Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вопрос. Общая характеристика воображения




Вопрос. Способы активизации процесса мышления

Вопрос. Развитие мышления в персоногенезе

 

Развитие мышления человека происходит постепенно. Выделяют 2 стадии развития мышления: допонятийное и понятийное.

Допонятийная стадия – начальная стадия развития мышления. На этой стадии суждения ребенка единичны; при объяснении все сводится к частному, знакомому, основным доказательством является пример.

Понятийная стадия имеет несколько этапов формирования: от наглядно-действенного к наглядно-образному и словесно-логическому мышлению. Примерно к 18 годам, когда использование теоретических положений позволяет выйти за пределы собственного опыта, процесс формирования понятийного мышления переходит в процесс его совершенствования.

Выделяют следующие способы активизации мышления.

1. «Мозговой штурм». Выбирается группа из 7-10 человек, среди которых лишь некоторые сведущи в обсуждаемой проблеме. При обсуждении проблемы любая критика запрещена. Можно только хвалить и развивать высказанную идею. Участники находятся в состоянии физической расслабленности. Все высказывания фиксируются. Собранные идеи рассматриваются группой экспертов и отбираются наиболее ценные.

2. Метод фокальных объектов заключается в поиске оригинальных идей. В центре находится фокальный объект, то есть объект, находящийся в центре внимания, а также несколько случайных объектов. Затем признаки этих случайных объектов переносят на фокальный объект, получая интересные совпадения.

3. Метод морфологического анализа заключается в том, что вначале выделяют главные характеристики объекта- оси, а затем описывают всевозможные вариации элементов.

4. Метод контрольных вопросов предусматривает применение заданного списка наводящих вопросов к ситуации.

Отражение мира человеком представляет собой активный творческий процесс. Это означает, что воспринимаемые предметы и явления, пережитые чувства не только отражаются в мозгу человека, но и перестраиваются в новые комбинации.

Так вот психический процесс создающий новые образы и представления путем переработки материалов восприятий и представлений, полученных в предшествующем опыте, называется воображением.

Воображение – это очень редкое качество. Это мыслить не как есть, не как хорошо, не как может быть, а иначе. Данная способность появляется у человека очень рано. Детские психологии свидетельствуют, что способность фантазировать бурно развивается с 2, 5 до 3, 5 лет.

С чего начинается фантазирование? Не выдумывание, а фантазирование. Фантазия, считает В.В. Давыдов, начинается с чашки. Когда-то примитивные люди пили, чмокая из лужи, затем из ладошки. Но горячую воду и ладошки не попьешь. Они по образу пригоршни придумали из глины чашку. Это означает, что придали глине несвойственную ей функцию, то есть посмотрели на глину иначе, необычно.

Что такое лопата? Это рука, копающая землю.

Известный оружейный мастер Токарев вспоминает. Когда министерство дало ему заказ на новое автоматическое оружие, он, уезжая в деревню, взял с собой два альбома с фабрики швейных машин. Он понял, что, сколько не выдумывай, ничего нового не придумаешь. Надо вещи увидеть по-другому, то есть в узлах швейной машины усмотреть принцип работы автоматического оружия.

Воображение порождено трудовой деятельностью и развивается на ее основе.

Воображение как восприятие, память, мышление является познавательным процессом.

Специфика воображения заключается в переработке прошлого опыта. В этом оно тесно связано с памятью. Оно преобразует то, что есть в памяти.

Воображение тесно связано с восприятием. Оно включается в восприятие на образы воспринимаемых предметов.

Самые тесные связи у воображения с мышлением. И мышление, и воображение возникают в проблемных ситуациях. Основу их составляет опережающее отражение действительности. Только в воображении опережающее отражение действительности происходит в виде ярких представлений, в то время как мышление путем оперирования понятиями, которые позволяют обобщенно и опосредовано понять действительность.

Воображение – это своеобразная форма отражения действительности:

- это мысленный отход от непосредственно воспринимаемого;

- предвосхищает будущее;

- оживляет то, что было раньше.

Физиологической основой воображения является сложная аналитическая деятельность головного мозга, в процессе которой происходит образование новых систем временных связей на основе уже сформированных ранее. Важную роль в образовании новых связей играет слово.

Воображение – важнейшая составляющая творческого процесса. Оно глубже отражает действительность чем восприятие.

Воображение тесно связано с направленностью личности человека, ее психическими качествами: убежденность, чувство долга, патриотизм. Особое значение в воображении играет мировоззрение, эмоционально-волевая, познавательная сфера личности.

Воображение может быть пассивным (грезы, сновидения), активным. Последнее разделяется на воссоздающее (создание образа предмета по его описанию) и творческое (создание новых образов, требующих отбора материала в соответствии с замыслом). Особым видом творческого воображения является мечта. Она связана с осознанием желаемого будущего.

Этапами творческого воображения являются:

- возникновение творческой идеи;

- «вынашивание» замысла;

- реализация замысла.

Синтез, реализуемый в воображении, осуществляется в следующих формах:

- агглютинация – «склеивание» различных, в повседневной жизни несоединимых качеств, частей;

- гиперболизация заключается в увеличении или уменьшении предмета, а также изменение его отдельных частей;

- схематизация – отдельные представления сливаются, сглаживаются, а четы сходства выступают отчетливо;

- типизация – выделение существенного, повторяющегося в однородных признаках;

- заострение – подчеркивание каких-либо отдельных признаков.

Образы воображения разделяют по яркости и по соотношению с действительностью. Выделяют реалистическое воображение (отражает действительность, предвосхищает события) и фантастическое воображение («отлет» от действительности).

 

Лекция № 11 (2 часа).

Тема: Эмоциональные и волевые процессы, психические состояния и образования (4 часа)

Вопросы:




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 298; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.