Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Холуйская миниатюра

Палехская миниатюра

Знаменитые центры лаковой миниатюры – Палех, Холуй, Федоскино.

Ростов – центр изготовления финифти.

Финифтяная живопись привилась в Ростове еще в первой половине ХУIII в. Паломникам и богомольцам, посещавшим Ростов Великий, требовалось все больше и больше таких образков. Живопис­ные изображения святых, евангелистов, сцены из Библии в больших количествах стали заказывать в Ростове церкви и монастыри.

В Ростове работали великие мастера миниатюры. Мастерство было потомственным, работали семьями, хранили свои секреты, найденные путем многолетнего опыта.

Прелесть ростовской финифти заключалась еще и в том, что одинаковых миниатюр быть не могло. В сюжетах, в трактовке изображений, в рисунке, в колорите всегда прояв­лялась индивидуальность мастера.

После революции ростовские финифтяники оказались в трудном положении. Образки стали не нужны. Начался поиск нового ассортимента изделий. Появились виды Крыма и Кавказа, копии с картин известных художников типа «Трех богатырей» и «Охотников на привале», портреты официальных лиц. Пробовали делать панно с видами города Ростова, его архитектуры - нет, не привилось. Тогда остано­вились на изготовлении ювелирных изделий, стали делать кольца, серьги, зеркальца и коробочки, используя для офор­мления финифти столь же древнее русское прикладное искусство - филигрань, или скань, как она издавна называ­лась. В основе рисунка - цветы. Дело стало потихоньку налаживаться. В 1956 г. организовалась самостоятельная артель «Ростовская финифть», позже, в 1960 г., она стала фабрикой.

Палех – это село в Ивановской области, в котором с XVI в. мастера создавали дорогие иконы, занимались они также росписью и реставрацией фресок в церквях русских городов.

В отличие Палехской, Мстёрской и Холуйской миниатюр от Федоскинской — это применение желтковой темперы. Яичную эмульсию применяли как связующее вещество еще в Древнем Египте, Греции, Риме. Темперой пишут плавями, т.е. жидкими слоями, как в акварели, но ею можно работать и методом штрихов, пунктиров, как в пастели и пастозными мазками, как в масляной живописи. Палехские художники, использующие в росписи протоки незаписанного лакового фона, нередко заменяют грунт белильной заливкой силуэта изображения, переведенного на черную прочищенную под живопись поверхность изделия. Перевод рисунка на вещь в Палехе, Мстёре и Холуе производится иначе, чем в Федоскине

Холуй – это одно из древнейших поселений, расположенный в 360 километрах в северо-восточном направлении от Москвы.

иконописное искусство раньше всех возникло в Холуе. Первыми иконописцами были монахи Холуйского Троицкого монастыря, который принадлежал Троице-Сергиевой лавре.

К началу ХVII века Холуй получил широкую известность как центр иконописи, иконы распространялись коробейниками во все концы Российской империи. С начала ХVIII века искусство иконописи в Холуе развивается довольно быстро. Потребность в иконах росла с каждым годом. Холуйские иконы поставлялись в северные губернии России и в саму столицу. Большим потребителем икон была Сибирь, туда отправлялись иконы возами и целыми обозами. Холуй получает заказы на иконы из-за границы: Болгарии, Македонии и Сербии. Такой спрос естественно способствовал развитию.

Александро-Невское братство, учрежденное во Владимире, в 1882 г. открыло в Холуе рисовальные классы, немного позднее они преобразовались в иконописно-рисовальную школу. Иконописанием в Холуе занимались до Октябрьской революции 1917 г.

Пройдя множество этапов становления, художники пришли к росписи лаковой миниатюры на папье-маше. Первые опыты миниатюрной живописи относятся к 1932 г. Художники Холуя, так же как и художники Палеха и Мстеры, явились основателями нового искусства русской лаковой миниатюры на папье-маше. В 1934 г. они объединились в артель, которая стала в последствии градообразующим предприятием.

В 50 – 60-е гг. в холуйской лаковой миниатюре наступает период расцвета. Разнообразие тем, сюжетов, своеобразное направление в русской лаковой миниатюре позволяет холуйским художникам найти свой путь отличный от Палеха и Мстеры.

Ассортимент выпускаемой продукции разнообразен и включает в себя более 2 тыс. сюжетов и видов изделий, среди них – шкатулки, панно, поздравительные адреса, портсигары, ларцы, броши, письменные наборы и многое другое, с традиционной холуйской росписью, фирменным знаком и сертификатом качества.

 

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Искусство финифти | История ремесел во Владимирском крае
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 433; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.