Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Кодификация законодательства. Виды кодификационных актов




В качестве более сложной и совершенной формы систематизации, в сравнении с инкорпорацией и консолидацией, признается кодификация. В процессе кодификации устраняются устаревшие нормы и нормы, не отвечающие потребностям современного общества, выявляются целые группы общественных отношений, требующих правового регулирования, и отношения, в правовое регулирование которых необходимо вносить существенные изменения. Сказанное означает, что кодификация отличается способностью качественно упорядочивать действующее законодательство, способствовать тому, чтобы оно было наиболее согласованным, компактным.

В юридической литературе содержатся близкие по смыслу определения данного вида систематизации. Обратим внимание на некоторые из них.

С позиции обобщающего подхода, кодификация трактуется как упорядочение юридических норм в самом процессе правотворчества. В ходе такой деятельности отменяются ранее действовавшие законы, иные нормативные юридические акты; юридические нормы перерабатываются, вводятся в единую согласованную систему. В итоге издается единый, сводный, юридически и логически цельный, согласованный нормативный правовой акт – кодекс.

В юридической литературе также утверждается, что кодификация – это способ систематизации, состоящий в существенной переработке, изменении и обновлении правовых норм определенной отрасли или подотрасли и принятии нового кодификационного акта[191].

Обращается также внимание на то, что кодификация – вид систематизации, который имеет правотворческий характер и направлен на создание нового сводного нормативного правового акта (Основ, Кодекса и др.) путем коренной переработки действующего законодательства с целью обеспечения единого внутренне согласованного регулирования определенной социальной сферы[192].

Следовательно, итогом кодификации является кодифицированный акт (как правило, кодекс), который содержит систему норм, регулирующих группу однородных общественных отношений. Существенно и то, что эти нормы логически и юридически взаимоувязаны и согласованы. В целом можно предельно кратко сказать так: кодификация – это способ систематизации, направленный на переработку действующего законодательства путем подготовки и принятия нового кодификационного акта.

Для кодификации характерны следующие черты:

1) она представляет собой наиболее сложную и совершенную форму систематизации;

2) кодификацию осуществляют только компетентные правотворческие органы;

3) она предполагает создание более устойчивых, стабильных норм, рассчитанных на длительный период действия;

4) предмет кодификации обычно определяется в зависимости от деления системы законодательства на отрасли и институты;

5) в результате кодификации должны быть устранены пробелы и внутренние противоречия в соответствующих отраслях и институтах системы законодательства;

6) в ходе кодификации создается новый нормативный правовой акт, отличающийся качественной новизной содержащихся в нем нормативных правовых положений;

7) такой акт регулирует значительную и обширную сферу общественных отношений (имущественные, трудовые, брачно-семейные, борьба с преступностью и т.д.);

8) кодификационный акт отличается сложной структурой, включает части, разделы, главы, иные подразделения;

9) итоговой формой кодификации становится, как правило, закон, принимаемый высшим представительным органом государства;

10) одновременно с кодификационным актом, как правило, принимается документ (постановление и др.) о порядке введения его в действие.

Обратим внимание на основания разграничения кодификации и инкорпорации.

1. Инкорпорация не преследует цели изменения содержания нормативных правовых актов, группирует их в хронологическом, тематическом или ином порядке. В процессе кодификации перерабатывается содержание нормативных правовых актов: устраняются устаревшие нормы, создаются новые.

2. Инкорпорация – постоянный процесс упорядочения действующего законодательства, не изменяющий его содержания. Особенность кодификации в том, что она осуществляется периодически в зависимости от накопления (концентрации) нормативного материала и объективной необходимости его качественной переработки.

3. Инкорпорация, как правило, охватывает все нормативные правовые акты в рамках определенного временного периода. Кодификация охватывает нормы, регулирующие группу однородных общественных отношений.

4. В процессе инкорпорации соответствующая деятельность связана с внешней, технической обработкой нормативных правовых актов. При кодификации ситуация иная. Здесь производится пересмотр всего законодательства, проводится тщательный анализ нормативного материала, формируется структура нового кодифицированного акта, т.е. специалисты имеют дело с правовыми нормами, юридическими институтами, иными элементами системы права.

5. Результатом инкорпорации является сборник или собрание изданных в разное время нормативных правовых актов, содержание которых не изменяется в инкорпоративном источнике. Итог кодификации объективируется в новом как по содержанию, так и по форме нормативном правовом акте. Его текст является официальным. Соответственно, кодификационный акт представляет собой упорядоченную совокупность взаимосвязанных предписаний.

6. Кодификация всегда осуществляется исключительно правотворческими государственными органами, а инкорпорация, как ранее отмечалось, проявляется на разных уровнях, осуществляется научными и учебными заведениями, частными лицами без специального официального поручения и контроля и др.

В юридической литературе различают всеобщую, отраслевую и специальную кодификации.

Всеобщая кодификация – создание объединенной, внутренне согласованной системы кодификационных актов в виде «кодекса кодексов». Идеалом этого вида кодификации может быть подготовка и издание Свода Законов Российской Федерации.

Отраслевая кодификация предполагает объединение норм в рамках определенной отрасли (Гражданский кодекс РФ, Кодекс РФ об административных правонарушениях, Уголовный кодекс РФ).

Специальная кодификация объединяет нормы той или иной подотрасли, института или однородного комплекса законодательства (налоговый, лесной, таможенный кодексы).

Виды кодификационных актов. Кодификационные акты, как правило, отличаются определенной, свойственной только им формой. Это – основы законодательства, кодексы, уставы, положения и др.

Основы законодательства. В бывшем СССР этот вид кодификационного акта играл значительную роль, он сохраняет определенную значимость и в Российской Федерации[193].

Основы законодательства - нормативный, правовой акт, содержащий принципиально значимые наиболее общие нормы по предмету совместного ведения Федерации и ее субъектов. Нормы, содержащиеся в таких актах, должны развиваться, конкретизироваться в первую очередь в нормативных правовых актах, принимаемых субъектами Федерации, а также и в актах федеральных правотворческих органов.

Как видим, Конституция РФ не предусматривает издание федеральных законодательных актов в форме Основ законодательства. Теперь по вопросам совместного ведения РФ и ее субъектов принимаются обычные федеральные законы. Характер таких законов отражается в самом их названии: об основах туристской деятельности РФ и т.д.

В Российской Федерации с кодификацией тесно связана проблема унификации нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти (министерств, ведомств, федеральных служб и т.п.). Здесь существует актуальная задача сокращения количества актов, повышения согласованности актов, применяемых разными государственными органами, уменьшения числа форм, в которых издаются такие нормативные правовые акты.

Кодекс (от лат. codex – собрание законов) – наиболее часто используемый вид кодификационного акта. В доктрине права сложилось традиционное понимание кодекса как закона сводного характера, обеспечивающего единообразное регулирование и содержащего в систематизированном виде всю или основную массу норм, регулирующих определенную сферу общественных отношений. Более кратко можно сказать так: кодекс представляет собой сводный законодательный акт, в котором объединяются и систематизируются правовые нормы, регулирующие сходные, однородные общественные отношения [194].

Кодекс – результат кодификации, обладает определенной юридической силой и относится к той или иной отрасли права. Назовем в этой связи гражданский кодекс, трудовой кодекс, кодекс РФ об административных правонарушениях, уголовный кодекс и др. Существенно то, что кодекс либо полностью охватывает все нормы соответствующей отрасли (Уголовный кодекс РФ) либо содержит основную по объему, важную часть таких норм (Гражданский кодекс РФ, Трудовой кодекс РФ).

В законодательстве нашей страны за последнее десятилетие значительно возрос «удельный вес» кодексов. Их действует более двух десятков. В юридической литературе по предмету регулирования условно выделяют кодексы жизнеобеспечения человека и общества (Гражданский, Бюджетный, Таможенный, Трудовой, Семейный); природоресурсовые (Земельный, Водный, Лесной); правоохранительные (Уголовный, Уголовно-исполнительный, три процессуальных кодекса); транспортные (Воздушный, КТМ) и др.

И в данной связи – еще такая особенность. Кодексы по характеру охвата регулируемых общественных отношений бывают отраслевыми и комплексными (межотраслевыми). Наиболее традиционны кодексы по отраслям права: Гражданский, Уголовный, Уголовно-процессуальный, Гражданско-процессуальный, Трудовой кодекс РФ и др. Комплексные межотраслевые кодексы содержат нормы различных отраслей права, относящиеся к тем или иным сферам государственной деятельности, отраслям хозяйства или к социально-культурному строительству и др. К числу таких кодексов относятся Воздушный кодекс, Таможенный кодекс, Кодекс торгового мореплавания и др.

Устав – кодифицированный акт, содержащий нормы, которые регулируют деятельность определенных ведомств, министерств, организаций в той или иной сфере управления, например, Устав Центробанка РФ, Устав железных дорог и др. В Российской Федерации сохраняют свое значение многочисленные уставы о дисциплине (Дисциплинарный устав органов внутренних дел, Дисциплинарный устав вооруженных сил и др.).

В современной России в форме устава также формулируются основные нормы, определяющие правовой статус субъектов Российской Федерации (исключая республики в составе РФ, которые принимают конституции), структуру, полномочия и организацию деятельности их государственных органов.

Положение – сводный кодифицированный акт, определяющий правовое состояние, порядок образования, структуру, компетенцию определенного органа, учреждения или группы однородных органов, учреждений, организаций (Положение о Верховном Суде РФ, Положение о государственной автомобильной инспекции Министерства внутренних дел Российской Федерации и др.). Положение – распространенный вид кодифицированного акта, утверждается определенными правотворческими органами или должностными лицами.

Правила – нормативный правовой акт, определяющий порядок организации какого-либо вида деятельности, содержащий соответствующие процедурные нормы. Например, Правила возмещения работодателями вреда, причиненного работникам увечьем, профессиональным заболеванием либо иным повреждением здоровья, связанным с исполнением трудовых обязанностей.

В заключение отметим, что кодификационные акты, принимаемые правотворческими органами Российской Федерации, составляют основу действующего законодательства. Вместе с тем, по-прежнему остается актуальной проблема творческого совершенствования всех способов систематизации нормативных правовых актов с учетом существующего позитивного отечественного и зарубежного опыта.

 

Контрольные вопросы к лекции.
Темы докладов, рефератов, сообщений. Литература

Контрольные вопросы

1. Что означает понятие «систематизация законодательства»?

2. Определите назначение и цель систематизации.

3. Какие существуют виды систематизации законодательства?

4. Каковы особенности учета как вида систематизации нормативных правовых актов?

5. Понятие и разновидности инкорпорации как формы систематизации.

6. Назовите характерные черты консолидации.

7. Раскройте содержание кодификации как наиболее совершенной формы систематизации законодательства.

8. Охарактеризуйте виды кодификационных актов.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 3163; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.029 сек.