начала методов управления. Методы выступают в качестве способов реализации принципов. Принципы не выбирают им следуют. Методы носят более альтернативный характер, возможен их выбор, замена одного другим. Методы управления следует отличать от способов (или приемов) управленческой деятельности на уровне предприятия, объединения, экономического района; от способов деятельности, применяемых в своей работе различными категориями руководителей; наконец, от способов (или приемов) реализации тех или иных функций управления (планирования, организации, контроля и т.д.). Все эти способы или приемы, которые нередко называют конкретными методами руководства, носят локальный, частный характер, поскольку относятся к какому-то отдельному органу, работнику или связаны с отдельной функцией.

Методы управления и методы руководства взаимосвязаны, так как они имеют общую основу, реализуют взаимосвязанные цели и задачи. В то же время у них есть свои специфические особенности.

В основе системы методов управления лежат объективные законы управления. Эти методы как бы конкретизируют, преломляют их действия в системах управления.

В основе руководства лежит конкретное личное воздействие ру­ководителя, опирающееся, прежде всего на его власть, формальный авторитет и полномочия.

Таким образом, методы управления нечто более основопола­гающее по сравнению с методами руководства. Однако резкой гра­ницы между теми и другими не существует, и быть ее не должно, так как использование методов управления в значительной части осуще­ствляется через деятельность руководителя и, соответственно, через методы руководства. Потому искусство руководства включает три задачи:

- владеть методами управления;

- владеть методами руководства;

- уметь реализовать методы управления как непосредственно, так и в процессе использования методов руководства.

Искусство руководства при проведении научного анализа мето­дов управления предусматривает выделение содержания метода, его направленности и конкретной организационной формы. При опреде­лении содержания методов управления следует исходить из того, что метод есть способ реализации объективных законов. Поэтому для анализа и успешного использования методов управления важно знать, какие законы присущи объекту управления. Содержание мето­да управления прежде всего связано с содержанием объективных за­конов, конкретная реализация которых возможна только через меха­низм действия совокупности методов управления.

Вместе с тем для достижения цели недостаточно того, что­бы метод просто соответствовал требованиям объективных за­конов. Необходимо найти пути превращения этих требований в способы воздействия на персонал организации. Поэтому метод управления характеризуется не только содержанием, но и на­правленностью его побуждающего воздействия. По характеру воздействия все методы управления можно разделить на три группы:

- методы материальной мотивации;

- методы социальной мотивации;

- методы властной мотивации.

Методы управления реализуются посредством системы ис­полнения и неизбежно приобретают ту или иную организацион­ную, административную форму. Организационная форма тре­тий элемент характеристики метода управления. Характеристика ор­ганизационной формы метода управления включает следующие эле­менты:

- тип воздействия;

- характеристика воздействия;

- метод выработки воздействия.

Многообразие методов управления и руководства вызывает не­обходимость упорядочения всей их совокупности путем классифика­ции по определенным признакам. Устоявшейся научной классифика­ции методов управления не существует. Разные авторы учебных и научных работ, исходя из целей своих исследований, предлагают различные подходы к определению конкретных групп методов управления. Как уже отмечалось, существуют методы управления и методы руководства, методы прямого и косвенного действия, формальные и неформальные методы. Использование методов прямого воздействия предлагает непосредственные результаты воздействия. С помощью косвенного воздействия создаются условия для достижения определенных результатов. Соотношение методов формального и неформального воздействия отражает характерные черты стиля управления.

Наиболее часто все методы управления укрупненно классифицируются как общенаучные и специальные (частные). Общенаучные методы применяются не только в науке управления, но и в других отраслях знаний. Они составляют основу системы методов менедж­мента (в том числе и управления персоналом), образуя его общенауч­ную методологию, базирующуюся на системном, комплексном, исто­рическом подходах к решению проблем. К числу общенаучных мето­дов относятся:

- диалектический метод;

- системный метод;

- комплексный метод;

- метод историзма;

- метод социального эксперимента;

- метод моделирования;

- мысленно-логические методы (дедукция, индукция, анализ, синтез, методы классификации и построения типологии);

- метод математизации (экономико-математические методы);

- эвристические методы;

- метод эксперимента;

- метод социологического исследования.

Вторая группа методов это специфические (частные) методы, в том числе и методы управления персоналом. По со­держанию, направленности и организационным формам методы управления персоналом подразделяется на:

- организационно-распорядительные (административные), на директивных указаниях высших управленческих структур;

- экономические, обусловленные и поддерживаемые эко­номическими стимулами;

- социально-психологические, применяемые в целях по­вышения социальной активности индивидов, их групп и общно­стей.

Административные методы управления персоналом базируют­ся на власти, дисциплине и взысканиях и известны в истории как методы кнута. Их отличительные особенности:

- ориентированность на такие мотивы поведения, как чувство долга, осознанная необходимость дисциплины труда, культура трудовой деятельности;

- прямой характер воздействия (любой регламентирующий и административный акт подлежит обязательному исполнению);

- соответствие правовым нормам и распоряжениям вышестоя­щих органов.

Административные методы управления осуществляются в форме организационного и распорядительного воздействия.

Организационное воздействие направлено на организацию про­цесса производствами управления.

К методам организационного воздействия относятся:

- организационное регламентирование, определяющее задачи, функции, права, обязанности и ответственность подразделений и их руководителей в форме положений;

- организационное нормирование, предусматривающее издание качественно-технических, трудовых, финансово-кредитных, ор ­ганизационно-управленческих и других нормативов;

- организационно-методическое инструктирование, выражаю­щееся в составлении должностных инструкций, методических указаний, методических инструкций, рабочих инструкций.

Распорядительное воздействие выражается в форме приказов, распоряжений или указаний, которые являются правовыми ак­тами ненормативного характера.

Экономические методы управления персоналом это элементы экономического механизма, с помощью которого обеспечива­ется прогрессивное развитие организации. К ним относятся:

- технико-экономический анализ;

- технико-экономическое обоснование;

- технико-экономическое планирование;

- экономическое стимулирование и мотивация трудовой дея­тельности;

- установление экономических норм и нормативов;

- ценообразование;

- страхование;

- налогообложение и некоторые другие.

Социально-психологические методы это способы осуществления управленческих воздействий на персонал, базирующиеся на использовании социального механизма управления (системы социальных взаимоотношений в коллективе, социальных потребностей и т.п.). К ним относятся:

- социально-психологический анализ;

- социально-психологическое планирование;

- создание творческой атмосферы;

- участие работников в управлении;

- социальное и моральное стимулирование;

- удовлетворение культурных и духовных потребностей;

- развитие у работников инициативы и ответственности;

- установление моральных санкций и поощрений;

- установление социальных норм поведения;

- формирование коллективов, групп, создание нормального психологического климата.

Каждый метод руководства персоналом имеет как свои сильные, так и слабые стороны. Абсолютных, идеальных методов не существует. По этому перед руководством организации встает несколько задач:

- стремиться найти те методы, которые имеют, с точки зрения стоящей задачи, наибольший потенциал воздействия;

- умело сочетать те или иные методы руководства, чтобы их комбинация максимально мотивировала подчиненных выполнить данное задание;

- умело применять выработанные методы и их сочетание на практике.

Выбор метода это только половина проблемы. Необходимо владеть искусством успешного его применения. При анализе отдельных групп методов руководствами нужно учитывать сильные и слабые стороны каждого из методов, заключенные в них возможности и, естественно, присущие каждому из них ограничения. Руководитель, рассматривая тот или иной метод, всегда должен помнить об этих их ограничениях. Он должен также учитывать и «эффект накопления», и «эффект привыкания». Длительное использование одного и того же метода, пусть даже эффективного, постепенно ведет к тому, что система управления как бы адаптируется к нему, свыкается с ним. И это ослабляет воздействие метода. С другой стороны, за длительный период использования метода его недостатки и «огрехи» накапливаются и могут вырасти в серьезную проблему. В этой связи серьезной становится проблема сочетания и выбора методов в связи с изменяющимися условиями, ситуацией и т.д.

Комплексному использованию методов руководства спо­собствует умение руководителя в каждом методе различать со­держание (т.е. требования каких законов он реализует), направ­ленность (на какие мотивы поведения людей он направлен) и организационную форму его применения (приказ, совет и т.п.).

Следует иметь в виду, что методы управления не только приме­няются руководителями, но и формируют руководителей. Сформиро­вавшиеся в условиях преобладания одной группы методов кадры по­степенно сами становятся носителями этих методов. Эти работники пытаются сохранить методы, в условиях которых им удалось выдви­нуться и к которым они привыкли. А потому переход к новым мето­дам управления всегда требует работы по повышению квалификации, по выдвижению работников нового типа. Это очень важный аспект применения методов управления персоналом на практике.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 3440; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.087 сек.