Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

И источника права




Понятие формы права. Соотношение формы права

В В Е Д Е Н И Е.

Тема № 14: «Формы (источники) права».

 

Проблема источника права - едва ли не самая дискуссионная тема в правовой доктрине. Во все времена людей интересовал вопрос: откуда проистекает право, каков его источник, т.к. по источнику явления судят и о самом явлении. Определив, что есть источник права и каково его отличие от формы права, мы можем приблизиться и к понятию сущности права.

Существует много точек зрения на природу права. И можно выделить два основных направления:

• Право - естественный продукт человеческой истории;

• Право - искусственный результат деятельности определенных социальных сил.

Вопросы источников, природы права принадлежат к числу «вечных», т.к. человек на каждом из витков своего индивидуального и общественного развития открывает в праве новые качества, новые аспекты соотношения его с другими явлениями и сферами жизнедеятельности общества.

При рассмотрении различных теорий и взглядов о праве наряду с другими обстоятельствами учитывается то, что берется в качестве источника правообразования, т.е. что понимается под источником права. Связь общества, государства и права в рассматриваемом вопросе описывается формулой «содержание права создается обществом, форма права - государством»[19]. От способа участия государства в правотворчестве зависят виды форм (источников) права: санкционированный обычай, судебный прецедент, нормативный акт.

Обратившись к истории вопроса можно обнаружить самые различные научные школы, каждая из которых отстаивает свое представление об источнике права в обществе. Так, например, для представителей юридического позитивизма источником права является закон. Согласно представлениям ученых, относящихся к социологическому направлению, совокупность юридических норм в обществе всегда отражает лишь какую-то часть права, как сложившегося порядка общественных отношений. Основатели этого направления считали, что корни права следует искать в самом обществе.

Представители естественно-правовой доктрины полагают, что природа вписывает в сознание людей их основные права и свободы. Такие права и свободы получили название неотчуждаемых от человека, естественных. Их происхождение невозможно не понять, не объяснить вне человека, поскольку они - его неотъемлемое свойство, атрибут.

Таким образом, даже беглый взгляд на вопрос показывает, что существуют самые различные подходы к объяснению источников права.

Одним из признаков права выступает его формальная определенность. Правовые нормы должны быть обязательно объективированы, выражены вовне, содержаться в тех или иных формах, которые являются способом их существования, формами жизни.

А.В. Малько дает следующее определение формы права: «формы права - это способ выражения вовне государственной воли, юридических правил поведения»[20].

С помощью формы, право обретает свои неотъемлемые черты и признаки: общеобязательность, общеизвестность и т.д.

Различают внутреннюю и внешнюю формы права. Под внутренней формой права понимают его структуру, систему элементов, составляющих содержание данного явления. Под внешней формой права понимается комплекс юридических источников, формально закрепляющих правовые явления и позволяющих субъектам права ознакомиться с их реальным содержанием и пользоваться ими.

Прежде чем анализировать различные формы права, необходимо сначала рассмотреть соотношение понятий «форма права», «правовая форма», «источник права».

Если под правовой формой понимаются практически все юридические средства, участвующие в правовом регулировании и опосредовании тех или иных социальных процессов, в решении социальных задач (например, правовые формы регулирования экономики), то под формой права - лишь специфические «резервуары», в которых содержатся нормы права. Если категория «правовая норма» используется прежде всего для того, чтобы структурировать социальные связи и показать роль права как формально-юридического института в его соотношении с социально-экономическим, культурно-нравственным и политическим содержанием - многообразными общественными отношениями, то форма права призвана упорядочить содержание права, придать ему свойства государственно-властного характера.

Понятия «форма права» и «источник права» тесно взаимосвязаны, но не совпадают. В литературе существуют две основные точки зрения на проблему соотношения понятий «источник права» и «форма права»:

• Согласно первой - названные понятия тождественны;

• Согласно второй - понятие «источник права», более широкое, чем

понятие «форма права».

Последняя точка зрения является господствующей на сегодняшний день.

Если «форма права» показывает, как содержание права организовано и выражено вовне, то «источник права» указывает на истоки формирования права, систему факторов, предопределяющих его содержание и формы выражения.

Источник права определяется в юридической литературе неоднозначно: и как деятельность государства по созданию правовых предписаний, и как результат этой деятельности. Есть и иные точки зрения[21].

Содержание и форма права не являются результатом произвольного конструирования законодателя. Их первопричины заложены в системе общественных отношений.

В правоведении понятие «источник права» можно рассматривать в разных аспектах:

1. Источник права в материальном смысле (материальные условия жизни общества, формы собственности, интересы и потребности людей и т.п.);

2. Источник права в идеологическом смысле (различные правовые учения и доктрины, правосознание и т.д.);

3. Источник права в формально-юридическом смысле - это и есть форма

права.

Материальные источники коренятся прежде всего в системе объективных потребностей общественного развития, в своеобразии данного способа производства, в базисных отношениях.

Однако общественные потребности должны быть осознаны и скорректированы законодателем в соответствии с уровнем его правосознания и политической ориентации. На его позицию могут оказать влияние особенности международной и внутриполитической обстановки, некоторые иные факторы. Все эти обстоятельства в своей совокупности составляют источник права в идеальном смысле. Таким образом, источником права в идеальном смысле является совокупность юридических идей, обусловливающих содержание норм права, т.е. правосознание.

Результат идеологического осознания объективных потребностей общественного развития посредством ряда правотворческих процедур получает объективированное выражение в юридических актах, которые являются юридическим источником права[22]. В данном случае источник права в юридическом смысле и форма права совпадают по своему содержанию, т.е. этот источник - есть собственно форма права.

Названные три источника лишь в самой общей форме показывают систему правообразующих факторов и механизм их воздействия на формирование права. В реальной же действительности эта система гораздо разнообразней. Она объединяет и экономические, и политические, и социальные, и национальные, и религиозные, и внешнеполитические, и иные обстоятельства.

Одни из них находятся вне правовой системы, другие - внутри ее, обеспечивая правовой системе внутреннюю согласованность и структурную упорядоченность. Они могут быть как объективные, не зависящими от воли и желания людей, так и субъективными, проявляющимися, например, в действиях политических партий, давлении определенных слоев населения, законодательной инициативе, лоббизме, участии экспертов и т.п. Причем степень влияния каждого из этих факторов на действующую правовую систему достаточно часто меняется.

2. ВИДЫ ИСТОЧНИКОВ (ФОРМ) ПРАВА.

Под источниками (формами) права понимаются способы закрепления и выражения правовых норм. "Источники права" - специальный правовой тер- мин, который употребляется для обозначения внешних форм выражения юридических норм.

Источниками права являются официальные государственные документы, в которых закрепляются юридические нормы. Например, закон, указ прези дента, постановление правительства, решение местного органа самоуправ ления. В указанных актах содержаться правила поведения, исходящие от соответствующих органов государства. Будучи закрепленными в правовых нормах, эти правила приобретают общеобязательное значение.

Различают следующие основные источники (формы) права: правовой обычай, юридический прецедент (судебная практика), нормативно-правовой акт.

ПРАВОВОЙ ОБЫЧАЙ. Правовым обычаем называется санкционированное го сударством правило поведения, которое ранее сложилось в результате дли тельного повторения людьми определенных действий, благодаря чему закре пилось как устойчивая норма. Государство санкционирует только такие обычаи, которые отвечают его интересам. Санкционированные обычаи при обретают характер общеобязательных правил поведения. Примером древних правовых обычаев являются такие источники рабовладельческого права, как Законы ХII таблиц (Древний Рим V в. до н.э.), Законы Драконта (Афины VII в. до н.э.) и другие.

Обычай консервативен, закрепляя результаты общественного опыта, воспринятые культурой народа. Неслучайно большинство норм обычного права совпадают с религией и моралью, выражая их ценности.

Отношение юридической науки к правовому обычаю неоднозначно. Од ни отводят ведущую роль обычаю среди других источников права, считая, что законодательные и судебные органы в своей правотворческой и право применительной деятельности руководствуются взглядами и обычаями, сло жившимися в данном обществе. В соответствии с этой концепцией обычай играет в праве такую же роль, какую марксистская теория отводит мате риальным условиям производства как основе, над которой возникает пра во. Преувеличение роли обычая как источника права характерно для со циологической и особенно для исторической школы права, которые видят в праве продукт народного сознания.

Юридический позитивизм, наоборот, считает обычай устаревшим ис точником права, не имеющим существенного практического значения в сов ременной жизни. Главным и преобладающим источником права представите ли юридического позитивизма считают закон, который своим регулирова нием должен охватывать все основные сферы жизни общества. И это пра вильно с той точки зрения, что в большинстве современных стран основ ным регулятором общественных отношений является право, нормы которого создаются государством. Даже в Англии, где традиции во многих случаях имеют общеобязательное значение, обычаи в настоящее время действуют в ограниченной сфере общественных отношений. Они распространяются толь ко на торговое право и некоторые институты уголовного права (например, участие присяжных в определенных юридических делах).

ЮРИДИЧЕСКИЙ ПРЕЦЕДЕНТ (СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА) - более распространен ный источник права в современном мире. Под юридическим прецедентом по нимается судебное или административное решение по конкретному юриди ческому делу, которому государство придает общеобязательное значение. Различаются судебный и административный прецедент. Суть юридического прецедента состоит в том, что ранее состоявшееся решение государствен ного органа (судебного или административного) по конкретному делу име ет силу правовой нормы и при последующем разрешении подобных дел. Пре цедентная форма права широко используется в Англии и Соединенных Шта тах Америки.

Критики признания судебного и административного прецедентов ис точниками права обычно ссылаются на то, что решений компетентных ор ганов по конкретным казусам с течением времени накапливается такое количество, что не специалист не в состоянии ориентироваться в море этих юридических документов, что здесь возможен произвол и даже злоупотреб ления должностных лиц, что если уж и включать в правотворческий про цесс государство, то лучше это делать путем расширения функций законо дательных органов, которые в целом подготовлены лучше, чем судьи и т. д. Напротив, сторонники прецедентного, или, как его иногда называют, "свободного" права, критикуют нормативные системы за консерватизм, не способность адекватно и вместе с тем оперативно реагировать на события быстротекущей жизни и т.д.

Родиной прецедентного права является Англия. Общее право здесь создавалось королевскими судами и в своей основе было правом судебной практики. Английские суды и в настоящее время не только применяют, но и создают нормы права. Правила, содержащиеся в судебных решениях, сог ласно английскому праву должны применяться и в дальнейшем, иначе будет нарушена стабильность общего права и поставлено под угрозу само его существование. В Англии сложились следующие правила и пределы действия прецедента: а) решения, вынесенные Палатой лордов, составляют обяза тельные прецеденты для всех судов и самой Палаты лордов; б) решения, принятые Апелляционным судом, обязательны для всех судов кроме Палаты лордов; в) решения, принятые Высшим судом правосудия, обязательны для низших судов. В США отношение к прецеденту как источнику права более упрощенное, здесь вполне допускается изменение судебной практики.

В странах романо-германской системы права роль судебной практики в основном не выходит за рамки толкования (разъяснения) закона. Счи тается, что правотворческая деятельность является прерогативой законо дателя, а также правительственных или административных властей, упол номоченных на это законодателем.

Дореволюционная русская теория права признавала, что закон допол няется нормами, создаваемыми судебной практикой, хотя такое мнение не было общепризнанным. Отношение к судебной практике как источнику права Трубецкой выразил следующим образом: в жизни общества встречаются слу чаи, законом не предусмотренные, и суд, рассматривая такие случаи, призван играть творческую роль; он должен разрешить всякие казусы и, сталкиваясь с новыми казусами, волей-неволей вынужден создавать для них новые нормы. Если суд сталкивается с казусом, для которого он не может найти соответствующего закона, то он должен разрешить его, осно вываясь на общем разуме законов, - так, как разрешил бы его сам зако нодатель. Он может воспользоваться законом, предусматривающим анало гичный случай. Если же нельзя подыскать подобного закона, то суд дол жен решить дело по духу действующего законодательства, руководствуясь намерениями и целями законодателя, которые нашли выражение в законода тельстве как целом. Рассуждения Трубецкого приводят к однозначному вы воду: суд не может создавать самостоятельные правовые нормы, при раз решении конкретных юридических дел оно должен обратиться к закону, ре гулирующему сходные случаи, или руководствоваться целями и принципами действующего законодательства.

Отечественная юридическая наука более позднего периода считает, что судебная практика не может быть полноценным источником права. Представляя объективированный опыт реализации права, она не должна ус танавливать первоначальные нормы, вносить дополнения и исправления в общие нормативные предписания. Ее роль чисто служебная, вспомогатель ная - конкретизировать в процессе толкования юридические нормы с уче том данной обстановки в рамках применения права.

НОРМАТИВНО - ПРАВОВОЙ АКТ - это акт правотворчества, в котором со держаться нормы права. Среди современных источников права нормативно -правовой акт занимает ведущее место. Он объединяет в себе общеобяза тельные правила поведения, которые создаются и охраняются государст вом. К нормативно-правовым актам относятся конституции, другие законы, нормативные решения органов исполнительной власти. В отличии от других источников права, нормативные акты наиболее полно и оперативно отража ют изменяющиеся потребности общественного развития, обеспечивают необ ходимую стабильность и эффективность правового регулирования.

Итак, одной из разновидностью нормативно-правового акта является закон. Мы уже говорили о содержании правотворческой деятельности зако нодательной власти и о ее зависимости от исторически складывающейся системы правил поведения, заключающих в себе социальный опыт многих поколений. В идеале эти нормы, отобранные коллективной эволюцией и вы ражающие обобщенную мудрость народа, и государственные законы должны совпадать. История знает множество примеров того, какими эффективными могут быть законы, если они совпадают с правом и концентрированно вы ражают культуру.

Поскольку государство сплошь и рядом узурпирует полномочия изда вать любые законы, устанавливается особая процедура их принятии. Зако нодательствовать вправе лишь высшие представительные органы власти, которые полнее всего выражают волю народа. При этом предполагается, что равная обязательность законов для всех, а значит и для законодате лей с их семьями, служит известной гарантией, что депутатский корпус не станет злоупотреблять своими прерогативами, ибо не отвечающий об щественным потребностям законодательный акт может обернуться и против них самих.

Той же цели ограничения произвола законодателей, обеспечения за кона праву и таким образом законность самих законов служит выделение в них тех, которые объявляются основными и служат юридической базой все го остального законодательства. Их называют конституцией. Она принима ется специальным органом, представляющим общество (учредительным соб ранием, конституционной ассамблеей), или парламентом, но в особом, бо лее сложном (по сравнению с процедурой принятия обычных законов) по рядке.

Конституция обладает наивысшей юридической силой, и законы, ей противоречащие, недействительны. В правовых государствах существует специальный механизм проверки их соответствия конституции конституцион ными судами.

Нормативные акты органов государственного управления. Они издают ся исполнительной властью в пределах ее компетенции во исполнение дей ствующих законов. Поэтому их называют подзаконными нормативными актами. Законность таких нормативных актов проверяется в судебном порядке. В правовом государстве любое действие должностного лица или органа уп равления может быть обжаловано в суд.

Одним из видов источников права является договор, если он содер жит общие правила. В развитом гражданском обществе он становится едва ли не главной юридической формой, определяющей права и обязанности его субъектов. Договоры долговременного характера предпринимателей с проф союзами, долговременные торговые договоры, соглашения о перевозках, порядке расчета и т.д. создают систему правоотношений, позволяющих учи тывать взаимные интересы субъектов и обеспечивающих относительно бесконфликтное существование гражданского общества.

Еще одним видом источника права теория называет нормативные акты общественных организаций, за которыми государство признает юридическую силу. Примером могут служить нормативные акты профсоюзных организаций, кооперативных объединений. Юридической силой, например, обладали нор мы, издаваемые профсоюзами Франции или ВЦСПС в бывшем Советском Союзе.

В теории права среди источников права называют также нормы, изда ваемые частными организациями, юридическая сила которых в ряде случаев признается судами. Типовые договоры купли-продажи товаров, правила эк сплуатации сложной техники, нарушение которых исключает материальную ответственность фирмы-изготовителя, формуляры и т.д. играют, несомнен но, упорядочивающую роль в гражданском обороте и потому получают ста тус нормативных актов. Их иногда называют формулярным правом, образую щим самостоятельный вид источников права.

Следующий вид источников права образуют труды ученых – юристов (научная доктрина).

Он имеет преимущественно историческое значение. Римские юристы, авто ритет которых был чрезвычайно высок, имели право давать разъяснения, которые были обязательны для судов. Такую же роль в средневековых су дах играли работы глоссаторов и постглоссаторов. Уже в ХIХ веке Рос сийский Правительствующий Сенат цитировал в своих актах труды отечест венных цивилистов.

В настоящее время юридическая наука практически утратила значение источника права.

Особое место в системе источников права занимают правосознание и референдум. Правосознание выступает юридической основой судебной и ад министративной практики в революционные эпохи, когда отменное законо дательство ликвидированного строя еще не заменено новым. В России, например, советская власть своими декретами отменила все царские законы в течении полугода Октябрьской революции, а первые кодексы (граждан ский, уголовный, земельный и т.д.) начали появляться лишь в 1922 году. На протяжении пяти лет советские суды и административные органы руко водствовались преимущественно "революционным правосознанием". Эта практика ныне хорошо известна.

Наконец, источником права является референдум - всенародный оп рос, если он проводится по поводу содержания подлежащих принятию зако нов. Его очередное достоинство заключается в том, что в нем непосред ственно выражается воля народа, и потому его иногда объявляют источни ком права наивысшей юридической силы. Его недостатки не менее очевидны. Так, наивно было бы полагать, что результаты референдума суть непосред ственное выражение воли народа. Между сознанием населения и результата ми голосования вклиниваются сформулированные властью вопросы, которые, к сожалению, часто формулируются либо недостаточно квалифицированно, либо преступно лукаво. К тому же на всенародное голосование техничес ки возможно вынести лишь очень небольшое число закрытых вопросов (чаще всего один - два), на которые возможно дать только простейшие ответы. Варианты ответов, как правило, также предполагаются авторами опросных листов, бюллетеней и т. д..

Право и религия. На определенных этапах истории человеческого об щества религиозное (каноническое) право играло существенную роль, осо бенно в тех странах, где религия признавалась государственным институ том. Эпоха средневековья дает нам немало подобных примеров. К церков ной юрисдикции относилась значительная часть семейно-брачных, имущест венных и даже уголовных правоотношений. По мере повышения роли свет ских судов и правотворческой деятельности государства сфера действия канонического права сужалась. Например, "Кодекс канонического права 1917 года", изданный папой Бенедиктом ХV, регулировал в основном внутрицерковные дела. Содержащиеся в этом Кодексе нормы можно было рассматривать лишь в той мере, в какой они признавались обязательными тем или иным государством.

В настоящее время распространенным источником права в арабских и некоторых других странах остаются мусульманские религиозные воззрения. Мусульманское право значительно отличается от всех других правовых систем. Оно представляет одну из сторон религии ислама. Суть этой ре лигии состоит в том, что она, во-первых, устанавливает догмы и уточня ет, во что мусульманин должен верить, и, во-вторых, предписывает веру ющим, что они должны и чего они не должны делать. Так называемый "шар", или "шариат" (в переводе "шариат" означает "путь следования"), и сос тавляет то, что называют мусульманским правом. Это право указывает му сульманину, как он должен вести себя в соответствии с религией.

В основе мусульманского права лежат четыре источника: 1) священ ная книга Коран, состоящая из высказываний Аллаха, обращенных к пос леднему из его пророков и посланцу Магомету; 2) Сунна - сборник тради ционных правил, касающихся действий и высказываний Магомета, воспроиз веденных целым рядом посредников; 3) Иджма - конкретизация положений Корана в изложении крупных ученых мусульманистов; 4) Кияс - рассужде ния по аналогии о тех явлениях в жизни мусульман, которые не охватыва ются предыдущими источниками мусульманского права. Таким суждениям придается законный, общеобязательный характер.

Несмотря на значительную роль мусульманского права в регулирова нии общественных отношений, в последнее время во многих мусульманских странах все шире используются такие классические источники права, как правовой обычай и нормативно-правовой акт (законодательство).

Общие принципы права - это исходные, отправные начала конкретной правовой системы.

В некоторых странах общие принципы права признаны в качестве самостоятельного источника права. Так, например, Гражданский кодекс Испании называет среди источников права общие принципы, вытекающие из испанских кодексов и законов.

Признаются в качестве источников права общие принципы и в международном праве.

Статья 38 Статуса Международного Суда гласит: «Суд, который обязан решить переданные ему споры на основании международного права, применяет... общие принципы права, принятые цивилизованными нациями».

К общим принципам права относятся, например, следующие: «более поздний закон отменяет более ранний», «никто не может выступать судьей в собственном деле», «все равны перед законом и судом» и другие.

Как уже подчеркивалось, каждое государство само решает, какие формы объективирования права воспринимать в качестве источников права.

Отчасти выбор источников права конкретным государством происходит в ходе исторического развития самого государства, отчасти на этот процесс влияют общецивилизационные тенденции.

Многие современные ученые отмечают, например, общецивилизационную тенденцию сближения правовых систем. Так, наблюдается возрастание роли нормативно-правового акта в странах общего права (во многом благодаря международному сотрудничеству и унификации права). А в странах романо-германской правовой семьи, напротив, возрастает удельный вес юридического прецедента.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В заключение рассматриваемого материала, следует отметить, что проблема источника права - едва ли не самая дискуссионная тема в правовой доктрине. Во все времена людей интересовал вопрос: откуда проистекает право, каков его источник, т.к. по источнику явления судят и о самом явлении. Определив, что есть источник права и каково его отличие от формы права, мы можем приблизиться и к понятию сущности права.

Существует много точек зрения на природу права. И можно выделить два основных направления:

• Право - естественный продукт человеческой истории;

• Право - искусственный результат деятельности определенных социальных сил.

Вопросы источников, природы права принадлежат к числу «вечных», т.к. человек на каждом из витков своего индивидуального и общественного развития открывает в праве новые качества, новые аспекты соотношения его с другими явлениями и сферами жизнедеятельности общества.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 955; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.06 сек.