Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лекция 2. Геометрическая интерпретация решения задач линейного программирования




 

 

План

1. Геометрический смысл задачи линейной оптимизации.

2. Алгоритм графического решения задач ЛП.

 

 

1. Пусть дана задача ЛП:

Z = c 1 x 1 + c 2 x 2 + ⋅⋅⋅ + cn xn → max, (1)

+ a x + ⋅⋅⋅ + a xb
a 11 x 1 + a 12 x 2 + ⋅⋅⋅ + a 1 n xnb 1

a 21 x 1 22 2 2 n n 2


⎪.......................................

⎪⎩ am 1 x 1 + am 2 x 2 + ⋅⋅⋅ + amn xnbm


(2)


x j ≥ 0 (j =1, n). (3)

Рассмотрим систему ограничений (2) с геометрической точки зрения. Ка-


ждое равенство


a 1 x 1 + a 2 x 2 = b


определяет прямую в пространстве


R. Эта пря-


мая делит координатную плоскость на две полуплоскости, определяемые нера-


венствами


a 1 x 1 + a 2 x 2 ≤ b


и a 1 x 1 + a 2 x 2 ≥ b. Данные полуплоскости содержат


прямую в качестве границы.


Равенство


a 1 x 1 + a 2 x 2 + a 3 x 3 = b


представляет собой плоскость в


R. Эта


плоскость делит пространство на два полупространства, задаваемые неравенст-


вами


a 1 x 1 + a 2 x 2 + a 3 x 3 ≤ b и


a 1 x 1 + a 2 x 2 + a 3 x 3 ≥ b. Граница полупространств –


данная плоскость – принадлежит им.


По аналогии равенство


a 1 x 1 + a 2 x 2 +... + anxn = b


называют гиперплоско-


стью в пространстве


Rn. Это граничная гиперплоскость для полупространств,


определяемых неравенствами. Т.о., система ограничений задачи ЛП (2) содер-


жит m полупространств из пространства


Rn. Если система совместна (имеет


хотя бы одно решение), то она определяет выпуклый многогранник, который является геометрическим образом ОДР. Аналогично с трёхмерным пространст- вом будем считать, что угловыми точками выпуклого многогранника в n - мерном пространстве будут его вершины, образованные пересечением гиперп- лоскостей.

Любая внутренняя и граничная точка ОДР является допустимым решени-

ем задачи. Приравняем целевую функцию к нулю. Тогда уравнение

c 1 x 1 + c 2 x 2 + ⋅⋅⋅ + cn xn = 0


определяет в


Rn гиперплоскость, проходящую через начало координат и пер-


пендикулярную вектору-градиенту


c = (с 1, с 2,..., cn). Направление вектора-


градиента показывает направление возрастания функции (рис. 1).


 

 

Рис. 1. Графическая иллюстрация задачи ЛП

 

 

Поэтому, чтобы найти максимум функции, необходимо передвигать па- раллельными переносами эту гиперплоскость в направлении вектора как можно дальше от начала координат, но чтобы она имела с ОДР хотя бы одну общую точку. Минимум целевой функции достигается в точке ОДР, которая будет ближайшей к началу координат при пересечении с перемещаемой гиперплоско- стью.

 

 


2. Пусть задача ЛП содержит только две переменные


x 1 и


x 2:


Z = c 1 x 1 + c 2 x 2 → max, (4)

⎪ + a xb
a 11 x 1 + a 12 x 2 ≤ b 1

a 21 x 1 22 2 2


⎪.......................

⎩⎪ am 1 x 1 + am 2 x 2 ≤ bm


(5)


x j ≥ 0 (j =1, 2). (6)

Тогда все построения можно выполнить в координатной плоскости и решить

задачу (4)-(6) графически.

Приведём алгоритм графического решения задачи ЛП:


1. Записать уравнения граничных прямых


аi 1 x 1 + аi 2 x 2 = bi


(i =1, m) и построить


их на плоскости


x 1 Ox 2.


2. Определить полуплоскости, которые соответствуют каждому ограничению-

неравенству с помощью контрольной точки.

3. Выделить область допустимых решений (ОДР).


 

 

4. Построить вектор


 

G

c = (с 1 2)


 

 

– направление наибольшего возрастания целе-


 

вой функции Z:


G

c = (с 1 2) = grad Z


⎛ ∂Z

= ⎜ ∂ x


, ∂ Z ⎞.

x


⎝ 1 2 ⎠

5. Построить прямую, перпендикулярную вектору c. Её называют линией

уровня или изоцелью. G

6. Перемещать эту прямую в направлении вектора c, если задача на максимум,

и в противоположном направлении, если задача на минимум, пока она не станет касательной (опорной) к ОДР.

7. Определить координаты оптимальной точки и вычислить оптимальное зна-

чение функции Z.

Рассмотрим наиболее типичные ситуации, возникающие при графических решениях задачи ЛП. На рис. 2, А) показано, что в угловой точке A целевая функция достигает максимального значения, а в точке B – минимального.

Рис. 2, Б) отражает случай, когда линия уровня параллельна отрезку AB,

принадлежащему ОДР. Максимум целевой функции достигается в точке A, в


точке B (Z max


= Z (A) = Z (B)) и в любой точке отрезка AB. Поэтому оптималь-


ных решений будет бесконечное множество и все они описываются выпуклой комбинацией точек A и B:

X * = λ(x 1, A; x 2, A) + (1 − λ)(x 1, B; x 2, B) = (λ x 1, A + (1 − λ) x 1, B; λ x 2, A + (1 − λ) x 2, B),

где 0 ≤ λ ≤1.

 

 
 
А) Б)

 

 

Рис. 2. Наличие графического решения задач ЛП

 

 

Напомним, что выпуклой линейной комбинацией произвольных n -

n


мерных векторов


X 1, X 2,..., X n


из пространства


R называется сумма


λ1 X 1 + λ2 X 2 +... + λ n X n,

n


где числа


λ j ≥ 0 (j =1, n) и


∑ λ j

j =1


=1.


 

 


Заметим, что в пространстве


R 2 выполняется равенство λ + λ


=1. Обо-


 

значим вид


λ1 = λ, тогда


1 2

λ2 =1 − λ. Поэтому выпуклая линейная комбинация имеет

λ X 1 + (1 − λ) X 2,


где 0 ≤ λ ≤1.

Принципиально другие ситуации рассмотрены на рис. 3. Так рис. 3, А)

изображает вариант, когда система ограничений образует неограниченное сверху множество. Функция Z при этом стремится к бесконечности. На рис. 3,

Б) представлен случай несовместной системы ограничений.

 

 

 
А) Б)

 

 

Рис. 3. Случаи отсутствия решения задач ЛП

 

 

Домашнее задание. Составить четыре конкретные задачи ЛП на мини-

мум, аналогичные ситуациям, рассмотренным на рис. 2 и 3.


 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 814; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.03 сек.