Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Сущность и значение внебюджетных фондов

Тема 9. Внебюджетные фонды

Внебюджетные фонды государства – это совокупность финансовых ресурсов, имеющих строго целевое назначение и находящихся в распоряжении федеральных, региональных или местных органов самоуправления. Посредством формирова­ния внебюджетных фондов происходит перераспределение на­ционального дохода органами власти и управления в пользу определенных социальных групп населения и приоритетных сфер экономики.

Исторически внебюджетные фонды создавались двумя путями:

1) выделением из бюджета определенных особо значимых расходов и созданием специальных фондов для их финан­сирования;

2) формированием фондов с собственными источниками до­ходов.

Внебюджетные фонды имеют всегда строго целевое назна­чение и управляются автономно от бюджета.

Средства внебюджетных фондов являются государственной либо муниципальной собственностью. При превышении дохо­дов над расходами фондов средства этих фондов используются на возвратной основе для покрытия бюджетного дефицита.

Большинство фондов создаются в процессе перераспреде­ления национального дохода с помощью специальных налогов, сборов, займов, а также выделения средств из бюджета. Бюд­жетные средства переводятся в фонды в виде субсидий и суб­венций. Внебюджетные фонды могут привлекать и заемные средства для решения конкретных задач.

Внебюджетные фонды в России созданы в соответствии с Законом РСФСР «Об основах бюджетного устройства и бюд­жетного процесса в РСФСР» от 17 октября 1991 г.

Главная цель их создания – необходимость выделения чрезвычайно важных для общества расходов и обеспечение их самостоятельными источниками дохода. Внебюджетные фонды подразделяются на фонды соци­ального и экономического назначения.

Внебюджетные социальные фонды. В Российской Феде­рации к фондам социального назначения относятся:

1) Пенсионный фонд РФ;

2) Фонд социального страхования РФ (ФСС);

3) Федеральный фонд и территориальные фонды обязатель­ного медицинского страхования (соответственно ФФОМС и ТФОМС).

До 2001 г. существовал также Государственный фонд заня­тости населения РФ. Эти фонды созданы для того, чтобы обеспечить конституционные права граждан Российской Федера­ции на получение пенсий, социального пособия в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, на охрану здоровья и медицинскую помощь, защиту от безработицы и т.п.

Внебюджетные экономические фонды – это отраслевые и межотраслевые фонды научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок (фонды НИОКР), фонды развития жилищной сферы и т.д.

Начиная с 1999 г. многие фонды, прежде всего экономического назначения, были консолидированы с бюджетами (федеральные внебюджетные фонды – с федеральным бюджетом, региональные внебюджетные фонды – с региональными бюджетами).

Классификация внебюджетных фондов по правовому положению. По правовому положению фонды делятся на го­сударственные и местные.

Первые находятся в распоряжении органов государствен­ной власти или в распоряжении властей субъектов Федерации; вторые – в распоряжении органов местного самоуправления.

Внебюджетные фонды, являющиеся государственными, формируются за счет таких источников, как:

- социальный налог;

- налоги, установленные для соответствующего фонда;

- целевые отчисления в соответствующий фонд;

- средства бюджета;

- отчисления от прибыли организаций;

- займы, полученные фондом у Центрального банка Россий­ской Федерации или коммерческих банков;

- прибыль от коммерческой деятельности, осуществляемой фондом;

- добровольные взносы граждан и организаций.

В последние годы в РФ наметилась тенденция по ликвида­ции внебюджетных фондов. Это происходит на всех уровнях бюджетной системы и касается всех видов внебюджетных фондов как экономического, так и социального назначения.

Существует ряд других социальных, экономических и научно-технических внебюджетных фондов. К ним относятся:

1) Федеральный фонд социальной поддержки населения;

2) Федеральный фонд поддержки малого предприниматель­ства;

3) Государственный фонд конверсии;

4) Фонд содействия развитию малых форм предприятий в на­учно-технической сфере.

Эти фонды были образованы соответствующими законами и поэтому аккумулируют бюджетные средства. Их отличие от социальных фондов в том, что они не имеют надежной доход­ной базы в виде обязательных платежей.

Помимо бюджетных средств, перечисленные внебюджет­ные фонды аккумулируют различные другие средства, не за­прещенные законодательством:

- стоимость дооценки оборотных средств предприятий;

- отчисления от себестоимости;

- коммерческие источники по тем фондам, которым разре­шена коммерческая деятельность и другие источники.

Закон РФ «Об основах бюджетных прав и прав по форми­рованию и использованию внебюджетных фондов представи­тельных и исполнительных органов государственной власти республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга, органов местного самоуправления» пред­оставил перечисленным в наименовании Закона субъектам соответствующие права в области создания внебюджетных фондов. Законом в качестве доходных источников уста­новлены:

- добровольные взносы и пожертвования граждан, пред­приятий, учреждений и организаций на соответствующие цели;

- суммы штрафов за загрязнение окружающей среды и нерациональное использование природных ресурсов и другие нарушения природоохранительного законодательства, са­нитарных норм и правил, а также платежей, компенсирую­щих причиненный при этом ущерб. Суммы этих штрафов и платежей используются на проведение природоохранных и оздоровительных мероприятий;

- суммы штрафов за порчу и утрату объектов историко-культурного наследия, памятников природы, находящихся в ве­дении соответствующих органов власти, другие наруше­ния законодательства об охране этих объектов, а также пла­тежей, компенсирующих причиненный при этом ущерб. Суммы этих штрафов и платежей используются на прове­дение мероприятий по восстановлению и поддержанию в сохранности объектов историко-культурного наследия;

- иные доходы внебюджетных фондов в соответствии с законодательством.

Законодательные акты предоставляют право представительным органам власти субъектов РФ самостоятельно образовывать любые внебюджетные фонды. Поэтому наряду с общераспространенными территориальными фондами существуют отдельные специфические внебюджетные фонды территорий.

Наряду с общегосударственными существуют отраслевые и межотраслевые внебюджетные фонды.

Среди всех отраслевых внебюджетных фондов значительную долю составляют фонды научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок (НИОКР).

Решениями Правительства РФ эти фонды были образованы в составе следующих организаций:

1) Федеральной службы лесного хозяйства;

2) Комитета РФ по рыболовству;

3) Комитета по гидрометеорологии и мониторингу окружаю­щей среды;

4) Комитета РФ по металлургии;

5) Комитета РФ по машиностроению;

6) Комитета РФ по химической и нефтехимической промышленности;

7) Федеральной службы геодезии и картографии;

8) Минтранса РФ;

9) Министерства путей сообщения РФ.

Источниками формирования фондов являются средства, предусматриваемые в себестоимости продукции (работ, ус­луг), выпускаемой предприятиями, объединениями и органи­зациями. Отчисления в фонды производятся исходя из уста­новленного размера в процентах к полной себестоимости то­варной продукции (работ, услуг).

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Управление государственным долгом | Фонд социального страхования
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 838; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.018 сек.