Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Методика опосредствованного запоминания Леонтьева

Слов.

Ассоциативная память.

Зрительная память интерференция (диакор).

 

Две группы фигур. Опыт аналогичен конкурирующим рядам 2 группы по 3 слова.

 

1) Первая фигура

2) повтор первой группы. Если воспроизведена не верно, то все равно

3) вторая фигура

4) повтор второй фигуры.

 

И так до тех пор пока не буду повторены обе группы верно, но не более 5 раз.

 

Как только первая и вторая группы повторены верно:

5) повторите первую фигуру. Даже если воспроизведение неверно, то все равно:

повторите вторую фигуру.

 

 

Предъявляются пары слов, тесно связанных по смыслу (река- море, яблоко груша). Потом предъявляется одно слово и исп должен вспомнить второе.

 

V

 

 

Инструкция: сейчас я вам прочитаю 10 слов. Вы их сначала внимательно послушайте и постарайтесь запомнить. Когда я закончу, назовите, слова, которые запомнили. Слова можно называть в любом порядке порядок не важен….

Теперь я вам прочитаю те же самые слова. Вам нужно будет назвать, те которые вы называли в первый раз и новые, которые вы запомните.

 

Дом Лес Кот Ночь Стол Игла Пирог Звон Мост Крест

 

Отмечается порядок называния слов в табличке, для отслеживания стратегии, эффектов края, а также кривая запоминания.

 

Больные с общемозговыми нарушениями, сохраняют целенаправленность деятельности, но часто «кривая заучивания» растет у них очень медленно, а объем доступного для заучивания материала оказывается значительно ниже нормального; часто объем не более 5—6 слов. При этом больные используют компенсаторные стратегии: больной, который один раз запомнил определенную группу слов, при последующем предъявлении воспроизводит совершенно другую группу слов и пропускает те, которые он раньше неоднократно воспроизводил.

 

Во многих случаях на ходе опыта начинает сказываться истощение, вследствие чего «кривая запоминания», достигнув вершины при 4—5-м повторении, начинает снижаться. Или наблюдаются колебания.

 

Лобные больные: Запоминая ряд, они часто воспроизводят слова в случайном порядке, не выделяя специально тех слов, которые они при предшествующем предъявлении не запомнили, и в своем воспроизведении нередко продолжают пассивно давать случайный, неповторяющийся или стереотипный ряд слов. Сделав ошибку, эти больные, как правило, продолжают повторять ее при всех дальнейших воспроизведениях, не пытаясь ее исправить. Нередко они повторяют одно и то же слово дважды, также не корригируя допущенной ошибки.

 

Патологические особенности в их «уровне притязаний»: в ответ на предложение сказать, сколько элементов предложенного ряда они берутся запомнить, они называют любую цифру, часто совершенно не учитывая реальных возможностей. Иногда они инертно продолжают называть невысокую цифру, даже после того, как их реальные результаты оказались выше этой цифры.

 

«Кривая запоминания» этих больных часто отражает инактивный характер процесса запоминания и обычно не поднимается выше определенного предела, принимая характер типичного «плато».

 

У больных с нарушением слухоречевой памяти также снижен объем и могут возникать вербальные парафазии по семантическому принципу, но они имеют другой механизм, а именно трудности удержания и актуализации слухоречевых следов.

 

При этом интересно сопоставлять с пробой 2 группы по 3 слова. Если общий объем может быть приличным, то в пробе на интерференцию резко снижен.

 

 

в) Исследование опосредствованного запоминания

 

Оно направлено на то, чтобы дать характеристику тех активных вспомогательных средств, которые служат запоминанию осмысленного материала и той смысловой деятельности, которая применяется для этих целей.

 

 

При исследовании опосредствованного запоминания испытуемому предлагают запомнить ряд, состоящий из 12—15 слов, каждый раз пользуясь соответствующими картинками, которые должны служить опорными средствами запоминания, и, взглянув на которые, испытуемый смог бы вспомнить нужное слово.

Картинки, которые могут быть использованы в качестве таких вспомогательных средств, не должны непосредственно изображать содержание слова, они подбираются так, чтобы испытуемый был принужден устанавливать между запоминаемым словом и вспомогательной картинкой известную смысловую связь. Типичным примером такого процесса может быть запоминание слова «дождь» по картинке «зонтик», слова «вор» по картинке «замок» или более сложные случаи запоминания, например слова «лето» по картинке «калоши» (связь — «летом сухо, и калоши не нужны») и τ д.

 

 

Опыт с опосредствованным запоминанием может проводиться в двух вариантах. В первом из них испытуемому предъявляют ряд слов, каждому из которых соответствует одна картинка, по которой он должен его запомнить Во втором («свободном») варианте перед испытуемым раскладывают 15—20 картинок, из которых он каждый раз должен выбирать одну, лучше всего пригодную для запоминания предъявляемого слова.

 

Испытуемого каждый раз спрашивают, с помощью какой смысловой связи он запоминает данное слово После того как к каждому слову подбирается вспомогательная картинка, отобранные картинки перемешивают и предъявляют в случайном порядке; при предъявлении каждой из них испытуемый должен вспомнись то слово, для запоминания которого была отобрана данная картинка.

 

Составляется таблица из четырех столбцов. (стимул, рисунок, обоснование, ответ)

 

Инструкция: вам нужно будет запомнить ряд слов. Для того, чтобы лечге было запоминать слова, нужно каждый раз, когда я назову слово, выбрать какую-либо одну из карточек, такую, чтобы она помогла вспомнить заданное слово. Вот, например, первое слово, которое нужно запомнить - дождь. Здесь дождь нигде не нарисован, но можно выбрать карточку, которая поможет запомнить это слово" после выбора спросить "как эта карточка напомнит про дождь?"

 

Больным с очаговыми поражениями мозга в целом доступно выполнение этого задания, и часто трудности в непосредственном запоминании, вызванные локальными поражениями (например, височными) компенсируются.

 

Лобные: Предложенная картинка часто вызывает у них ряд самостоятельных ассоциаций, не связывающих ее с соответствующим словом. Однако даже в тех случаях, когда слово и картинка объединяются какой-нибудь общей смысловой связью, эта связь не используется для дальнейшего воспроизведения слова. Часто называется то слово, которое на картинке (импульсивность, упрощение программы).

 

V

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Два конкурирующих текста | Корректурная проба Бурдона
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 484; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.