Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Понятие сложной системы




Знак.

Знаковая ситуация

Под знаком будем понимать чувственно воспринимаемый (материальный) объект, который условно представляет некоторый предмет, явление, свойство, связь или отношение предметов, явлений и свойств [67]. Основная его задача — обозначить нечто за пределами языка и дать этому нечто знаковую жизнь. Можно сказать и так: знак — это форма фиксации содержания знаний и средство передачи содержания информации. Элементарным знаком считается наименьшая единица языка, имеющая значение. Отсюда отдельные буквы алфавита в естественном языке элементарными знаками обычно не являются (если они в свою очередь не являются знаком знака). Элементарный знак - это прежде всего слово и устойчивое словосочетание. Знаки, составляемые из элементарных знаков по правилам синтаксиса, образуют тексты. (Д.И.Блюмкнау, «Свертывание научной информации»)

Вербальное выражение знака в естественном языке назовем именем.

Ю.А.Шрейдер:

Вряд ли стоит пытаться точно определить, что такое знак. Это невозможно, как невозможно определить никакое из первоначальных понятий науки. Мы попробуем только объяснить это понятие, являющееся для семиотики основным. Для этого мы начнем с понятия “знаковая ситуация”. Речь идет о ситуации, в которой есть что-то обозначаемое и есть знак для обозначения этого. Знаковая ситуация — это пара из знака и обозначаемого. Для последнего в семиотике имеется общепринятый термин “денотат”. Так называется то, что обозначается данным знаком. Приведем примеры различных знаковых ситуаций.

Собственное имя (Ф.И.О) — человек, который носит это имя;

я — число, равное отношению длины окружности к диаметру;

Заголовок, книги, статьи —документ;

и. т. д.

Реферат — документ;

Классификационный индекс — документ;

Буква — число (в алгебре);

Алгебраическая формула — число, полученное в результате подстановки в эту формулу числовых значений переменных и выполнения всех требуемых выкладок;

V — скорость тела;

Уравнение, описывающее поведение физической системы — физическая система;

Этикетка к товару — товар.

Эту таблицу мы могли бы продолжать сколь угодно далеко. Принцип ее составления ясен: в левой колонке стоят знаки, в правой — обозначаемые или, как принято говорить в семиотике, — денотаты. Понятия знака и денотата, вообще говоря, неопределимы: они являются столь же исходными, как понятия множества, соответствия и т.п. Правда, в некоторых ситуациях мы можем дать формальные определения знака и денотата. Но в общем случае не остается ничего лучшего, как показать на примерах, что есть знаковая ситуация, а потом исследовать, какими характерными чертами она обладает.

Основные черты знака. Можно указать на некоторые основные черты знака, проявляющиеся в подавляющем большинстве знаковых ситуаций. Представляется, что к числу основных особенностей знака относятся следующие три:

І. Способность знака в ряде случаев замещать обозначаемое.

II. Нетождественность знака и денотата (кроме разбираемого далее случая автонимного употребления знака) — знак никогда не может полностью заменить обозначаемое.

III. Многозначность соответствия “знак—денотат” (конвенциональность обозначений).

Остановимся подробнее на этих особенностях. Первая особенность знака отчетливо видна на примерах. Алгебраическая символика позволяет нам вместо того, чтобы преобразовывать числовые выражения, оперировать с буквенными обозначениями этих величин. При этом, в ряде случаев нам достаточно исследовать характер буквенного выражения, чтобы получить ответ на интересующий нас вопрос. Иногда же приходится в конце концов подставить вместо буквенных знаков числа (денотаты) и произвести с ними необходимые действия. В алгебраических выкладках мы числовое значение отношения длины окружности к диаметру заменяем знаком п. Исследование дифференциального уравнения, описывающего физическую систему, и формальнологических соотношений, описывающих функционирование переключательной схемы,— это, в сущности, замена реального объекта (денотата) его знаком.

Эти два примера отчетливо показывают, что в ряде случаев исследование соответствующих знаков позволяет обойтись без рассмотрения их денотатов. Вместе с тем видно, что знак не полностью адекватен денотату. Например, исследование идеализированных уравнений—это всегда потеря какой-то информации относительно реального объекта. Так, описывая действие переключательной схемы, приходится кроме логического анализа прибегать к экспериментальному исследованию переходных процессов, оценивать физические параметры схемы, отклоняющееся поведение от идеального.

В ряде случаев чтение реферата заменяет изучение исходного документа. Точно так же чтение статьи позволяет обойтись без воспроизведения описываемого в ней эксперимента. Тем не менее реферат не равносилен документу, а статья может не содержать всей необходимой читателю информации о тех фактах, которым она посвящена.

Вместо того, чтобы указать конкретного человека, которому поручается какое-то дело, можно назвать его имя или представить его анкету. В этом случае знак замещает обозначаемого человека, хотя совершенно очевидно, что такая замена не всегда полноценна.

**

Чтобы познакомиться с внешностью некоторого человека, часто достаточно посмотреть на его фотографию. Тем не менее никакая фотография не дает полного представления о внешнем ви­де изображенного на ней лица. На уроках зоологии и ботаники мы знакомимся с изображениями экзотических животных и растений. Разумеется, такое знакомство не равносильно непосредственному наблюдению. Портрет исторического деятеля или пейзаж кисти хорошего художника может содержать и такую информацию об изображаемом, которая не постигается непосредственным наблюдением объекта. В данном случае неадекватность знака и денотата проявляется в том, что знак содержит дополнительную информацию. Точно так же в реферате может бить указана фактическая ошибка исходного документа или обращено внимание на связи документа с некоторыми другими источниками, оставшимися вне поля зрения автора документа.

Многозначность соответствия “знак — денотат” проявляется как в том, что один и тот же знак может обозначать разные объекты (омонимия или, в частном случае, полисемия знака), так и в том, что один и тот же денотат может определяться разными знаками. В последнем случае знаки называются синонимичными. Так, некоторое имя (Иван, Петр, Сергей,...) может обозначать многих различных людей. Одно и то же буквенное алгебраическое выражение может обозначать в разных условиях разные числа.

Одно и то же заглавие (или даже одинаковый реферат) может соответствовать разным статьям. Вместе с тем один и тот же документ может иметь разные рефераты. Например, одна и та же статья может быть по-разному отреферирована в разных выпусках реферативного журнала. Одно н то же числовое значение может описываться разными алгебраическими формулами. Один и тот же человек может быть представлен разными изображениями.

Как правило, знак—это условное обозначение, он не является обязательным. Один и тот же денотат можно обозначать по-разному. Например: человека можно обозначать не с помощью Ф. И. О., а номером в списке или ключом. Кроме официальных фамилии, имени и отчества, которые регистрируются в метрике и паспорте, существуют прозвища, которыми называют человека в семье или в кругу близких.

Нет неразрывной причинно-следственной связи между именем и обозначаемым. Эта связь определяется в конкретной ситуации более или менее свободным выбором называющего, хотя часто существующая традиция сводит эту свободу к нулю.

Заглавие статьи может выбираться с достаточно широким произволом и на его выбор могут оказывать влияние самые неожиданные факторы. Например, желание автора “подстроиться” к тематике журнала или субъективная оценка сравнительной значимости отдельных результатов.

Значок л для известной математической константы вообще является чистой условностью, с равным успехом могла бы быть взята любая другая буква. Но было бы очень трудно (и неразумно) попытаться изменить принятую традицию.

Даже классификационный индекс документа допускает некоторый произвол в выборе, зависящий от интерпретации индексатора. Если же индексирование выполняется автоматически, то этот элемент произвола загоняется в алгоритм индексирования."

Вместо номерка в гардеробе нам могли бы выписывать квитанцию или снабжать сданную одежду миниатюрным радиопередатчиком, дающим условный сигнал.

Значит принятый способ обозначения является вовсе не обязательным и зависит от конкретной знаковой ситуации.

Концепт. До сих пор мы подчеркивали условность знака, его конвенциональность. Но в знаковых ситуациях проявляется всегда и противоположное свойство — системность употребления знаков.

Например, даже при выборе собственного (личного) имени не существует полного произвола. Имена, обычно, выбираются из сравнительно узкого списка, специфического для данной социальной среды. Собственное имя не столько различает людей, сколько характеризует их принадлежность к некоторому слою. Имя может отмечать национальность, социальную принадлежность, семейную традицию и т. п. Лет 10 назад значительная часть мальчиков в Москве была названа Сергеями и Андреями. В свое время у нас были распространены “революционные” имена: Вилен, Марксэна, Революция. Эти имена подчеркивали принадлежность детей к среде, порвавшей с прошлым, порвавшей с традицией давать детям имена по церковному календарю.

Каждое имя, кроме того, что оно обозначает предмет, обозначает и признак, некоторое релевантное свойство обозначаемого. Например, в слове “животное” мы обнаруживаем древнее значение слова “живот” — жизнь. Животные отличаются не наличием живота — брюха, а тем, что они живые, что им присущ живот — жизнь.

Таким образом, знак может не только обозначать конкретный денотат, но и указывать его место в мире, его отношение к Универсуму. Следовательно, знак — это не только условная метка обозначаемого (как номерок от пальто или квитанция на чемодан, сданный в камеру хранения), но и ярлык, определяющий какие-то свойства обозначаемого.

Выражаемые знаком свойства денотата, то понятие о денотате, которое несет данный знак, называется концептом этого знака.

В предыдущем примере знаком является слово “животное”. Концепт — понятие живого существа. Денотат — любое конкретное живое существо, которое имеется в виду в данной знаковой ситуации. Знак может означать конкретный денотат и выражать концепт. В западно-европейских языках это различие в употреблении знака отмечается артиклем. Неопределенный артикль при существительном показывает, что речь идет о выражении концепта, заключенного в этом существительном. Определенный артикль показывает, что этот концепт используется для обозначения конкретного денотата. В русском языке аналогичную роль играет указательное местоимение.

В предложении “Обычно стол имеет четыре ножки” слово “стол” обозначает некий концепт, некоторое понятие о классе предметов. В предложении “Этот стол сломан” слово “стол” явно указывает конкретный стол, о котором идет речь в данной знаковой ситуации.

Отношение знака к своему концепту и денотату символически выражает треугольник Фреге (рис. 1).

 

Концепт

Знак

Денотат

Рис. 1.

Концепт — это информация, которую знак несет о возможных денотатах, об их положении в системе реалий, о их месте в универсуме. Выбор денотата определяется конкретной ситуацией Слово “стол” обозначает тот или иной конкретный стол в зависимости от конкретного контекста. Концепт, в противоположность этому, имманентно присущ самому знаку. Точнее говоря, определяется местом знака в некоторой знаковой системе.

В алгебраическом выражении конкретная буква может обозначать (денотировать) любое число, т. е. ее денотат определяется условиями конкретной знаковой ситуации. Однако кон цепт этой буквы предписан самим языком алгебры. Буква может обозначать только число (а не операцию или скобку). В букве уже содержится информация о том, что обозначаемый ею предмет есть конкретное число.

 

С точки зрения семантики знак обозначает денотат (нечто за пределами знака) и выражает концепт (то, что мы знаем об этом нечто). Один и тот же денотат может иметь несколько имен (слов) — явление синонимии знаков, с другой стороны, один и тот же знак (слово) может обозначать несколько денотатов (омонимия). И в каждом из этих случаев он будет иметь свое значение (свой концепт).

Основной характеристикой знака является его з н а ч е н и е. Значение знака — это содержание, закрепившееся за ним в определенной лексико-семантической системе языка (результат социального опыта). (Д.И.Блюмкнау, «Свертывание научной информации»)

 

Концепт показывает, насколько отношение знака к денотату не случайно, а обусловлено стремлением определить денотат в том или ином аспекте. На уровне концепта мы отвлекаемся от обстоятельств конкретной знаковой ситуации и переходим к систематическим приемам обозначения. Но можно подойти к этому и с противоположной точки зрения: особенности знаковой ситу­ации диктуют тот или иной выбор знака с учетом присущего ему концепта. Эти точки зрения не противоречивы, но взаимно дополнительны, они описывают разные стороны связи концепта и денотата.

Эту дополнительность можно проиллюстрировать следующим примером.

Предположим, что нам необходимо обратиться к некоторому лицу. Проще всего не размышлять об особенностях той ситуации, в которойнам это понадобилось,и употребитьнаиболее нейтральное обращение (общий для данной культуры способ обра­щения). В русском языке наиболее уместно обращение по имени и отчеству. К сожалению, этот способ непригоден для обращения к незнакомому лицу. Неслучайно, писатель В. Солоухин высказывал сожаление об утрате в нашем языке таких обращений, как “сударь” или “сударыня”.

Однако очень часто ситуация такова, что в наше обращение мы должны вложить определенный смысл. Тогда мы выбираем наиболее подходящее по концепту обозначение лица, к которому мы обращаемся. Это может быть воинское звание, название долж­ности или роли (скажем: “Товарищ, забывший на столе свою книгу, подойдите ко мне!”).

Когда лектор или автор учебника вводит некие стандартизованные обозначения (скажем, буквы x, у, z,.. для переменных величин), то он тем самым создает систему знаков, где каждый знак имеет определенный концепт и используется для обозначения того или иного денотата в строгом соответствии с этим концептом.

Итак, знак имеет две знаковые функции: он обозначает денотат и выражает концепт—десигнат данного знака.

Заметим, что треугольник Фреге иногда может быть вырожденным. Так, в ситуации, когда знак есть номерок от пальто, существует денотат, но нет концепта. Может наблюдаться и симметричная ситуация, когда есть концепт, но нет денотата. Например, название мифического существа “Единорог” или выражение “российский император Александр IV”. И в том и другом случае есть представление об обозначаемом (концепт), но нет самого обозначаемого.

Сама знаковая ситуация может оказаться переменной, и один и тот же концепт будет соответствовать переменному денотату.

Например, денотат может зависеть от говорящего, а десигнация оставаться постоянной. Это легко можно проследить на примере шуточной игры в МПС. В этой игре водящему в качестве угадываемого знака предлагается сокращение МПС—Мой Правый Сосед. Водящий должен догадаться кто такой МПС и каким способом он назван, т. е. определить денотат и концепт знака.

Тонкость состоит в том, что на вопросы водящего об МПС, каждый из участников сообщает ответ, относящийся к его пра­вому соседу (т. е. к денотату, а не десигнату). Путаница ответов должна помочь водящему сообразить, что знаковая ситуация яв­ляется переменной, и найти соответствующий концепт — разгадать смысл аббревиатуры МПС. \

Подчеркнем, что когда говорят о денотации, мы можем ограничиться конкретной знаковой ситуацией. И отношение знак — денотат случайно, т. е. нет причинных (логических) связей, обус­ловливающих тот или иной выбор знака.

Когда мы говорим об отношении знака к денотату через концепт, возникает системность, сходные обозначения для сходных обозначаемых. Например, мы говорим “животное” о ряде существ, связанных общей принадлежностью к животному царству.

Такое обозначение связано с общностью обозначаемых предметов. Родство знаков часто соответствует родства предметов.

Системным образом происходит образование слов, обозначающих ряды однородных понятий, например, уменьшительных слов, отглагольных существительных, названий жителей данной мест­ности и т. п.

Экстенсионал и интенсионал. Изложим теперь некоторые важные понятия, имеющие непосредственное отношение к треугольни­ку Фреге Это понятия экстенсионала и интенсионала.

Один и тот же знак может обозначать разные денотаты. Объем знака — это объем поля денотатов.

Например, в Москве насчитывается много людей, имеющих фамилию, имя и отчество — Иванов Иван Иванович. Множество этих людей характеризует объем знака “Иванов И. И.”.

Чтобы описать объем знака “животное”, нужно рассмотреть всех животных, указать класс всех живых существ.

Такой подход к характеристике знака называется экстенсиональным, от слова экстенсия — протяженность.

Экстенсионал знака—это класс всех его допустимых денотатов. Разные знаки могут иметь общий экстенспонал. Например, знаки: “автор данного текста”, “Шрейдер Ю. А.” и “Я” означают тот же самый денотат, определяемый рассматриваемой знаковой ситуацией.

Здесь все три знака имеют один и тот же Экстенсионал. Эти три знака по-разному характеризуют тот же самый денотат

Совпадение знаков по экстенсионалу встречается довольно часто- тогда, когда одни и те же предметы именуются разными способами, по разным признакам, разным аспектам.

Как известно из геометрии, следующие два выражения “точка, равноудаленная от двух данных точек” и “точка, лежащая на перпендикуляре, проведенном к середине данного отрезка” означают одно и то же множество точек. Следовательно, эти выражения имеют общий Экстенсионал. Но эти выражения суть раз­ные знаки, они выражают разные свойства точек. Следовательно, знак не характеризуется полностью по объему, по своему экстенсионалу.

Невозможность полностью охарактеризовать знак его экстенсионалом можно показать еще на одном примере. Вообразим себе, что перед нами четыре предмета: мак, тюльпан, дыня и огурец.

Представим себе, что мы пытаемся объяснить кому-то понятие “красный”, указав, что этим свойством обладают мак и тюль­пан, но не дыня и огурец, т. е. чисто экстенсионально. Наш собеседник вполне может принять наше объяснение в том смысле, что слово “красный” обозначает цветок вообще. Даже если мы добавим к этим предметам ромашка, то он может еще воспринять это слово как название всех цветов с определенного типа соцветием.

Существует еще интенсиональный аспект знака, выражаемое знаком общее понятие.

Экстенсионал знака — это его конкретное значение или класс принимаемых значений.

Интенсионал — это смысл знака, понятие, которое соответствует знаку, способ, которым знак указывает место обозначаемо­го в системе явлений.

В экстенсиональной трактовке знак — это “метка”, “бирка” предмета или события, выделяющие его среди других.

С интенсиональной точки зрения знак — это “анкета” или “ярлык” данного предмета или события, отражающие их соотношения с другими предметами или событиями,

Экстенсионально местоимения “я” и “ты” не различимы, оба могут обозначать любого человека. Но интенсионально они указывают различное отношение обозначаемого к говорящему.

Интенсионал знака — это содержание понятия или характеристика концепта, т. е. характеристика содержания знака.

Различие между экстенсионалом и интенсионалом — это различие объема и содержания понятия.

Например: Металлообрабатывающий станок.

Станок для механической обработки металла.

Оба понятия имеют общий экстенсионал, обозначают одни и те же предметы, но эти понятия различаются интенсионально, различие видно лишь в потенции, поскольку первое понятие шире (оно может относиться к лазерным станкам будущего).

Если мы говорим об экстенсиональном аспекте знака, то всегда имеем в виду конкретное время или пространство, т е. экстенсионал относится к конкретному состоянию действительности.

Если знаки всегда (в любых ситуациях, в любом мыслимом универсуме) совпадают, то это и есть интенсиональное совпадение. Равенство выражений 2х2 и 4 сохраняется для любого мыслимого мира, поскольку мы и в мыслях не можем выйти за пределы логики.


8. Поняття системи. Фазовий простір системи. Формальні системи. Складні системи. Системний підхід. (2 год.)

 

Определим прежде всего понятие системы.

Система - совокупность элементов и отношений, закономерно связанных друг с другом в единое целое, которое обладает свойствами, отсутствующими у элементов и отношений его образующих.

В общее определение системы нередко включают указания не только на суммарное отношение целого и всех его частей, но и на те или иные частные внутренние отношения системы, на ее "законы композиции", а также на свойства, или "атрибуты", частей [1, с.34-35].

Смысл греческого слова "система" - целое, состоящее из частей.

Более широким понятием, по которое подводится при этом понятие системы, становится сначала понятие "целое". Система рассматривается тогда как один из классов "целых", отличаемый в наиболее общем плане не обязательно более высокой организованностью, а в более широком смысле тем, что в "целом" такого типа достаточно обособлены, выделены части, которые на данном уровне исследования надо различать, т.е. тем, что это не слитное, не сплошное целое, не простая "цельность", не только "одно". Если части в системе различимы и, значит, достаточно дискретны и разнообразны, то системный объект представляет также и "многое"; но части существуют не порознь, а в некотором объединении и отнесенности к целому; в нем надо видеть "единство разного многообразия", как говорил Гегель о развитом целом. Эта двойственность "одного" и "многого" (выражения, употреблявшиеся Аристотелем) и будет принята здесь в качестве исходного пункта в понимании системности и систем [1, с.35]. Указанное свойство систем, независимо от их природы, является общим для них, и кроме того, ключевым в понимании сущности системного подхода.

Системы могут быть проклассифицированы в зависимости от их природы, тогда могут различаться механические, гидравлические, космические, химические и многие другие классы систем, однако существует основание классификации, которое наиболее существенно для правоведения, именно деление всех систем на простые и сложные (с рядом промежуточных классов).

Теория сложных систем как методология и как аппарат исследования все шире распространяется и глубже проникает в различные науки и области деятельности. Возникнув как отрасль кибернетики, эта теория получила концептуальное обоснование, развитие и приложение прежде всего в технике, экономике и промышленной технологии. В дальнейшем под давлением практических потребностей системный подход расширился и завоевал популярность в физике, химии, биологии, медицине, педагогике, психологии, организации производства и военном деле [2, c.3].

Ясно, что системы социальной природы, к которым имеет отношение право, являются сложными системами, их иногда рассматривают как самоорганизующиеся, самоуправляемые системы.

Важнейшей особенностью систем как кибернетических объектов является информационная природа тех объединительных связей, которые и позволяют воспринимать систему как единый целостный объект.

"Без регулярно осуществляемой информационной связи невозможно функционирование самоуправляемой системы и сохранение ее целостности. Ослабление или полная потеря информационной связи элементов самоуправляемой системы неизбежно приводит к разрушению всех других связей, к прекращению физических и других взаимодействий в рамках системы как целостного образования, к распаду системы" [3].

Системы можно классифицировать по различным основаниям, в частности, по обусловленности их действия и степени сложности. По обусловленности действия все системы подразделяют на системы с детерминированным действием (детерминированные системы) и на системы со случайным (вероятностным или стохастическим) действием (случайные системы). Детерминированной системой принято называть такую систему, у которой составляющие ее элементы и связи между ними взаимодействуют так, что если известны начальное состояние системы и программа перехода ее в другое состояние, то всегда можно точно описать, каким будет это новое состояние системы. Случайной (вероятностной, стохастической) системой называют такую систему, у которой составляющие ее элементы и связи между ними взаимодействуют таким образом, что нельзя сделать точного, детального предсказания ее поведения, утверждать о последовательности состояний. Такая система всегда остается неопределенной, и предсказание о ее будущем поведении никогда не выходит из рамок вероятностных категорий, с помощью которых это поведение описывается.

По степени сложности системы подразделяются на простые и сложные. Простая система не имеет разветвленной структуры, содержит небольшое число взаимодействующих элементов и выполняет простейшие функции. Важное место в теории систем занимает выяснение того, что есть сложная система и чем она отличается от просто системы с большим числом элементов (такие системы можно назвать громоздкими). У сложной системы разветвленная структура и значительное количество взаимосвязанных и взаимодействующих элементов, выполняющих более сложные функции. Противопоставление сложных систем просто кибернетическим системам можно сформулировать так: Сложная система имеет семиотическую (т.е. полноценно языковую) природу информационных связей между подсистемами в противовес простым системам, где имеется функциональная сигнализация... В сложной системе обмен информацией происходит на семантическом уровне в противовес простым системам, где все информационные связи осуществляются на синтаксическом уровне [4, с.15-16].

С И С Т Е М А

 

В самом широком минимальном определении СИСТЕМА понимается так: множество предметов образует систему в том случае, если на этом множестве задано какое-то отношение R, обладающее каким-то заранее фиксированным свойством.

Свойство - это то, что является общим множеству предметов или то, что различает предметы.

Система - совокупность элементов и отношений, закономерно связанных друг с другом в единое целое, которое обладает свойствами, отсутствующими у элементов и отношений его образующих.

Систему можно определить как совокупность элементов, рассматриваемых во взаимодействии.

У.Росс. Эшби считает, что вместо того, чтобы говорить, что такое система, надо исследовать, как она себя ведет.

Любую систему можно определить как совокупность взаимодействующих компонентов, предназначенную для выполнения некоторой операции.

Система рассматривается как порядок, противопоставленный хаосу.

Под структурой системы понимается строение, расположение, порядок или качественно определенное и относительно устойчивое единство элементов и их отношений.

У.Р.Эшби определяет общую теорию систем как общую теорию упрощения.

Полное понимание системы предполагает построения семейства соответствующих определений - как содержательных, так и формальных.

Системные принципы:

- целостность (несводимость свойств системы к сумме свойств составляющих ее элементов) и невыводимость из них общих свойств целого);

- зависимость каждого элемента, свойства и отношения системы от его места, функций внутри целого;

- структурность (возможность описания системы через установление ее структуры, т.е. сети связей и отношений системы);

- обусловленность поведения системы поведением ее отдельных элементов и свойствами ее структуры);

- взаимозависимость системы и среды;

- иерархичность;

- множественность описания.

 

Системный подход-направление методологии специально-научного познания и социальной практики, в основе которого лежит исследование объектов как систем.

 

Системный анализ 1) в узком смысле - совокупность методологических средств, используемых для подготовки и обоснования решений по сложным проблемам политического, военного, социального, экономического, социально-технического характера;

2) в широком смысле - синоним системного подхода.

Системный подход в кибернетике основывается на той идее, что весь мир, все, что окружает нас, состоит из взаимосвязанных и взаимодействующих систем.

Характерной стороной системного подхода и соответственно системного анализа как метода исследования является стремление учесть всю сложность, присущую системе, в частности, тесную связь между обилием фактов, определяющих ее поведение, неполную определенность поведения, развитие системы, связанное с изменением ее свойств и компонентов.

Для описания состояния и движения системы можно применять такие широко распространенные способы, как словесное описание, табличное или матричное описание математические выражения, графические способы.

 

Пространство состояний системы.

Пространством состояний системы называется пространство, каждой точке которого(так называемой изображающей точке) однозначно соответствует определенное состояние рассматриваемой динамической системы, а каждому процессу изменения состояний системы соответствует определенная траектория перемещения изображающей точки в пространстве.

Фазовое пространство- n-мерное Евклидово пространство, по осям которого откладываются значения всех n обобщенных координат рассматриваемой динамической системы.

Многомерное фазовое пространство (гиперпространство).

Область фазового пространства, за пределы которой не может выходить изображающая точка, называют областью допустимых состояний системы. Ее называют также "полем системы".Последнее включает в себя всевозможные фазовые траектории, т.е. "линии поведения" системы.

Концепция представления объектов изображающими точками в многомерном пространстве нашла широкое применение в так называемой теории распознавания образов. Она представляет раздел кибернетики, в котором разрабатываются вопросы теории и принципы построения систем, разделяющих сложные объекты и ситуации на заданные классы.

Каждый признак объекта, подлежащего опознанию, можно представить в виде некоторого численного показателя (размер, вес, угол, насыщенность цвета, количество элементов и т.д.), то описание будет сводиться к некоторому конечному набору чисел, соответствующих количественным значениям существенных признаков.

Если принять каждое из этих чисел в качестве координаты в многомерном пространстве символов, то объект будет представлен в этом пространстве точкой, или, учитывая некоторую вариабельность численных значений признаков, "компактным множеством" точек в пространстве.

Дальнейшая процедура распознавания сводится к проблеме разделения множеств, соответствующих объектам разных классов, т.е. классификации множеств.

Движение любой системы представляет некоторую последовательность изменений ее состояний.

Литература

 

1. Емельянов С.В., Ниппельбаум Э.Л. Системы, целенаправленность, рефлексия.//Системные исследования. Методологические проблемы. Ежегодник. - М.: Наука, 1981. - С.7-38.

2. Дружинин В.Б., Конторов Д.С. Проблемы системологии (проблемы теории сложных систем). С предисловием акад. Глушкова В.М. - М.: Сов. радио, 1976. - 296 с.

3. Украинцев Б.С. Кибернетика и система новых научных принципов. //Кибернетика и современное научное познание. - М.: Наука, 1976. - С. 7-20.

4. Шрейдер Ю.А., Шаров А.А. Системы и модели. - М.: Радио и связь, 1982. - 152 с.

5. Кукин В.И. Информатика: организация и управление. - М.: Экономика, 1991. - 176 с.

6. Урсул А.Д. Проблема информации в современной науке. Философские очерки. М.: "Наука", 1975. - 288 с.


9. Інформація у процесах управління та розвитку. Кібернетичні та інформаційні системи. Інформатика та кібернетика. (2 год.)

Общее и различное в информатике и кибернетике

 

 

Содержание.

 

Возникновение и история развития кибернетики.________________________________

Предмет и методы кибернетики.______________________________________________

Классы кибернетических задач._______________________________________________

История информатики.______________________________________________________

Предмет информатики.______________________________________________________

Роль информатики в современном мире._______________________________________

Общее и особенное в кибернетике и информатике._______________________________

Развитие наук на Украине.___________________________________________________

Литература.________________________________________________________________

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 2746; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.116 сек.