Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Структура сознания




Сознание как идеальная форма деятельности человека представляет собой разветвленную и относительно самостоятельную систему, которая объединяет в себе совокупность знаний о мире, психические процессы и состояния, субъект-объектное отношение, возможность целеполагающей и оценочной деятельности и т.д.

Исходя из этого в структуре сознания достаточно условно можно выделить четыре ее составляющих.

Во-первых, сенсорные и перцептивные способности вместе с первичными, непосредственными знаниями об окружающем человека мире и о себе самом как физическом, материальном теле, которые он получает с помощью различных видов ощущений, восприятий, а также, репродуктивного и творческого представления (воображения). Все это оценивается с точки зрения полезности и целесообразности результата деятельности человека.

Во-вторых, в структуре сознания можно выделить мыслительную деятельность, которая предполагает использование логико-понятийных способностей, и знания, полученные с ее помощью, опосредованно. Этго дает возможность выйти за пределы непосредственных чувственных данных и достичь сущностного понимания объектов, закономерностей их развития. Знания полученные путем разного рода рассуждений, формируются в понятиях и суждениях. И здесь полученные знания также подвергаются оценки, но уже с точки зрения соответствия иди несоответствия мыслей действительности (истинность или ложность суждения), а также, соответствия или несоответствия правилам логики и грамматики.

В-третьих, в сознании можно выделить такую составляющую, в которой представлены эмоции и волевые качества. Эмоционально-волевая сфера сознания не связана непосредственно с внешним миром. Она включает личные переживания, эмоции, чувства и настроения. Роль эмоций состоит в том, что они служат своеобразным инструментом, с помощью которого жизненный процесс человека удерживается в оптимальных границах.

В-четвертых, составляющая сознания содержит в себе высшие мотивы деятельности, ее духовные идеалы и ценности, а также, способности к их формированию и применению. Без ценностно-смысловой оценки предметная деятельность человека потеряла бы свою разумность и целенаправленность.

Сознание связано с мозгом, структура сознания проецируется на структуру мозга: так, левое полушарие «отвечает» за рациональность, абстрактность мышления, речь, а правое – за конкретность, образность, экспрессивность.

Говоря о структуре сознания, нельзя обойти вопрос о самосознании. В начале своего развития сознание имеет внешнюю направленность. По мере развития абстрактного мышления человек начинает понимать, что он для самого себя может стать объектом познания. Эта способность называется рефлексией. Она дает возможность человеку повернуться к самому себе, к своему собственному «Я», оценивать самого себя, способствует тому, чтобы у человека выработался критический подход к самому себе как личности.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 581; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.