Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

ВОПРОС 2. Система правового регулирования отношений в сфере антикризисного управления предприятиями в современной России

Систему правовых норм, регулирующих отношения в сфере антикризисного управления можно рассматривать как «по вертикали» - в их иерархии, так и «по горизонтали» - в соотношении норм различных отраслей законодательства.

По вертикали система правового регулирования отношений в данной сфере включает в себя все основные уровни так называемой «пирамиды» нормативных правовых актов (рис.3.), вершину которой составляет Конституция РФ [1], а основание - нормативные правовые акты органов исполнительной власти. На практике, безусловно, необходимо учитывать все уровни данной «пирамиды», поскольку изучение лишь одного-двух специальных законов ведет к искаженному восприятию ситуации и, как следствие, к принятию неправильных решений.

Рассмотрим основные элементы, из которых состоит система правовых норм, регулирующих отношения в сфере антикризисного управления.

1. Конституция РФ имеет наивысшую юридическую силу[2]. Это означает, что все законы и подзаконные акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции РФ. Причем следует отметить, что не допускается противоречие не только букве, но и смыслу, «духу» норм, закрепленных в Конституции РФ.

Данное положение тем более актуально, что Конституция РФ имеет прямое действие и применяется на всей территории России. Таким образом, в ходе производства по делу о банкротстве в арбитражном суде участники вправе искать аргументы и обоснование своей позиции не только в законодательных актах, но и непосредственно в Конституции РФ.

Практика показывает, что при реализации антикризисного управления такая необходимость появляется при решении вопросов разграничения компетенции федеральных и региональных органов власти, органов местного самоуправления, а также в случаях нарушения основополагающих прав и свобод лиц, участвующих, например, в деле о несостоятельности (банкротстве) предприятий.

Так, Конституционный Суд РФ неоднократно проверял конституционность норм Закона о несостоятельности (банкротстве) 1998 г. и признал отдельные его положения не соответствующими Конституции РФ и, следовательно, не подлежащими применению.

 

 
 

 

 


Рис. 3. Система правовых норм, регулирующих отношения в сфере антикризисного управления

 

Законодательство о банкротстве, как весьма специфической и в современных условиях актуальной части антикризисного управления, вообще отличается тем, что применяется в условиях нарушения прав всех кредиторов и, как правило, невозможности их восстановления в полном объеме. Соответственно приходится изыскивать способы соразмерного и справедливого ограничения их прав таким образом, чтобы удержаться на грани необходимого минимума ущемления прав, с одной стороны, и при этом создать эффективный механизм защиты экономических интересов всех участников рынка, - с другой.

Несмотря на длительную подготовку проекта Закона о несостоятельности (банкротстве) 1998 г. (1992-1998 гг.), первые же шаги по его применению показали, что практика пошла по пути взаимного нарушения прав и должниками, и кредиторами с использованием процедур банкротства. Попытки оперативно внести соответствующие изменения в законодательство успехом не увенчались. Тогда и настала очередь использования механизма конституционного правосудия для фактической «доработки» этого закона. Но первые постановления Конституционного Суда РФ затронули лишь отдельные нормы, не оказывающие существенного влияния на все процедуры несостоятельности (банкротства)[3].

Затем, после такой своего рода «обкатки», Конституционный Суд РФ проверил конституционность норм, общих для всех процедур банкротства, наиболее часто используемых в качестве инструмента «захвата предприятий». Признание части из этих норм не соответствующими Конституции РФ[4] потребовало скорректировать этот Закон о банкротстве (1998 г.) с тем, чтобы не допускать нарушения общих принципов, закрепленных в Конституции РФ, применительно к делам о несостоятельности (банкротстве). Именно несоответствие значительной части статей закона о банкротстве Конституции РФ и послужило основанием для разработки и принятия нового закона[5].

2. Федеральные конституционные законы являются вторым уровнем в «пирамиде» нормативных правовых актов. Данный статус законы имеют в силу прямого указания на них в Конституции РФ. Федеральные законы не могут противоречить федеральным конституционным законам, то есть федеральные законы следует применять в части, не противоречащей федеральным конституционным законам.

Применительно к сфере антикризисного управления наиболее вероятно применение федеральных конституционных законов «О судебной системе в Российской Федерации»[6] и «Об арбитражных судах в Российской Федерации»[7].

Начиная с данного уровня нормативно-правового регулирования, следует также учитывать, что в соответствии с Конституцией РФ правила, установленные международным договором Российской Федерации, имеют приоритет перед нормами закона[8]. Этот принцип закреплен и в ст. 1 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» 2002 г.[9] Можно предположить дальнейшее развитие правового регулирования в сфере антикризисного управления на международном уровне по мере накопления практики трансграничной несостоятельности, то есть банкротства субъектов, имеющих свое имущество на территории нескольких государств.

3. Федеральные законы -следующий уровень нормативно-правовых актов. Регулирование отношений в сфере антикризисного управления и, в частности, неплатежеспособности и несостоятельности (банкротства) на данном уровне осуществляется специальным законодательным актом. Как уже отмечалось, новый закон о несостоятельности (банкротстве)[10] вступил в силу с 3 декабря 2002 года. Он имеет такое же наименование, как и ранее действовавший закон о банкротстве 1998 г., однако по существу является не новой редакцией ранее действовавшего, а новым федеральным законом.

В случае противоречия норм закона о несостоятельности (банкротстве) положениям других федеральных законов, регулирующих гражданский оборот, согласно принципу «Lex specialis derogat generali»[11] указанный нормативный акт имеет преимущество как специальный закон перед общим. Кроме того, на данном этапе преимущество Закона, как более позднего, следует в силу другого принципа: «Lex posterior derogat priori»[12]. На это указывает и норма п. 3 ст. 232 закона о банкротстве, согласно которой, впредь до приведения законов и иных нормативных правовых актов, действующих на территории РФ и регулирующих отношения, связанные с банкротством, в соответствие с данным Законом, указанные законы и иные нормативные правовые акты применяются постольку, поскольку они не противоречат Закону. Как и в законе о банкротстве 1998 г. (п. 1 ст. 28), так и в новом Законе 2002 г. установлено (п. 1 ст. 32), что дела о банкротстве юридических лиц и граждан, в том числе зарегистрированных в качестве индивидуальных предпринимателей, рассматриваются арбитражным судом по правилам, предусмотренным АПК РФ, с особенностями, установленными данным Федеральным законом. Указанная общая норма корреспондируется с рядом специальных ссылок (п. 1 ст. 48, п. 1 ст. 50, п. 1 ст. 61 и др. Закона), которые указывают на такие отдельные процессуальные действия. АПК РФ, в свою очередь, содержит указание на то, что особенности арбитражного процесса по делам о банкротстве устанавливаются законом о банкротстве[13]. Таким образом, можно отметить сложившуюся систему правовых норм, согласно которой правила арбитражного процесса в делах о банкротстве устанавливаются преимущественно федеральным законом о банкротстве, а АПК РФ подлежит применению лишь по вопросам, не урегулированным этим законом.

Помимо этого, нормы законодательства о несостоятельности (банкротстве) могут предусматриваться в других федеральных законах в случаях, когда это прямо предусмотрено в Законе. Например, в его ст. 180 установлено, к отношениям, связанным с банкротством финансовых организаций (кредитных, страховых организаций, профессиональных участников рынка ценных бумаг), Закон будет применяться с особенностями, установленными федеральным законом о несостоятельности (банкротстве) финансовых организаций. В настоящее время данный закон еще не принят, хотя проект находится на рассмотрении в Государственной Думе. Соответственно пока остается открытым вопрос о том, как данный Закон будет соотноситься с Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций»[14] принятым ранее. Поэтому на данном этапе последний подлежит применению в приоритетном порядке в силу прямого указания в ст. 180, 181 Закона.

Что же касается Федерального закона «Об особенностях несостоятельности (банкротства) субъектов естественных монополий топливно-энергетического комплекса»[15], то он утратил силу в связи с тем, что его нормы с некоторыми изменениями были включены в новый Закон[16].

Таким образом, можно обобщить, что производство по делам о банкротстве регулируется законодательными актами в следующем порядке (по убыванию юридической силы):

наивысшую силу на уровне федеральных законов имеют специальные федеральные законы, которыми устанавливается особое правовое регулирование производства по делам о несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций и может быть установлено для финансовых организаций. Такие специальные законы имеют приоритет перед общим Законом.

общие правила возбуждения производства по делу о банкротстве, его проведения и завершения регламентируются законом о банкротстве, положения которого применяются ко всем субъектам, за исключением указанных выше, с учетом следующего.

В самом законе о банкротстве также имеется определенная иерархия правовых норм. Так, согласно п. 2 ст. 32 Закона нормы главы III, определяющей порядок разбирательства дел о банкротстве в арбитражном суде, являются общими по отношению к специальным процессуальным нормам, содержащимся в других главах и, соответственно, применяются в части, им не противоречащей. Это соответствует, в частности, нормам ст. 168, 202 Закона. Таким образом, в главах IX-XI установлены особенности банкротства отдельных категорий должников - юридических и физических лиц, подлежащие применению преимущественно перед указанными общими нормами Закона.

В части, не урегулированной названными выше законодательными актами, порядок арбитражного процесса по делам о банкротстве определяется в соответствии с нормами АПК РФ.

4. Подзаконные акты – следующий, третий уровень. К подзаконным актам относятся нормативные правовые акты Президента РФ (указы, распоряжения) и издаваемые в соответствии с ними постановления и распоряжения Правительства РФ.

Нормативные правовые акты Президента РФ и Правительства РФ издаются в соответствии с законами Российской Федерации и не могут им противоречить. При этом следует учитывать, что Президент РФ вправе восполнять своими указами пробелы в нормативном регулировании отношений, подлежащих урегулированию федеральными законами, до принятия соответствующих законов, а Правительство РФ издает свои постановления на основании и во исполнение законов РФ и указов Президента РФ.

С принятием закона о несостоятельности (банкротстве) 1998 г. нормативные акты данного уровня издавались, в основном, по вопросам определения полномочий и порядка работы государственного органа по делам о несостоятельности (банкротстве) и финансовому оздоровлению (ФСДН РФ, затем - ФСФО РФ), а также для определения порядка взаимодействия различных федеральных органов исполнительной власти при решении вопросов, связанных с проведением процедур банкротства.

Новый закон «О несостоятельности (банкротстве)» 2002 г., с учетом накопленного опыта, конкретизирует перечень актов Правительства РФ, которые необходимы для правового обеспечения осуществления процедур банкротства[17]. Во исполнение этого закона, например, Правительством РФ были изданы:

 

Дата Номер Наименование
2002.06.19   Постановление от 19 июня 2002 г. № 439 "Об утверждении форм и требований к оформлению документов, используемых при государственной регистрации юридических лиц, а также физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей" (с изменениями от 6 февраля, 16 октября 2003 г., 26 февраля 2004 г.)
2003.02.14   Постановление от 14 февраля 2003 года № 100 «Об уполномоченном органе в делах о банкротстве и в процедурах банкротства и регулирующем органе, осуществляющем контроль за саморегулируемыми организациями арбитражных управляющих»
2003.04.15   Постановление от 15 апреля 2003 года № 218 «О порядке предъявления требований по обязательствам перед РФ в делах о банкротстве и в процедурах банкротства»
2003.04.16   Постановление от 16 апреля 2003 г. № 225 "О трудовых книжках"
2003.05.22   Постановление от 22 мая 2003 года № 299 «Об утверждении Общих правил подготовки отчетов (заключений) арбитражного управляющего»
2003.06.25   Постановление от 25 июня 2003 года № 367 «Об утверждении Правил проведения арбитражным управляющим финансового анализа»
2004.07.09   Постановление от 9 июля 2004 г. № 345 "Об утверждении Общих правил ведения арбитражным управляющим реестра требований кредиторов"
2004.11.25   Постановление от 25 ноября 2004 г. № 678 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 12 февраля 2001 г. № 100»
2004.12.27   Постановление от 27 декабря 2004 г. № 855 «Об утверждении Временных правил проверки арбитражным управляющим наличия признаков фиктивного и преднамеренного банкротства»
2006.05.22   Постановление от 22 мая 2006 г. № 301«О реализации мер по предупреждению банкротства стратегических предприятий и организаций, а также организаций оборонно-промышленного комплекса».

и другие акты.

 

5. Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти - низший уровень в иерархии нормативно-правовых актов. Они лежат как бы в основании «пирамиды» системы нормативно-правового регулирования отношений в сфере несостоятельности (банкротства).

С принятием закона о несостоятельности (банкротстве) 2002 г. федеральными органами исполнительной власти были изданы:

Министерством юстиции РФ

1. Приказ от 14 августа 2003 года № 195 «Об утверждении типовых форм отчетов (заключений) арбитражного управляющего»;

Министерством экономического развития и торговли РФ

2. Приказ от 1 сентября 2004 г. № 235 «Об утверждении типовых форм бюллетеня для голосования и журнала регистрации участников собрания кредиторов» (Зарегистрирован в Минюсте РФ 13 сентября 2004 г. № 6016).

3. Приказ от 1 сентября 2004 г. № 233 «Об утверждении типовой формы реестра требований кредиторов» (Зарегистрирован в Минюсте РФ 17 сентября 2004 г. Регистрационный №6032).

Федеральной налоговой службой

· Приказ Федеральной налоговой службы, Минэкономразвития РФ и Минфина РФ от 10 марта 2005 г. № САЭ-3-19/80@/53/34н «О реализации положений постановления Правительства Российской Федерации от 21 октября 2004 г. № 573 "О порядке и условиях финансирования процедур банкротства отсутствующих должников».

· Письмо от 9 декабря 2005 г. № ВЕ-6-16/1034@ «О некоторых вопросах осуществления процедур банкротства отсутствующих должников»

· Письмо от 24 июля 2006 г. № ММ-6-19/718@ (В связи с вопросами, поступающими в ФНС России в отношении компенсации расходов конкурсного управляющего, осуществлявшего процедуру банкротства отсутствующего должника, проводимую по заявлению уполномоченного органа)

и ряд других документов.

Необходимо отметить, что принятие закона о банкротстве 2002 г. существенно изменило круг вопросов, подлежащих урегулированию на данном уровне. Это связано с тем, что была изменена компетенция государственного органа по банкротству (ФСФО РФ). Если ранее было установлено[18], что государственный орган по делам о банкротстве и финансовому оздоровлению мог издавать в пределах своей компетенции обязательные разъяснения по вопросам реализации процедур банкротства и эти разъяснения являлись обязательными для всех лиц, принимающих в участие в деле о банкротстве, то теперь ситуация изменилась. В законе о банкротстве 2002 г. исчезло само понятие государственного органа по банкротству, но появилось понятие уполномоченных органов, то есть государственных органов и органов местного самоуправления, уполномоченных представлять соответственно государство или муниципальное образование как кредитора по денежным обязательствам или обязательным платежам. В 2002 г. постановлением Правительства РФ обязанности уполномоченного органа были возложены на ФСФО России. В 2004 г. в соответствии с Указом Президента РФ от 09.03.04 г. № 314 ФСФО упразднена, функции уполномоченного органа переданы Федеральной налоговой службе (бывшее МНС РФ) России.

Кроме того, введено понятие регулирующего органа, к компетенции которого отнесено осуществление контроля деятельности саморегулируемых организаций арбитражных управляющих (СРО). В связи с этим, функция координации деятельности уполномоченных органов по делам о несостоятельности (банкротстве) и издания основных правовых актов, необходимых для обеспечения проведения процедур банкротства, перешла к Правительству РФ.

Осуществление же специального нормативного регулирования в сфере банкротства кредитных организаций оставлено за Центральным Банком России, а также, для случаев, когда они выступают в качестве уполномоченных органов, - за органами исполнительной власти.

Регулирующий орган теперь может издавать нормативные акты в пределах своей компетенции. При этом следует различать акты, издаваемые указанными органами, имеющие нормативный характер, и не являющиеся нормативными. Первые из них подлежат регистрации в органах юстиции и обязательному опубликованию в порядке, установленном для вступления в силу нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти[19]. Вторые издаются в рамках государственного органа и предназначены «для внутреннего использования» или являются ответом на частный запрос. К сожалению, эти акты часто мало доступны для широкого ознакомления, тогда как позиция данного государственного органа, безусловно, оказывает влияние на формирование правоприменительной практики.

Помимо рассмотрения системы правовых норм, регулирующих отношения в сфере несостоятельности (банкротства), в их иерархии, «по вертикали», целесообразно оценить также и принадлежность норм, участвующих в регламентировании данной сферы общественных отношений, к конкретной отрасли права, т.е. «по горизонтали». Это становится особенно актуально при определении подлежащего применению нормативного акта в случае наличия коллизии в законодательных актах.

Отношения в сфере несостоятельности (банкротства) регулируются в определенной степени гражданским, арбитражным процессуальным, трудовым, административным и финансовым законодательством (рис. 4.). Причем комплексность правового регулирования можно установить как по кругу нормативных актов, применяемых в делах о банкротстве, так и по отраслевой принадлежности правовых норм, содержащихся в Законе и других базовых законодательных актах, регулирующих отношения, возникающие в делах о несостоятельности (банкротстве).

Производство по делу о несостоятельности (банкротстве) возбуждается в арбитражном суде и проходит под контролем арбитражного суда. Все основные решения, которыми определяются подлежащие применению в конкретных случаях процедуры банкротства и назначаются лица, под контролем или непосредственным управлением которых эти процедуры осуществляются (арбитражных управляющих), также принимает арбитражный суд. Соответственно порядок судопроизводства, процессуальные права и обязанности лиц, участвующих в деле о несостоятельности (банкротстве), определяются специальными процессуальными нормами, содержащимися, в первую очередь, в законе о банкротстве и АПК РФ. Таким образом, процессуальные нормы составляют существенную часть законодательства о несостоятельности (банкротстве).

В то же время, характер отношений, возникающих между участниками дела о несостоятельности (банкротстве), а также метод их правового регулирования позволяют отметить, что отношения между основными «действующими лицами» (кредиторами, в том числе собранием и комитетом кредиторов, должником, арбитражным управляющим, а также арбитражном судом), построены на принципах власти и подчинения, на императивных указаниях законодательства о банкротстве. Это дает основания констатировать административный характер отношений, возникающих в деле о несостоятельности (банкротстве).

Законодательство о несостоятельности (банкротстве) вторгается некоторым образом и в трудовое право. В ходе производства по делу о банкротстве предусмотрены дополнительные основания для отстранения руководителя должника от должности, сокращения работников, изменения трудового графика. Вместе с тем, для коллектива работников предприятия-должника предоставляются определенные процессуальные права для участия в деле о банкротстве.

После возбуждения производства по делу о несостоятельности (банкротстве) существенно меняется порядок расчетов с кредиторами, в том числе по обязательным платежам в бюджет и государственные внебюджетные фонды, а также порядок осуществления исполнительного производства. В частности, в Законе установлено, что с момента возбуждения дела о несостоятельности (банкротстве) приостанавливается исполнение исполнительных документов по определенным обязательствам, а все требования кредиторов могут быть заявлены лишь в порядке, установленном данным Законом.

За нарушение указанных императивных норм предусмотрена как гражданско-правовая и административная, так и уголовная ответственность. Более того, во многих случаях возбуждению производства по делу о несостоятельности (банкротстве) соответствует и возбуждение уголовных дел: по фактам хищений или мошенничества, преднамеренного или фиктивного банкротства, неправомерных действий при банкротстве, злоупотребления властными полномочиями, получения взяток и прочее.

 

    Отношения в сфере несостоятельности (банкротстве)          
Р е г у л и р у ю т с я      
Гражданское законодате-льство   Арбитражное процессуальное законодате-льство   Трудовое законодате-льство   Администра-тивное законодате-льство   Финансовое законодате-льство
                       

 

Рис. 4. Принадлежность норм, участвующих в регламентации отношений в сфере несостоятельности (банкротстве), к конкретной отрасли права.

 

Однако основное регулирование остается все же за гражданским законодательством. Понятия обязательства, его надлежащего исполнения и неисполнения, банкротства и ликвидации юридических лиц, а также права и обязанности кредитора и должника в гражданском обороте определены именно в гражданском законодательстве (в основном в ГК РФ). Следовательно, базисными для построения института банкротства как специфической области антикризисного управления являются нормы гражданского права.

Исходя из вышесказанного, можно отметить, что нормативно-правовое регулирование отношений в сфере банкротства, базирующегося на нормах гражданского права, имеет комплексный характер. В то же время, законодательство о банкротстве не является и самостоятельной отраслью права, пусть даже комплексной. Отрасль права или законодательства[20] характеризуются единством и обособленностью предмета правового регулирования (что регулируется), метода (как регулируется), а также степенью систематизации и кодификации (чем регулируется)[21]. Несмотря на всю значимость банкротства в экономической жизни страны и его важность для гражданского оборота, несостоятельность - достаточно узкое частноправовое явление, направленное на упорядочение отношений сторон в условиях конфликта интересов. Гражданский оборот, в целом, стоит все же на обязательности исполнения сторонами принятых на себя обязательств надлежащим образом и достижения положительного результата за счет не нарушения, а соблюдения прав всех субъектов, участвующих в отношениях.

Таким образом, банкротство как специфическое направление антикризисного управления является комплексным межотраслевым правовым институтом, базирующимся на нормах гражданского права.

ВОПРОС 3. Работа государства по созданию кадрового обеспечения антикризисного управления

До принятия закона о банкротстве 2002 г. в России существовало две системы процедур, связанных с реструктуризацией и продажей (ликвидацией) предприятий, находящихся в кризисном состоянии. Это судебная система, связанная с возможным признанием предприятия несостоятельным (банкротом), и досудебная система, связанная с возможным признанием предприятия, имеющего в уставном капитале более 25% государственной собственности, неплатежеспособным (имеющим неудовлетворительную структуру баланса). В первом случае решение принимали судебные органы, во втором - орган государственного управления.

Одной из актуальных проблем современного периода экономического развития стала проблема квалифицированного управления предприятиями, находящимися в стадии банкротства. Опыт работы с этими предприятиями показывает, что от умелого и правильного подхода к этой проблеме можно получить колоссальный эффект, связанный не только с сохранением предприятия, но и его дальнейшим развитием (сохранением и профиля предприятия, и рабочих мест).

Другой, но не менее важной, проблемой, сдерживающей процесс реформирования предприятий, стал дефицит такой категории антикризисных управляющих как арбитражные управляющие, способных в полной мере обеспечить финансовое оздоровление неплатежеспособного предприятия.

Наиболее полно и четко права и обязанности арбитражного управляющего сформулированы в Федеральном законе о несостоятельности (банкротстве).

Арбитражный управляющий наделен весьма широкими полномочиями на всех стадиях процедуры банкротства. При условии прохождения предприятием всех стадий процедуры банкротства арбитражный управляющий осуществляет руководство деятельностью предприятия-должника в течение свыше трех лет (по максимуму: финансовое оздоровление – 2 года или внешнее управление - до 18 месяцев и конкурсное - 18 месяцев).

В соответствии с Федеральным законом о несостоятельности арбитражный управляющий (за исключением административного управляющего) обязан:

· принимать меры по защите имущества должника;

· анализировать финансово-хозяйственную деятельность должника, его положение на товарных рынках;

· рассматривать требования кредиторов;

· осуществлять иные функции, установленные федеральным законом.

В процессе проведения процедуры банкротства у арбитражного управляющего появляется возможность путем профессиональных действий решить неразрешимые в обычной ситуации проблемы:

· освободить из-под ареста имущество должника;

· приостановить все требования, предъявляемые к расчетному счету предприятия-должника, т. е. приостановить взыскание задолженности по исполнительным листам;

· решить вопросы, связанные с прекращением начисления штрафных санкций и, самое главное, добиться разблокирования расчетного счета должника;

· реструктурировать бизнес.

Как показывает практика, представители МНС РФ (ныне Федеральная налоговая служба РФ), внебюджетных фондов и др., руководствуясь ведомственными инструкциями, зачастую пытаются предъявлять не предусмотренные Федеральным законом о несостоятельности меры, чем фактически парализуют деятельность должника.

Необходимо отметить, что Федеральным законом о несостоятельности определены меры финансового оздоровления неплатежеспособного предприятия (перепрофилирование производства, закрытие нерентабельных участков по производству продукции), но нет перечня мероприятий, направленных на восстановление платежеспособности должника. Следовательно, для этих целей могут быть использованы любые дозволенные сделки или мероприятия. В этой ситуации именно нестандартный подход к реформированию предприятий является неотъемлемой его составляющей. Поэтому в нынешних условиях возрастает роль лидера и его команды.

Эффективное лидерство предполагает всесторонний самоанализ. В ведущих ВУЗах существуют программы развития лидерских качеств у тех, кто собирается стать лидером (руководителем). При этом, основополагающим является то, что лидерство - это не только набор навыков и умений, но и качество характера, и возможность принятия на себя риска.

Лидерство - это не только управление. Управление концентрирует внимание на том, чтобы люди делали вещи правильно, а лидерство - на том, чтобы люди делали правильные вещи.

Такой подход к управлению отечественными предприятиями - явление принципиально новое и требует пересмотра всей концепции управления и роли руководителя, а также подбора и формирования команды управляющего. Команда руководителя (арбитражного управляющего) - это коллектив специалистов, связанных единой целью и способных поддержать его во всех начинаниях. Несомненно, что арбитражный управляющий должен быть лидером, более того, это должен быть такой человек, который имеет достаточный авторитет среди всех, кто заинтересован в предпринимаемом преобразовании, ибо только в этом случае есть гарантия, что эти преобразования принесут положительный результат.

Опыт показывает, что большинство неудач при реформировании предприятий вызвано несоответствием характера человека, претендующего на роль лидера, тем требованиям, которые к нему предъявляются. Если нет сильного, компетентного, активного лидера, не может быть эффективного результата. А именно это очень важно для финансового оздоровления несостоятельных предприятий.

По своей сути деятельность арбитражных управляющих является также деятельностью, направленной на оздоровление экономики, на вывод ее из состояния кризиса. Таким образом, все эти специалисты (специалисты антикризисного управления, работающие на предприятии в рамках досудебной санации и арбитражные управляющие) могут быть объединены одним понятием - специалисты по антикризисному управлению, или антикризисные управляющие.

Арбитражный управляющий, осуществляя процедуру банкротства, принимает на себя всю ответственность за принятие управленческих решений. В этой ситуации важно не только заручиться поддержкой кредиторов, но и грамотно построить работу с трудовым коллективом. Поэтому при выборе (утверждении кандидатуры) арбитражного управляющего на ту или иную процедуру банкротства необходимо учитывать первоначальную (базовую) профессиональную подготовку специалиста. Так, при назначении на внешнее управление арбитражному управляющему желательно иметь экономическое образование или большой опыт хозяйственной работы, поскольку при внешнем управлении возникает много вопросов, связанных с восстановлением текущей деятельности предприятия - должника. Без умения грамотно анализировать любую создавшуюся финансовую ситуацию невозможно принять единственно правильное решение. Сегодня именно неуверенность значительной части (если не большинства) арбитражных управляющих в своих силах, прежде всего, как управленцев, их недостаточная компетентность в экономических вопросах зачастую предопределяет мотивацию в предпочтительном выборе конкурсного производства.

Тот факт, что абсолютное большинство арбитражных управляющих в ходе процедуры наблюдения склоняется к выводу о необходимости введения конкурсного производства, и следующее за этим решение арбитражного суда о банкротстве, кроме всего прочего, объясняется недостаточной экономико-управленческой подготовкой и отсутствием опыта у арбитражных управляющих. Лишь в отдельных случаях арбитражный суд, не считаясь с арбитражным управляющим и собранием кредиторов, вводит процедуру внешнего управления, что, естественно, не повышает авторитет арбитражного управляющего.

Особую конфликтность вызывают отношения с налоговыми органами, которые руководствуются исключительно ведомственными указаниями, подчас не хотят вникать в суть процедуры банкротства. Если налоги, которые предприятие не уплатило до процедуры банкротства, «замораживаются», то их уплату налоговые органы в рамках процедуры банкротства относят к внеочередным платежам. Причем их совершенно не интересует, что к внеочередным платежам относятся текущие коммунальные платежи, заработная плата персонала, расходы арбитражного управления. Вычленение только своих «интересов» инспекцией МНС РФ [22] ставит предприятие в чрезвычайно сложную ситуацию и не способствует наилучшему исходу в завершении процедуры банкротства.

Арбитражные процедуры имеют свои нюансы и свои «технологии». Овладение ими позволит арбитражному управляющему адекватно разрешать возникающие конфликтные ситуации. При этом необходимо учитывать, что любой арбитражный управляющий должен действовать осмотрительно, осуществлять свою деятельность как в интересах должника, так и в интересах кредитора. Создать баланс интересов в рамках процедуры банкротства - это необходимый залог успеха всей работы арбитражного управляющего.

Нарушение баланса интересов арбитражным управляющим делает его особенно уязвимым. В наибольшей мере это проявляется в случаях, когда последний «проводится» (с использованием ряда неформальных процедур) на эту должность конкурсным кредитором, имеющим квалифицированное большинство голосов среди всех конкурсных кредиторов, и, таким образом, попадает в зависимость от него. Вырваться из этой зависимости можно лишь, во-первых, строго следуя нормам закона, во-вторых, ориентируясь в экономической ситуации и аргументировано доказывая, что предложения и действия арбитражного управляющего обеспечивают баланс интересов как должника и кредиторов, с одной стороны, так и всех кредиторов, с другой.

Конечно же, овладеть всеми тонкостями арбитражного управления можно только в процессе осуществления процедур банкротства и при наличии необходимых навыков и знаний.

Как отмечалось выше, антикризисный (в т.ч. арбитражный) управляющий – это, прежде всего, профессионал, умеющий создать свою команду специалистов, способных осуществить поиск и реализацию нестандартных подходов и решений для разрешения стоящих перед предприятием проблем. Более того, это лидер, обладающий достаточным влиянием для того, чтобы обеспечить принятие необходимых организационных решений и убедить всех участников процесса согласиться с теми радикальными преобразованиями, которые влечет реформирование предприятия.

Исключительно серьезная и сложная роль арбитражного управляющего требует разносторонней подготовки: в экономике, в управлении, в психологии, в юриспруденции и т.д.

С принятием первого Закона о несостоятельности предприятий сразу же возник вопрос о создании системы отбора кандидатов и подготовке таких специалистов. Постановлением Правительства Российской Федерации от 20 мая 1994 г. № 498 эта задача была возложена на ФУДН (б) РФ [23]. Ведущие специалисты ФУДН(б) РФ совместно со специалистами Высшей школы приватизации и предпринимательства, а также Центра инвестиций, оценки недвижимости и бизнеса Академии народного хозяйства Правительства Российской Федерации разработали Временную программу подготовки специалистов по антикризисному управлению предприятием. Объем аудиторных занятий составлял 164 часа [24].

При подготовке этой программы впервые в экономическую терминологию было введено понятие «арбитражный управляющий» (этот термин впоследствии был включен в число основных понятий новых законов о банкротстве 1998 и 2002 гг.). Он объединял как специалистов, работающих с несостоятельными предприятиями (банкротами) в рамках судебных процедур (временный, административный, внешний и конкурсный управляющие), так и специалистов, работающих с неплатежеспособными предприятиями, имевших неудовлетворительную структуру баланса в рамках досудебных процедур (управляющие предприятием-должником по договору подряда). Таким образом, программа предполагала подготовку специалистов, которые могли бы работать не только в рамках судебной процедуры, но и досудебной. Именно поэтому чаще всего понятие «антикризисный управляющий» ассоциировалось с понятием» «арбитражный управляющий». Однако, как отмечалось ранее, антикризисный управляющий более широкое понятие, как и понятие антикризисное управление.

Сложилась такая ситуация, что многие специалисты по антикризисному управлению (которых, образно говоря, тогда можно было сосчитать на пальцах), имея большой опыт работы на предприятиях по консультированию или непосредственно участвуя в разработке антикризисных программ и программ финансового оздоровления, с целью профилактики кризиса и тем самым недопустить банкротства, аттестовались на арбитражных управляющих и особенно успешно были способны осуществить процедуры наблюдения и внешнего управления. Кстати, наименьший интерес для пришедших в арбитражное управление специалистов представляет собственно банкротство, осуществляемое через конкурсное управление. В то же время, несовершенство системы несостоятельности, которое, прежде всего, проявляется в том, что неплатежеспособные приятия слишком поздно попадают в ситуацию банкротства потеряв все шансы выйти из кризиса (и ничего не остается, как провести плановую их ликвидацию), делает невостребованной, да и не особенно привлекательной деятельность квалифицированного специалиста по антикризисному, в том числе и арбитражному управлению. Возникает замкнутый круг: для осуществления оздоровления (в рамках внешнего управления) предприятий необходимы квалифицированные, далеко смотрящие специалисты, а они оказываются невостребованными (прежде всего с точки зрения специалистов), в результате в арбитражные управляющие идут не имевшие не только экономического, но и юридического образования. Им, естественно, требовалось время, и немалое, чтобы методом проб и ошибок сформироваться как специалистам. Однако, в ситуации несостоятельности время особенно дорого и зачастую невосполнимо.

Следует отметить, что система подготовки арбитражных управляющих, учитывая большую потребность в них, складывалась недостаточно эффективно.

В 1995 г. была утверждена типовая программа обучения специалистов по антикризисному управлению предприятиями, разработанная с учетом замечаний и предложений, поступивших от обучающих организаций и специалистов по антикризисному управлению предприятиями.

Поскольку уже на тот период потребность в антикризисных управляющих исчислялась в тысячах человек, было принято решение делегировать права на подготовку специалистов по антикризисному управлению предприятиями ряду обучающих организаций. Среди первых таких обучающих организаций был и Международный банковский институт. В связи с тем, что для специалиста по антикризисному управлению этот вид деятельности является бизнесом, ФУДН(б) РФ не стало накладывать какие-либо ограничения на прием на указанные курсы. Любой специалист, имевший высшее образование, мог пройти подготовку и получить необходимый минимум теоретических знаний в области антикризисного управления предприятиями.

Типовая программа была рассчитана на 183 часа, т.е. на 24 учебных дня (курс краткосрочной подготовки) и состоит из пяти разделов:

• вводный курс,

• основы производственно-хозяйственной и финансовой деятельности в условиях рынка,

• основы оценки недвижимости;

• основы оценки бизнеса,

• правовые и методологические критерии антикризисного управления предприятиями

Отсутствие ограничений при подборе слушателей на краткосрочные курсы способствовало тому, что контингент обучающихся оказался весьма разнообразен по уровню знаний и не только в области экономики. И хотя в раздел «Основы производственно-хозяйственной и финансовой деятельности в условиях рынка» были включены дополнительно темы по основным понятиям рыночной экономики, финансам, бухгалтерскому учету, маркетингу, управлению персоналом, этого объема и учебного времени недостаточно для усвоения этого курса. Более того, поскольку антикризисный управляющий работает в экстремальных условиях, в этот раздел были включены психологические аспекты деятельности антикризисных управ­ляющих.

В процессе изучения разделов «Оценки недвижимости и бизнеса» кроме лекционных занятий в качестве примеров использовались расчеты конкретных задач. Правовые и методологические аспекты антикризисного управления предприятиями анализировались на примерах разработки планов финансового оздоровления предприятий, организации продажи активов предприятия-должника, конкурсов.

В программе подготовки были предусмотрены тестовые испытания по оценке недвижимости, оценке бизнеса, основам производственной и финансовой деятельности, а также правовым и методологическим аспектам антикризисного управления предприятиями.

Обучение заканчивалось экзаменами. Экзаменуемому выдавался вопросник, в котором каждый вопрос сопровождался несколькими ответами, но только один из них был правильным. Экзамены сдавались по трем разделам: основам оценки недвижимости, основам оценки бизнеса и экономико-правовым. На экзамене по оценке недвижимости предлагалось сорок вопросов, по оценке бизнеса - шестьдесят, по экономико-правовой теме - сто. Большинство вопросов первого и второго экзамена - это задачи. Экзаменуемый, ответивший правильно на 50% вопросов и задач, допускался к сдаче следующего экзамена. Успешно сдавшим экзамен считался специалист, правильно ответивший на 70% вопросов и задач.

Слушатель, успешно сдавший все экзамены, получал сертификат специалиста по оценке недвижимости и сертификат специалиста по оценке бизнеса. Слушателю, получившему по трем экзаменам не менее 210 баллов, выдавалось свидетельство об успешном окончании курсов, и он допускался к аттестации на специалиста по антикризисному управлению.

Однако, в дополнение к этому слушатель должен был успешно пройти еще и психологическое тестирование, результаты которого учитывались комиссией ФУДН(б) РФ при аттестации. Оценка слушателей осуществлялась психологами по итогам экспертизы данных психологической диагностики, индивидуальных работ слушателей.

Наблюдения в ходе групповых упражнений, профессионально важные качества специалистов по антикризисному управлению предприятиями оцениваются по нескольким направлениям:

1) мыслительные способности:

· системность мышления;

· динамичность и гибкость мышления;

· нестандартность мышления;

2) организаторские способности:

· ориентация на конечный результат деятельности;

· организация взаимодействия;

· координация деятельности,

· руководство группой;

3) коммуникативные способности:

· эффективность взаимодействия с людьми;

· гибкость в общении;

· предвидение реакции людей на свои решения и предложения;

· ведение переговоров;

4) личностные качества:

4. ответственность в принятии решений;

5. инициативность;

6. адаптивность;

7. мотивация к достижению;

8. готовность к обучению;

9. способность выдержать пиковые, долгосрочные стрессы, физические нагрузки.

Каждое качество оценивалось по восьмибальной шкале. Анализ итогов тестирования показал, что, во-первых, они давали достаточно субъективную оценку каждого слушателя, во-вторых, не просматривалась цель данного тестирования и его связь с выводами о способности слушателя осуществлять деятельность арбитражного управляющего, в-третьих, не давала четких рекомендаций по полученным результатам.

Если тестирование просто оценивало возможности каждого слушателя по определенным (в основном зарубежным) методическим рекомендациям, то как оценить полученные результаты комиссией ФУДН(б) РФ при аттестации, учитывая, что закончивший обучение уже успешно сдал экзамены по указанным курсам? Таким образом, напрашивался вывод о том, что тестирование оказывалось невостребованным как для слушателя, так и для комиссии.

Как отмечалось, типовая программа достаточно была сложна для всех слушателей, но наибольшую трудность в ее освоении она представляет для тех, кто не имел ни экономической, ни юридической подготовки. За такой короткий промежуток обучения невозможно в полной мере освоить (осмыслить, запомнить, получить навыки) представленные в программе разделы. Поэтому часто изучение данной программы сводилось к решению ограниченного круга типовых задач, наиболее часто встречающихся на экзамене. Не будет преувеличением квалифицировать такую подготовку как простое натаскивание.

Не являлась исключением и упрощенная программа подготовки специалистов, утвержденная ФУДН(б) РФ в 1996 г.

Распоряжением руководителя ФСФО России от 4 сентября 2000 г. № 128-р была утверждена новая типовая программа подготовки специалистов по антикризисному управлению.

Впервые была введена дифференцированная подготовка специалистов двух уровней - первого и второго. Каждому уровню подготовки соответствовала определенная категория лицензии, которую мог получить соискатель. Первому уровню - лицензия первой категории, второму - второй. Однако необходимо было учитывать, что в соответствии с ранее принятыми документами о порядке лицензирования деятельности арбитражных управляющих, для получения лицензии второй категории необходим стаж арбитражного управления не менее 6 месяцев.

Типовая программа первого уровня была рассчитана на 107 часов, в том числе 8 часов практических занятий и 15 часов - зачеты и экзамен. Основные вопросы, представленные для изучения, охватывали весь блок правовых вопросов, с которыми приходится сталкиваться арбитражному управляющему, включая вопросы лицензирования деятельности арбитражных управляющих. На блок экономических дисциплин, в том числе бухгалтерских и финансовых, отводится всего 8 часов. Не предусматривалось в данной программе и психологическое тестирование.

Типовая программа подготовки специалистов по антикризисному управлению второго уровня по своей сути соответствовала типовой программе, которая была утверждена в 1996 г. Состояла она из шести разделов:

1) правовое обеспечение антикризисного управления и деятельности антикризисных управляющих,

2) оценка текущего финансового состояния предприятия;

3) разработка мероприятий по выводу предприятия из состояния кризиса;

4) оценка имущества должника;

5) продажа активов предприятия, ликвидация;

6) организационные аспекты деятельности антикризисного управляющего.

После окончания изучения каждого раздела проводился зачет обучающей организацией.

Программа была рассчитана на 28 дней. На девятый день проводилось психологическое тестирование, на 26 день - коммуникативная игра, на 27 день - деловая игра.

Общий курс состоял из 178 часов, лекций, 16 часов практических занятий, 17 часов зачетов и экзаменов, 8 часов психологического тестирования. Итоговый экзамен проводился сотрудниками аппарата ФСФО России или уполномоченными на это ее территориальными органами.

Конечно, если бы не изменять систему подготовки специалистов по антикризисному управлению и продолжать обучать их на краткосрочных курсах, то в соответствии с Федеральным законом «О лицензировании» это было бы правильное решение: необходима двухуровневая подготовка с различными программами. И для специалиста, желающего получить лицензию первой категории, программа подготовки первого уровня действительно соответствовала требованиям, указанным в Федеральном законе «О лицензировании». Что же касается типовой программы подготовки специалистов по антикризисному управлению второго уровня, то получение фундаментальных знаний в столь сжатые сроки - это достаточно сложная задача. И если не вводить критерии отбора слушателей на данные курсы, то проблема назначения арбитражных управляющих на внешнее управление так и осталась бы нерешенной.

С утверждением в 2002 г. новой программы возник вопрос: по какой программе будет обучаться специалист, уже имеющий лицензию второй категории? Если это будет типовая программа подготовки специалистов второго уровня, то зачем изучать ее дважды?

Во всяком случае, до принятия закона о банкротстве 2002 г. в соответствии с Положением о лицензировании, поскольку срок действия документа об образовании был определен в один год, арбитражным управляющим для получения лицензии второй категории приходилось повторно «проходить первый класс» и сдавать экзамен по той же программе. Абсурдность такого положения была очевидна и стало ясна необходимость пересматривать систему подготовки специалистов по антикризисному управлению предприятиями.

Конечно, потребность в таких специалистах в России по-прежнему не уменьшается, однако нет острой необходимости обучать будущих антикризисных управляющих по упрощенной (или усложненной) программе и за такой короткий промежуток времени.

В новой программе обучения антикризисных управляющих, рассчитанной на 450 часов, разработанной ФСФО РФ в соответствии с требованиями закона о банкротстве 2002 г., были учтены недостатки прежних лет. Международный банковский институт в числе первых ВУЗов страны освоил ее и провел обучение 6 групп слушателей общей численностью свыше 150 человек [25].

Однако, и новая, значительно расширенная программа ФСФО РФ проблему качественной подготовки антикризисных специалистов (арбитражных управляющих) полностью не решила. Необходим был переход к подготовке специалистов на базе вузовской системы. Поэтому не случайно в некоторых вузах страны введены специализации по подготовке экономистов-менеджеров и инженеров-экономистов по антикризисному управлению. Несмотря на то, что в названии специальности или специализации стоит «экономист», окончивший обучение (выпускник) должен овладеть знаниями по бухгалтерскому учету, финансам, психологии, конфликтологии и широкому спектру правовых вопросов, т. е. данная специальность находится как бы на «стыке» трех специальностей: экономист - менеджер - юрист. Значимость этой специальности подчеркивается еще и тем, что квалификация выпускника - экономист-менеджер, т. е. не только специалист в области экономики, но и управляющий (менеджер).

Специальность 351000 «Антикризисное управление» утверждена приказом Министерства образования Российской Федерации от 2 марта 2000 г. № 686. Данная специальность дает комплекс знаний в области правовых основ исполнения процедур банкротства и арбитражного процесса, антикризисного управления и финансового оздоровления предприятий и кредитных организаций, антикризисного менеджмента, финансового анализа и мониторинга деятельности предприятия, его диагностики и предупреждения неплатежеспособности и несостоятельности и, в дополнение к этому, овладение информационными технологиями в мониторинге и контроллинге финансового состояния предприятий и их использование в антикризисном управлении.

Специальность предполагает изучение процессов разработки эффективной стратегии и формирования маркетинговой политики предприятия, проведение комплексного финансового анализа предприятия на основе данных бухгалтерского учета с целью выявления причин неплатежеспособности и несостоятельности; реализации процедур банкротства, поиска оптимальных источников финансирования деятельности предприятий и кредитных организаций в процессе реструктуризации и финансового оздоровления.

Специалист, окончивший высшее учебное заведение по специальности «Антикризисное управление», профессионально подготовлен к работе в государственных органах федерального, территориального и муниципального уровня, занимающихся финансовым оздоровлением и банкротством предприятий и кредитных организаций, в службах экономического анализа, диагностики и прогнозирования деятельности предприятий и кредитных организаций, в аудиторских, консалтинговых и оценочных фирмах. Иными словами, экономист-менеджер по специальности «Антикризисное управление» после окончания института должен иметь возможность претендовать на получение аттестата (свидетельства) антикризисного управляющего без дополнительного обучения на краткосрочных курсах. Причем, аттестат антикризисного управляющего желающие должны при желании получить уже после четвертого года обучения, поскольку все общепрофессиональные дисциплины заканчиваются именно на четвертом курсе. Недоразумения по поводу образования (высшее или незаконченное высшее) разрешатся после введения двухступенчатой подготовки (бакалавр и высшее). А поскольку после четвертого курса у студентов должна быть производственная практика, то появляется реальная возможность либо самостоятельно работать, имея аттестат антикризисного управляющего, либо просто работать по специальности.

Конечно же, по сравнению с краткосрочными курсами это более длительный процесс, но уже в процессе обучения и во время прохождения практики будущий выпускник реально сможет представить, способен ли он работать в качестве арбитражного управляющего или же его устраивает только работа по другим направле­ниям антикризисного управления. Ведь совсем не обязательно после окончания вуза получать аттестат антикризисного управляющего и работать арбитражным управляющим. Более того, это может быть и нецелесообразно, поскольку кроме полученных знаний по закону необходим еще и не менее 2-х летний опыт руководящей работы, что дает умение руководить коллективом, обеспечивать понимание всеми того обстоятельства, что преобразование предприятий требует серьезных усилий, которые необходимо прилагать для его проведения, а полученные в процессе обучения навыки позволят специалисту быстро адаптироваться на предприятии и помогут найти нестандартные решения в любой ситуации. Порой именно такие решения способствуют предупреждению или выходу из кризисного состояния.

С другой стороны, уже работающий арбитражный управляющий сможет найти квалифицированного специалиста для работы в своей команде, что позволит быстрее и качественнее решать вопросы в процессе арбитражного управления.

Сложившаяся к 2002 г. система подготовки антикризисных, в том числе арбитражных, управляющих с точки зрения адекватности, предъявляемых к ней требований теории и практики антикризисного управления приведена на рис. 3.1.

 

Краткосрочные курсы   Вузовская   Повышение квалификации
                       
Аттестация   1 высшее 5 лет   2 высшее 3 года   Стажировка   Специальные семинары
                       
Аттестованный специалист антикризисного управления

 

Рис. 3.1. Система подготовки специалистов антикризисного управления

 

О контроле за деятельностью арбитражных управляющих. Излишне говорить, насколько ответственна работа арбитражных управляющих, выполняющих функции руководителя предприятия-должника. В целях обеспечения надзора за соблюдением требований и условий осуществления деятельности в качестве арбитражных управляющих при проведении процедур банкротства, а также повышения качества арбитражного управления лицами, имеющими лицензию арбитражных управляющих, ФСФО России распоряжением от 27 августа 1999 г. № 23-р было утверждено Положение о процедуре осуществления сотрудниками ФСФО России надзора за деятельностью арбитражных управляющих.

Начиная с 1 января 2000 г. надзор осуществлялся в виде текущего контроля в отношении всех дел о банкротстве организаций, находящихся в производстве арбитражных судов, и выборочных проверок. Арбитражные управляющие ежеквартально должны были представлять в территориальный орган ФСФО России отчет о выполненной работе по специально разработанным для каждой процедуры банкротства формам.

Для каждой процедуры банкротства и количество форм, и содержание этих форм было разное. Если арбитражному управляющему самому заниматься заполнением указанных форм, это потребовало бы много времени. Более того, отчет, представляемый в территориальный орган ФСФО России по разработанным формам, во многом повторял документы, представляемые в налоговую инспекцию, и он даже больше по объему. Поэтому возникла другая проблема, которая касалась самого территориального органа ФСФО России, а именно, увеличения штатов, поскольку для проведения анализа по представляемым отчетам необходимо время, которого у штатных специалистов не хватает. В противном случае такой текущий контроль за деятельностью арбитражных управляющих носил бы чисто формальный характер.

Вместе с тем, следует отметить, что арбитражный управляющий находился под жестким контролем кредиторов, представителей налоговых органов и внебюджетных фондов, арбитражного суда и территориального органа ФСФО России, каждый из которых отслеживал ситуацию. Согласно Федеральному закону о банкротстве 1998 г. арбитражный управляющий должен был проводить собрания кредиторов, представлять отчет о своей работе в арбитражный суд. Поэтому необходим был не столько дополнительный контроль за деятельностью арбитражного управляющего, сколько установление порядка решения вопросов по его деятельности и участвующих в этом структур с тем, чтобы, с одной стороны, защитить от необъективных, зачастую «заказных» нападок на него и обеспечить объективный разбор конфликтных ситуаций с привлечением всех заинтересованных сторон, а с другой - более четко определить для арбитражного управляющего то правовое поле, в рамках которого он должен осуществлять свою деятельность и знать о возможных последствиях и решениях по его работе со стороны контролирующих органов. К сожалению, решению этих вопросов Федеральная служба по финансовому оздоровлению и банкротству России внимания уделяла недостаточно.

Естественно, что за такой короткий промежуток времени создать идеальную систему подготовки высокопрофессиональных арбитражных управляющих невозможно. Поэтому, как и любая другая, система подготовки специалистов такого профиля должна совершенствоваться. Особенно актуальным этот вопрос стал с принятием нового федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» от 26.10.02 г. № 127-ФЗ, который в настоящее время является нормативной базой для всей судебной системы. В случае применения судебных процедур арбитражный суд назначает для управления неплатежеспособным предприятием арбитражного (временного, административного, внешнего, конкурсного) управляющего.

В соответствии с требованиями закона о банкротстве (ст. 20. «Арбитражные управляющие») арбитражным управляющим признается гражданин Российской Федерации, являющийся членом одной из саморегулируемых организаций арбитражных управляющих.

Арбитражный управляющий является субъектом профессиональной деятельности и осуществляет регулируемую настоящим Федеральным законом профессиональную деятельность, занимаясь частной практикой.

Арбитражный управляющий вправе заниматься иными видами профессиональной деятельности и предпринимательской деятельностью при условии, что такая деятельность не влияет на надлежащее исполнение им обязанностей, установленных законом о банкротстве и Федеральным законом от 25 февраля 1999 года N 40-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций". Арбитражный управляющий вправе быть членом только одной саморегулируемой организации.

Саморегулируемая организация арбитражных управляющих устанавливает следующие обязательные условия членства в этой организации:

наличие высшего профессионального образования;

наличие стажа работы на руководящих должностях не менее чем год и стажировки в качестве помощника арбитражного управляющего в деле о банкротстве не менее чем шесть месяцев или стажировки в качестве помощника арбитражного управляющего в деле о банкротстве не менее чем два года, если более продолжительные сроки не предусмотрены стандартами и правилами профессиональной деятельности арбитражных управляющих, утвержденными саморегулируемой организацией (далее - стандарты и правила профессиональной деятельности);

сдача теоретического экзамена по программе подготовки арбитражных управляющих;

отсутствие наказания в виде дисквалификации за совершение административного правонарушения либо в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью за совершение преступления;

отсутствие судимости за совершение умышленного преступления.

Условиями членства в саморегулируемой организации арбитражных управляющих являются также наличие у члена саморегулируемой организации договора обязательного страхования ответственности, отвечающего установленным статьей 24.1 закона о банкротстве требованиям, внесение членом саморегулируемой организации установленных ею взносов, в том числе взносов в компенсационный фонд саморегулируемой организации.

Саморегулируемая организация арбитражных управляющих в качестве условий членства в ней наряду с вышеперечисленными требованиями, вправе устанавливать и иные требования к компетентности, добросовестности и независимости арбитражного управляющего.

В случае, если в соответствии с законом о банкротстве на арбитражного управляющего возлагаются полномочия руководителя должника, на него распространяются все требования, установленные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации для руководителя такого должника, и по отношению к нему применяются все меры ответственности, установленные федеральными законами и иными нормативными прав

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
 | 
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 2459; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.206 сек.