Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Соотношение типа и формы государства




ФОРМА ГОСУДАРСТВЕННОГО УСТРОЙСТВА - это внутренняя структура, национальное и административно-территориальное строение государства, которое раскрывает характер взаимоотношений между его составными частями, между центральными и местными органами государственной власти.

ФОРМА ГОСУДАРСТВЕННОГО УСТРОЙСТВА.

Форма государственного устройства показывает:

1. Из каких частей состоит внутренняя структура государства.

2. Каково правовое положение этих частей и каковы взаимоотношения их органов.

3. Как строятся взаимоотношения между центральными и местными органами власти.

4. В какой государственной форме выражаются интересы каждой нации, проживающей на территории данного государства.

Существуют три основные формы государственного устройства: ФЕДЕРАТИВНАЯ, УНИТАРНАЯ И КОНФЕДЕРАТИВНАЯ.

УНИТАРНОЕ ГОСУДАРСТВО - единое цельное государственное образование, состоящее из административно-территориальных единиц, которые подчиняются центральным органам власти и признаками государственности не обладают.

Признаки унитарного государства:

1) единые общие для всей страны представительные, исполнительные и судебные органы, которые осуществляют верховное руководство соответствующими местными органами;

2) действует одна конституция, единая система законодательства, одно гражданство, единая денежная система, общая налоговая и кредитная политика; 3) составные части государства (области, департаменты, округа, провинции) государственным суверенитетом не обладают. Не имеют своих законодательных органов, самостоятельных вооруженных формирований, внеполитических органов и других атрибутов государственности. Однако, местные органы обладают самостоятельностью. По степени их зависимости от центральных органов унитарное государство может быть централизованным и децентрализованным. Централизованное - если во главе местных органов стоят, назначенные из центра чиновники, которым подчинены местные органы самоуправления. Децентрализованное - местные органы государственной власти избираются населением и пользуются значительной самостоятельностью в решении вопросов местной жизни. Существуют и смешанные системы местного государственного устройства, в котором существуют признаки централизации и децентрализации;

3) унитарное государство, на территории которого проживают небольшие по численности национальности широко допускают национальную и законодательную автономию;

4) все внешние межгосударственные отношения осуществляют центральные органы, которые официально представляют страну на международной арене;

6) имеет единые вооруженные силы, руководят которыми центральные органы власти.

Все административно-территориальные единицы имеют одинаковый юридический статус и равное положение по отношению к центральным органам. Они могут иметь в своей основе юридические акты, определяющие и закрепляющие их правовое положение (например, уставы). Административно-территориальные единицы не могут обладать какой-либо политической самостоятельностью. Однако в области хозяйственной, социально-культурной их полномочия могут быть достаточно широкими, позволяющими осуществлять управление территорией, учитывая при этом ее особенности.

Далее - единое гражданство. Население унитарного государства имеет единую государственную принадлежность. Никакие административно-территориальные образования собственного гражданства не имеют и не могут иметь.

Для унитарного государства характерной является единая система права. Ее базу образует единая Конституция - Основной закон, нормы которого применяются на всей территории страны без каких-либо изъятий и ограничений. Местные органы власти обязаны применять и все другие нормативные акты, применяемые центральными органами государственной власти. Их собственная нормоустанавливающая деятельность имеет сугубо подчиненный характер, распространяется на соответствующую локальную территорию.

В унитарном государстве действует единая судебная система, которая осуществляет правосудие на территории всей страны, руководствуясь общими для всех государственных образований нормами материального и процессуального права. Судебные органы, как впрочем, и все другие правоохранительные органы, представляют собой звенья единой централизованной системы.

В унитарном государстве используется одноканальная система налогов. Как правило, налоги поступают в центр, а оттуда уже распределяются в разные регионы.

Таким образом, в унитарном государстве осуществляется централизация всего государственного аппарата и вводится прямой либо косвенный контроль над местными органами.

Унитаризм по сравнению с феодальной раздробленностью на уделы, княжества, иной партикуляризм - явление, безусловно, прогрессивное, способствует становлению единого рынка, развитию буржуазных экономических отношений. Однако с развитием капитализма, научно-технического прогресса, появлением глобальных экологических проблем и другими факторами начинаются интеграционные процессы, которые приводят к созданию сложных государств и их образований - федераций, конфедераций, содружеств и т.д.

Унитарное государство может быть национальным (Франция, Эстония, Япония) и многонациональным (Китай, Афганистан).

ФЕДЕРАЦИЯ - представляет собой добровольное объединение нескольких ранее самостоятельных государственных образований в одно союзное государство.

Общие черты, характерные для большинства федеративных государств:

1. Территория федерации состоит из территорий их субъектов, штатов, земель, республик.

2. Наличие, как правило, двух систем законодательной, исполнительной и судебной властей - федеральных и субъектов федерации.

3. Верховная законодательная, исполнительная и судебная власть принадлежит федеральным государственным органам. Компетенция между федерацией и ее субъектами разграничивается федеральной Конституцией.

4. Определенная степень политической самостоятельности субъектов федерации. Субъекты федерации имеют право принимать собственные конституции, имеют свои высшие судебные, законодательные, исполнительные органы.

5. Во многих федерациях существует единое союзное гражданство и гражданство федеральных единиц.

6. В парламенте имеется палата, представляющая интересы членов федерации.

7. Основную общегосударственную внешнеполитическую деятельность, осуществляют федеральные государственные органы. Они официально представляют федерацию в межгосударственных отношениях.

8. Двухканальная система налогов.

9. Двойное гражданство.

В зависимости от принципа формирования различают два вида федерации: территориальные (административные), где в основу деления территории положены плотность населения, рельеф местности, запасы полезных ископаемых и другие территориально-экономические признаки (США, Мексика); национальные, основой территориального деления которых служит национальный состав населения (Югославия).

Территориальная (административная) федерация характеризуется значительным ограничением государственного суверенитета субъектов федерации.

Признаки:

1).Государственные образования не являются суверенными государствами, так как их деятельность в сфере внутренних и внешних отношений зависит от властных полномочий общефедеральных государственных органов. Юридическое и фактическое разграничение полномочий между федерацией и ее субъектами определяется Конституцией. Устанавливается перечень вопросов, по которым только федерация может издавать нормативно-правовые акты. Все остальные вопросы, не оговоренные в конституции находятся в ведении законотворческих органов субъектов федерации.

2).Субъекты территориальной федерации конституционно лишены права прямого представительства в международных отношениях. В случае нарушения союзной конституции в этой сфере центральная власть имеет право принятия принудительных мер к субъектам федерации. В Германии земли могут заключать международные договоры с согласия федеральных властей.

3).Конституционное законодательство не предусматривает, а иногда и запрещает односторонний выход из союза (США, Германия, Бразилия).

4).Управление войсками осуществляется федеральными государственными органами, Главнокомандующим вооруженных сил является глава федерального государства. Субъектам федерации в мирное время запрещается содержать профессиональные вооруженные силы. В территориальных федерациях национальные вопросы решаются удовлетворительно. В условиях рынка они наиболее приемлемы.

Национальные федерации характеризуются наиболее сложным государственным устройством. Каждая нация обладает определенной территорией. В СССР этот принцип построения федерации себя не оправдал.

Признаки:

1).Субъектами такой федерации являются национальные государства и национальные государственные образования, отличающиеся национальным составом населения, его культурой, бытом, религией.

2).Строятся на принципе добровольного объединения составляющих ее субъектов. Служит фактором осуществления нациями права на самоопределение. Все субъекты пользуются одинаковыми правами и обладают одинаковыми возможностями и влияют на решение задач общества и государства.

3).Обеспечивает государственный суверенитет больших и малых наций, их свободное и самостоятельное развитие. В современных национальных федерациях все субъекты обладают признаками государственного суверенитета. Имеют свои высшие представительные органы (парламенты),самостоятельную исполнительную власть (президент, совет министров), независимую судебную систему. Устанавливают свое гражданство, границы территории, имеют свои представительства в международных организациях, самостоятельно осуществляют свою внешнеполитическую и экономическую деятельность.

4).Высшие государственные органы национальной федерации формируются из представителей субъектов. Отражает интересы всех наций и народностей, входящих в его состав. Депутаты, работающие в парламентах, представляют все нации и народности страны. На таких же принципах формируются и действуют общефедеральные исполнительные и судебные органы. Это позволяет учитывать особенности каждого национального образования. Центральная власть призвана обслуживать общенациональные интересы.

5).Правовое положение субъектов связано с правом наций на самоопределение. Каждый субъект имеет право отделиться и образовать самостоятельное государство или перейти из состава одного многонационального государства в другое, сохраняя свой суверенитет.

КОНФЕДЕРАТИВНАЯ ФОРМА государственного устройства - это объединение государств, как правило, на договорной основе, для достижения определенных целей (экономических, военных, политических, социальных и др.), позволяющая создать наиболее благоприятные условия для деятельности этих государств.

Эти цели могут носить как временный, так и постоянный характер. Так, страны Европейского экономического сообщества в своем общении преследуют, прежде всего, экономические цели, причем эти цели относятся к разряду постоянных: обеспечение наиболее благоприятных условий для движения товаров, перелива капитала, денежного обращения и т.д. Конфедерация в отличие от федерации - это, как правило, союз государств, но, вместе с тем, представляющий некое государственное образование, объединение.

Как правило, конфедерация не имеет единых органов власти и управления, единого бюджета, единого гражданства. Для координации совместных действий члены конфедерации создают объединенные органы, которые действуют лишь в строго определенных сферах в зависимости от целей создания конфедерации. Финансовые средства, требуемые для ведения общих дел, объединяются добровольно. Размер их устанавливается по соглашению.

Порядок вступления в конфедерацию и выхода из нее определяется входящими в нее государствами и основан на принципе добровольности и согласии всех ее членов. Выход из конфедерации носит более простой характер, нежели выход из федерации. Он может производиться и на основе одностороннего волеизъявления, имеющего, однако, правовую базу.

Субъекты конфедерации являются полностью самостоятельными государствами. Ограничения их суверенитета касаются только тех сторон деятельности, которые стали предметом добровольного объединения. Только интересующие всех субъектов конфедерации вопросы могут также стать предметом нормоустановительной деятельности конфедеративных органов.

Конфедерация нередко является промежуточным звеном на пути создания федерации (например, конфедерация Швейцарский союз (1815-1848 гг.) трансформировалась в федерацию), либо распадается (Австро-Венгрия). В настоящее время признаки конфедерации имеются в Содружестве Независимых Государств (СНГ).

Разновидностями конфедерации являются:

-межгосударственные союзы - классические конфедерации, образованные из независимых государств;

-содружества - объединения государств, которые обрели суверенитет, но не в состоянии существовать самостоятельно в силу экономической зависимости друг от друга (СНГ);

-сообщества государств - переходная форма государственных союзов, в основе которых лежат межгосударственные договоры. Целью сообщества чаще всего является подъем экономического потенциала путем отмены таможенных, визовых и других экономических барьеров.

Конфедерации следует отличать от коалиций, представляющих собой временные политические или военные союзы двух и более государств, созданные для оборонительных и наступательных целей при наличии общего противника.

Помимо приведенной выше классификации государственного устройства существует двучленная система, в соответствии с которой различают простые (унитарные) и сложные государства. Сложные государства делятся на протектораты и унии.

Протекторат - союз двух государств, основанный на договоре, в соответствии с которым более сильное государство обязывается оказывать более слабому покровительство в виде экономической и культурной помощи, вооруженной защиты, представительства во внешних делах.

Унии - объединения государств различного характера. Разновидностями уний являются:

- федерации;

- конфедерации;

- империи - сложные государства, созданные насильственным путем;

- фузии - воссоединенные государства (современная Германия);

- инкорпорации - государства, созданные путем присоединения одного государства к другому (например, присоединение прибалтийских государств к СССР в 1940 г.)

Как уже отмечалось, тип государства - это совокупность основных черт, свойственных государствам определенной общественно-экономической формации, а форма государства - это структурный, территориальный и политический способ организации государства, охватывающий форму правления, форму государственного устройства и политический режим. Эти два понятия взаимосвязаны, соотносятся между собой как содержание и форма-, где определяющую роль играет содержание, т.е. тип государства. Однако и форма государства оказывает немалое влияние на существование и развитие типа государства, на процесс замены одного исторического типа государства другим.

От типа государства, в конечном счете, зависит характер формы правления. В государствах, не связанных экономическими узами обмена и вынужденных объединяться посредством сильной централизованной власти, естественной формой правления является монархия; для обществ, основанных на рыночных отношениях между свободными, политически равными собственниками, характерна республиканская форма правления.

Вместе с тем, государства каждого исторического типа могут облекаться во множество форм, которые зависят от следующих факторов:

- уровня экономического развития общества;

- соотношения классовых сил;

- международной обстановки;

- национальных и культурных традиций;

- географических, климатических и иных условий существования того или иного государства.

Так, история свидетельствует, что основными формами правления рабовладельческого государства были монархии и республики.

Монархии, в свою очередь, подразделялись на следующие виды:

- деспотические (древние Вавилон, Египет, Индия), основанные на азиатском способе производства, обусловливающем практически неограничен ную власть монарха и его обожествление;

- античные (древнеримская империя I в. до н.э. - V в. н.э.), на первых стадиях которых наряду с монархическими существовали республиканские институты, а на более поздних стадиях монарх опирался на военную бюрократию.

Рабовладельческими республиками были:

- аристократическая республика (Римская республика VI - I вв. до н.э.), в которой органами государственной власти формально считались народные собрания, однако они не обладали правом законодательной инициативы, а могли лишь принимать или отклонять предложения особых должностных лиц, именуемых магистратами; кроме того, решения народных собраний должны были утверждаться Сенатом, избираемым недемократическим путем;

- демократическая республика (Афинское государство), высшим органом государственной власти которой было Народное собрание, принимавшее законы, решавшее вопросы войны и мира, выступавшее в качестве судебной инстанции. Высший орган управления - Совет пятисот избирался демократическим путем на один год. Вместе с тем из общественно-политической жизни исключались женщины, лица, не достигшие двадцатилет него возраста и вольноотпущенники.

Характерными формами правления в феодальных государствах были монархии и городские республики.

Феодальные монархии подразделялись на следующие виды:

- раннефеодальны.е, отличавшиеся слабостью центральной государствен ной власти, большой степенью децентрализованности и существованием множества самостоятельных княжеств;

- сословно-представительные, в которых власть монарха была ограничена тем или иным сословно-территориальным представительством (во Франции - Генеральными штатами, в Англии - парламентом, в России - земскими соборами);

- абсолютные, которые характеризовались ослаблением или полной утратой роли сословно-представительных органов, усилением власти монарха, который сосредоточивает в своих руках всю полноту законодательной, исполнительной и судебной власти.

Своеобразной формой феодального государства были городские республики (Венеция, Генуя, Великий Новгород, Псков), высшими органами власти в которых были городские советы, состоящие в основном из городской знати. В некоторых республиках существовали вече - собрания всех свободных горожан, на которых решались многие вопросы внутренней жизни города-республики. Однако решающая роль принадлежала все-таки Советам феодальной аристократии.

Буржуазному государству свойственны две основные формы правления: конституционная монархия и республика (парламентская, президентская и смешанная).

Формами правления социалистических государств являются такие виды республик, как Парижская Коммуна, советская республика и республика народной демократии.

Таким образом, конкретная форма государства предопределяется историческим типом государства. Вместе с тем государства определенного исторического типа имеют некоторые формы, присущие только им. Например, сословно-представительная монархия может быть только в феодальном государстве на определенном этапе его развития, а конституционная монархия и демократическая республика свойственны буржуазному типу государства. Необходимо также отметить, что разнообразие форм правления и политических режимов не беспредельно и имеет свои логические и исторические границы. Так, цивилизованному государству присущ лишь демократический режим и для него неприемлемы фашистский, тоталитарный или авторитарный режимы. Точно также в демократическом государстве не может быть такой формы правления, как абсолютная монархия с ее произволом и беззаконием.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 991; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.053 сек.