Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

I. Национальная безопасность России. Роль и место России в мировом сообществе. Система национальных интересов России




Учебное время: 4 часа.

ЛЕКЦИЯ

Дисциплина «Медицина катастроф.

И ЭКСТРЕМАЛЬНОЙ МЕДИЦИНЫ

МИНЗДРАВСОЦРАЗВИТИЯ РОССИИ

ГБОУ ВПО НижГМА

КАФЕДРА МОБИЛИЗАЦИОННОЙ ПОДГОТОВКИ

 

УТВЕРЖДАЮ

Заведующий кафедрой МП и ЭМ

д.м.н.__________ С.А.Разгулин

«___» 2012 г.

 

 

Безопасность жизнедеятельности»

 

Раздел дисциплины: «Безопасность жизнедеятельности»

ТЕМА № 1.2 «Национальная безопасность»

 

Обсуждена на заседании

кафедры МП и ЭМ

«___» 2012 г.

Протокол № ______

от «___» 2012 г

г. Н. Новгород

2012 г

 

 

Учебные цели:

  1. Ознакомить студентов с ролью и местом России в мировом сообществе.

 

  1. Изучить основы мобилизационной подготовки, структуру государственного материального резерва, воинский учёт и бронирование медицинских работников.

 

  1. Довести до студентов вопросы безопасности общества и личности.

 

Литература:

1. Безопасность жизнедеятельности: Учебник для вузов (С.В.Белов; В.А.Девисилов, А.В.Ильинская и др.; под общей редакцией С.В.Белова – 8-е издание, стереотипное – М.; Высшая школа, 2009 г., 616 с.

 

2. Акимов В.А. Безопасность жизнедеятельности. Безопасность в чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера: Учебное пособие (В.А.Акимов, В.А.Воробьев, М.И.Фареев и др.- М.; Высшая школа, 2007 г.

 

3. Мобилизационная подготовка здравоохранения. Избранные лекции под редакцией д.м.н. С.А.Разгулина. Н.Новгород. 2011 г.

 

4. Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года. Утв. Указом Президента РФ от 12 мая 2009г. № 537.

 

5. Федеральный Закон от 28.12.2010 года, № 390-ФЗ «О безопасности».

6. Федеральный Закон от 26.02.1997 г. № 31-ФЗ «О мобилизационной подготовке и мобилизации в РФ».

7. Федеральный Закон от 29.12.1994 г. № 79-ФЗ «О государственном материальном резерве».

 

План лекции и расчет учебного времени:

1. Национальная безопасность России. Роль и место России в мировом сообществе. Система национальных интересов России - 45 мин.

 

2. Основы мобилизационной подготовки и мобилизации здравоохранения. Государственный материальный резерв медицинского и санитарно-хозяйственного назначения. Воинский учёт и бронирование медицинских работников - 45 мин.

 

3. Современные войны и вооружённые конфликты. Определение и классификация войны и вооружённых конфликтов вооруженной борьбы. Поражающие факторы современных видов оружия - 45 мин.

 

4. Безопасность общества и личности. Опасности и их воздействие на организм человека. Системы мероприятий по обеспечению безопасности организованных коллективов. Мероприятия по обеспечению личной безопасности граждан -

45 мин.

 

а). Национальная безопасность России. Роль и место России в мировом сообществе.

Россия находится на новом этапе своего исторического развития. Реформируются основы государственного устройства и управления, осуществляется процесс переоценки национальных ценностей и согласования интересов личности, общества и государства, дальнейшего развития социально-экономических, политических, правовых, этнических связей и отношений. Изменились подходы к обеспечению национальной безопасности, что в свою очередь позволило по-новому рассматривать место и роль России в мире. В рамках данной парадигмы отношения с США и другими промышленно раз­витыми странами рассматриваются как элементы системы партнерства и ин­струмент решения проблем безопасности Российской Федерации.

 

Существуют константы безопасности для России. Россия своими тремя фасадами выходит на окружающее геополитическое пространство: западным, обращенным к евроамериканскому миру, южным, обращенным к весь­ма разнородному исламскому миру, и восточным — к Азии и к Азиатско-Ти­хоокеанскому региону. Поэтому естественный интерес для России с точки зрения национальной безопасности представляют Европейский, Ближнево­сточный, Средневосточный, Центрально-Азиатский, Азиатско -Тихоокеан­кий регионы.

 

Вопреки многим оценкам, господствовавшим в первой половине 90-х годов значение военной силы в постбиполярном мире не уменьшилось. Более того в начале XXI века обозначились процессы повышения роли военной силы для обеспечения политических и экономических интересов государств мира, тогда как целый ряд политических институтов в сфере международной безопасности вступил в полосу жесткого кризиса. Это ставит на повестку дня задачу переосмысления всего комплекса вопросов, связанных как с основными аспектами международной безопасности, так и с принципами обеспе­чения национальной безопасности Российской Федерации.

 

С точки зрения геополитического положения, Россия в мировом сообще­стве остается важным связующим звеном и своеобразным «мостом» между Западом и Востоком. Для России характерны черты с одной стороны евро­пейского, а с другой - азиатского государства. Она была и остается своеоб­разным гасителем мировых войн и катаклизмов, для нее исторически предо­пределено быть участником всех мировых и региональных процессов.

 

Понимание базовых национальных интересов России и основных ин­струментов их обеспечения неразрывно связанно со сложившимся местом России в системе глобальных военно-политических отношений. Сегодняш­няя глобальная военно-политическаяобстановка характеризуется сочетани­ем двух основных тенденций: с одной стороны, стремлением сформировать новую, более справедливую и демократичную систему международных эко­номических и политических отношений. С другой стороны, расширением практики применения вооруженной силы на основании национальных ре­шений и вне мандата ООН. Наряду с этими относительно новыми тенден­циями продолжают существовать и стереотипы периода «холодной войны», существенно осложняющие международную обстановку.

 

 

Существенное значение для понимания специфики российских внешне­политических интересов, а значит, роли и места российских Вооруженных Сил, приобретают новые глобальные тенденции:

Во-первых, на первый план в глобальной системе военно-политических отношений выходит противодействие новым вызовам, стимулированным процессами глобализации. В числе этих вызовов: распространение ОМП и средств его доставки, международный терроризм, этническая нестабиль­ность, деятельность радикальных религиозных сообществ и группировок, наркоторговля, организованная преступность. Характер этих вызовов таков, что с ними невозможно эффективно бороться в рамках отдельных государств.

 

В связи с этим резко повышается важность международного сотрудничества силовых структур, включая спецслужбы и вооруженные силы.

 

Во-вторых, становится реальностью осуществление международных операций по применению силы вне традиционных военно-политических организаций. Военная сила все чаще применяется в рамках коалиций, сформиро­ванных на временной основе. Такая практика, вероятно, будет в дальнейшем расширяться. Это является отражением объективного характера современ­ной ситуации в мире. Однако Россия выступает за строгое соблюдение при формировании подобных коалиций и, в особенности, при применении ими военной силы, норм международного права и будет вступать в них, только если этого потребуют ее внешнеполитические интересы.

 

В-третьих, происходит дальнейшая экономизация внешнеполитических приоритетов государств. Экономические интересы становятся более важ­ными по сравнению с политическими и военно-политическими, более того, возникает все более сложное сочетание экономических интересов отдельных государств и интересов крупных транснациональных компаний. В результате существенно изменилось понимание условий, достаточных для применения вооруженной силы. Если раньше основанием для принятия решений об ис­пользовании военных средств чаще всего служило наличие прямой военной угрозы безопасности или интересам того или иного государства, то сейчас военная сила все чаще применяется для обеспечения экономических инте­ресов той или иной страны. Это объективно расширяет сферу внешнеполи­тической востребованности военной силы.

 

В-четвертых, произошло сращивание внутреннего и международного терроризма. В современных условиях, когда возникновение международ­ного антитеррористического интернационала стало реальностью, бессмысленными становятся попытки разделения террористической активности на внутреннюю и международную. Это касается как политических подходов к пресечению террористической активности, так и силовых мер по нейтра­лизации активности террористов. Очевидно, что терроризм превратился из политической угрозы в военно-политическую, и сфера ответственности воо­руженных сил, в частности, Вооруженных Сил России, по противодействию ему существенно расширилась.

В-пятых, существенно повысилось значение негосударственных уча­стников системы международных отношений для определения характера внешнеполитических приоритетов различных государств мира. Непра­вительственные организации, международные движения и сообщества, межгосударственные организации и неформальные «клубы» оказывают широкое, порой противоречивое воздействие на политику отдельных госу­дарств. Россия стремится к активному участию в основных межгосудар­ственных и международных организациях для обеспечения различных аспектов своих внешнеполитических интересов и интересов в сфере безо­пасности.

Данные тенденции существенно дополняют, а порой и видоизменяют процессы, развивающиеся на уровне двусторонних политических отношений, а также традиционных межгосударственных организаций.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 2142; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.