Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Виды систем безопасности в экологической сфере




Основными задачами системы в области обеспечения безопасности являются:

• формирование и проведение на территории РФ единой государственной политики в области экологической безопасности, предусматривающей разработку, осуществление и контроль за комплексом правовых, нормативных, эколого-экономических, социально-экологических, природоохранных, организационных и других мер по экологической защите населения и окружающей среды при чрезвычайных ситуациях или при чрезвычайных экологических ситуациях;

• организация и руководство системой общегосударственного мониторинга состояния окружающей среды; обобщение первичных данных федеральных служб по гидрометеорологии, лесному хозяйству, геодезии и картографии и других ведомств; оценка состояния повышенно опасных объектов, уровня воздействия нагрузок на окружающую среду;

• прогнозирование возможности возникновения чрезвычайных экологических ситуаций, экологического бедствия и катастроф, оценка масштабов экологических, экономических и социальных последствий;

• организация и руководство системой экологической защиты территорий РФ от распространения возбудителей опасных болезней мигрирующими и кочующими дикими животными, а также вредных и экологически опасных видов диких животных, растений, грибов и микроорганизмов, способных наносить ущерб биологическим природным ресурсам и народному хозяйству;

• организация и руководство системой подготовки, переподготовки, повышения квалификации и аттестации в области экологической безопасности руководящего состава, должностных лиц региональных систем экологической безопасности и специалистов формирований срочной экологической помощи;

• организация сил, средств и координация мероприятий по срочной экологической помощи и ликвидации экологических последствий чрезвычайных ситуаций;

• сотрудничество с другими странами и международными организациями.

Руководящим органом системы является Комиссия по чрезвычайным экологическим ситуациям и экологической безопасности Госкомэкологии России. В Комиссию входят руководители подразделений Госкомитета, Государственного института прикладной экологии и руководители тех природоохранных органов, на территории которых складывается угрожающая обстановка или возникла чрезвычайная экологическая ситуация. Территориальные звенья системы экологической безопасности создаются природоохранными органами на местах по согласованию с Госкомэкологии России и при взаимодействии с территориальными комиссиями МЧС России.

Силы и средства контроля за экологической обстановкой и обеспечения экологической безопасности складываются из:

· создаваемой совместно с Минобороны РФ службы мониторинга состояния окружающей среды, контроля за обстановкой на повышенно опасных объектах;

· центральной специализированной инспекции аналитического контроля;

· государственной автоматизированной информационно-управляющей системы экологической безопасности;

· сил и средств территориальных природоохранных органов;

· сил и средств государственных и ведомственных служб контроля за состоянием окружающей среды и деятельностью природопользователей.

Отсутствие системы государственных стандартов и контроля экологической безопасности в регионах создает условия для неконтролируемой хозяйственной деятельности, не регламентируемого крупномасштабного загрязнения обширных территорий, повышает вероятность возникновения чрезвычайных ситуаций. При трансграничных переносах возможно глобальное загрязнение атмосферы, поверхностных вод и территорий, во много раз превышающих размеры отдельного региона. Указанные обстоятельства привели к тому, что суммарный ущерб окружающей среде, нанесенный при отсутствии государственной системы контроля и управления экологической безопасностью в регионах, вывел из хозяйственного оборота территории, по размерам сопоставимые с рядом стран Европы.

Следует подчеркнуть, что именно в регионах на территориях закрытых административно-территориальных образований сосредоточены повышенно опасные ядерные и химические предприятия Минатома, Минэкономики, Минобороны РФ, воинские части, могильники, хранилища и склады отравляющих веществ и оружия массового уничтожения.

Примерная схема организации деятельности по охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности по опыту закрытого административно - территориального образования в Челябинской области представлена на рис. 1.

Рис. 1. Организация и управление охраной окружающей среды и обеспечение экологической
безопасности

Возникающие на уровне регионов проблемы экологической безопасности многообразны, отличаются новизной и сложностью. Решение их возможно только с использованием системного подхода, за счет глубокой научной проработки методологии и путей решения проблемы. Основным требованием является способность прогнозирования экологически опасных ситуаций антропогенного и природного характера, проведение специальных мероприятий, снижающих уровень аварийности, а также ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций и компенсация нанесенного ущерба.

Из вариантов систем экологической безопасности, разработанных в рамках комплексных научно-технических программ «Экология России», «Экологическая безопасность России», «Безопасность», представляется наиболее завершенным вариант региональной системы экологической безопасности.

Структура, состав и функции основных элементов представлены на рис. 2.

Рис. 2. Структура региональной системы экологической безопасности (вариант 1)

В состав региональной системы безопасности может входить экологический полигон — обособленная территория для отработки принципов построения системы экологической безопасности.

Одной из задач экологического полигона является организация службы оценки (мониторинга) экологического риска — как научной и практической основы деятельности по обеспечению экологической безопасности. Необходимость оценки и управления экологическим риском — принципиальное отличие деятельности по обеспечению экологической безопасности от деятельности по организации рационального природопользования и охраны окружающей среды (рис. 3).

Рис. 3. Организация и управление техногенным риском

Региональные и территориальные системы экологической безопасности - перспективный инструмент решения проблемы экологической безопасности в условиях ограниченных финансовых, материальных и иных возможностей. Цель создания, участники и инфраструктура системы экологической безопасности представлена на рис. 4.

Региональные и территориальные системы экологической безопасности создают наиболее благоприятные условия для вовлечения в деятельность по ее обеспечению финансовых посредников, а также новых финансово-промышленных структур, сформировавшихся в условиях рыночных отношений в России.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 1018; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.016 сек.