Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Концепция школьного химического образования




Лекция №3

Система содержания и построения школьного курса химии.

Концепция школьного химического образования

Изменения, происходящие в стране, затронули систему образования, которая оказалась не готова решать многие вопросы, ставшие перед ней. Возникла необходимость совершенствования системы образования (общего и среднего). Закон об образовании 1992 год – начало реформирования образования. Закон об образовании определил ключевые проблемы реформирования средней школы, среди которых обязательное 9-летнее образование (с 2007 года – обязательное 11-летнее образование). В связи с этим возникла необходимость разработки нового содержания образования. Система линейного образования была заменена на концентрическую.

Линейная система – наиболее простой способ изучения материала, при котором последовательно, закончив изучение одного раздела, переходят к следующему. Этот способ легко воспринимается, т.к. рассчитан на память. Позволяет легко сдавать экзамены. Способ может вырабатывать представление о химии, как науке, состоящей из нескольких основных разделов, но связь между блоками не улавливается. Недостаток: к окончанию курса забывается начало.

Концентрический способ – материал излагается поэтапно с периодическим возвращением к пройденному, но на более высоком уровне. Трудность способа: представления, даваемые первоначально, должны включаться в последующий материал, а не отвергаться. Учащиеся не должны переучиваться, а расширять знания. Считается, что способ рассчитан на боле развитых учеников.

 

Концепция была разработана и принята в 1993 году Лисичкиным. В основу единой концепции об образовании положены идеи:

1. Государственности образовательной системы, система образования единая и общая для всей страны (дошкольное, школьное, высшее).

2. Идея дифференцированного подхода, это выбор учащихся на определенной ступени образования тех дисциплин, которые вызывают наибольший интерес. Осуществляется через кружки, факультативы, профильное образование.

3. Идея гуманизации образования, преодолеть барьер между наукой и человеком. Необходимо раскрывать значение химических знаний для повседневной жизни. Предмет изучения не просто химия, а химия по отношению к человеку. Химия остается самостоятельной наукой, интеграция возможно только в младших классах (естествознание, окружающий мир) и старших.

Основные направления модернизации образования:

1. Обновление содержания образования и совершенствование механизмов контроля за его качеством.

2. Разработка и принятие ГОСов общего образования, разгрузка содержания образования.

3. Разработка и принятие новых примерных программ для общеобразовательной школы на базе ГОСов и базисных учебных планов (БУП)

4. Введение ЕГЭ.

5. Введение профильного обучения на старшей ступени общеобразовательной школы.

 

1. Новое содержание образования должно быть многообразным, вариативным и разноуровневым. Система школьного химического образования – составная часть общей системы образования, структура которой соответствует структуре школы, основным её ступеням. Состоит из звеньев: пропедевтическое, общая (базовая 8-9), профильное (углубленное 10-11).

Пропедевтическая химическая подготовка осуществляется в начальной школе и в 5-7 классах основной школы. Элементы химических знаний включаются в интегрированные курсы «окружающий мир», «естествознание» или систематические курсы. Химические знания на этом этапе должны формировать первоначальное целостное представление о мире. Учащиеся должны получить представление о составе и свойствах некоторых веществ, о некоторых химических элементах, символах, формулах, простых и сложных веществах, реакциях соединения и разложения. Сейчас на данном этапе разрабатываются и вводятся курсы «введения в химию» (например, курс, разработанный Чернобельской). Пропедевтический курс химии для 7 класса включает первоначальные сведения о химических явлениях и веществах на основе атомно-молекулярного учения. С учетом возрастных психологических особенностей учащихся, курс насыщен действиями, работает с различными объектами, предметами. Кур строится на основе простейших экспериментов и наблюдений. Особенность методики обучения по этому курсу – отказ от заучивании, строгих научных определений, формулировок, отказывается от пересказа текста. Все сведения и представления учащиеся получают в ходе активно самостоятельной деятельности, все опыты выполняются самостоятельно по рисункам. Домашние задания также творческого характера. Курс состоит из четырех разделов (35 часов). 1 радел – представление об атомах молекулах, 2 раздел – химия наука о превращениях химических веществ, 3 раздел – кислород – самый распространенный элемент на земле, 4 раздел – основные классы неорганических соединений.

На начальном этапе изучения химии – большое значении использованию экспериментальных навыков, хорошо используются творческие задания, (например, решить химический кроссворд).

Изучая пропедевтический курс химии, семиклассники знакомятся с химическим языком, получают первоначальные сведения о веществах и их превращениях, овладевают практическими умениями. Практическая реализация пропедевтического курса позволяет сэкономить программное время, подготовить учащихся к изучению систематического курса, сформировать устойчивый познавательный интерес к предмету.

Базовый уровень – обязательный для всех минимум 8-9 класс, 2 часа в неделю. Это систематический курс, включает наиболее общие понятия общей, неорганической и органической химии. Объём оговорен в специальном документе министерства образования РФ, обязательный минимум содержания основного общего образования и является обязательным дл любой школы.

Профильный уровень – углубление знаний по химии, степень углубления зависит от профиля школы. Объём оговорен в специальном документе министерства образования РФ, обязательный минимум содержания основного среднего (полного) образования.

Современное содержание школьного курса по химии различается у разных авторов по глубине изложения, структурированию и т.д. Но обязательно содержат минимум образования. Химия – наука экспериментально-теоретическая, но наша школа из-за недостатка материальных ресурсов постоянно скатывается в сторону «бумажной» химии. Ученик расставляет коэффициенты, но не представляет, как выглядят участники реакции.

Для исправления этой ситуации необходимо увеличить число лабораторных опытов и улучшить оснащение школьной лаборатории. Современная химия должна находить отражение и в школьных учебниках.

 

2. В этой связи на первый план выдвигается разработка и принятие ГОСов. Проблема стандартов возникла в начале 90-х годов, когда школа взяла курс на вариативность образования. Т.е. школы получили свободу, некоторые школы вообще этот предмет выбросили. За короткий срок в стране были написаны многочисленные авторские программы, учебники, пособия. Причем качество многих было более чем сомнительно. Выяснилось, что содержание образования перегружено второстепенной устаревшей информацией. Получив право работать по любой программе на выбор, некоторые школы вообще исключили химию из учебных планов. Возникла опасность разрушения единого образовательного пространства страны. Как следствие, актуальным стал вопрос о стандартизации содержания школьного образования. В законе РФ об образовании, ГОС является основой оценки уровня образования и квалификации выпускников не зависимо от форм получения образования и включает в обязательном порядке инвариант содержания основных образовательных программ, максимальный объём нагрузки и требования к уровню подготовки выпускников. ГОС призван защитить личность учащегося в образовательном процессе и гарантировать ей необходимый минимум знаний. Введение ГОСа должно обеспечить эквивалентность образования, полученного независимо от типа образовательного учреждения. В законе закреплены 2 уровня стандартизации: Федеральный и Национально-региональный.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 6538; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.