Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вопрос 20. Инновации во внутришкольном управлении




Нововведения, или инновации, характерны для любой профессиональной деятельности человека и поэтому естественно становятся предметом изучения, анализа и внедрения. Инновации сами по себе не возникают, они являются результатом научных поисков, передового педагогического опыта отдельных учителей и целых коллективов. Этот процесс не может быть стихийным, он нуждается в управлении.

В контексте инновационной стратегии целостного педагогического процесса существенно возрастает роль директора школы, учителей и воспитателей как непосредственных носителей новаторских процессов. С внедрением в учебно-воспитательный процесс современных технологий учитель и воспитатель все более осваивают функции консультанта, советчика, воспитателя. Это требует от них специальной психолого-педагогической подготовки, так как в профессиональной деятельности учителя реализуются не только специальные, предметные знания, но и современные знания в области педагогики и психологии, технологии обучения и воспитания. На этой базе формируется готовность к восприятию, оценке и реализации педагогических инноваций.

Понятие "инновация" означает новшество, новизну, изменение; инновация как средство и процесс предполагает введение чего-либо нового. Применительно к педагогическому процессу инновация означает введение нового в цели, содержание, методы и формы обучения и воспитания, организацию совместной деятельности учителя и учащегося.

В понимании сущности инновационных процессов в образовании лежат две важнейшие проблемы педагогики — проблема изучения, обобщения и распространения передового педагогического опыта и проблема внедрения достижений психолого-педагогической науки в практику. Учитель может выступать в качестве автора, разработчика, исследователя, пользователя и пропагандиста новых педагогических технологий, теорий, концепций. Управление этим процессом обеспечивает целенаправленный отбор, оценку и применение в своей деятельности опыта коллег или предлагаемых наукой новых идей, методик. Необходимость в инновационной направленности педагогической деятельности в современных условиях развития общества, культуры и образования определяется рядом обстоятельств.

1. Инновационная направленность деятельности учителей и воспитателей, включающая в себя создание, освоение и использование педагогических новшеств, выступает средством обновления образовательной политики.

2. Усиление гуманитаризации содержания образования, непрерывное изменение объема, состава учебных дисциплин, введение новых учебных предметов требуют постоянного поиска новых организационных форм, технологий обучения. В данной ситуации существенно возрастает роль и авторитет педагогического знания в учительской среде.

3. Изменение характера отношения учителей к самому факту освоения и применения педагогических новшеств. Раньше инновационная деятельность сводилась в основном к использованию рекомендованных сверху новшеств, то сейчас она приобретает все более избирательный, исследовательский характер. Анализ и оценка вводимых учителями педагогических инноваций, создание условий для их успешной разработки и применения.

4. вхождение общеобразовательных учебных заведений в рыночные отношения, создание новых типов учебных заведений, в том числе и негосударственных, создают реальную ситуацию их конкурентоспособности.

При организации современных педагогических технологий особую значимость приобретают инновационные формы обучения (ИФО). К их числу принадлежат нестандартные или нетрадиционные занятия, которые содержат в себе элементы нового, рассчитаны на обогащающие взаимодействия преподавателя и студентов и выходят за рамки традиционного занятия. Технология нестандартных ИФО в каждой конкретной педагогической ситуации специфична и не может быть точно скопирована из-за того, что педагоги имеют разный уровень профессионального мастерства, а студенты - разные интересы, потребности, познавательные возможности. К числу технологий относятся: деловые (ролевые) и организационно - деятельностные игры, семинар - конференция, семинар - дискуссия, семинар - экскурсия, семинар - разбор случаев болезни, научно - творческие занятия, конкурсы профессионального мастерства, экспертизы и анализ различных видов деятельности, расследование истоков болезни или причин неблагоприятного ее исхода (от следствия к причине) и др.

Семинары - дискуссии имеют несколько вариантов: семинар с участием в дискуссиях диадами, малыми группами, всей группы при выполнении заданий преподавателя или семинар с поэтапным выполнением заданий (от индивидуального до коллективного участия студентов в дискуссиях), семинар со стартовым материалом для дискуссий, представленным студентом или преподавателем, семинары «преподаватель против студентов» или «студенты против преподавателя», семинар - дискуссия параллельных рядов студентов с участием группы арбитров из их числа, традиционный «мозговой штурм» или «brain storming», семинар с дефиниционным опросом и самооценкой итогов и др.

Из большого числа существующих ИФО используются лишь некоторые из них. Выбор зависит от дисциплины и ее значимости в системе образования, дидактической цели и мотивации занятия, содержания изучаемых разделов или тем, уровня подготовленности студентов и их познавательной активности, педагогического и профессионального опыта преподавателя, отношения студентов к данной дисциплине и конкретному преподавателю, личностных качеств преподавателя и уровня его мастерства, материально - технической базы обучения и от многих других факторов.

Нестандартные ИФО характеризуются рядом типичных признаков. Они отличаются от традиционных тем, что используется необычное место проведения занятия, внепрограммный или нерегламентированный материал, организуется коллективный тип деятельности обучаемых в сочетании с индивидуальным подходом, привлекаются другие специалисты к организации и проведению занятия (врачи, медперсонал и др.), применяется проблемное рассмотрение изучаемой темы, создается эмоциональный подъем у студентов и ситуация успеха для каждого обучающегося с учетом индивидуальных способностей и интересов, личностных их особенностей, проводится обязательный самоанализ и взаимоанализ деятельности преподавателя, создаются временные инициативные группы из числа обучающихся, инициирующих ИФО, учитываются любые предложения студентов по нестандартным формам их обучения, отказываются от шаблонности, однообразия, заорганизованности, строгой регламентации деятельности преподавателя и студентов, развивается креативная деятельность, направленная на идею познания, включаются обучаемые в самостоятельную поисковую деятельность, обеспечивающую развитие мыслительных способностей, умений и навыков анализировать, сравнивать, сопоставлять, аргументировать, делать выводы, отстаивать свою позицию и др.

Критерии педагогических новшеств:

1. новизна,

2. оптимальность,

3. высокая результативность,

4. возможность творческого применения инновации в массовом опыте.

Основным критерием инновации выступает новизна, имеющая равное отношение как к оценке научных педагогических исследований, так и передового педагогического опыта. Поэтому для учителя, желающего включиться в инновационный процесс, очень важно определить, в чем состоит сущность предлагаемого нового, каков уровень новизны. Выделяют несколько уровней новизны: абсолютную, локально-абсолютную, условную, субъективную, отличающуюся степенью известности и областью применения (М.С.Бургин).

Введение в образовательный процесс педагогической инновации и достижение высоких результатов при наименьших физических, умственных и временных затратах свидетельствуют о ее оптимальности.

Результативность как критерий инновации означает определенную устойчивость положительных результатов в деятельности учителей. Технологичность в измерении, наблюдаемость и фиксируемость результатов, однозначность в понимании и изложении делают этот критерий необходимым в оценке значимости новых приемов, способов обучения и воспитания.

Возможность творческого применения инновации в массовом опыте рассматривается нами как критерий оценки педагогических инноваций Возможность применения инноваций в массовом педагогическом опыте на начальном этапе подтверждается в деятельности отдельных учителей и воспитателей, но после их апробации и объективной оценки они могут быть рекомендованы к массовому внедрению.

Отсутствие в школах инновационной среды — определенной морально-психологической обстановки, подкрепленной комплексом мер организационного, методического, психологического характера, обеспечивающих введение инноваций в образовательный процесс школы.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 3790; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.027 сек.