Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Модели организационных структур управления торговыми предприятиями

Вопрос 2.

Характер разделения труда внутри предприятия и координация взаимодействия в направлении общих целей отражаются в организационной структуре предприятия торговли.

Задача менеджеров состоит в том, чтобы выбрать ту структуру, которая лучше всего отвечает целям и задачам организации, а также воздействующим на нее внутренним и внешним факторами. «Наилучшая» структура – это та, которая наилучшим образом позволяет организации эффективно взаимодействовать с внешней средой, продуктивно и целесообразно распределять и направлять усилия своих сотрудников и, таким образом, удовлетворять потребности клиентов и достигать своих целей с высокой эффективностью.

Организационная структура управления – формализованная структура ролей и постов, которая отражает внутреннее строение данной организации.

Организационная структура характеризует внутреннее строение организации и представляет собой совокупность взаимосвязанных звеньев, выполняющих закрепленные за ними функции. Совокупность упорядоченных линейно и функционально взаимосвязанных структур, подразделений, органов управления и руководящих работников организации, осуществляющих стратегическое, тактическое и оперативное управление ее функционирование и развитием. Схема организационной структуры управления отражает статическое положение подразделений и должностей и характер связи между ними.

Каждое подразделение и должность создаются для выполнения определенного набора функций управления или работ. Для выполнения функций подразделения их должностные лица наделяются определенными правами на распоряжение ресурсами и несут ответственность за выполнение закрепленных за подразделением функций.

Факторы, определяющие организационную структур управления многочисленны, среди них:

- размер торговой организации

- стратегия, реализуемая организацией

- динамизм внешней среды, внутренней среды

- географическое размещение торговой организации и ее филиалов

- широту и глубину ассортимента реализуемых товаров

- специфика торгово-технологического процесса

- уровень квалификации руководителей и персонала, их отношения

- методы управления организацией

- располагаемые и доступные ресурсы и др.

Многочисленные факторы доказывают, что каждая организация должна иметь только ей присущую организационную структуру.

Все организационные структуры управления можно подразделить на бюрократические (механистические) и органические (адаптивные).

Бюрократические отвечают принципам бюрократии, сформулированным немецким социологом Максом Вебером.

Принципы:

1. Четкое разделение труда, приводящее к появлению высококвалифицированных специалистов в каждой области.

2. Иерархичность уровней управления, при котором каждый нижестоящий уровень контролируется вышестоящим.

3. Однородность выполнения обязанностей и скоординированные действия персонала, обеспечиваемые наличием единых формальных правил, процедур и норм.

4. Дух формальной обезличенности, с которой официальные лица должны выполнять свои обязанности.

5. Осуществление найма на работу в строгом соответствии с квалификацией работника

Недостатки бюрократических структур заключаются в следующем:

· Неспособность широкого вовлечения менеджеров всех уровней в процесс стратегического управления

· Ограничение инициативы работников

· Относительно низкие адаптационные возможности

К бюрократическим структурам относятся- линейная, функциональная, линейно-функциональная, линейно-штабная, дивизиональная.

С начала 60 –х годов 20 века стали внедряться органические (адаптивные) структуры управления. Их появление обусловлено быстрыми изменениями во внешней и внутренней среде (насыщение товарных рынков), когда неоспоримые достоинства бюрократической структуры управления в отдельных случаях начали превращаться не недостатки.

Органические структуры характеризуются следующими особенностями:

· Использование стратегии организации в качестве интегрирующего фактора работы персонала.

· Постоянная готовность персонала к осуществлению перемен.

· Гибкость в распределении работ в соответствии с характером решаемых проблем.

· Отсутствие четкого распределения обязанностей в рамках отдельных направлений деятельности в соответствии с занимаемой должностью в иерархической структуре.

· Значительная часть полномочий и ответственности персонала четко не определена, т.к. в процессе взаимодействия задачи могут меняться.

· Взаимодействие по вертикали носит скорее характер консультации, а не подчинения.

· Интенсивное взаимодействие работников по горизонтали.

· При принятии решения персонал руководствуется политикой администрации в той или иной области, с учетом особенностей организационной культуры. Количество формальных правил и норм минимально.

· Ориентация на групповое взаимодействие и ответственность.

· Ответственность не за выполнение процедур, а за решение проблем.

Наибольшее распространение получили проектные, бригадные, сетевые структуры. Происходит становление виртуальных структур.

В сфере торговли существенное развитие получили сетевые структуры. Сетевые структуры представляют собой совокупность организаций или центров прибыли взаимодействующих на основе единого координационного механизма, определяемого спецификой внешней среды.

Торговая сеть – совокупность торговых предприятий, расположенных в пределах конкретной территории или находящихся под общим управлением.

Взаимодействие предприятий осуществляется на договорной основе или в соответствии с действующей организационной структурой. В качестве сетевого интегратора выступает либо одна или несколько организаций, входящих в сеть, либо специально созданное образование (центр), либо аппарат управления организации.

В соответствии с видами, функциональным назначением и специализацией предприятий, входящих в сеть, различают горизонтальные и вертикальные сетевые структуры.

Вертикальные сети строятся на принципах подчинения, распорядительства. Наибольшее распространение получили организации торговли, в структуру которых входит несколько центров прибыли. Реже стратегия сети реализуется через участие в собственности других предприятий, входящих в структур сети.

Горизонтальные сети являются формой равноправного кооперирования предприятий, выполняющих отдельные функции и работы. Они представляют собой совокупность взаимосвязанных на принципах кооперации организаций, система скоординированных целей которых обеспечивает реализацию единой стратегии. В качестве сетевого интегратора может выступать одна или несколько организаций.

В соответствии со спецификой распределяемых функций можно выделить цепные, функциональные и розничные сетевые структуры.

Цепные сетевые структуры представляют собой кооперацию предприятий (или центров прибыли), специализирующихся на выполнении отдельных функций технологической цепи товародвижения. Это предприятия – производители товара, транспортные организации, оптовые базы, склады, магазины и другие пункты розничной торговли.

Функциональные сети – форма горизонтального кооперирования. Носит название аутсорсинга. Взаимодействие осуществляется на основе договора головной организации с фирмами, специализирующимися на выполнении определенных видов работ. Является одной из форм привлечения внешних ресурсов для решения задач организации.

Преимущества данных сетей:

· Высокие адаптационные возможности головной организации за счет выстраивания системы контрактов в соответствии с рыночной ситуацией

· Рост качества реализации функций на основе потенциала организации. Освобождаясь от непрофильных функций головная организация получает возможность повысить качество исполнения основных функций

· Возможность осуществления крупномасштабной деятельности на отечественном и мировом рынках

· Четкая дифференциация затрат на осуществление специализированных видов деятельности, что позволяет рассчитать рентабельность проводимых мероприятий

· Более низкая себестоимость специализированных структур

Недостатки:

· Отсутствие непосредственного контроля со стороны головной организации

· Отсутствие условий для формирования целостной организационной культуры

В составе розничных торговых сетей функционируют розничные торговые предприятия.

В соответствии со спецификой взаимодействия и формой распределения собственности различают:

1. Корпоративные торговые сети – 2 или несколько торговых предприятий, находящихся под общим владением и контролем. Они формируются путем выкупа и строительства новых магазинов.

2. Торговые сети, объединяющие независимых собственников, совместно решающих определенные задачи, например, в области закупок, информационного обеспечения, транспортировки товаров и т.п.

3. Торговые сети, основанные на распределении привилегий (франчайзинговые сети). Франчайзинг – форма отношений и интеграций крупного и малого бизнеса, позволяющая материнской компании в короткие сроки увеличить объемы сбыта и обеспечить продвижение бренда на новые рынки путем продажи франшизы региональным сетям и отдельны предприятиям. Франчайзер, т.е. владелец привилегии (фирменного товара, услуги, торговой марки, бренда, технологии) предоставляет франчайзи право пользоваться привилегией на договорных условиях.

Заключение договоров предполагает юридическую самостоятельность сторон. Франчайзи контролирует цену, качество реализуемого товара.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Вопрос 1 | Распределение полномочий и ответственности в организационной структуре
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 488; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.016 сек.