Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Отражение экономических идей смитианцев постмануфактурного периода




В ТРУДАХ А. БУТОВСКОГО И И. ВЕРНАДСКОГО [2]

Бутовский А. И. (1814 – 1890)

Александр Иванович Бутовский – директор департамента министерства финансов России, был его представителем в Лондо­не, сенатор. В 1847 г. увидел свет первый в России написанный по-русски трехтомный курс политэкономии А. Бутовского «Опыт о народном богатстве, или о началах политической экономии» (общим объемом более 1500 стр.), на десятилетие ставший единственным учебником политэкономии в стране. Хотя современники по-разному оценили этот труд (в том числе весьма критически), он представляет определенный интерес как первый учебник, имеющий ставшую в последующем классической струк­туру, содержащий ряд интересных положений, например, о бла­гах внешних и внутренних и о роли невещественных факторов производства.

Свой курс политэкономии А. И. Бутовский построил по классической схеме Ж. Б. Сэя: в первом томе рассматривалось производство, во втором – обращение и распределение, в третьем – потребление. Предмет политэкономии А. Бутовский определял довольно расширительно – как «науку о народном богатстве, ис­ключительно посвящающую себя изучению средств, с помощью которых люди, в обществе живущие, достигают возможного бла­госостояния...» Он относил политэкономию, наряду с философией, эстетикой, нравоучением (этикой) и правоведением, к нравст­венно-политическим наукам и требовал внесения в нее морально­го начала.

Заслуживают внимания высказанные в книге А. И. Бутов­ского положения о благах внешних и внутренних; о капитале («самобытном, поземельном и нравственном»); о значении про­мыслов, производящих невещественные блага, к которым он относил здравоохранение, образование, художественные промыс­лы; о необходимости «применения производительных сил народ­ных к наделению общества благами внутренними».

В конце третьего тома А. И. Бутовский посвятил несколько страниц критике социализма и коммунизма, выступая против «водворения» равенства «путями искусственными и насильственны­ми». И хотя в последующем в работах других авторов эта критика носила более основательный и развернутый характер, подход А. И. Бутовского, как одного из первых критиков социализма, за­служивает определенного интереса и потому приводится в дан­ной работе. Заслуживает внимания и достаточно взвешенное мне­ние А. Бутовского о русской общине, высказанное им накануне реформы 1861 г. Фрагменты из его работы на эту тему – статьи «Общинное владение и собственность» – также приводятся ниже. Курсив по всему тексту принадлежит автору.

Вернадский И. В. (1821 – 1884)

Иван Васильевич Вернадский родился в Киеве, в семье не­богатых дворян Черниговской губернии. По окончании Киевско­го университета Св. Владимира и после недолгого периода учи­тельства в 1843 г. он был послан для продолжения учебы за гра­ницу, где пробыл три года. По возвращении стал профессором политической экономии Киевского университета. В 1847 г. защи­тил магистерскую диссертацию на тему: «Очерк теории потреб­ностей», а в 1849 г. – докторскую «Критико-историческое иссле­дование об итальянской политико-экономической литературе до начала XIX века». В 1850 г. стал работать на кафедре политэконо­мии Московского университета; в 1856 г. переведен в Петербург и до 1867 г. был чиновником особых поручений при минист­ерстве внутренних дел. С этой должностью он сочетал препода­вание в Главном педагогическом институте и Александровском лицее. В 1867-1876 гг. состоял управляющим конторой Государ­ственного банка в Харькове, где был также председателем обще­ства взаимного кредита и товарищем председателя статистиче­ского комитета. Основал и редактировал журналы «Экономиче­ский указатель» (1857-1861 гг.) и «Экономист» (1858-1864 гг.). Умер в 1884 г. в Петербурге.

Жена И. Вернадского – Мария Николаевна Вернадская (урожденная Шагаева) (1831-1860) – первая русская женщина-экономист, написавшая немало работ по популяризации основ­ных начал политической экономии (иногда в форме притч с опре­деленной экономической моралью), о проблемах женского труда и положении женщин.

Сын И. Вернадского от второго брака – Владимир Ивано­вич Вернадский (1863-1945) – известный ученый-естествоиспытатель, академик, автор работ по философии естествознания и науковедению.

В области политэкономии И. Вернадский примыкал к анг­лийским классикам и школе Ж. Б. Сэя. Он был последователь­ным сторонником так называемой «манчестерской школы» в эко­номической политике, основное положение которой требовало полного невмешательства государства в хозяйственную жизнь и распространения принципов свободной конкуренции на все сто­роны хозяйственной деятельности, в том числе и на отношения между трудом и капиталом.

И. Вернадский был активным противником крепостниче­ства, выступал против проектов освобождения крестьян посред­ством высоких выкупных платежей. Отрицательно относился к социализму и общинному земледелию. По этому вопросу он вел острую полемику с Н. Г. Чернышевским. Статьи И. Вернадского «О поземельной собственности» были опубликованы в журнале «Экономический указатель» (№ 22, 25, 27 и 29 за 1857 г.). Глав­ный тезис И. Вернадского состоял в следующем: «поземельное общественное владение наименее рационально из всех видов об­щественного пользования, что доказывается уже тем, что оно везде исчезло с развитием потребностей и образования». Общин­ный принцип пользования землей, подчеркивал И. Вернадский, «отнимает право хозяйственной инициативы от частного лица и передает его общине», он делает невозможной «свободу перехода участков земли из рук в руки, что необходимо для рациональной организации самого хозяйства».

Основные работы И.Вернадского: «Очерк теории потреб­ностей» (СПб., 1847), «Критико-историческое исследование об итальянской политико-экономической литературе до начала XIX века» (М., 1849); «Очерки истории политической экономии» (СПб., 1858); «О мене и торговле» (СПб., 1865). Кроме того, он перевел и прокомментировал часть работы А. Шторха «Курс по­литической экономии, или Изложение начал, обусловливающих народное благоденствие» (СПб., 1881).

Одна из главных экономических работ И.Вернадского – «Проспект политической экономии» (СПб., 1858) – представля­ет собой развернутую программу курса политической экономии в том виде, как она излагалась в то время автором студентам. По­сле исторического очерка науки политэкономии в ней помещены разделы о потребностях и труде, о труде как источнике производ­ства, теории доходности и цены, о заработке, потреблении, кредите и финансах. Из содержания «Проспекта» следует, что И. Вернадский был сторонником трудовой теории стоимости, на ос­нове которой пытался объяснить источники всех доходов. Более того, сам предмет политической экономии он определял так: «По­литическая экономия, как наука, в настоящий момент своего раз­вития, есть по преимуществу теория труда, или теория ценности» (с. 1). И далее: «В политической экономии господствуют два на­правления: положительное и отрицательное. Первое имеет в виду преимущественно все общество; второе более отдельные лица. Экономические понятия древних и меркантилизм принадлежат к первому; физиократия и школа А. Смита ко второму».

В отличие от А. Бутовского И. Вернадский считал, что стоимость создается только трудом, поскольку капитал сам явля­ется «накопленным трудом» и предъявляет претензию на часть созданной стоимости только по праву «владения». «Владение и труд составляют главные условия образования ценностей и осно­вание всякого правильного хозяйства (здесь и далее курсив ав­тора) как системы экономической деятельности» (с. 40).

По мнению И. Вернадского, «заработок необходимо равен ценностям, употребляемым для органической поддержки деяте­лей, орудий труда (работников); но различные паи, приходящие­ся на долю каждого из них, зависят от состояния на них запроса и предложения» (с. 37). «Под именем «органической поддержки» деятелей труда разумеем, кроме удовлетворения их прямых об­щественных и местных потребностей, также и доставление воз­можности продолжения их существования, как рода, т. е. извест­ную затрату на их специальное образование в массе» (с. 38). И. Вернадский предугадал тенденцию развития денег при капита­лизме; он писал: «Высшее экономическое развитие предполагает принятие за деньги – идеальной единицы кредита» (с. 41). «Народ­ный доход состоит в массе новых годностей, появившихся в стране в известный период времени, или есть то увеличение, ко­торому подверглись все ценности страны в течение известного времени вместе с теми вещностями, которые получили ценность впервые» (с. 48).

Некоторые современные исследователи считают, что И. Вернадского можно признать первым в России историком эконо­мической мысли, попытавшимся в своей работе «Очерк истории политической экономии» осуществить классификацию и система­тизацию направлений экономической науки. Всю ми­ровую экономическую науку, начиная с древнейших времен, он предлагал делить на два больших направления – положительное и отрицательное. Первое включает тех, кто считает, что экономиче­ское развитие зависит от положительной, т. е. активной роли госу­дарства (сторонники меркантилизма, протекционизма и социа­лизма). Второе, напротив, рекомендует полагаться на естествен­ные законы развития и отрицает вмешательство государства в экономику (либо ограничивает его узкими рамками) (физиократы и сторонники А. Смита). Себя И. Вернадский относил ко второму направлению. Спасение России И. Вер­надский видел не в коллективизме и общинности, а в быстром хо­зяйственном подъеме, что позволит ей избежать «западных болез­ней» и одновременно социализма с его опасными фантазиями.

В «Очерках» представлен большой круг экономистов раз­личных направлений, в том числе российских. Как писал И. Вер­надский, его цель состояла в том, чтобы «сколько-нибудь ознако­мить русских читателей с именами, не всегда громкими, добросо­вестных тружеников науки». Дается краткая справка об авторе и его основных работах. Ниже приводится текст авторского введе­ния к «Очеркам».

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

 

ОСОБЕННОСТИ КРИТИКИ МАРКСИСТСКОГО УЧЕНИЯ В ТРУДАХ М. И. ТУГАН-БАРАНОВСКОГО, П. Б. СТРУВЕ и С. Н. БУЛГАКОВА [3]

 

Туган-Барановский М. И. (1865 – 1919)

Михаил Иванович Туган-Барановский родился в 1865 г. в д. Соленое под Харьковом в семье отставного штаб-ротмистра гу­сарского полка, принадлежавшей к старинному роду польских татар. В 1883 г. поступил на физико-математический факультет Петербургского университета. Учась в университете, сблизился с кругом своего однокурсника Александра Ульянова; в ноябре 1886 г. принимал участие в манифестации у Казанского собора, за что был арестован и выслан из Петербурга в Харьков, по месту жи­тельства родителей. В 1888 г. сдал экзамен на степень кандидата естественного и юридического факультетов Харьковского уни­верситета. Главным предметом научного интереса М. И. Туган-Барановского стала политэкономия. Первая его печатная работа – статья «Учение о предельной полезности хозяйственных благ, как причине их ценности» – появилась в 1890 г. Затем в 1891-1892 гг. последовали книги о П. Ж. Прудоне и Дж. С. Милле. В 1894 г. М. И. Туган-Барановский с блеском защитил в Московском уни­верситете магистерскую диссертацию о промышленных кризи­сах, что сделало его имя известным. Активно сотрудничал с жур­налом «Мир Божий» и в других изданиях. В этот период он был одним из ведущих представителей легального марксизма, что не мешало ему критиковать отдельные положения теории К. Мар­кса. В 1897-1899 гг. вместе с П. Б. Струве редактировал теорети­ческие социал-демократические журналы «Новое слово» и «Нача­ло». В 1895 г. М. И. Туган-Барановский становится приват-доцен­том Петербургского университета, откуда в 1899 г. был уволен за политическую неблагонадежность. В том же году опубликовал статью «Основная ошибка абстрактной теории капитализма Маркса», в которой впервые открыто заявил о своем несогласии с эко­номической теорией К. Маркса.

В 1901 г. М. И. Туган-Барановский был выслан из Петер­бурга за участие в демонстрации студентов; в изгнании жил в се­мье своих друзей Русиновых в Лохвицком уезде Полтавской гу­бернии. Здесь он занимался углубленным изучением философии, принимал участие в деятельности Полтавского губернского зем­ского комитета, в организации местных ссудо-сберегательных то­вариществ; написал книгу «Очерки по новейшей истории полит­экономии» (1903), в которой провозгласил свой окончательный разрыв с ортодоксальным марксизмом. В 1905 г. М. И. Туган-Ба­рановский вернулся на кафедру Петербургского университета; в 1905-1907 гг. участвует в работе партии кадетов, а с 1908 г.- в ру­ководстве Комитетом о ссудо-сберегательных товариществах, ре­дактируя при этом журнал комитета «Вестник кооперации». С ле­та 1917 г. М. М. Туган-Барановский жил на Украине, был минист­ром финансов в правительстве Украинской Центральной Рады; стал организатором Украинской академии наук; был избран дека­ном юридического факультета Киевского университета и предсе­дателем Центрального кооперативного украинского комитета и Украинского научного общества экономистов; редактировал журнал «Украинская кооперация». В начале 1919 г. председатель Ук­раинской Директории предложил ему возглавить финансовую миссию, направлявшуюся во Францию. В распоряжение семьи М. И. Туган-Барановского был выделен вагон первого класса. По дороге в Одессу он скончался; похоронен в Одессе.

Очень интересный биографический очерк М. И. Туган-Барановского, написанный его внуком Д. М. Туган-Барановским, помещен в выпущенной в 1997 г. книге: Туган-Барановский М. И. Избранное: Русская фабрика в прошлом и настоящем: Ист. разви­тие русской фабрики в XIX в. (М.: Наука. – 735 с.).

Творческое наследие М. И. Туган-Барановского богато и разнообразно, поскольку он живо откликался на самые актуаль­ные проблемы, которые ставила перед экономической наукой жизнь. М. И. Туган-Барановский, по словам его ученика Н. Д. Кондратьева, «в области экономической теории был первым, кто за­ставил европейскую мысль серьезно прислушаться к движению ее на Востоке Европы, в России». Он разработал ряд оригиналь­ных теорий по наиболее актуальным в его время проблемам по­литэкономии, нередко предвосхищая идеи, получившие развитие в работах экономистов последующих поколений и не утратившие своей значимости и сегодня. К числу таких теорий относятся в первую очередь теории рынков и кризисов; теории распределе­ния; работы социализме и кооперации.

Первой крупной работой М. И. Туган-Барановского стала книга «Промышленные кризисы в современной Англии, их причины и влияние на народную жизнь» (1894), в основу ко­торой была положен текст его магистерской диссертации. В по­следующие годы эта работа выходила в переработанном виде не­сколькими изданиями. Последнее четвертое издание книги «Пе­риодические промышленные кризисы. История английских кри­зисов. Общая теория кризисов» вышло в 1923 г. в Смоленске. В ней три раздела: «История кризисов», «Теория кризисов» и «Социальное значение кризисов».

Ниже приводятся отрывки из этой работы, в которых формулируются некоторые выводы относительно причин периодических кризи­сов при капитализме. Здесь и далее курсив принадлежит автору.

 

Струве П. Б. (1870 – 1944)

Струве Петр Бернгардович родился 7 февраля 1870 г. в Перми в семье губернатора (немца по происхождению), его дед был известным астрономом, основателем и первым директором Пулковской обсерватории в Петербурге. В 1889 г. П. Б. Струве поступил на естественный факультет Петербургского универси­тета, а через год перевелся на юридический факультет. В 1891-1892 гг. учился у видного австрийского юриста и социолога про­фессора Л. Гумпловича (университет в Граце), оказавшего на не­го заметное влияние. В 1891 г. начал общественную деятельность среди легальных (иначе – литературных) марксистов, выступая на страницах печати с популяризацией некоторых положений мар­ксизма. В 1894-1897 гг. П. Б. Струве редактировал журнал «Новое слово», в 1899 г. – «Начало» и в 1897-1901 гг. – «Жизнь», где пуб­ликовал статьи по различным вопросам политической экономии. Некоторое время П. Б. Струве активно сотрудничал с русскими марксистами и социал-демократами – Г. В. Плехановым, В. И. Ле­ниным и др., хотя всегда высказывал критические взгляды по от­дельным положениям марксизма. П. Струве был участником Ме­ждународного социалистического конгресса в Лондоне (1896) и 1 съезда РСДРП в Минске (1898), написал «Манифест РСДРП»; под его редакцией в 1898 г. вышел первый том «Капитала» К. Маркса.

В июне 1902 г. в Штутгарте под редакцией П. Б. Струве вышел первый номер журнала «Освобождение», который ставил своей целью объединить сторонников конституционных преобра­зований в России. В 1902-1903 гг. П. Б. Струве работал над проек­том программы конституционно-демократической Партии народ­ной свободы, которая предусматривала проведение целого комплекса реформ.

В октябре 1905 г. П. Б. Струве вошел в состав ЦК новой Конституционно-демократической партии (кадеты), хотя по мно­гим вопросам его взгляды и не совпадали с взглядами ее руково­дителей. Весной 1906 г. он был избран от партии кадетов депута­том второй Государственной думы, видя в этой деятельности путь к обновлению России. В 1907 г. стал соредактором, а затем единоличным редактором крупнейшего ежемесячника «Русская мысль». В 1906-1917 гг. П. Б. Струве преподавал политэкономию в Петербургском политехническом институте; в 1913 г. защитил магистерскую диссертацию по политэкономии на тему «Хозяйст­во и цена». В 1909 г. он был одним из инициаторов выпуска сбор­ника «Вехи», в котором приняли участие такие известные пред­ставители русской общественной мысли, как Н. А. Бердяев, С. Н. Булгаков, А. С. Изгоев и др. В своей статье «Интеллигенция и ре­волюция» П. Б. Струве писал о необходимости религиозно-мета­физических основ мировоззрения, выступая против революцион­но-максималистских устремлений русской радикальной интелли­генции. В 1915 г. он вышел из состава ЦК партии кадетов и воз­главил Комитет по ограничению торговли с неприятелем. С 1916 г. П. Струве – почетный доктор права Кембриджского универси­тета; в 1917 г. в Киевском университете он защитил докторскую диссертацию и в том же году был избран действительным членом Российской Академии наук по отделу политэкономии (исключен в 1928 г.).

Полное отвержение большевизма и осознание необходи­мости борьбы с ним определили дальнейшую жизнь и деятель­ность П. Б. Струве, начавшего вести активную антисоветскую деятельность; он участвовал в работе Особого совещания при Деникине, был членом правительства П. А. Врангеля. До 1920 г. он нелегально жил в Москве, Петрограде, Новгородской области и Вологде, тайно выезжал за границу, снова возвращался в Рос­сию и наконец покинул ее навсегда. С осени 1928 г. жил в Бел­граде, был членом основанного там Русского научного института, занимался научной работой в области философии, политэкономии и лингвистики. Умер 26 февраля 1944 г. в Париже.

Первая книга П. Б. Струве «Критические заметки к во­просу об экономическом развитии России», вышедшая в 1894 г., выдвинула его в авангард молодых экономистов России. В ней автор полемизировал с народниками, разоблачая их социологиче­ское и экономическое мировоззрение как «идеализацию натураль­ного хозяйства и примитивной экономической самостоятельно­сти». По словам П. Б. Струве, из работ идеологов народничества следовало «только одно, что Россия – страна недостаточно культурная и что по рецептам радетелей «народного производства» ей надлежит всеми силами бороться за свою некультурность» (с. 96). В противоположность этому сам Б. П. Струве утверждал, что «Россия не может оставаться страной исключительно земледель­ческой» и что она «должна развивать у себя промышленный капи­тализм» (с. 245). Чтобы выйти из «нашего экономического убожества», «Россия из бедной капиталистической страны должна стать богатой капиталистической же страной (здесь и далее курсив автора). Этот исторически необходимый процесс оченьтруден – в силу нашей культурной и экономической отсталости» (с. 250).

Нет, признаем нашу некультурность и пойдем на выучку к капитализму» (с.287-288).

В 1902 г. в Петербурге П. Б. Струве опубликовал сборник статей«На разные темы», выступив в нем против нетерпимости марксизма, который, по его словам, «мнит себя обладающим без­ошибочным знанием единственно действительных, а потому пра­вильных средств для достижения данной практической цели – общественной справедливости» (с. 294).

В 1915 г. в сборнике статей по общественным и военным вопросам «Великая Россия» была опубликована статья П. Б. Стру­ве « Экономическая проблема «Великой России»: Заметки экономиста о «воине и народном хозяйстве».

Указывая на необходимость решения экономической про­блемы «Великой России», П. Б. Струве пишет: «Способы ее разре­шения многообразны; самое разрешение этой проблемы может быть лишь результатом параллельного и дружного действия част­ной инициативы и государственной политики. Но тот дух, кото­рым нация должна проникнуться для того, чтобы в области хо­зяйственной создать «Великую Россию», ясен. Это – дух нацио­нального европеизма, дух творческого, уверенного в себе нацио­нального строительства на общечеловеческих началах. Такое строительство будет созидать здание «Великой России, освобож­дая Россию от черных пятен зараженного прошлого и дисципли­нируя свободных людей. Старое русское Imperium создавалось «крепостными» средствами; новое может быть построено только свободными людьми на освобожденной почве, в здоровом состя­зании всех живых сил, переросших опеку вне общества и народа стоящей власти» (с. 151-152).

В ста­тье «Исторический смысл русской революции и национальные за­дачи», опубликованной в вышедшем в 1918 г. и переизданном в 1990 г сборнике «Из глубины», П. Б. Струве писал: «Русская ре­волюция оказалась национальным банкротством и мировым позором – таков непререкаемый морально-политический итог пе­режитых нами с февраля 1917 г. событий» (с. 235).

Экономические взгляды П. Б. Струве в наиболее полном виде изложены в его книге « Хозяйство и цена: Критические ис­следования по теории и истории хозяйственной жизни»(1913), написанной на основе текста магистерской диссертации. В этой работе анализ теоретических понятий и категорий сопро­вождается экскурсом в историю хозяйства различных стран, кон­кретными примерами и рекомендациями. В ряде последующих работ («Историческое введение в политическую экономию» (1916), «Проблема капитала в системе политической экономии, построенной на понятии цены» (1917) и др.) развиваются или по­пулярно излагаются положения из книги «Хозяйство и цена».

Исходя из того, что политэкономия должна изучать и описывать факты, П. Б. Струве считал главной категорией экономической науки категорию це­ны, данной как факт, как видимое явление. «Цена и абстрактно есть основная (междухозяйственная) категория, и конкретно она есть основное данное, из которого строится вся экономическая действительность» (с. 70).

Он отрицал нали­чие проблемы распределения на том основании, что любой «де­леж предполагает наличность делимого и делителя», тогда как в реальной действительности делимое отсутствует. «Процесс сло­жения доходов не есть распределение, а есть процесс образова­ния цен, и доходы суть не доли заранее данного целого, а суть об­разующиеся из цен денежные величины, суммирование которых составляет то, что называется общественным продуктом или общественным доходом».

Ниже приводятся некоторые основные положения работы П. Б. Струве «Хозяйство и цена».

Булгаков С. Н. (1871 – 1944)

Булгаков Сергей Николаевич – известный философ, эконо­мист, богослов и публицист – родился в 1871 г. в г. Ливны Орлов­ской губернии в семье священника. Его предки, в течение шести поколений были священниками. Жизнь в провинциальном городе и религиозное воспитание оказали большое влияние на формиро­вание личности и мировоззрения С. Н. Булгакова, который учился сначала в духовном училище в Ливнах, а затем три года в Орлов­ской духовной семинарии. Как он сам писал в «Автобиографии», учась в гимназии, пережил «религиозный кризис» и «с 14 лет при­мерно до 30 лет блудный сын удалился в страну далеку... «(с. 34). Сделавшись, по его словам, «жертвой мрачного революционного нигилизма», С. Н. Булгаков оставил семинарию и продолжил об­разование в Елецкой гимназии, а затем на юридическом факуль­тете Московского университета, по окончании которого в 1894 г. был оставлен (по рекомендации профессора А. И. Чупрова) на ка­федре политэкономии и статистики для подготовки к профессор­скому званию. В 1897 г. выпустил свою первую книгу «О рынках при капиталистическом производстве», которая целиком была по­строена на цитатах из К. Маркса и носила популяризаторский ха­рактер. После сдачи магистерского экзамена в 1898 г. С. Н. Булга­ков был направлен в двухлетнюю командировку в Германию для продолжения научной работы. Именно здесь начинается его от­ход от марксизма, и в последующем в его работах «все победнее стал звучать голос религиозной веры». Свой резкий поворот «от марксизма к идеализму» сам С. Н. Булгаков объяснял двумя при­чинами: любовью к Иисусу Христу, привитой ему с детства, и ду­ховным влиянием Ф. М. Достоевского и Вл. Соловьева.

Как вспоминал сам С. Булгаков, «я возвратился из-за границы уже с разложившимся марксизмом, который оказался для меня кратковременной болезнью юности и переходной стадией на моем окружном пути к совершенно иному, религиозному ми­ровоззрению». В 1900 г., вернувшись в Россию, С. Н. Булгаков опубликовал книгу «Капитализм и земледелие», по которой в 1901 г. защитил магистерскую диссертацию по политэкономии. С 1901 г. С. Н. Булгаков – профессор политэкономии в Киевском по­литехническом институте, а с 1906 г. – доцент Московского уни­верситета. В 1911 г. с группой других преподавателей универси­тета он вышел в отставку в знак протеста против нарушения пра­вительством университетской автономии. В 1904 г., окончательно порвав с марксизмом, написал книгу «От марксизма к идеализ­му». В том же году С. Н. Булгаков и Н. А. Бердяев решили изда­вать собственный журнал; сначала они приобрели «Новый путь», а затем основали журнал «Вопросы жизни». В марте 1905 г. по инициативе С. Н. Булгакова в Москве создается Религиозно-фило­софское общество памяти Вл. Соловьева, в 1906 г. участвует в создании Союза христианской политики, а в 1907 г. избирается депутатом во вторую Государственную думу от Орловской губер­нии как беспартийный «христианский социалист». Получив из­вестие о Манифесте 17 октября 1905 г., С. Н. Булгаков принимает участие в студенческой демонстрации, но в какой-то момент, по его признанию, «почувствовал совершенно явственно влияние антихристового духа». С этого момента вчерашний «непримиримый враг самодержавия» становится монархистом. «Становилось оче­видно, – пишет он в «Автобиографии», – что революция губит и погубит Россию. Но не менее ясно было для меня тогда, что ее не менее верно губит и самоубийца на престоле, первый деятель ре­волюции Николай II. И из этого рокового кольца революции, в котором боговенчаный монарх в непостижимом ослеплении и че­ловеческом слабоволии подавал руку революции, казалось, не было выхода».

В 1909 г. С. Н. Булгаков принял участие в сборнике «Ве­хи», в котором были осмыслены уроки революции 1905 г. В этой революции С. Н. Булгаков увидел симптомы очень многих опас­ных болезней, которые через несколько лет поставят Россиюна грань катастрофы.

В 1910 г. вместе с Е. Трубецким, Н. Бердяевым и В. Эрном С. Н. Булгаков организует в Москве книжное издательство «Путь», в котором выходят два его основных сочинения: «Два града» (1911) и «Философия хозяйства»(1912). По последнему он защищает док­торскую диссертацию. К этому времени его популярность в широ­ких кругах русской интеллигенции достигает наивысшего уровня.

Революцию 1917 г. С. Н. Булгаков, по его признанию, «пе­режил трагически, как гибель того, что было для меня самым до­рогим, сладким, радостным в русской жизни, как гибель любви». В июне 1918 г. в Москве в Свято-Даниловом монастыре С. Н. Бул­гаков принял сан священника, был избран членом Высшего Цер­ковного Совета и вскоре исключен из профессоров политэконо­мии. В 1919 г. он поехал за семьей в Крым, но вернуться в Моск­ву уже не смог. Какое-то время он был профессором политэконо­мии и богословия в Симферопольском университете, откуда так­же был исключен «по причине священства». В 1922 г. советское правительство приняло решение о высылке его из России в соста­ве группы из более ста ученых, писателей и общественных деяте­лей, обвиненных во враждебном отношении к советскому режиму. Сначала С. Н. Булгаков поселился в Праге, а затем переехал в Париж, где с 1925 г. возглавлял кафедру догматического богосло­вия в Парижском православном духовном институте, в создании которого он принимал участие. Умер в 1944 г. в Париже от кровоизлияния в мозг, похоронен на русском кладбище в Сент-Женевьев-де-Буа.

В 1906 г. специально для «Религиозно-общественной биб­лиотеки» С. Н. Булгаков написал «Краткий очерк политической экономии: Основные черты современного хозяйственного строя».

Особый интерес представляет его характеристика типов капитализма, в том числе российского капитализма, как бюрократического, звучащая весьма современно, поскольку ее с полным основанием можно отнести и к нынешней экономике России.

ПРИЛОЖЕНИЕ 4

 

ОСОБЕННОСТИ КРИТИКИ ИДЕЙ УТОПИЧЕСКОГО СОЦИАЛИЗМА В ТРУДАХ В. А. МИЛЮТИНА И Э. Р. ВРЕДЕНА [4]




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 540; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.04 сек.