Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Гарантии правового положения личности

Конституционные обязанности.

1) Соблюдать конституцию и законы

2) Уважать права и свободы других лиц

3) Забота о детях и нетрудоспособных родителях

4) Получение основного общего образования

5) Забота о памятниках культуры и истории

6) Уплата налогов и сборов

7) Сохранение природы и благоприятной окружающей среды

8) Защита отечества (это долг и обязанность; долг – это моральная обязанность).

Закон от 6 марта 1996г «о воинской обязанности и военной службе». Существует также альтернативная служба.

Существует определенная сеть гарантий правового положения личности:

1) Социально – экономические гарантии (рыночная экономика, индексация пенсии)

2) Политические гарантии (политический плюрализм)

3) Идеологические гарантии (идеологический плюрализм, свобода слова)

4) Юридические гарантии (делятся на общие и специальные). Общие гарантии – это гарантии, предусмотренные законами, подлежащие судебному обжалованию. Специальные гарантии – гарантии, предусмотренные УПК, ГПК, КоАП и другими.

В СССР правовых гарантий было мало. Например, сначала в судебном порядке можно было обжаловать только 8 гарантий, при Брежневе 50, а сейчас все гарантии. Нужно создать юридические средства соблюдения правовых гарантий.

Существует 2 основных признака, на которых строятся общие юридические гарантии:

1) Нельзя издавать акты, противоречащие основным правам, закрепленным в конституции. Такой акт должен быть отменен.

2) Закон устанавливающий или отягчающий ответственность обратной силы не имеет

В 50-е годы при Хрущеве был осужден Рокотов (богатый человек, валютчик) к 9 годам лишения свободы. Об этом деле узнал Хрущев и спросил почему его не расстреляли. Ему ответили что в статье предусмотрено только до 10 лет лишения свободы. Тогда Хрущев заставил президиум исправить наказание в статье до смертной казни и Рокотова расстреляли – т.е. закон возимел обратную силу.

1. Судебная гарантия. Существует закон от 27 мая 1993г «о порядке обжалования в суд…». Суд должен рассмотреть жалобу в 10 дневный срок. От 2 мая 2006г «о порядке рассмотрения обращений граждан РФ». Обращение не только в судебные, но и в другие органы. Рассмотрение в течение 1 месяца, а в особых случаях в течение 3 месяцев. Не рассматриваются анонимные жалобы, жалобы, содержащие нецензурные выражения.если жалобу проигнорировали или заведомо неправильно рассмотрели, то можно обратиться в суд за возмещением морального материального ущерба. И наоборот, если вы заведомо непраильно сообщили сведения, то тот, о ком неправильно были предоставлены сведения, может обратиться в суд за возмещением ущерба.

2. Прокурорский надзор

3. Омбдесмен (уполномоченный по правам человека)

4. Уполномоченный по правам несовершеннолетних при президенте РФ (подчинен президенту)

В соответствии с законом «об уполномоченном по правам человека», он назначается на срок 2 года не более 2 лет подряд, его акты являются рекомендательными, он вправе посещать любые учреждения и давать рекомендации по устранению недостатков, может посылать своих представителей в суды для защиты, докладывать ГосДуме о состоянии прав человека, каждый год он обязан публиковать доклад о состоянии прав человека. Уполномоченные по правам человека работают в субъектах федерации, они не подчинены центральной власти.

Россия занимает 1 место по числу жалоб в Страсбургский суд.

Тема: Форма государства.

Форма государства отражает способ организации государственной власти. Существует 2 разновидности форм государства:

1) Демократическое

2) Авторитарное

В каждой разновидности существуют свои градации.

Основные черты, признаки развитой демократии:

1) Экономическая свобода разнообразных форм собственности и их равноправие, приоритет рыночных отношений.

2) Признание и защита прав человека как высшей ценности

3) Легитимность и демократический характер власти

4) Равенство всех перед законом и правосудием, надежная юридическая защищенность личности

5) Гражданину разрешено все, что не запрещено правом, а органам государства запрещено все, что правом не разрешено.

6) Правовая государственность, основанная на принципе разделения властей и их взаимодействии.

7) сформировавшееся гражданское общество

8) политический и идеологический плюрализм, возможность легальной оппозиции.

9) Свобода слова и печати, независимость СМИ

10) Невмешательство государства в частную жизнь граждан, их взаимные обязанности и ответственность

11) Межнациональное и межконфессиональное согласие

12) Эффективная социальная политика, обеспечивающая достойный уровень жизни людей.

Авторитарная форма.

Признаки авторитарной формы такие же как у демократической, только наоборот.

Форма государства – важная объемная конституционно- правовая категория, имеет 3 составные части:

1) Форма правления

2) Политический режим

3) Административно-территориальное устройство

 

I. Форма правления

1) На сегодняшний день существует 29 монархий

2) Республика (президентская, парламентская, смешанная)

Признаки президентской республики:

1) Президент избирается всем населением. Он одновременно является главой государства и главой правительства

2) Министры ответственны не перед парламентом, а перед президентом

3) Голос президента на заседании правительства решающий, большинство голосов не учитываются.

4) Президент и министры не могут быть членами парламента

5) Парламент не может выражать недоверие к правительству

6) Президент имеет право вето на законы, принимаемые парламентом.

7) Как правило, президент является лидером правящей партии

8) Президент не имеет право распускать парламент, а парламент не может отправлять в отставку правительство

Признаки парламентской республики (Италия, Австрия, Кения):

1) Президент избирается парламентом, он не возглавляет правительство и выполняет в основном представительские функции, практически страной управляет правительство и его председатель. Премьер- министр является основной фигурой в государстве, определяет направления государственной политики.

2) Правительство формально назначается президентом, но на самом деле он получает список членов правительства, который определяется правящей партией

3) Правительство ответственно перед парламентом, причем парламент может выразить ему недоверие и это повлечет отставку правительства.

4) Правом вето президент не пользуется. Но в отличии от президентской республики, где президент не может распустить парламент, в этом случае он может это сделать

Признаки республики смешанного типа:

1) Президент избирается народом

2) Президент назначает членов правительства

3) Президент не входит ни в одну из партий

4) Президент не входит ни в одну из ветвей власти, но стоит над ними и координирует эти ветви.

5) Президент назначает председателя правительства совместно с ГосДумой

6) Президент определяет структуру правительства вместе с председателем правительства и вместе с ним решает кадровые вопросы правительства

7) Парламент имеет возможность преодолевать вето президента

8) Парламент может отказать правительству в доверии, что может повлечь отставку правительства.

9) Правительство отчитывается пред парламентом

 

II. Политический режим – это конкретные методы осуществления политической власти

1) Демократический

2) Авторитарный

Смотреть признаки демократической и авторитарной формы государства соответственно.

Существуют общепризнанные разновидности авторитарного режима:

1) Военно-бюрократический режим

2) Военно-полицейский

3) Режим личной власти (тирания)

4) Олигархический режим – сращивается с властью крупных предпринимателей.

5) Режим радикального экстремизма

6) Клерикально - монархический режим (Саудовская Аравия)

7) Фашизм (нацизм) – крайняя степень

Отличие авторитаризма от тоталитаризма: на верхах тоталитарность, а на местах могут сохраняться элементы демократии.

Фашизм. Все разновидности до фашизма связаны с буржуазно- демократическими ценностями. А в фашизме эти ценности отрицаются. Папа Док в Гаити установил тоталитарный режим. Он сообщил, что он волшебник и его окружение это мертвецы, которые вытворяли страшные вещи с людьми. Но Папу Дока никто не называл фашистом. Фашизм вырабатывает собственную идеологию. Фашизм зародился в Италии (Муссолини). В его требованиях не было господства итальянской нации над другими народами. А Гитлер прибавил этот элемент и это называется уже нацизм. В этом отличие итальянского и немецкого фашизма.

III. Национально – государственное устройство. Национально – территориальная организация государства – это понятие включает структуру страны, форму государственных связей между центром и его частями, правовое положение этих частей, порядок их взаимодействия с центром, а также административно- территориальное деление его частей. Структура страны может быть различна. Страна может включать анклавы- части других государств; бывают также эксклавы – например калининград на территории Германии для нас эксклав.

Государственный суверенитет – это верховенство, незвисимость и самостоятельность государства в решении вопросов внутренней и международной жизни. В науке права очень много дискуссий по поводу понятия государственного суверенитета. Один академик спросил: кто знает что такое государственный суверенитет? И оказалось, что ни один из государствоведов не знает. Государственный суверенитет государство реализует в правовой сфере через свою компетенцию (через полномочия направленные на предметы его ведения), а компетенция может быть больше и меньше.

Суверенитет есть внутренне иммонентное свойство, он не обладает объединенностью, это качественный признак. А реализуется он через компетенцию, а это уже количественный признак, который может изменяться.

Национальный суверенитет – независимость, самостоятельность, верховенство нации в решении вопросов. Возникает вопрос: как поступить, если государство многонациональное и нет единства? Международное сообщество выпустило ряд документов. Право нации на суверенитет не должно привести к разрыву целостности государства. Эфиопия в своей конституции: нация может выйти из государства. Канадская конституция: провинция может выделиться, но с согласия народа (референдум). Иногда исторические, политические причины нарушают принцип невыхода наций из государства (Абхазия, Сев. Осетия). Государство, нация и народный суверенитет находятся в единстве.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Априорная оценка точности геодезических построений | Структура страны
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 521; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.02 сек.