Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вопрос 4. Правовые основы борьбы с преступлениями международного характера

В отличие от международных преступлений, которые соверша­ются государствами в лице их руководителей, высших должност­ных лиц, иных ответственных индивидов, преступления международного характера (транснациональные) совершаются частными лицами вне связи с деятельностью государства для достижения собственных противоправных целей. Преступления международ­ного характера представляют собой общеуголовные преступления, отягощенные «иностранным элементом» и, как следствие, затра­гивающие интересы двух или более государств. Другим крите­рием разграничения международных преступлений и преступле­ний международного характера является степень их обществен­ной опасности.

К преступлениям международного характера относятся:

· неза­конный оборот наркотических средств и психотропных веществ,

· фальшивомонетничество,

· пиратство и др.

Сотрудничество государств по борьбе с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ осуществляется на основе положений Единой конвенции о наркотических сред­ствах 1961 г., Протокола к ней 1972 г., Конвенции о психотропных веществах 1971 г., Конвенции о борьбе против незаконного обо­рота наркотических средств и психотропных веществ 1988 г.

В дан­ных договорах содержится:

· перечень запрещенных средств;

· пре­дусмотрено обязательство государств признать деяния, связанные с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ, в качестве преступных;

· регулируются вопросы установ­ления юрисдикции в отношении данных преступлений;

· установ­лена обязанность сотрудничества государств посредством оказа­ния взаимной юридической помощи, осуществления выдачи пред­полагаемых преступников.

Основные организационно-правовые механизмы по борьбе с данным видом преступлений — Комис­сия по наркотическим средствам ЭКОСОС ООН, Международный комитет по контролю над наркотиками. Активное межгосудар­ственное взаимодействие по борьбе с данными преступлениями осуществляется в рамках Интерпола, Европола.

Международно-правовой основой борьбы с легализацией доходов, полученных преступным путем, являются: Конвенция об отмывании, выявлении, изъятии и конфискации доходов от преступной деятельности 1990 г.; Сорок рекомендаций ФАТФ (Financial Action Task Force — Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег), нацеленных на борьбу против отмывания доходов, полученных преступным путем 1990 г.; Кон­венция ООН против транснациональной организованной преступ­ности 2000 г. Вклад в борьбу с легализацией доходов, получен­ных преступным путем, вносят ООН, Интерпол, Европол, Группа ЭГМОНТ (структура, объединяющая подразделения финансовой разведки государств).

Международно-правовой базой сотрудничества государств по борьбе с рабством и работорговлей являются: Конвенция относи­тельно рабства 1926 г., Конвенция о борьбе с торговлей людьми и с эксплуатацией проституции третьими лицами 1950 г., Дополнитель­ная конвенция об упразднении рабства, работорговли и институтов и обычаев, сходных с рабством, 1956 г., Конвенция об упразднении принудительного труда 1957 г., Протокол 2000 г. о предупреждении и пресечении торговли людьми, особенно женщинами и детьми, и наказании за нее.

К конкретным мерам, принимаемым в процессе сотруд­ничества государств по борьбе с рабством и схожими институтами, относятся:

· признание соответствующих деяний в национальном законодательстве в качестве уголовно наказуемых;

· создание раз­личных организационных механизмов для целей координации рас­следований соответствующих преступлений (это предусмотрено, например, ст. 14 Конвенции 1950 г.);

· обмен компетентными орга­нами информацией о преступлениях и лицах, их совершивших (описание, дактилоскопические отпечатки, фотоснимки и т.д.);

· оказание помощи и поддержки лицам, ставшим жертвами рабо­торговли, содействие их адаптации к нормальным социальным условиям, организация их репатриации в случае необходимости;

· принятие мер для воспрепятствования тому, чтобы суда и лета­тельные аппараты, законно пользующиеся их флагом, перевозили рабов, ряд других мер.

Сотрудничество государств в борьбе с фальшивомонетниче­ством осуществляется на основе Международной конвенции по борьбе с подделкой денежных знаков и Протокола к ней (1929 г.).

 

Вопрос 5. Международная организация уголовной полиции (Интерпол)

В 1923 г. на Международном конгрессе криминальной полиции была учреждена Международная комиссия уголовной (криминаль­ной) полиции. В 1924 г. Комиссия приняла резолюцию, определя­ющую направление ее деятельности: создание информационных отделений по сбору фактов о международной преступности; орга­низация международного розыска преступников и др. Деятель­ность Комиссии была приостановлена в период Второй мировой войны. В 1946 г. в Брюсселе состоялся очередной Конгресс крими­нальной полиции, в ходе которого был пересмотрен учредитель­ный акт 1923 г., приняты временные положения о целях и зада­чах деятельности Комиссии. В 1956 г. Комиссия криминальной полиции была переименована в Международную организацию уголовной полиции (Интерпол), был принят Устав организации. Штаб-квартира Интерпола находится в Лионе (Франция), ее офи­циальными языками являются арабский, английский, испанский, французский. К началу 2009 г. членами Интерпола являлись 187 государств. СССР стал членом Организации в 1990 г.

Основные цели Интерпола обозначены в ст. 2 Устава Орга­низации:

· обеспечение широкого взаимодействия всех органов (учреждений) уголовной полиции государств в рамках существу­ющего законодательства;

· создание, развитие учреждений, способствующих предупреждению и борьбе с уголовной преступ­ностью.

Уставом запрещено «какое-либо вмешательство или деятельность политического, военного, религиозного или расо­вого характера» (ст. 3 Устава). Деятельность Интерпола нацелена на координацию сотрудничества государств в розыске преступ­ников и лиц, пропавших без вести, борьбе с организованными преступными сообществами, преступностью несовершеннолет­них, терроризмом, торговлей людьми, преступлениями в сфере экономики и высоких технологий, фальшивомонетничеством, подделкой ценных бумаг, незаконным оборотом наркотичес­ких средств и психотропных веществ и т.д. Структура Интерпола включает в себя Генеральную ассамблею, Исполнительный коми­тет, Генеральный секретариат, Институт советников, Националь­ное центральное бюро.

В Российской Федерации Национальное центральное бюро (НЦБ) является структурным подразделением МВД России — органом, осуществляющим взаимодействие правоохранительных, иных федеральных органов государственной власти с соответ­ствующими органами иностранных государств — членов Интер­пола и Генеральным секретариатом Интерпола. Деятельность НЦБ России осуществляется в соответствии с положениями Указа Пре­зидента РФ от 30.07.1996 № 1113 «Об участии Российской Феде­рации в деятельности Международной организации уголовной полиции — Интерпола», постановления Правительства РФ от 14.10.1996 № 1190 «Об утверждении Положения о Националь­ном центральном бюро Интерпола».

 

Вопрос 6. Институт выдачи лиц, совершивших преступления (экстрадиция)

Экстрадиция — основанная на нормах международного права и национальном законодательстве юридическая проце­дура, состоящая в процессе доставки лица, совершившего пре­ступление, под юрисдикцию запрашивающего государства для целей привлечения его к уголовной ответственности или испол­нения наказания.

Выдача лица, совершившего преступление, предполагает нали­чие договорно-правовой базы; при отсутствии соответствующего международного договора государство не обязано осуществлять экстрадицию. Положения о выдаче обвиняемых или осужденных лиц содержатся в двух блоках международно-правовых актов. К пер­вому следует отнести двусторонние и многосторонние междуна­родные договоры о выдаче, оказании правовой помощи по уго­ловным делам (Европейская конвенция об экстрадиции 1957 г., Межамериканская конвенция об экстрадиции 1981 г., Конвенция СНГ о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам 1993 г.). Ко второму — международ­ные договоры, нацеленные на борьбу с конкретными видами пре­ступлений, посягающих на международный правопорядок (Кон­венция о борьбе с бомбовым терроризмом 1997 г., Конвенция о борьбе с незаконным захватом воздушных судов 1970 г., Конвен­ция против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижа­ющих достоинство видов обращения или наказания 1984 г. и др.). При отсутствии между государствами договора о выдаче указан­ные конвенции могут рассматриваться в качестве правооснования для экстрадиции. В рамках ООН в 1990 г. были выработаны Типо­вой договор о взаимной правовой помощи в области уголовного правосудия и Типовой договор об экстрадиции.

Положения национального законодательства ряда государств могут обусловливать выдачу лица конкретному государству нали­чием «принципа взаимности». В российском законодательстве такое условие предусмотрено, в частности, ст. 462 Уголовно-про­цессуального кодекса РФ.

Реализация института экстрадиции увязана с наличием опре­деленных условий:

· выдаче подлежит только лицо, совершившее преступление (но не гражданское, административное правонарушение);

· в отношении экстрадируемого лица компетентным органом должно быть вынесено решение о возбуждении уголовного дела или вынесен приговор, предусматривающий меру нака­зания в виде лишения свободы;

· совершенное деяние должно быть квалифицировано в каче­стве преступного как в законодательстве запрашиваемого государства, так и государства, требующего выдачи (правило «двойного вменения» — «double criminality»);

· отсутствие в законодательстве двух государств существен­ных различий в определении меры наказания за конкрет­ное преступление. Например, данное условие в ст. 2 Европей­ской конвенции об экстрадиции сформулировано следующим образом: выдача применяется к преступлениям, за соверше­ние которых по законодательству запрашивающей и запра­шиваемой стороны предусматривается лишение свободы на срок не менее одного года или другое, более суровое наказа­ние; в отношении осужденных лишение свободы, к кото­рому приговорено данное лицо, должно составлять не менее четырех месяцев;

· предоставление гарантий запрашивающего государства неприменения к экстрадируемому лицу в качестве меры нака­зания смертной казни;

· осуществление уголовного преследования лица только за то преступление, которое послужило основанием запроса об экстрадиции («правило специализации»);

· совершенное лицом преступление не относится к разряду политических; например, ст. 3 Европейской конвенции об экс­традиции 1957 г. предусматривает, что не подлежит выдаче лицо, совершившее преступление, рассматриваемое запра­шиваемым государством в качестве политического или свя­занного с ним.

При возникновении коллизии запросов об экстрадиции, т.е. в случае, когда выдачи одного лица добиваются несколько государств, решение в пользу того или иного запроса принимает государство, па территории которого пребывает обвиняемый или осужденный.

Универсальная юрисдикция пред­полагает возможность осуществления уголовного преследования любым государством вне зависимости от места совершения пре­ступления, гражданской принадлежности виновных и потерпевших лиц. Данная концепция основана на признании опреде­ленной категории преступлений, совершение которых безотно­сительно их конкретной направленности затрагивает интересы всего международного сообщества, посягает на международный правопорядок в целом.

В международных договорах (например, ст. 57 Конвенции СНГ о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семей­ным и уголовным делам 1993 г.), законодательстве ряда государств предусмотрено положение о недопустимости выдачи собственных граждан. Это положение закреплено в ст. 61 Конституции РФ. Неко­торые государства, однако, с учетом принципа взаимности преду­сматривают возможность экстрадиции собственных граждан.

От института экстрадиции следует отличать институт пере­дачи («surrender». «transfer») лица органам международной уго­ловной юстиции. Порядок передачи лица в распоряжение судеб­ного органа предусмотрен положениями Уставов международ­ных трибуналов по бывшей Югославии и Руанде (ст. 29 Устава Международного трибунала по бывшей Югославии, ст. 28 Устава Международного трибунала по Руанде). Вопросы передачи лица Международному уголовному суду регулируются ст. 89—91 Рим­ского статута. Значение этих различных терминов содержится в ст. 102 Статута Суда: выдача означает «доставку лица одним государством в другое государство в соответствии с положени­ями международного договора, конвенции или национального законодательства»; «предоставление в распоряжение» означает доставку лица государством в Суд в соответствии с настоящим Статутом.

Разграничение данных юридических процедур имеет существенное практическое значение, так как большинство госу­дарств не признает допустимым выдачу собственных граждан; данное обстоятельство могло бы стать значительным препят­ствием для нормального функционирования Международного уголовного суда.

Подготовил:

Старший преподаватель кафедры теории и истории государства и права, к.ю.н., подполковник внутренней службы__________________Т.В. Барсукова

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Вопрос 3. Борьба с международным терроризмом | Обсуждена на заседании ПМК. по тактической подготовке
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 2244; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.028 сек.