![]() КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Топография и изменчивость внутренних органовТопография внутренностей имеет первостепенное практическое значение. При изуче- нии топографических отношений в теле пользуются понятиями голотопии, скелетото- пии и синтопии. Голотопией называют отношение органов к областям тела. При изучении спланхноло- гии необходимо знать области головы, шеи, груди, живота, спины, промежности и уметь наносить проекцию органов на поверхность тела. Скелетотопия представляет собой отношение органов к частям скелета, опознаватель- ным костным точкам, которые можно прощупать у живого человека или найти на рентгенограмме. Синтопия показывает отношение изучаемого органа к другим органам и анатомиче- ским образованиям (сосудам, нервам). Форма, положение и строение внутренностей, как и органов других систем, подверже- ны индивидуальной изменчивости. Эта изменчивость может быть связана с возрас- тными особенностями органов. Необходимо знать топографию и строение органов но- ворожденных и детей различного возраста и учитывать их при обследовании больных и хирургических вмешательствах. Существенные анатомические изменения внутренно- стей происходят при старении. Размеры, топография и строение многих органов имеют половые различия. Изменчивость органов может быть связана с типом телосложения человека. У людей одного и того же возраста и пола степень развития внутренностей, размеры, положение органов не бывают одинаковыми. Например, желудок у людей долихоморфного телосложения имеет удлиненную форму и располагается вертикаль- но, тогда как при брахиморфном типе желудок чаще имеет форму бычьего рога и ле- жит поперечно. Варианты и аномалии развития внутренних органов В практической работе приходится встречаться не только с анатомическими варианта- ми, но и с аномалиями, зависящими от нарушения развития органов в эмбриональном и постнатальном периодах. Аномалии обычно обнаруживаются при рождении ребенка или в первые месяцы жизни, но могут выявляться и в более позднем возрасте. Часто они бывают причиной функциональной неполноценности органов и болезненных рас- стройств. Ошибки, допускаемые врачами, нередко проистекают от незнания анатоми- ческих вариантов и аномалий. Все пороки развития внутренних органов можно подразделить на 4 группы: 1. Аномалии количества: А) Отсутствие органа, связанное с агенезией или аплазией. 1) Агенезия – неразвитие органа, зависящее от отсутствия его закладки у эм- бриона. 2) Аплазия – неразвитие эмбрионального зачатка, выражается, как и агене- зия, во врожденном отсутствии органа. Б) Удвоение органа (дупликация) или образование добавочных органов – обу- словлено множественной эмбриональной закладкой или разделением зачатка органа. В) Слияние (неразделение) органов. 2. Аномалии положения: А) Гетеротопия – закладка органа у зародыша в необычном месте, в котором и происходит его дальнейшее развитие. Б) Дистопия – смещение органа в необычное место в эмбриональном периоде. В) Инверсия – обратное положение органа относительно его собственной оси или срединной плоскости тела вследствие нарушения эмбрионального поворота. 3. Аномалии формы и размера: А) Гипоплазия – недостаточное развитие органа вследствие задержки на какой- либо стадии эмбриогенеза, проявляющееся дефицитом относительной массы или размеров органа, превышающим отклонение в две сигмы от средних пока- зателей для данного возраста. Гипопластический орган уменьшен в размерах, функция его понижена или совсем отсутствует. 1) Простая гипоплазия – не сопровождается нарушением структуры органов. 2) Диспластическая гипоплазия – сопровождается нарушением структуры ор- ганов. Б) Гиперплазия (гипертрофия) – увеличение относительной массы или размеров органа за счет увеличения количества (гиперплазия) или объема (гипертрофия) клеток. В) Сращение парных органов – зависит от слияния их закладок в эмбриональном периоде. 4. Аномалии строения (структуры): А) Атрезия – полное отсутствие канала или естественного отверстия тела. Б) Стеноз – сужение канала или отверстия. В) Дивертикулы – аномальные выросты полых органов. Г) Гетероплазия – нарушение дифференцировки отдельных типов тканей. Д) Дисплазия – нарушение формирования составных тканевых элементов органа. Е) Гамартия – неправильное соотношение тканей в анатомических структурах или наличие отсутствующих в норме остатков зародышевых образований в зрелом организме. Ж) Киста дизонтогенетическая. Кроме того, может наблюдаться абиотрофия – скрытая аномалия органа или системы организма, характеризующаяся резким снижением адаптационных возможностей и проявляющаяся преждевременным ослаблением функции при обычном уровне дея- тельности. По этиологическому признаку различают 3 группы пороков: 1. Наследственные – пороки, возникшие в результате мутаций, то есть стойких изме- нений наследственных структур в половых клетках (гаметах) – гаметические мута- ции, или в зиготе – зиготические мутации. 2. Экзогенные – пороки, обусловленные повреждением тератогенными факторами непосредственно эмбриона или плода. Поскольку пороки развития, вызванные те- ратогенами, могут копировать генетически детерминированные пороки развития, их нередко называют фенокопиями. 3. Мультифакториальные – пороки, которые произошли от совместного воздействия генетических и экзогенных факторов, причем ни один из них отдельно не является причиной порока. В зависимости от объекта воздействия вредящих факторов врожденные пороки могут быть разделены на пороки, возникшие в результате: 1) гаметопатий, 2) бластопатий, 3) эмбриопатий, 4) фетопатий. 1. Гаметопатии – поражения половых клеток, «гамет». 2. Бластопатии – поражения бластоцисты, то есть зародыша первых 15 дней после оплодотворения (до момента завершения дифференциации зародышевых листков и начала маточно-плацентарного кровообращения). 3. Эмбриопатии – пороки, возникшие в результате повреждения эмбриона незави- симо от этиологии в период от 16-го дня после оплодотворения до конца 8-й не- дели. 4. Фетопатии – повреждения плода в период от 9-й недели до окончания родов. По- роки этой группы сравнительно редки. По распространенности в организме врожденные пороки подразделяют на 3 группы: 1. Изолированные – локализованные в одном органе. 2. Системные – в пределах одной системы органов. 3. Множественные – локализованные в органах двух и более систем. Важным средством изучения органов пищеварительной, дыхательной и мочеполовой систем в их индивидуальной изменчивости, и в частности выявления аномалий разви- тия, являются прижизненные методики. Среди них первое место занимает рентгенов- ские методы. Полые органы и выводные протоки желез выявляются рентгенологически при введении в них контрастных веществ. Изображения ряда паренхиматозных органов можно получить путем введения газа в окружающую их клетчатку или серозную полость; в этом случае достигается отрицательное контрастирование органа. Многие органы выявляются с помощью ультразвуковой эхолокации. Определенное значение в прижизненном изучении органов имеет эндоскопия, когда в полость вводится инструмент с оптической и осветительной системами, позволяющий наблюдать непосредственно глазом внутреннюю или наружную поверхность органа. В клинике применяются эзофаго- и гастроскопия, ректороманоскопия, бронхоскопия, уретро- и цистоскопия, лапароскопия и ряд других эндоскопических методик. При изучении органов, относящихся к системам внутренностей, данные, полученные на трупном материале, необходимо дополнять данными рентгенографии и других прижизненных методик.
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 1582; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |