Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лекция 16. Экономические риски и теория игр

ГРАММИРОВАНИЯ

 

 

 


 

 

1. Теоретико-игровая модель.


План.


2. Решение матричных игр с нулевой суммой.

3. Оптимальные смешанные стратегии и задачи линейного программирования.

4. Доминирующие стратегии и другие факты теории игр.

 

 

1. Изучение экономического риска базируются на разных концепциях. Одна из них – концепция теории игр и статистических решений.

Теория игр это раздел математики, в котором изучаются математиче- ские модели принятия решений в условиях неопределённости и конфликтности сторон. Основателями теории игр являются американские ученые Джон фон

Нейман (1903-1957) и Оскар Моргенштерн (1902-1977). Игра это модель конфликтной ситуации, имеющая определённые правила действий ее участни- ков, которые стараются победить путем выбора оптимальной стратегии поведе-

ния. Субъект принятия решения называется игроком, а целевая функция – пла-

тёжной функцией.

Первый игрок может выбрать одну из стратегий поведения i (i =1, m),

второй игрок одну из своих стратегий j (j =1, n). У игроков нет информа-

ции о том, как поведёт себя противоположная сторона. Они могут только пред-

полагать.


Оба игрока знают значение выигрыша


aij


при выборе первым стратегии


i, а вторым – стратегии j. Платёжная матрица имеет вид:


a 11


a 12


...


a 1 n


⎜ ⎟


A = ⎜ a 21


a 22


...


a 2 n ⎟.


⎜............ ⎟

⎜ ⎟


am 1


am 2


...


amn


Пример 1 (игра в «старые» и «новые» товары). Два производителя те- левизоров стараются вытеснить друг друга с рынка. Первый производит «ста- рые» товары – три модели с жидкокристаллическим экраном (ЖКЭ). Второй производит «новые» товары – две модели телевизоров с плазменным экраном (ПЭ).

При появлении 1-й модели ПЭ объём продаж 1-й модели ЖКЭ снизился до 40% (составил 0,4 от поступивших в продажу), для 2-й модели ЖКЭ – соста- вил 0,5 и т.д. (табл. 1).


 

 

Табл. 1. Объём продаж первого производителя

 

 

  Второй игрок (ПЭ)
1-я модель 2-я модель
  Первый игрок (ЖКЭ) 1-я модель 0,4 0,8
2-я модель 0,5 0,9
3-я модель 0,7 0,8

 

Выигрыш первого игрока является проигрышем для второго. Платёжная

матрица первого игрока A +, второго – A −:


⎛0, 4 0,8 ⎞

A + = ⎜ 0, 5 0, 9 ⎟,


⎛ −0, 4

A −= ⎜ −0, 5


−0,8 ⎞

−0, 9 ⎟.


⎜ ⎟ ⎜ ⎟


⎜0, 7 0,8 ⎟


⎜ −0, 7


−0,8 ⎟


⎝ ⎠ ⎝ ⎠

Перед нами матричная игра двух лиц. Т.к.

+ −


aij


+ aij


= 0, (i =1, m,


j =1, n),


то это игра с нулевой суммой.

Достаточно рассматривать игру с точки зрения одного из игроков (на-

пример, первого). Поэтому в дальнейшем будем иметь дело с платёжной мат-

рицей:

⎛0, 4 0,8 ⎞

⎜ ⎟
⎝ ⎠
A = ⎜ 0, 5 0, 9 ⎟.

⎜0, 7 0,8 ⎟

 

 

2. Оптимальной стратегией игрока называется стратегия, обеспечивающая игроку при многоразовом повторения игры максимально возможный средний выигрыш V, который называют ценой игры. Решить игру означает найти оптимальную стратегию для каждого игрока и цену игры. Это будет решение в чистых стратегиях.

Первый игрок, не зная, как поведёт себя второй, для каждой своей страте-


гии i определяет минимальный (т.е. гарантированный) выигрыш

 

Справа от платёжной матрицы записывают минимумы по строкам:


α i = min aij.

j


a 11


a 12


...


a 1 n ⎞ α1


⎜ ⎟


A = ⎜ a 21


a 22


...


a 2 n


α2.


⎜............ ⎟


...


⎜ ⎟


am 1


am 2


...


amn ⎠ α m


Выберем среди чисел α i


максимальный элемент:


max α i = max min aij = α.

i i j


 

Число α называется нижней чистой ценой игры или максимином. Но-


мер строки


i 0, в которой находится α, определит номер предпочтительной


стратегии первого игрока.

Для каждой стратегии j второго игрока выбирают максимальные эле-


менты

 

цам:


β j = max aij. Под платёжной матрицей записывают максимумы по столб-

i


a 11


a 12


...


a 1 n ⎞ α1


⎜ ⎟


A = ⎜ a 21


a 22


...


a 2 n ⎟ α2


⎜............ ⎟


....


⎜ ⎟


am 1

β1


am 2

β2


...

 

...


amn ⎠ α m

β n


Среди чисел β j


выбирают минимальный элемент:

min β j = min max aij = β.

j j i


Число β называется верхней чистой ценой игры или минимаксом. Но-


мер столбца


j 0, в котором находится β, определит номер предпочтительной


стратегии второго игрока.

Теорема 1 (о максимине и минимаксе). Для любой матричной игры двух лиц с нулевой суммой и ценой игры V имеет место неравенство:

α ≤ V ≤ β.

Если же в игре с матрицей A нижняя и верхняя чистые цены игры совпадают,

то игра имеет седловую точку в чистых стратегиях и чистую цену игры V *:

V * = α = β.

Из формулировки теоремы следует, что седловая точка определяет пару


<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Мальный риск | Чистых оптимальных стратегий
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 390; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.023 сек.