КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Лекция 16. Экономические риски и теория игр
ГРАММИРОВАНИЯ
1. Теоретико-игровая модель. План. 2. Решение матричных игр с нулевой суммой. 3. Оптимальные смешанные стратегии и задачи линейного программирования. 4. Доминирующие стратегии и другие факты теории игр.
1. Изучение экономического риска базируются на разных концепциях. Одна из них – концепция теории игр и статистических решений. Теория игр – это раздел математики, в котором изучаются математиче- ские модели принятия решений в условиях неопределённости и конфликтности сторон. Основателями теории игр являются американские ученые Джон фон Нейман (1903-1957) и Оскар Моргенштерн (1902-1977). Игра – это модель конфликтной ситуации, имеющая определённые правила действий ее участни- ков, которые стараются победить путем выбора оптимальной стратегии поведе- ния. Субъект принятия решения называется игроком, а целевая функция – пла- тёжной функцией. Первый игрок может выбрать одну из стратегий поведения i (i =1, m), второй игрок – одну из своих стратегий j (j =1, n). У игроков нет информа- ции о том, как поведёт себя противоположная сторона. Они могут только пред- полагать. Оба игрока знают значение выигрыша aij при выборе первым стратегии i, а вторым – стратегии j. Платёжная матрица имеет вид: ⎛ a 11 a 12 ... a 1 n ⎞ ⎜ ⎟ A = ⎜ a 21 a 22 ... a 2 n ⎟. ⎜............ ⎟ ⎜ ⎟ ⎝ am 1 am 2 ... amn ⎠ Пример 1 (игра в «старые» и «новые» товары). Два производителя те- левизоров стараются вытеснить друг друга с рынка. Первый производит «ста- рые» товары – три модели с жидкокристаллическим экраном (ЖКЭ). Второй производит «новые» товары – две модели телевизоров с плазменным экраном (ПЭ).
При появлении 1-й модели ПЭ объём продаж 1-й модели ЖКЭ снизился до 40% (составил 0,4 от поступивших в продажу), для 2-й модели ЖКЭ – соста- вил 0,5 и т.д. (табл. 1).
Табл. 1. Объём продаж первого производителя
Выигрыш первого игрока является проигрышем для второго. Платёжная матрица первого игрока A +, второго – A −: ⎛0, 4 0,8 ⎞ A + = ⎜ 0, 5 0, 9 ⎟, ⎛ −0, 4 A −= ⎜ −0, 5 −0,8 ⎞ −0, 9 ⎟. ⎜ ⎟ ⎜ ⎟ ⎜0, 7 0,8 ⎟ ⎜ −0, 7 −0,8 ⎟ ⎝ ⎠ ⎝ ⎠ Перед нами матричная игра двух лиц. Т.к. + − aij + aij = 0, (i =1, m, j =1, n), то это игра с нулевой суммой. Достаточно рассматривать игру с точки зрения одного из игроков (на- пример, первого). Поэтому в дальнейшем будем иметь дело с платёжной мат- рицей: ⎛0, 4 0,8 ⎞
⎜0, 7 0,8 ⎟
2. Оптимальной стратегией игрока называется стратегия, обеспечивающая игроку при многоразовом повторения игры максимально возможный средний выигрыш V, который называют ценой игры. Решить игру – означает найти оптимальную стратегию для каждого игрока и цену игры. Это будет решение в чистых стратегиях. Первый игрок, не зная, как поведёт себя второй, для каждой своей страте- гии i определяет минимальный (т.е. гарантированный) выигрыш
Справа от платёжной матрицы записывают минимумы по строкам: α i = min aij. j ⎛ a 11 a 12 ... a 1 n ⎞ α1 ⎜ ⎟ A = ⎜ a 21 a 22 ... a 2 n ⎟ α2. ⎜............ ⎟ ... ⎜ ⎟ ⎝ am 1 am 2 ... amn ⎠ α m Выберем среди чисел α i максимальный элемент: max α i = max min aij = α. i i j
Число α называется нижней чистой ценой игры или максимином. Но- мер строки i 0, в которой находится α, определит номер предпочтительной
стратегии первого игрока. Для каждой стратегии j второго игрока выбирают максимальные эле- менты
цам: β j = max aij. Под платёжной матрицей записывают максимумы по столб- i ⎛ a 11 a 12 ... a 1 n ⎞ α1 ⎜ ⎟ A = ⎜ a 21 a 22 ... a 2 n ⎟ α2 ⎜............ ⎟ .... ⎜ ⎟ ⎝ am 1 β1 am 2 β2 ...
... amn ⎠ α m β n Среди чисел β j выбирают минимальный элемент: min β j = min max aij = β. j j i Число β называется верхней чистой ценой игры или минимаксом. Но- мер столбца j 0, в котором находится β, определит номер предпочтительной стратегии второго игрока. Теорема 1 (о максимине и минимаксе). Для любой матричной игры двух лиц с нулевой суммой и ценой игры V имеет место неравенство: α ≤ V ≤ β. Если же в игре с матрицей A нижняя и верхняя чистые цены игры совпадают, то игра имеет седловую точку в чистых стратегиях и чистую цену игры V *: V * = α = β. Из формулировки теоремы следует, что седловая точка определяет пару
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 390; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |