![]() КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)
|
Воспитание личности
Для нормального вхождения в общество, для его адаптации, гармонично существования самого общества необходимо воспитание личности. Воспитание – это приобщение индивида к социальным нормам, духовной культуре, подготовка его к труду и будущей жизни. Воспитание осуществляют, как правило, различные институты общества: семья, школа, группа сверстников, армия, трудовой коллектив, вуз, профессиональное сообщество, общество в целом. В качестве воспитателя, примера для подражания может выступить отдельный человек: учитель в школе, авторитетный сверстник, командир, начальник, представитель мира культуры, харизматический политический деятель. Огромную роль в воспитании личности со стороны современного общества имеют средства массовой информации, а также достижения духовной и материальной культуры (книги, выставки, технические устройства и т.д.). Основные цели воспитания: подготовить человека к жизни в обществе (передать ему материальную, духовную культуру, опыт); развить общественно ценные качества личности; стереть или притупить, нейтрализовать осуждаемые в обществе качества; научить человека взаимодействию с другими людьми; научить человека труду.
ВОПРОС 24. Общество. 1. Понятие общества. Общество – система деятельности и жизни людей, объединенных территорией проживания, эпохой, традициями и культурой. 2. Две основные сферы общественного бытия и главные сферы жизни общества. Общественное бытие имеет две стороны: объективную – то есть то, что существует независимо от сознания и воли людей (условия жизни, потребности людей, состояние материального производства и т.д.); субъективную – сознание и воля людей, их отношение к обществу, стремления, взгляды.
На судьбу, развитие общества влияют как объективные условия его существования, так и субъективные – воля и сознание людей. Основными сферами жизни общества являются: экономическая; социальная; политическая; духовная. 3. Экономическая сфера. Экономическая сфера – базовая, определяющая в жизни общества. Она включает в себя: производство; распределение; обмен; потребление материальных благ (содержание экономической сферы). Экономическая сфера существует в следующих формах: экономическое пространство – то, в котором происходит хозяйственная жизнь; деятельность институтов управления экономикой; способ производства материальных благ. Способ производства материальных благ имеет две составляющие: производительные силы; производственные отношения. Производительные силы – люди с их знаниями, умениями, трудовыми навыками и средства производства. Средства производства включают в себя все, с помощью чего осуществляется производство: орудия труда; сырье и материалы; здания, сооружения; транспорт и т.д. Производственные отношения – отношения между людьми в процессе производства. К ним принадлежат: отношения собственности, особенно на средства производства. Это определяющий элемент производственных отношений – поскольку тот, кто обладает средствами производства, на деле является хозяином экономики и диктует условия, в то время как все остальные, не являющиеся собственниками средств производства, вынуждены предлагать свои трудовые услуги собственникам за заработную плату; отношения обмена деятельностью на базе разделения труда; отношения по поводу распределения производственных материальных благ. Значение материального производства (экономической сферы жизни общества) в том, что оно: создает материальную базу существования общества;
способствует решению проблем, стоящих перед обществом; непосредственно влияет на социальную структуру (классы, социальные группы); влияет на политические процессы; влияет на духовную сферу – как непосредственно (на содержание), так и на инфраструктуру, носитель духовной сферы (школы, библиотеки, театры, книги). 4. Социальная сфера. Социальная сфера – система внутреннего устройства общества (социальные группы, нации, народности), основанная на разделении труда, собственности на средства производства и национальном факторе. Основными элементами социальной структуры общества являются: классы; страты; сословия (основанные не только на экономическом разделении, но и на традициях); люди города и деревни; представители физического и умственного труда; социально-демографические группы (мужчины, женщины, старики, молодежь); национальные общности. По отношению к социальной сфере общества имеется два основных подхода: классовый, согласно которому все общество делится на большие группы – классы (как правило, собственников и несобственников, зачастую антагонистические, между которыми происходит так называемая классовая борьба); распространен в марксистской философии; стратификационный; согласно которому общество состоит из многообразия всевозможных небольших социальных групп – профессиональных, демографических и т.д., взаимодополняющих друг друга и взаимодействующих между собой; подход, свойственный западной философии. Особое значение имеет социальная мобильность – возможность перехода из одной социальной группы в другую (например, крестьянина – в число рабочих, рабочего – в число интеллигенции, интеллигента – в число предпринимателей и т.д.). Социальная мобильность – основа нормального существования общества, самореализации каждого человека, его счастья. Как правило, низкая социальная мобильность свойственна тоталитарным государствам и государствам, находящимся в состоянии глубокого экономического, политического и духовного застоя. С другой стороны, высокая социальная мобильность характерна для демократических, динамично развивающихся обществ, а также для любых обществ, находящихся в полосе революций или реформ.
Существуют разновидности и среди социально мобильных обществ Запада, а именно: страны с высочайшим уровнем мобильности – США, Италия, Япония; страны со средним уровнем мобильности – Канада, Великобритания; страны с крайне низким уровнем мобильности – Голландия, Швейцария, Дания. В странах с низким уровнем социальной мобильности при высоком уровне демократии, высоком уровне жизни переход из одной страты в другую либо невозможен, либо крайне затруднителен. Это объясняется компактностью общества, маленькими размерами, жестокой взаимосвязанностью членов, силой традиций, «занятостью» мест в обществе. Высшим уровнем объединения социальных групп является гражданское общество – общество, члены которого считают себя гражданами единого целого, осознают общие задачи, уважают законы, моральные традиции. Тенденций развития современного общества является: превращение его во все более однородное, сглаживание противоречий, разницы между стратами; усложнение структуры, дробление страт до микроуровня – так называемых «малых групп». 5. Политическая сфера. Политическая сфера общества – совокупность учреждений и организаций, которые выражают интересы социальных групп, осуществляют руководство обществом. Элементами политической системы общества являются: государство и государственные органы; политические партии; общественные организации; профсоюзы; иные институты. Все элементы политической системы имеют свои функции, но в то же время взаимосвязаны. Главным элементом политической системы общества является государство – система органов, осуществляющих государственную власть. Основными функциями государства являются: представительная (представлять интересы различных политических, социальных групп); регулятивная – поддерживать порядок в обществе, управлять общественными процессами); охранительная – охранять граждан как от внешней, так и от внутренней угрозы; внешнеполитическая; интеграционная. Основной вопрос политической жизни – вопрос о власти.
6. Духовная сфера. Основными элементами духовной жизни общества являются: духовная деятельность; духовные ценности; духовные потребности людей; духовное потребление; индивидуальное сознание; общественное сознание. Духовная деятельность – деятельность сознания, в процессе которой возникают мысли и чувства, образы и представления о человеке, материальном и духовном мире. В результате духовной деятельности возникают духовные ценности, например, моральные, религиозные устои, научные теории, художественные произведения. В ходе духовной деятельности духовные ценности распространяются и потребляются (воспринимаются, усваиваются, людьми) в соответствии с их духовными потребностями. Общение между людьми, взаимообмен духовными ценностями называется духовными отношениями. Индивидуальное сознание человека – восприятие им отдельных сторон бытия. Общественное сознание – возникающая из общественной практики людей, их производственной, семейно-бытовой и иной деятельности совокупность чувств, настроений, идей, теорий, художественных и религиозных образов, различных взглядов, отражающих все разнообразие бытия. Элементами общественного сознания являются: обыденное и теоретическое сознание; общественная идеология и психология; формы общественного сознания. Обыденное сознание – непосредственное восприятие обществом и его членами окружающей действительности. Теоретическое сознание – высшее обобщенное восприятие бытия. Общественная психология – чувства, интересы, стремления, цели, идеалы, обычаи, традиции, потребности и интересы людей и общества в целом. Общественная идеология – система взглядов, установок, принятых в обществе, отражающая интересы социальных сдлоев, общественно-политический строй. Формами общественного сознания являются: политическое; правовое; моральное; научное; религиозное.
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 352; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |