Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лекция №2: Экономико-правовое регулирование в сферах природопользования

  1. Механизм изъятия природной ренты.
  2. Зарубежный опыт налогообложения природопользования.

 

 

1. Обобщение опыта экономическое отношение нефтедобывающих и других добывающих кампаний позволяет выделить 3 основных направления действующего механизма изъятия природной ренты.

Первое направление – в его основе лежат налоги. Добывающие кампании при реализации этого направления платят специальные налоги, направленные на изъятие рентных доходов. Однако уплаченные налоги при этой системе включаются в затраты добывающих предприятий. В конечном счете доход, полученный за счет ренты изымается с потребителя продукции, выработанной из этого сырья. Недостаток данного направления – рентные налоги, установленные для добывающих кампаний, включаются в калькуляцию затрат и цену реализации.

Второе направление – монопольную ренту должны платить добывающие предприятия. Изъятая рента отправляется на финансирования образования и для других нужд потребителя.

Третье направление –монопольная рента должна поступать не в общенациональные фонды, а непосредственно на персональные именные счета всех без исключения граждан сырьедобывающего государства как равноправных совладельцев всех ресурсов.

В мировой практике изъятие дифференциальной ренты идет путем применения скользящей шкал ставок налога на добычу в зависимости от добычи нефти на место рождении.

2. в зарубежных станах доходы от эксплуатации природных ресурсов через систему налогов, ориентированных на изъятие ренты. Существуют 3 вида платежей:

  • Платежи за природные ресурсы, предназначенные для перераспределения и изъятия ренты.
  • Платежи, направленные на поддержание существующей системы управления природопользования. Они являются инструментов сбора средств, необходимых для покрытия расходов за эксплуатацию природных ресурсов. Дополнительные платежи взимаются за услуги, связанные исследованием территорий, анализ, регистрацию и сертификацию документов. Они идут в спец фонд.
  • Налоги, связанные с охраной окружающей среды (экологические налоги).

 

Наиболее важные налоги: арендная плата или земельная рента, роялти (платеж государству за право пользования истощаемого природного ресурса), бонусы (единовременно уплаченная сумма при конкурсном распределении права на эксплуатацию природных объектов).

Наряду с налоговыми на практике используются и неналоговые методы изъятия доходов. К таким методам относятся концессионные соглашения.

Экологические налоги занимают особое место среди косвенных налогов, связанных с охраной окружающей среды. Их цель – симулирование плательщиков позитивному поведению с точки зрения на охрану окружающей среды. Экологические платежи и налоги имеют различную форму и по разному называются в разных странах. Экологические налоги стали применятся скандинавскими странами в 80 годы прошлого столетия. В странах ОСР, уклон в сторону экологических налогов (зеленая налоговая реформа) начался в 1995-1996гг. Опыты европейских стран показывают что под экологическими налогами понимаются именно налоги на опасные для окружающей среды виды хозяйственной деятельности.

Экологические налоги:

1 группа: энергетические налоги (на моторное топливо, электроэнергию, бензин)

2 группа: транспортные налоги (на владельца автомобиля, на покупку подержанных автомобилей).

3 группа: платежи за загрязнение.

4 группа: платежи за размещение отходов.

5 группа: налог на выбросы веществ, приводящие к глобальным изменениям.

6 группа: роялти.

 

В часть природоохранных налогов существует 2 способа использования собранных средств:

  • Часть дохода может поступать в форды с целевым назначением.
  • Может создаваться фонд охраны и защиты природных ресурсов.

 

Вопросы к 1 лекции.

  1. Экономические и правовые основы платного природопользования.
    • Рентная природа налогов и платежей при природопользовании - протасова
    • Виды и классификация ренты - Наташа
    • Эволюция определения ренты в зарубежной и экономической науке - панов
    • Горная рента - Ира
    • Отличия горной, земельной и финансовой ренты - Мошник
    • Назначение налогов и платежей за природные ресурсы, их фиксальная и регулирующая роль - курочкин
    • Экономико-правовое регулирование сферы недропользование - илья
    • Российская и зарубежная практика регулирования отношений в процессе пользования недрами - цуцин
    • Концессионная и контрактная система природопользования - леша
    • Соглашение о разделе продукции - леша
    • Законодательное регулирование сферы природопользование и платной основы пользования природными ресурсами - илья
    • Правовое регулирование отношений при пользовании недрами – я!

Вопросы к 2 теме:

  1. История развития системы платного природопользования:
    • Платежи за пользование недрами и природными объектами в условиях Царской России. - цуцин
    • Налоги, сборы и платежи за природопользование в советское время. – наташа
    • Налоги, сборы и платежи за природопользование, установленные в РФ, их состав и назначение. – я!
    • Общий порядок ведения налогов и сборов, их исчисления и сроки уплаты. - оля
    • Особенности расчета ставок на добычу полезных ископаемых при добыче углеводородного сырья. - мошник
    • Общие и специальные налоговые режимы при недропользовании. - кура
    • Налоговый характер платежей за пользование природными ресурсами в условиях перехода к рыночной экономике – Ира.

 

Рекомендуемая литература:

  • Законодательные акты и нормативные документы:

a) Конституция РФ

b) НК РФ

c) Водный кодекс

d) Земельный кодекс

e) Лесной кодекс

f) ФЗ от 23.12.2004 года №173 «О федеральном бюджете»

g) ФЗ от 11.10.1991 года №1738-1 «О плате за землю»

h) ФЗ от 10.01.2002 года №7 «Об охране окружающей среды»

i) ФЗ от 04.05.1999 года №96 «Об охране атмосферного воздуха»

j) ФЗ от24.06.1998 года «89 «Об отходах производства и потребления»

k) Закон РФ от 21.02.1992 №2395-1 «О недрах»

l) Закон РФ от 19.12.1991 №2060-1 «Об охране окружающей среды»

m) Постановление правительства РФ от 28.08.1992 года №632

n) Определение Конституционного Суда РФ №284 от 10.12.2004 года.

  • Красов О.И Экологическое право 2001 года.
  • Петрова Т.В. Правовые проблемы экономического механизма охраны окружающей среды 2000 года.
  • Природно-ресурсные платежи учебное пособие Ялбулганова А.А. 2004 года
  • Горная рента, экономика и законодательство Резовский 2000 год.
  • Рязоский Сверхприбыль недр 2001 год.
  • Скляренко Н.Н. налогообложение природопользования 2004 год.
  • Фединский Ю.И. Экология, охрана окружающей среды 2002 год.

 

Лекция: Система платежей природопользования РФ.(от 06.03.2012)

  1. Система ресурсного НО Российской Империи и СССР.
  2. Система ресурсного НО в РФ.

 

1 вопрос. Система ресурсных платежей в РФ формировалась под воздействием различных факторов. При этом их доля в бюджете постоянно росла. Плата за пользование недрами горнодобывающей промышленности Царской России была введена в 1892 году. Государство как собственник недр получало попудную плату за их использование. Уровень развития технологии добычи полезных ископаемых в то время не позволял на этапе разведки месторождения оценить рентность данного участка. Поэтому плата в то время не дифференцировалась в зависимости от характера месторождения. Государство стремилось изъять хотя бы часть рентного дохода, используя косвенное НО.

В дальнейшем изъятие рентного дохода в пользу государства в добывающих отраслях осуществлялось в одной из двух форм:

  • Рентные платежи за единицу добытой продукции на предприятиях с лучшими природными условиями.
  • Фиксированные платежи в бюджет за единицу использованных ресурсов лучшего качества.

 

В Советской России основной объем ресурсных платежей начал поступать в эпоху НЭП. В этот период взимались дифференцируемые платежи в следующих формах:

  • За тонну продукции в зависимости от вида месторождения.
  • Платежи с ввозимой тонны промытой руды.
  • В форме ежегодной платы.

Кроме того за каждый гектар поверхностных отводов, включая участки с заводами и складами взималась не только абсолютная горная рента, но и дифференциальная в виде платы за площадь горного отвода и потонной платы. При этом плата за пользование недрами взималась даже с худших месторождений и убыточных предприятий.

После отказа от политике НЭП и перехода к плановой государственной экономике с государственной собственностью на недра и добытые полезные ископаемые плата за природопользование практически отсутствовала. В результате такого хозяйствования появились мнения, что командно-административная система в природопользовании не обеспечивает рационального использования природных ресурсов и лишь прекращение бесплатного пользования природных ископаемых может способствовать улучшению ситуации, и поэтому в 1968 году в СССР были введены ставки возмещения затрат при добыче полезных ископаемых.

Начиная с 1976 года была введена система санкций за сверхнормативные потери полезных ископаемых. С 1985 года были установлены штрафные санкции за потери, вызванные выборочной обработкой месторождений. Санкции устанавливались в размере прибыли, теряемой при сверхнормативных потерях сырья. В некоторых отраслях добывающей промышленности с целью изъятия дополнительных доходов при использовании лучших месторождений были введены рентные фиксированные платежи. Таким образом рентный подход при расчете платежей за добычу полезных ископаемых стал использоваться уже в последние годы существования СССР.

2 вопрос.

Система платежей за природопользование в новой России в общем виде была сформулирована законом «об основах налоговой системы в РФ» от 27.12.2001 года. Согласно 1 пункту статьи 19 данного закона к числу федеральных налогов были отнесены платежи за пользование природными ресурсами, зачисляемые в федеральный, региональный и местный бюджеты. Этим же законом к числу налогов субъектов федерации был отнесен налог на лесной доход, а к числу местных – земельный налог.

В дальнейшем система платежей за природопользование в РФ была усовершенствована и структурирована, исходя из видов природопользования. Были введены понятия общего и специального природопользования.

Общее природопользование осуществляется исходя из конституционных прав человека на благоприятную окружающую среду, свободу передвижения и т.д. Общее природопользование осуществляется без особых на то разрешений и платы.

Специальное ПП осуществляется только на основании предварительного получения в установленном законом порядке разрешение или лицензии на осуществление определенного вида деятельности в соответствии с заранее определенными условиями. Это право характеризуется платностью и необходимостью принятия решения о предоставлении такого права уполномоченным на то органом. В связи с такоим подходом платежи за ПП обретают следующие формы:

  • Плата на загрязнение окружающей среды
  • Плата за землю
  • Платежи, связанные с использованием водных объектов.
  • За пользование лесным фондом
  • За пользование недрами
  • За пользование животным миром объектами водно-биологической среды

Каждый из видов таких платежей внутри подразделятся на определенные виды.

Загрязнение окружающей среды взимается в 3-х видах:

  • За выбросы и сбросы загрязняющих веществ – в пределах установленных лимитов.
  • За размещение отходов.
  • Другие виды вредного воздействия в пределах допустимых нормативов.

Плата за землю:

  • Земельный налог
  • Арендная плата за землю

Платежи, связанные с использованием водных объектов:

  • Водный налог
  • Плата на восстановление и охрану водных объектов.

Платежи за пользование лесным фондом:

  • Взимаются в виде лесных податей
  • Арендная плата за лесные участки

Платежи за пользование недрами:

  • В виде налога на добычу полезных ископаемых.
  • В виде разовых платежей за пользование недрами при наступлении определенных событий.
  • Регулярные платежи за пользование недрами.
  • Плата за геологическую информацию о недрах.
  • Сбор за участие в конкурсах и аукционах.

Платежи за пользование животным миром:

  • Плата за пользование животным миром
  • Штрафы за сверхнормативное и нерациональное пользование животным миром
  • Сборы за выдачу лицензии.

В результате применения методика расчета за пользование недрами с 1992 по 2002 года доходы частных ресурсных кампаний России увеличились до масштабов, позволяющих оказывать значительное влияние на политическую жизнь страны и лоббировать свои интересы в налоговой сфере. Действующие до 2002 года система ресурсного налогообложения критиковалась за стабильность ставок регулярных платежей на право пользовании недрами, за отсутствие механизма корректировки ставок данных платежей, за изменение горноэкономических характеристик месторождений. В 2002 году вместо регулярны платежей за право пользования недрам и отчисления за пользование минерально-сырьевой базы, был введен налог на добычу полезных ископаемых, и это позволило обеспечить рост доли ресурсных налогов в налоговых доходах бюджета с 3,4% до 10%. После введения налога на добычу полезных ископаемых большую часть дифференциальной горной ренты государство позволяет присваивать организациям, разрабатывающим месторождения с лучшими характеристиками. Система ресурсного НО приобрела дискриминационный характер.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Лекция №1: Экономические основы платного природопользования | Сборы за пользование объектами животного мира и водно-биологических ресурсов
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 670; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.023 сек.