Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Деятельность и ее значение для превращения индивида в личность

Общее понятие и содержание потребностей и интересов, их классификация и иерархия.

Характерной чертой каждого человека, личности является наличие потребностей и интересов.

Потребности – это то, в чем человек чувствует необходимость.

Потребности могут быть:

биологическими (естественными) – в сохранении жизни, питании, размножении и др.;

духовными – стремление обогатить внутренний мир, приобщиться к ценностям культуры;

материальными – обеспечить достойный уровень жизни;

социальными – реализовать профессиональные способности, получить должную оценку со стороны общества.

Потребности – основа деятельности людей, стимул к совершению тех или иных действий. Удовлетворение потребностей – важный компонент человеческого счастья.

Значительная доля потребностей (кроме биологичесикх) формируется обществом и может быть реализована в обществе.

Каждому обществу соответствует определенный уровень потребностей и возможность их удовлетворить. Чем более развито общество, тем выше качество потребностей.

Интересы – конкретное выражение потребностей, заинтересованность в чем-либо. Совместно с потребностями интересы – также двигатель прогресса.

Среди интересов выделяются:

личные (индивидуальные);

групповые;

классовые (интересы социальных групп – рабочих, учителей, банкиров, номенклатуры);

общественные (всего общества, например, в безопасности, правопорядке);

государственные;

интересы всего человечества (например, в недопущении ядерной войны, экологической катастрофы и др.).

Также интересы могут быть:

материальными и духовными;

нормальными и ненормальными;

долговременными и ближайшими;

разрешенными и неразрешенными;

общими и антагонистическими.

У каждого человека, общества, государства есть не просто отдельные интересы или их сумма, а их система, иерархия (например, одни государства стремятся в первую очередь к внешней экспансии, другие, наоборот, сосредоточивают основное внимание на собственных, внутренних проблемах. Различна иерархия интересов и у людей. Приоритетные потребности и интересы банкира могут вовсе не быть приоритетными для крестьянина, писателя, работника творческой профессии. Потребности и интересы мужчин могут отличаться от потребностей и интересов женщин, а потребности и интересы детей и стариков также могут быть иными).

Наличие различной иерархии потребностей и интересов, их конфликт, борьба являются внутренним двигателем развития общества. Однако различие интересов способствует прогрессу и не приводит к разрушительным последствиям только в том случае, если потребности и интересы не являются крайне антагонистическими, направленными на взаимоуничтожение (человека, группы, класса, государства и т.д.), и соотносятся с общими интересами.

4. Социальные нормы и их влияние на личность.

Особым аспектом нормальной жизни человека (личности) в обществе является наличие социальных норм.

Социальные нормы – общепринятые в обществе правила, регулирующие поведение людей.

Социальные нормы – общепринятые в обществе правила, регулирующие поведение людей.

Социальные нормы имеют жизненно важное значение для общества:

поддерживают порядок, равновесие в обществе;

подавляют скрытые в человеке биологические инстинкты, «окультуривают» человека;

помогают человеку приобщиться к жизни общества, социализироваться.

Видами социальных норм являются:

нормы морали;

нормы группы, коллектива;

специальные (профессиональные) нормы;

нормы права.

Нормы морали регулируют наиболее общие варианты поведения людей. Они охватывают большой круг общественных отношений, признаны всеми (или обществом); механизмом обеспечения выполнения требований моральных норм является сам человек (его совесть) и общество, которое может подвергнуть осуждению нарушителя норм морали.

Групповые нормы – особые нормы, регулирующие поведение членов узких коллективов (ими могут быть нормы дружеской компании, коллектива, нормы преступной группировки, нормы секты и т.д.).

Специальные (профессиональные) нормы регламентируют поведение представителей тех или иных профессий (например, нормы поведения грузчиков, сезонных рабочих отличаются от норм поведения дипломатов, особые нормы поведения распространены среди медработников, артистов, военных и т.д.).

Нормы права отличаются от всех иных социальных норм тем, что они:

устанавливаются особыми уполномоченными государственными органами;

имеют общеобязательный характер;

формально-определенны (четко сформулированы в письменной форме);

регулируют четко определенный круг общественных отношений (а не общественные отношения вообще);

подкреплены принудительной силой государства (возможностью применения насилия, санкций со стороны специальных государственных органов в установленном законом порядке по отношению к лицам, их преступившим).

Жизнь человека и общества невозможна без деятельности – целостных, системных, последовательных, направленных на определенный результат действий. Основным видом деятельности является труд.

В совместном развитом обществе труд – одна из высших социальных ценностей. Труд при отчуждении человека от средств и результатов труда теряет свою мотивацию и социальную привлекательность, становится бременем для человека и отрицательно влияет на личность. Наоборот, приносящий пользу человеку и обществу труд способствует развитию потенциала человека.

Труд сыграл исключительную роль в формировании и развитии человеческого сознания, способности человека, в эволюции в целом.

Благодаря труду и его результатам человек выделился из окружающего животного мира, сумел создать высокоорганизованное общество.

6. Жизненная позиция личности, ее виды.

Человек, живущий в обществе, взаимодействуя с другими индивидами, занимает определенную жизненную позицию.

Жизненная позиция – отношение человека к окружающему миру, выражающееся в его мыслях и поступках.

Выделяются две основные жизненные позиции:

пассивная (конформистская), направленная на подчинение окружающему миру, следованию обстоятельствам.

активная, направленная на преобразование окружающего мира, контроль над ситуацией;

В свою очередь, конформистская жизненная позиция бывает:

авторитарно-конформистская (человек в своем поведении ориентируется на поведение и взгляды какого-то отдельного, очень влиятельного и авторитетного человека, как правило, руководителя коллектива);

групповая-конформистская (отдельный человек, как и другие члены группы, жестоко придерживается норм, принятых в группе);

общественно-конформистская (отдельный индивид подчиняется нормам общества и «плывет по течению»); данное поведение особенно было свойственно гражданам тоталитарных государств.

Активная жизненная позиция также имеет свои грани:

активное, самостоятельное поведение по отношению к другим индивидам, но подчинение лидеру группы;

подчинение нормам общества, но стремление лидировать в группе, коллективе;

игнорирование общественных норм и активное стремление «найти себя» вне общества – в банде преступников, среди хиппи, в других асоциальных группах;

непринятие норм общества, но стремление самостоятельно и с помощью других изменить всю окружающую действительность (пример: революционеры – Ленин и другие).

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Общее понятие человека и личности. Неразрывность социального и биологического начал в человеке | Воспитание личности
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 880; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.