Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Возрастные особенности функционирования мозга ребенка

Известная степень незрелости корковых структур в детском возрасте определяет еще одну важную особенность энцефало­граммы ребенка — повышенную выраженность медленных волн подкоркового происхождения. Такая повышенная активность подкорковых образований прослеживается по электроэнцефало­графическим показателям у детей, включая младший школь­ный возраст. Хотя в 7—8 лет основной ритм покоя, отражаю­щий созревание корковых структур, и претерпевает дальнейшее развитие, достигая в этом возрасте частоты, лежащей в нижнем диапазоне альфа-ритма, однако электроэнцефалограмма покоя младшего школьника характеризуется еще значительным чис­лом высокоамплитудных медленных тета-волн. Колебания этого типа в ЭЭГ покоя у взрослых наблюдаются только при пато­логической активности подкорковых структур или резко выра­женных эмоциональных состояниях. Их наличие в ЭЭГ спокой­ного бодрствования здоровых детей есть результат возрастной специфики корково-подкоркового взаимодействия, результат меньшей, чем у взрослого, степени подавляющего воздействия коры на подкорковые структуры.

Рис. 26. Возрастные оеобенностй альфа-ритма ребенка: А — шестимесячного ребенка; В — ребенка 2,5 лет; В — ребенка 10 лет; Г — подростка

По мере созревания коры характер корково-подкоркового взаимодействия существенно изменяется. Близкие к типу взрос­лого корково-подкорковые взаимоотношения с выраженным тор­мозным влиянием коры на подкорковые структуры устанавли­ваются к 10—12 годам, когда по показателям ЭЭГ кора больших полушарий достигает значительной зрелости. В ЭЭГ реги­стрируется альфа-ритм, по своему рисунку, амплитуде и ча­стоте существенно не отличающийся от такового взрослых, те-та-волны подкоркового происхождения сохраняются лишь в ви­де отдельных колебаний небольшой амплитуды.

В 13—15-летнем возрасте наблюдается снова усиление под­корковой активности. Это период полового созревания. Он характеризуется повышенной активностью одного из отделов про­межуточного мозга — гипоталамуса, функция которого тесно связана с деятельностью желез внутренней секреции. На ЭЭГ это находит свое отражение в некотором увеличении выражен­ности медленных тета-волн. В поведении подростков в этот пе­риод отмечаются повышенная нервозность, несдержанность; не­устойчивость эмоциональных реакций. К 16—17 годам подкор­ковые знаки, отражающие активность структур промежуточного мозга, исчезают. В ЭЭГ начинает четко доминировать корковый альфа-ритм. С этого возраста устанавливаются характерные для взрослых корково-подкорковые взаимоотношения.

Современная нейрофизиология располагает данными, свиде­тельствующими о том, что механизмы, определяющие формиро­вание процессов внимания, претерпевают значительные измене­ния в течение длительного периода индивидуального развития. Признаки элементарного, так называемого непроизвольного вни­мания, или ориентировочной реакции, которые вызываются не­ожиданными раздражителями, можно наблюдать уже в первые месяцы жизни ребенка. Они выражаются в вегетативных и пове­денческих реакциях: изменении дыхания, частоты сердечных сокращений, повороте головы, глаз, прекращении другой дея­тельности. Уже в младенческом возрасте отмечается вовлечение коры больших полушарий в реакцию на внешние сигналы, что проявляется в некотором изменении ритмической электрической активности мозга. Однако этот, корковый компонент ориентиро­вочной реакции в детском возрасте очень существенно отли­чается от того, что наблюдается у взрослых. У маленьких детей, включая младший школьный возраст, далеко не всегда может быть зарегистрирован корковый компонент ориентировочной ре­акции, проявлением которого у взрослых является так называе­мая реакция десинхронизации, состоящая в блокаде альфа-ритма и появлении низкоамплитудных быстрых колебаний по всей коре больших полушарий. Такая реакция, отражающая активацию коры, даже у 7—9-летних детей наблюдается только в 50% случаев и имеет небольшую продолжительность.

Электроэнцефалографическое проявление ориентировочной реакции становится таким же, как у взрослых, в 10—12 лет. Поскольку этот возраст характеризуется по данным электро-энцефалографических исследований высокой степенью зрелости коры и существенными сдвигами в корково-подкорковых вза­имоотношениях, естественно предположить, что указанные фак­торы определяют формирование механизмов непроизвольного внимания.

 

Например, известно, что при чтении вслух взаимодействуют одновременно поступающие в мозг сигналы со зрительной, слу­ховой систем и сигналы с речедвигательной мускулатуры. Если слуховые сигналы с помощью несложной аппаратуры подавать с небольшой задержкой, то читающий человек начинает сби­ваться, делать ошибки или вовсе замолкает. Ассоциативные об­ласти коры, осуществляющие "это взаимодействие, созревают значительно позже (к 5—6 годам и неодновременно).

В школьном возрасте участие непроекционных областей уси­ливается и совершенствуется. Это в наибольшей степени харак­терно для лобных отделов коры больших полушарий.

 

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
 | Характеристика основных этапов развития ребенка
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 3325; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.