Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Проведение химических олимпиад




Лекция №14

Химическая олимпиада школьников, как из форм внеклассной работы, появилась в начале 40-х годов XX века. Олимпиады были созданы по аналогии с получившими достаточно широкое распространение спортивными и художественными конкурсами. Первые предметные олимпиады были по математике, физике и химии. Первыми организаторами этих олимпиад были станции юных техников. Олимпиады включали обычно заочный тур, который предполагал написание докладов или рефератов, конструирование приборов или наглядных пособий.

В первой олимпиаде юных химиков приняли участие 3119 человек, в 1940 году. Вторая олимпиада проходила в три этапа. Проведению третьей олимпиаде помешала война. Но даже во время войны Московский и Ленинградский университеты решили провести собственные олимпиады, причем в Ленинграде они шли всю войну, а в Москве возобновились с 1944 года. После войны проведение олимпиад возобновилось во многих городах. В Пермской области олимпиады стали проводится с 1963 года.

Весной 2004 года в г. Челябинске проходила 40-я всероссийская олимпиада школьников. 25-я всесоюзная олимпиада – 1989 год в г. Перми на базе Пермского государственного университета. В 1992 году проходила последняя всесоюзная олимпиада. С 1993 года олимпиады проводятся по двум направлениям: всероссийская и международная Менделеевская.

 

Олимпиада проводится в несколько этапов:

1. Школьный этап.

2. Районный (городской) этап.

3. Областной (краевой) этап.

4. Республиканский этап.

Заключительные этапы Москвы и Санкт-Петербурга приравниваются сразу же к республиканскому этапу.

Из всех предметных олимпиад только олимпиада по химии сохранилась для территорий бывшего Советского Союза. Ежегодно под названием «Менделеевская олимпиада» проводится поочередно в различных странах СНГ.

Особенности олимпиад: они дают возможность проверить знания и умения в обстановке соревнования, сопоставить свои знания со знаниями сверстников.

Содержание и формулировка заданий олимпиады должны удовлетворять следующим требованиям:

1. Задание от ученика должно требовать не только знание фактического материала, но и умение использовать химическую логику.

2. При решении задачи ученик должен показать знание отдельных разделов химии и умение производить математические расчеты по химическим уравнениям.

3. Задачи должны нести некоторую познавательную нагрузку.

4. Задачи химической олимпиады не должны быть математическими задачами на химическом материале. В любой расчетной задаче должен быть химический смысл.

5. Задачи должны быть многослойными, т.е. какую-то часть решает большинство, что-то решают избранные, а что-то решают единицы.

 

Цели олимпиады:

1. Отбор наиболее способных учащихся.

2. Повышение уровня преподавания химии.

3. Пропаганда химических знаний.

4. Профориентация учащихся.

5. Формирование команды для олимпиады следующего уровня.

6. Активизация внеклассной работы.

 

Согласно положению «О всероссийской олимпиаде школьников» основными целями и задачами олимпиады являются: «Выявление и развитие у обучающихся творческих способностей и интереса к научной деятельности, создание необходимых условий для поддержки одаренных детей, пропаганда научных знаний».

Химические олимпиады – это неотъемлемая часть химического образования в России, следовательно, призваны выполнять не только образовательную, но и воспитательную и развивающую функции.

Олимпиаду следует рассматривать, как творческую систему, развивающую активный интерес учащихся к химии в конкретных формах осуществляющую дифференцированный подход к ребятам, обладающим более глубокой интуицией.

Поэтому необходимо сместить акценты с соревнования на творческое плодотворное сотрудничество, общение, получение новых знаний. Это возможно, если центром внимания будет подросток, а не его результат. Конференции, круглые столы, лекции, семинары, общение в неформальной обстановке должно войти в программы олимпиад всех уровней.

Олимпиада интегрирована в образовательный процесс, поэтому следует особое внимание обращать на такие важные моменты, как разбор решений работ и показ работ.

Олимпиада проходит в несколько этапов:

1. Школьный этап. Задания школьного этапа составляет учитель химии с учетом конкретных условий школы и уровня конкретной подготовки учащихся. На этом этапе важна массовость участия. Обычно задания решает весь класс (на уроке, на дополнительном уроке, дома). Задания необходимо составлять так, чтобы были уровни различной сложности. «Легкие» задания – для морального удовлетворения. Итоги школьной олимпиады рекомендуется подводить на торжественном заседании, победителей обязательно награждать, обязательно должна быть информация о победе.

2. Районный (городской) + школа городского подчинения. Участвуют победители школьных олимпиад, но могут дополнительно участвовать школьники, занявшие второе место. Задания второго тура предлагает областной или краевой оргкомитет, или областное (краевое) предметно жюри.

3. Областной или краевой этап. Этот этап включает обязательные теоретический и экспериментальный тур. Проводится областным оргкомитетом на базе ВУЗов. Задания экспериментального тура базируются на школьной программе с учетом курса факультатива и школьных химических кружков. Сумма баллов за теорию и за эксперимент относятся как 3:1 или 2:1.

 

В настоящее время на химических олимпиадах распространена система оценки выполнения работ в баллах путем их суммирования за различные по характеру и содержанию задачи. Все решение разбивается на ряд этапов, каждый из которых оценивается отдельно с учетом их трудности. Такой подход позволяет предусмотреть и учесть возможность неординарного решения задачи, а также оценить работу участника, если решение не доведено до конца, черновик не оценивается. Обычно одну задачу проверяет один преподаватель, это хорошо тем, что получается объективность и единообразие оценки и возможность увидеть типичные ошибки.

Олимпиада – это напряженное состязание наиболее подготовлены и одаренных ребят. Результаты олимпиады – это качественный показатель работы школьников и учителей. Для достижения хороших результатов участник должен обладать не только глубокими знаниями по химии, но и соответствующей психологической подготовкой.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 2016; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.