Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Подробно рассмотрим данную иерархическую структуру

Действие - это основная единица анализа деятельности. Э то процесс, направленный на реализацию цели. Т.обр., в определение действия входит еще одно понятие, которое необходимо определить, - цель - э то образ желаемого результата, т.е. того результата, который должен быть достигнут в ходе выполнения действия. Здесь имеется в виду сознательный образ результата: этот образ удерживается в сознании все то время, пока осуществляется действие, поэтому цель всегда сознательна.

Вопрос в аудиторию: А можно ли что-то делать, не представляя себе конечного результата?

Например, «бесцельно блуждая по улицам», человек может оказаться в незнакомой части города. Он не знает, как и куда попал, а это и означает, что в его представлении не было конечного пункта движения, т.е. его цели. Однако бесцельная активность человека скорее артефакт его жизнедеятельности, нежели типичное ее проявление.

Поскольку действие - основная единица анализа психической жизни человека, предлагаемая теорией деятельности, необходимо подробнее рассмотреть главные особенности данной единицы.

Характеризуя понятие «действие», можно выделить следующие 4 момента: 1) действие включает в качестве необходимого компонента акт сознания в виде постановки и удержания цели. Но данный акт сознания не замкнут в самом себе, а «раскрывается» в действии.

2) действие - это одновременно и акт поведения. Следовательно, теория деятельности сохраняет также достижения бихевиоризма, делая объектом изучения внешнюю активность человека. Однако в отличие от бихевиоризма она рассматривает внешние движения в неразрывном единстве с сознанием. Ведь движение без цели - это скорее несостоявшееся поведение, чем его подлинная сущность.

3) через понятие действия теория деятельности утверждает принцип активности, противопоставляя его принципу реактивности. Эти принципы различаются по тому, где согласно каждому из них должна быть помещена исходная точка анализа деятельности: во внешней среде или внутри организма (субъект).

4) понятие действия выводит деятельность человека в предметный и социальный мир. Дело в том, что «представляемый результат» действия м. б. любым, а не только биологическим, как, например, получение пищи, избегание опасности и т.д. Это может быть производство какого-то материального продукта, установление социального контакта, получение знаний и др.

Вернемся к связке цель - действие (Ц-Д). Цель задает действие, действие обеспечивает реализацию цели. Через характеристику цели можно характеризовать и действие. Анализируя цели человека можно отметить их чрезвычайное разнообразие, а главное, разномасштабность. Есть крупные цели, которые членятся на более мелкие, частные цели, те, в свою очередь, могут дробиться на еще более частные цели и т.д. Соответственно всякое достаточно крупное действие представляет собой последовательность действий более низкого порядка с переходами на разные ступени иерархической системы действий. Пример: предположим, вы хотите позвонить в другой город. Чтобы осуществить это действие (I пор-ка), вам нужно совершить ряд частных действий (II пор-ка): отправиться на переговорный пункт, найти подходящий автомат (если существует автоматическая связь с вашим городом), занять очередь, приобрести телефонные жетоны и т.п. Попадая в кабину, вы должны осуществить следующее действие в этом ряду: соединиться с абонентом. Но для этого вам придется выполнить ряд еще более мелких действий (III пор-ка): опустить монету, нажать кнопку, дождаться гудка, набрать определенную цифру и т.д.

Все сказанное до сих пор относилось к тому, что человек делает. Теперь перейдем к обсуждению того, как, каким способом совершается действие. Соответственно мы обращаемся к операциям, которые образуют по отношению к действиям следующий, нижележащий уровень.

О перацией называется способ выполнения действия. Примеры: перемножить 2 двузначных числа можно в уме и письменно. Это будут 2 разные операции. Говорят, женский способ вдевания нитки в иголку состоит в том, что нитка вдвигается в ушко иголки, а мужчины, будто бы, - ушко надвигают на нитку. Это тоже разные операции, в данном случае двигательные.

Как видно, операции характеризуют техническую сторону выполнения действий, и то, что называется «техникой», ловкостью, сноровкой, относится к уровню операций.

Характер используемых операций зависит от условий, в которых совершается действие. Если действие отвечает собственно цели, то операция отвечает условиям, в которых эта цель дана. При этом под условиями подразумеваются как внешние обстоятельства, так и возможности, или внутренние средства, самого действующего субъекта.

Цель, данная в определенных условиях в теории деятельности, называется задачей. Описывая процесс решения задачи, необходимо указывать и действия, и операции, реализующие их. О действии без операций возможно говорить только на этапе планирования.

Перейдем к психологической характеристике операций. Главное их свойство состоит в том, что они мало осознаются или совсем не осознаются. Этим операции принципиально отличаются от действий, которые предполагают и сознаваемую цель, и сознательный контроль за протеканием действия. По существу, уровень операций заполнен автоматическими действиями и навыками. Характеристики навыков есть одновременно и характеристики операций.

Операции бывают 2-х родов: одни возникают путем адаптации, непосредственного подражания - практически не осознаются и не могут быть вызваны в сознании даже при специальных усилиях. Операции 2-го рода возникают из действий путем их автоматизации - находятся на границе сознания и легко могут стать актуально сознаваемыми.

В сякое сложное действие состоит из слоя действий и слоя «подстилающих» их операций. Т.к. граница, проходящая в каждом сложном действии между актуально сознаваемым и неосознаваемым не фиксирована, то может происходить подвижность границы, которая отделяет слой действий от слоя операций. Движение этой границы вверх означает превращение некоторых действий (в основном наиболее элементарных) в операции. В таких случаях происходит укрупнение единиц деятельности. Движение границы вниз означает, наоборот, превращение операций в действия, или дробление деятельности на более мелкие единицы.

Рассмотрим пример: 1) Предположим, в ходе дискуссии у вас возникла одна мысль, и вы ее высказали, заботясь в основном о ее содержании, а не о способе выражения. Вы совершили действие, которое было обеспечено многими операциями - умственными, речевыми, артикуляционными и т.д. Все вместе они реализовали действие - высказывание мысли. Но предположим, что вы не смогли для выражения мысли сразу подобрать нужного слова. Тогда вы направляете усилия на поиск его и наконец, находите. То, что раньше происходило на уровне операций (подбор слов), стало действием: граница сдвинулась вниз. 2) Наверное, каждый из вас наблюдал при изучении иностранного языка противоположную динамику: в самом начале обучения произнесение отдельного слова и даже отдельного звука - мелкое, но самостоятельное действие; на стадии же свободного владения языком практически все фонетические, лексические и грамматические проблемы решаются на уровне операций.

Очень важен вопрос о том, где в каждом конкретном случае проходит граница, отделяющая действие от операций. Но психология не нашла пока на него ответа. Наиболее точный психологический признак, различающий действия и операции - осознаваемость/неосознаваемость.

Самый низкий уровень в структуре деятельности - психофизиологические функции. Говоря о том, что субъект осуществляет деятельность, нельзя забывать, что этот субъект представляет собой одновременно и организм с высокоорганизованной НС, развитыми органами чувств, сложным опорно-двигательным аппаратом и т.п.

Под психофизиологическими функциями понимают физиологические обеспечения психических процессов. К ним относятся способности к ощущению, к образованию и фиксации следов прошлых воздействий, моторную способность и др. Соответственно, говорят о сенсорной, мнемической, моторной функциях. К этому уровню относятся также врожденные механизмы, закрепленные в морфологии НС, и те, которые созревают в течение первых месяцев жизни.

Граница между операциями-автоматизмами и психофизиологическими функциями достаточно условна, и здесь повторяется та же трудность четкого разделения соседних уровней, как и между операциями и действиями. Несмотря на это психофизиологические функции выделяются в самостоятельный уровень по причине их «организмического» характера. Они достаются субъекту деятельности от природы; он находит их в себе готовыми к использованию.

Как же «вписываются» психофизиологические функции в деятельность? Они составляют одновременно и необходимые предпосылки, и средства деятельности. Возьмем для примера память. Когда человек ставит перед собой цель что-то запомнить, то он часто использует специальные приемы, или действия, которые называются мнемическими. Иногда это логический анализ материала, иногда ассоциирование с чем-то хорошо знакомым, иногда - просто повторение. Но ни одно из этих действий не привело бы к желаемому результату, если бы субъект не обладал мнемической функцией.

Итак, можно сказать, что психофизиологические функции составляют органический фундамент процессов деятельности. Без опоры на них невозможны были бы не только выполнение действий и операций, но и постановка самих задач.

Для того чтобы ответить на вопросы: Откуда берутся цели? Что побуждает человека ставить цели и добиваться их осуществления? Нужно обратиться к таким понятиям, как потребности и мотивы.

Потребность - это исходная форма активности живых организмов. В живом организме периодически возникают определенные состояния напряженности; они связаны с объективной нехваткой веществ (предмета), которые необходимы для продолжения нормальной жизнедеятельности организма. Вот эти состояния объективной нужды организма в чем-то, что лежит вне его и составляет необходимое условие его нормального функционирования, и называются потребностями. Таковы потребности в пище, воде, кислороде и т.п.

Когда речь заходит о потребностях, с которыми рождается человек, то к биологическим потребностям нужно добавить еще две. Это 1 - потребность в контактах с себе подобными. Пример: У детей она обнаруживается в том, что они плачут, если остаются одни, тянутся к близким, ходят за ними по пятам и.т.д. Потребность в социальных контактах, или в общении, остается одной из ведущих у человека. 2-я потребность, с которой рождается человек и которая не относится к органическим, это познавательная потребность. Уже в первые часы жизни дети реагируют на воздействия и как бы исследуют их. Пример: ребенку давали соску-пустышку и соединяли ее через трубку с телевизором. Механизм действия установки был такой: если ребенок сосал соску, то экран телевизора начинал светиться, и на нем появлялось изображение - лицо говорящей женщины. Если ребенок переставал сосать, то экран гас. Ребенок был сыт. Так вот, в ходе опыта ребенок рано или поздно обнаруживал связь своих сосательных движений с изображением на экране, и тогда он начинал интенсивно сосать соску.

Теперь обратимся к связи потребностей с деятельностью. Здесь необходимо выделить 2 этапа в жизни каждой потребности. 1-й этап - период до первой встречи с предметом, который удовлетворяет потребность; 2-й - после этой встречи.

На 1-м этапе потребность, как правило, не представлена субъекту, не расшифрована для него. Он может испытывать состояние какого-то напряжения, неудовлетворенности, но не знать, чем это состояние вызвано. Со стороны же поведения потребностное состояние в этот период выражается в беспокойстве, поиске, переборе различных предметов. Пример: детский врач Спок провел исследование и выяснил, что дети, которым не хватает родительского внимания и ласки, страдают излишней полнотой. Испытывая состояние неудовлетворенности, эти дети не могут его конкретизировать и тогда начинают много есть.

В ходе поисковой деятельности обычно происходит встреча потребности с ее предметом. Процесс «узнавания» потребностью своего предмета получил название опредмечивания потребности.

В процессе опредмечивания обнаруживаются 2 важные черты потребности. 1-я заключается в изначально широком спектре предметов, способных удовлетворить данную потребность. 2-я черта - в быстрой фиксации потребности на первом удовлетворившем ее предмете.

Факт фиксации потребностей хорошо известен в практике воспитания детей. Например, в конце первого года жизни ребенка очень рекомендуется разнообразить его пищу. Иначе ребенок может зафиксироваться на одних продуктах и отказываться употреблять другие необходимые продукты.

В акте опредмечивания потребности рождается мотив. Мотив и определяется как опредмеченная потребность. Или мотив - это предмет, на который направлена деятельность или предмет потребности.

Вслед за опредмечиванием потребности и появлением мотива резко меняется тип поведения. Если до этого момента поведение было ненаправленным, поисковым, то теперь оно приобретает направленность. Оно направлено на предмет или от него - если мотив отрицательно валентен.

Множество действий, которые собираются вокруг одного предмета, - типичный признак мотива. Ведь согласно еще одному определению, мотив - это то, ради чего совершается действие. Ради чего-то человек, как правило, производит много разных действий. И вот эта совокупность действий, которые вызываются одним мотивом, и называется деятельностью, а конкретнее, особенной деятельностью или особенным видом деятельности.

Особенные виды деятельности хорошо известны: игровая, учебная, трудовая деятельности.

Уровень деятельностей четко отделяется от уровня действий. Дело в том, что один и тот же мотив может удовлетворяться набором разных действий. С другой стороны, одно и то же действие может побуждаться разными мотивами.

За одними и теми же действиями у разных людей могут стоять разные мотивы. Если мы возьмем одного конкретного субъекта, то обычно его действия побуждаются сразу несколькими мотивами.

Полимотивированность человеческих действий - типичное явление.

Как правило, один мотив главный, другие - второстепенные. Главный мотив называется ведущим, второстепенные - мотивами-стимулами: они дополнительно стимулируют основную деятельность.

Мотивы осознаются не всегда. Все мотивы можно разбить на 2 больших класса. К 1-му относятся осознаваемые мотивы - большие жизненные цели, которые направляют деятельность человека в течение длительных периодов его жизни. Это мотивы-цели. Ко 2-му - неосознаваемые - этот класс значительно больше, до определенного возраста в нем оказываются практически все мотивы.

Работа по осознанию собственных мотивов очень важна, но трудна. Она требует большого интеллектуального и жизненного опыта. По сути, это специальная деятельность, которая имеет свой мотив - мотив самопознания и нравственного самоусовершенствования.

Неосознанные мотивы могут проявляться в сознании в особой форме. Это эмоции и личностные смыслы.

Эмоции возникают лишь по поводу таких событий или результатов действий, которые связаны с мотивами. Если человека что-то волнует, значит это «что-то» затрагивает его мотивы.

В теории деятельности эмоции определяются как отражение отношения результата деятельности к ее мотиву. Если с точки зрения мотива деятельность проходит успешно, возникают положительные эмоции, если неуспешно - отрицательные.

Личностный смысл - это переживание повышенной субъективной значимости предмета, действия или события, оказавшиеся в поле действия ведущего мотива. Важно подчеркнуть, что смыслообразующей функцией выступает лишь ведущий мотив. Второстепенные мотивы порождают только эмоции, но не смыслы.

Феномен личностного смысла хорошо обнаруживается на «переходных процессах», когда до того нейтральный объект неожиданно начинает переживаться как субъективно важный. Например, дисциплина в группе начинает вас гораздо больше задевать, если вы назначаетесь старостой.

Чем интенсивнее мотив, тем больший круг предметов вовлекается в поле его действия, т.е. приобретает личностный смысл. Утрата ведущего мотива часто приводит к тяжелому переживанию потери смысла жизни.

Остановимся на вопросе развития мотивов.

При анализе деятельности единственный путь движения: от потребности к мотиву, затем к цели и действию (П-М-Ц-Д).

В теории деятельности намечен один механизм образования мотивов, который получил название механизма сдвига мотива на цель (мех-м превращения цели в мотив). Суть этого механизма в том, что цель, ранее побуждаемая к ее осуществлению каким-то мотивом, со временем приобретает самостоятельную побудительную силу, т.е. сама становится мотивом. Пример: ученик начинает охотно заниматься каким-нибудь предметом потому, что ему доставляет удовольствие общение с любимым учителем. Но со временем оказывается, что интерес к данному предмету углубился, и школьник продолжает заниматься этим предметом уже ради него самого и, может выбрать его в качестве будущей специальности.

Внутреннее содержание этого процесса - превращения цели в мотив, может произойти, если вокруг цели деятельности накапливаются положительные эмоции: т.к. например, одними наказаниями и принуждениями любовь или интерес к делу привить невозможно.

Также существует немотивированная деятельность - ее мотив скрыт, спрятан. Скрыт он м.б. объективно (мотив неосознан) и субъективно (спрятан специально).

Зачастую человек заменяет истинные мотивы своего поведения мотивировками - общественно признанными причинами поведения.

До сих пор нами обсуждалась в основном внешняя, практическая деятельность человека. С ее анализа и началась разработка теории деятельности. Но затем авторы обратились к внутренней деятельности. Это такая внутренняя работа, которая называется «умственной», которой человек занимается постоянно. Это размышления, в ходе которых человек воспроизводит (как бы проигрывает) в уме предстоящие действия. Например, ожидая какое-нибудь радостное событие, опережая время, представляет это событие уже случившимся. В результате он находит себя сидящим со счастливой улыбкой. Или когда мы в мыслях обращаемся к человеку, делясь с ним впечатлениями, представляя его реакцию или мнение, иногда ведя с ним длительный спор и даже выясняя отношения.

Впервые А.Н. Леонтьев и Л.С.Выготский указали на то, что внешняя деятельность является исходной, генетически-первичной. Внутренние действия подготавливают внешние действия. Они экономизируют человеческие усилия, давая возможность быстро выбрать нужное действие.

Внутренняя деятельность имеет то же строение, что и внешняя, и отличается от нее только формой протекания. Внутренняя деятельность, как и внешняя, побуждается мотивами, сопровождается эмоциональными переживаниями, имеет свой операционально-технический состав, т.е. состоит из последовательности действий и реализующих их операций. Разница только в том, что действия производятся не с реальными предметами, а с их образами, а вместо реального продукта получается мысленный результат.

Внутренняя деятельность произошла из внешней, практической деятельности путем процесса интериоризации.

Итак, внутренняя по своей форме деятельность, происходя из внешней практической деятельности, не отделяется от нее и не становится над ней, а сохраняет двустороннюю связь с ней.

4. Основные характеристики деятельности.

Основные характеристики деятельности - предметность, субъектность, целенаправленность, сознательность, опосредованность, социальность, продуктивность, активность, а также в качестве дополнительной характеристики можно выделить неаддитивность (не делимость, невозможность свести к сумме определенных элементов).

Специфика предметной определенности деятельности - в том, что объекты внешнего мира не воздействуют на субъекта непосредственно, а преобразуются в процессе деятельности, благодаря чему достигается большая адекватность их отражения в сознании. Предметность проявляется в социальной обусловленности деятельности человека, в ее связи со значениями, фиксированными в схемах действия, в понятиях языка, в ценностях, в ролях и социальных нормах.

Субъективность деятельности выражается в таких аспектах активности субъекта, как обусловленность психического образа прошлым опытом, потребностями, установками, эмоциями, целями и мотивами, определяющими направленность и избирательность деятельности.

Человеческая дея­тельность всегда целенаправленна (целесообразна), подчиненацели как сознательно пред­ставляемому запланированному результату, достижению которого она служит.

Сознательный характер деятельности прямо вытекает из ее целесообразности, т.к. цель всегда сознательна.

Деятельность всегда носит опосредованный характер. Процесс осуществления деятельности предполагает использование человеком определенных средств в виде всевозможных приспособлений, инструментов, орудий.

Социальность - человек не способен самостоятельно прийти к каким-либо формам деятельности или полноценно освоить их без участия других людей, даже при наличии предметов материальной и духовной культуры.

Продуктивность - деятельность всегда имеет конечный результат, продукт, произведенный субъектом или обществом.

Активность - для осуществления деятельности обязательна активность субъекта.

[Деятельность есть молярная, не аддитивная единица жизни телесного,

материального субъекта. В более узком смысле это единица жизни, опосредованная психическим отражением, реальная функция которого состоит в том, что оно ориентирует субъекта в предметном мире].

При анализе деятельности выделяются 3 плана ее рассмотрения:

1) генетический - в нем исходной формой любой человеческой деятельности является совместная социальная деятельность, а как механизм развития психики выступает интериоризация, в ходе которой происходит переход внешней по форме деятельности во внутреннюю деятельность;

2) структурно-функциональный - в основе такого рассмотрения строения деятельности лежит принцип анализа «по единицам»: разложение реальности на «единицы», содержащие в себе основные свойства, присущие ей как целому.

3) динамический - здесь при рассмотрении деятельности изучаются механизмы, обеспечивающие движение самой деятельности: надситуативная активность (выход за пределы исходных целей), определяющая саморазвитие деятельности и возникновение ее новых форм; и установка, обусловливающая устойчивость целенаправленной деятельности в изменчивой реальности.

Теперь поговорим о деятельности как предмете психологии.

Как известно предметом психологии является психика. Однако существуют взгляды многих ученых, что предметом психологии является именно деятельность или различные ее аспекты.

«На лбу» деятельности «не написано», предметом какой науки она является. В своих публикациях С.Л.Рубинштейн говорит о том, что практическая деятельность входит в предмет изучения психологии, но лишь тем особым своим содержанием, которое выступает в форме ощущения, восприятия, мышления и вообще в форме внутренних психических процессов и состояний субъекта. Деятельность входит в предмет психологии, но не особой своей «частью» или «элементом», а своей особой функцией. Это функция полагания субъекта в предметной действительности и ее преобразования в форму субъективности.

«Научная психология по всему своему содержанию не может быть ничем иным, как рядом учений о происхождении психических деятельностей» - И.М.Сеченов.

Свой предмет психологии предлагает и теория деятельности. Психология в ней определяется как «наука о законах порождения и функционирования психического отражения индивидом объективной реальности в процессе деятельности человека и поведения животных». Из этого определения видно, что «деятельность» принимается как исходная реальность, с которой имеет дело психология, а психика рассматривается как ее производная и одновременно как ее неотъемлемая сторона. Предельно упрощая, можно сказать, что предметом психологии является психически управляемая деятельность.

Эта наиболее широкая трактовка предмета психологии с позиции деятельностного подхода не является общепринятой. Более узкая точка зрения состоит в выделении в качестве предмета психологии ориентировочной деятельности, т.е. системы психического управления деятельностью.

Подведение итогов: Теория деятельности дает возможность по-новому взглянуть на классические объекты психологического изучения. Она дает возможность осмыслить психические процессы как особые формы деятельности и применить к ним известные сведения - об общем строении деятельности, о ее иерархических уровнях, о формах ее протекания, о законах формирования, о связях с сознанием.

Т.обр., деятельность может быть коллективной и индивидуальной, физической и духовной, практической и теоретической, лечебной и трудовой, внешней и внутренней. Она всегда носит сознательный и социальный характер, он выражается в постановке цели, планировании этапов и предвидении результата. Каждая деятельность обусловлена обществом. Целенаправленное и осознанное поведение и есть деятельность.

Мы рассмотрели понятие деятельности, понятие категории в психологии и в частности категории деятельности, сущность деятельностного подхода и принцип единства сознания и деятельности, подробно разобрали структуру деятельности, основные характеристики деятельности и таким образом в целом ознакомились с психологической теорией деятельности.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
 | Погасания интерференций, характеризующие пространственные группы
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 522; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.068 сек.