Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Франчайзинг. Франчайзинг – это способ взаимодействия малого и крупного бизнеса, при котором крупное предприятие (франчайзер) на основании договора предоставляет право




Франчайзинг – это способ взаимодействия малого и крупного бизнеса, при котором крупное предприятие (франчайзер) на основании договора предоставляет право мелкому предприятию (франчайзи) использовать его товарный знак, фирменные технологии и отработанную систему ведения бизнеса за установленное вознаграждение.

Франчайзинг, являясь самостоятельной формой договорных отношений, объединяет в себе элементы аренды, купли-продажи, подряда, представительства. В России франчайзинг определяется как договор коммерческой концессии. Он регулируется Гражданским кодексом РФ (часть II) и Законом РФ «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров» от 23 сентября 1992 г. По договору коммерческой концессии одна сторона (правообладатель) обязуется предоставить другой стороне (пользователю) за вознаграждение на срок или без указания срока право использовать в предпринимательской деятельности пользователя комплекс исключительных прав, принадлежащих правообладателю, в том числе право на фирменное наименование и /или коммерческое обозначение правообладателя, на охраняемую коммерческую информацию, а также на другие предусмотренные договором объекты исключительных прав – товарный знак. Знак обслуживания и т.д.

Правообладатель по договору коммерческой концессии обязан:

· Передать пользователю техническую и коммерческую документацию;

· Выдать пользователю предусмотренные договором лицензии, обеспечив их оформление.

Если в договоре не указано иное, то правообладатель также обязан:

§ Обеспечить регистрацию договора;

§ Оказывать постоянное техническое и консультативное содействие, включая обучение и повышение квалификации работников;

§ Контролировать качество товаров (работ, услуг), производимых пользователем на основании договора коммерческой концессии.

В обязанности пользователя входит:

· Использовать при осуществлении предусмотренной договором деятельности фирменное наименование и/или коммерческое обозначение правообладателя;

· Соблюдать инструкции и указания правообладателя, обеспечивающие соответствие характера, способ и условий использования комплекса прав тому, как он используется правообладателем, включая внешнее и внутреннее оформление помещений;

· Оказывать покупателю все дополнительные услуги. Которые он получил бы приобретая товар (услугу) непосредственно у правообладателя;

· Не разглашать секреты производства и другую конфидециальную коммерческую информацию;

· Предоставить оговорённое число субконцессий, если такая обязанность предусмотрена договором;

· Информировать покупателя о том, что фирменное наименование (товарный знак) используется им на основании договора коммерческой концессии.

Вступая в данную систему взаимоотношений обе стороны получают выгоды. Франчайзи, сохраняя независимость, получает возможность использовать торговую марку, завоевавшую хорошую репутацию у потребителей. Кроме этого, он пользуется консультационной помощью. Использует уже проверенные технологии, помощь в подборе помещения, может получать сырьё, материалы, а также брать оборудование в лизинг у франчайзера. Франчайзер без дополнительных инвестиций расширяет рынок сбыта своей продукции и получает дополнительный доход. Платежи франчайзи франчайзеру можно разделить на две части: первоначальный (вступительный взнос и периодические отчисления от объёма продаж.

Существует несколько классификаций франчайзинга. Выделяют:

· Товарный. Франчайзи осуществляет продажу товаров, производимых франчайзером, под его товарным знаком и, по сути, является составным элементом контролируемой франчайзером системы сбыта;

· Производственный. Ффранчайзи производит продукцию под торговой маркой франчайзера используя для этого запатентованную им технологию и поставляемые франчайзером сырьё и материалы. Франчайзи встраивается в производственный цикл крупной компании, соблюдая все требования по технологии и качеству продукции, уровню квалификации персонала. Отсюда боле высокая степень регламентации его деятельности;

· Сервисный. Распространён в сфере услуг. Здесь франчайзи получает право осуществлять определённый вид деятельности под торговой маркой франчайзера;

· Франчайзинг бизнес-формата. Предусматривает передачу франчайзи технологии организации и ведения бизнеса. Он полностью идентифицируется с франчайзером и становится элементом общей коммерческой системы. При этом франчайзер может быть предприятием-производителем, оптовым или розничным торговцем или оказывать услуги. Основным требованием является, чтобы все предприятия, входящие в систему, работали по единой методологии. В едином стиле и соблюдали внутрисистемные интересы. Франшизы бизнес-формата классифицируют в зависимости от размера первоначальных инвестиций:

· Франшиза – рабочее место. Когда франчайзер создаёт подготовленное рабочее место для предпринимателя и его основные расходы связаны с покупкой прилавка-фургона;

· Франшиза-предприятие предполагает более крупные инвестиции в оборудование. Помещения, набор персонала;

· Инвестиционная франшиза в качестве основной цели предусматривает возврат первоначальных инвестиций.

В России франчайзинг получил достаточно широкое распространение.

Литература

1. Экономика предприятия (фирмы) под редакцией проф. О.И. Волкова, доц. О. В. Девяткина, г. Москва, ИНФРА-М, 2004 г.

2. Экономика фирмы под редакцией В.Я. Горфинкеля, проф. В.А. Швандара, г. Москва, Юнити, 2003 г.

3. Экономика предприятия под редакцией доктора экономических наук проф. Н.А. Сафронова, г. Москва, ЮРИСТЪ, 1999 г.

4. Х. Шиленбек, Экономика предприятия, г. Санкт-Петербург, 2005 г.

5. Экономика предприятия под редакцией Ф.К. Беа, Э. Дихтуа, М. Швайхтцера, г. Москва, ИНФРА-М, 2001 г.

6. Экономика предприятия (фирмы) под редакцией А. С. Элиха, г. Москва, МАРТ, 2004 г.

7. Новейшая экономическая энциклопедия, Е.Е. Румянцева, г. Москва, ИНФРА-М, 2005

8. Чуева Л.Н. Экономика фирмы: Учебник для студентов вузов.- М.:Издательско-торговая корпорация "Дашков и Ко ", 2007. - 416 с.

Доцент кафедры экономики СФ РУДН - 08




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 1698; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.