Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основные формы учебного процесса




Духовно-нравственный портрет специалиста (бакалавра) социальной работы.

Для выполнения предписанных им функций социальным работ­никам необходимо не только соответствующее профессиональное образование, но и личностная готовность соблюдать определенные профессионально-этические нормы и принципы.

Влиять на своих клиентов, решать профессиональные задачи можно только обладая знаниями и опытом социального работника, его узаконенными полномочиями (должностью), статусом (права­ми) и репутацией (мнением о достоинствах и недостатках челове­ка), харизматическими данными (исключительными качествами, талантом) и личной привлекательностью.

Особенно важны такие личностные качества социального работ­ника, как его интеллектуальный, общекультурный и нравственный потенциал.

Наличие (формирование й закрепление) таких качеств позволя­ет социальному работнику более эффективно осуществлять свою профессиональную деятельность. В частности, это дает ему возмож­ность быть информированным о различных социальных группах населения и их особенностях; предвидеть последствия своих дейст­вий; уметь контактировать с разными категориями людей («трудными» подростками, детьми-сиротами, инвалидами, престарелы­ми и т.д.); быть профессионально тактичным (вызывать симпатию у клиентов, их доверие, соблюдать профессиональную тайну, про­являть деликатность в интимных вопросах жизни клиента и т.д.); обладать эмоциональной устойчивостью при всех коллизиях, неуда­чах, сложностях работы, добросовестно исполнять свой долг, про­являя спокойствие, доброжелательность и внимательность к кли­ентам.

Все это требует действительно неординарных личностных качеств соционома. В специальной литературе чаще всего отмечают такие ка­чества, как гуманистическая направленность личности, личная и со­циальная ответственность, обостренное чувство добра и справедливо­сти, чувство собственного достоинства и уважение достоинства другого человека, терпимость, вежливость, порядочность, эмпатийность (со­переживание), готовность понять других и прийти к ним на помощь, эмоциональная устойчивость, личная адекватность по самооценке, уровню притязаний и социальной адаптированности.

Личностные качества социальных работников подразделяются на три группы.

К первой группе личностных качеств относят требования, предъ­являемые профессиональной деятельностью к психическим процес­сам (восприятию, памяти, воображению, мышлению), психическим состояниям (усталости, апатии, стрессу, тревожности, депрессии), вниманию как состоянию сознания, эмоциональным (сдержан­ность, индифферентность), и волевым (настойчивость, последова­тельность, импульсивность) характеристикам.

Ко второй группе личностных качеств относят самоконтроль, самокритичность, самооценку своих поступков, а также стрессоус­тойчивые качества — физическую тренированность, самовнушае­мость, умение переключаться и управлять своими эмоциями.

К третьей группе личностных качеств социального работника относят коммуникативность (умение быстро устанавливать контакт с людьми); эмпатичность (улавливание настроения людей, выявле­ние их установок и ожиданий, сопереживание их нуждам); визуаль-ность (внешняя привлекательность личности); красноречивость (умение внушать и убеждать словом) и т.д.

Реализация указанных качеств может быть определена названи­ем «профессиональная», «трудовая этика» социального работника. Ее содержание определяется отношением людей к труду, интегрированным в комплекс моральных ценностей и норм, находящих свое выражение в поведении человека в сфере трудовой деятельности.

 

 

7. Кодекс этики со­циального работника.

Зарубежные и отечественные специалисты ныне руководствуют­ся в понимании профессиональной этики социального работника. Первый в истории социальной работы Кодекс этики был принят Национальной Ассоциацией социальных работни­ков США в 1979 г. Основные его положения воспроизведены и в Кодексе Ассоциации российских социальных работников.

Этические принципы в нем представлены в шести основных раз­делах, которые определяют поведение социального работника и исполнение им своих обязанностей, моральные обязательства со­циального работника перед клиентами, коллегами, организациями, работодателями, профессией, перед обществом.

Первый раздел «Поведение и облик социального работника» включает в себя пять принципов. В соответствии с ними социаль­ный работник должен поддерживать высокие стандарты своего пер­сонального поведения, быть компетентным и совершенствовать свое профессиональное мастерство, профессиональные обязанно­сти рассматривать как свои прямые обязанности, быть честным и беспристрастным, соблюдать международные конвенции в научных исследованиях.

Во втором разделе излагаются «Этические обязательства соци­ального работника к своим клиентам». В нем указывается на перво-степенность интересов клиента, на необходимость воспитания у него максимума самостоятельности, на необходимость конфиден­циальности и сохранения тайны в работе с клиентом, установления справедливых, разумных, соизмеримых с оказанной помощью го­нораров.

Третий раздел «Этические обязательства социального работника по отношению к своим коллегам» включает два положения. Соглас­но одному из них социальный работник должен обращаться с кол­легами с уважением и доверием. Они должны быть друг к другу веж­ливы и справедливы. Согласно второму положению социальный работник обязан вести дела с клиентами коллег с полной профес­сиональной отдачей.

В четвертом разделе «Этические обязательства социального ра­ботника по отношению к работодателям и организациям, нанявшим его» указывается на необходимость твердо выполнять обязательст­ва, взятые на себя социальным работником.

Пятый раздел «Этические обязанности социального работника по отношению к своей профессии» включает три положения. Во-первых, социальный работник должен поддерживать и развивать значимость, этику, знания и миссию профессии, во-вторых, содей­ствовать профессии, делая социальные службы доступными широ­ким слоям населения, и в-третьих, нести ответственность за разви­тие и всестороннее применение знаний в профессиональной практике.

Согласно шестому разделу «Этические обязательства социально­го работника по отношению к обществу» социальный работник дол­жен способствовать всеобщему благосостоянию общества. В этот раздел вошли вопросы, связанные с обязанностью социального ра­ботника предотвращать и устранять дискриминацию, стремиться к тому, чтобы все лица (особенно нуждающиеся) имели свободу вы­бора и равные возможности, имели доступ к средствам и услугам, которые им необходимы. Социальный работник обязан также спо­собствовать политическим и законодательным изменениям, направ­ленным на улучшение жизни людей.

Ясно, что эти сформулированные принципы кодекса этики со­циального работника отражают только основные требования к дея­тельности социального работника. Кроме того, они должны учиты­вать традиции российского общества, а также накопленный теоретический и практический опыт социальной работы в нашей стране.

Литература:

Основная

1. Запесоцкий А.С. Воспитательный процесс в Университете в контексте культуроцентристской концепции образования. – СПб.: СПбГУП, 2011. – 28с.

Дни науки в Университете: избранное/ СПб Гуманит. ун-т профсоюзов; науч. ред.: Л. А. Санкин, Г. М. Бирженюк. -СПб.: СПбГУП, 2007.-632 с.

2. Государственный образовательный стандарт высшего профес­сионального образования: требования к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки специалистов по специальности 022100 — «Социальная работа». — М., Госкомвуз РФ, 1994.

3. Материалы конференций «Социальная работа: проблемы и перспективы» за 2006 – 2011 годы. –СПб.: СПбГУП.

4. Основы социальной работы: Учебник / Отв. Редактор П.Д. Павленок. –М.: ИНФРА – М, 1999. – 368с.

5. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 040400 Социальная работа (квалификация (степень) "бакалавр"). Код доступа - http://www.tolgas.ru/struktura-univercity/specialization/forabityrient/itist/sr

6. Кодекс этики социального педагога и социального работника. М, 2003. http://www.c-psy.ru/index.php/specialists/socialnomu-pedagogu/dokumentysocpedagog/8886-2011-03-14-14-33-55.

 

Дополнительная

 

1. Основные принципы «Кодекса этики социального работника» // Социальная работа. — 1992. — Вып. 2.

2. Панов A.M. Социальная работа как наука, вид профессиональ­ной деятельности и специальность в системе высшего образования // Российский журнал социальной работы. — 1995. — № 1.

3. Профессионально-этические нормы социальной работы.— Кон­сорциум «Социальное здоровье России», 1993.

4. Топчий Л.В. Проблемы теоретического обоснования личнос­ти социального работника в современной социокультурной реаль­ности // Социальная работа. — 1992. — Вып.1.

5. Холостова Е.И. Профессиональный и духовно-нравственный портрет социального работника. — М., Союз, 1993.

 

 

Тема 6. Культура учебного труда студента

План лекции

 

1. Основные формы учебного процесса

2. Организация самостоятельной работы студентов

3. Самообразование и самовоспитание в системе подготовки к профессиональной деятельности

4. Профессиональное самообразование

 

 

Краткое изложение содержания лекции:

 

Основными формами организации учебного процесса в вузе являются лекция, семинарское занятие, практическое занятие, лабораторное занятие, консультация, контрольная работа, коллоквиум, практика, самостоятельная работа студентов, курсовая работа, выпускная квалификационная работа и др.

Лекция – метод обучения, одна из основных форм организации учебного процесса, представляющая собой устное, монологическое, систематическое, последовательное изложение преподавателем учебного материала. Цель лекции – организация целенаправленной познавательной деятельности студентов по овладению программным материалом учебной дисциплины. Задачи лекции: обеспечивать формирование системы знаний по учебной дисциплине; учить умению аргументировано излагать научный материал; формировать профессиональный кругозор и общую культуру; отражать новые, еще не получившие освещения в учебниках и учебных пособиях знания; оптимизировать все другие формы организации учебного процесса. Являясь ведущей и наиболее древней формой обучения, лекция соединяет в себе специально созданную для данной аудитории систему знаний и образец научно-педагогического мышления. Это не просто передача информации, но и процесс общения и совместной деятельности преподавателя и студентов. Именно поэтому лекцию нельзя заменить никакой другой формой учебной работы в институте.

Чтение и слушание лекции – сложная и напряженная работа для лектора и студента. Студент должен активно и целеустремленно работать, пользуясь целой системой специальных приемов. Он следит за ходом мысли лектора, выделяет основное, критически воспринимает принципиальные положения, стремится прочувствовать информацию и уложить самую существенную в кладовые своего ума – память. При этом он должен успеть записать изложенное так, чтобы было достаточно полно, понятно и разборчиво. Идеальный вид конспекта лекции – это краткое изложения содержания лекции своими словами с пометками по ходу содержания.

Различают несколько видов лекций. Основной – учебно-программные лекции, в процессе которых излагается систематический курс в соответствии с учебной программой. Есть также установочные и обзорные лекции. Чаще всего они читаются студентам-заочникам. Обзорные лекции читаются также перед выпускными экзаменами.

В вузах читаются специальные курсы, которые предназначены для углубленного освещения тех или иных разделов и проблем науки. В основе спецкурса, как правило, лежат результаты научного исследования преподавателя, читающего этот курс.

Важной формой учебного процесса являются практические и семинарские занятия. Их особенностью является возможность равноправного и активного участия каждого студента в обсуждении рассматриваемых вопросов. Цель семинарского и практического занятия – развитие самостоятельности мышления и творческой активности студентов. Задачи: закрепление, углубление и расширение знаний студентов по соответствующей учебной дисциплине; формирование умения постановки и решения учебных, научных и практических задач и проблем; совершенствование способностей по аргументации студентами своей точки зрения, а также по доказательству и опровержению других суждений; демонстрация студентами достигнутого уровня теоретической и практической подготовки; формирование навыков самостоятельной работы с литературой.

Семинарское занятие – одна из основных форм организации учебного процесса, представляющая собой коллективное обсуждение студентами теоретических вопросов под руководством преподавателя. Семинары, как и лекции, относятся к теоретической форме занятий. На практике сложились следующие формы проведения семинаров: вопросно-ответный семинар; развернутая беседа на основе заранее данного студентам плана; устные доклады студентов с последующим обсуждением их; обсуждение письменных рефератов; теоретическая конференция; семинар-диспут; комментированное чтение источников и др.

Наиболее распространенной формой является заслушивание и обсуждение устных докладов студентов. Вопросы или темы сообщений студенты получают заранее, готовятся к ним, самостоятельно формулируют вводы. Группа должна внимательно слушать выступающего студента, чтобы затем задать ему вопросы, дополнить и уточнить выступление, тактично указать выступающему на смысловые, логические или речевые недостатки. Семинар завершается заключительным словом преподавателя.

Проводятся также, в основном на старших курсах, спецсеминары. Это более высокая форма организации семинаров, при которой студенты в ходе выполнения рефератов или докладов проводят элементарные научные исследования и выступают с ними.

На практических занятиях, как правило, выполняются задания, требующие от студентов творческого подхода, переноса знаний и умений в новую ситуацию, обобщений, практического осмысления теоретических знаний. В ходе этих занятий и подготовки к ним вырабатываются учебные и практические навыки, решаются задачи, подсказанные практикой социальной работы.

В последнее время на практических занятиях все более широкое применение получают так называемые активные методы обучения:

игровые методы – это учебные деловые игры, которые основаны на принципе имитационного моделирования ситуаций реальной профессиональной деятельности в сочетании с принципами проблемности и совместной деятельности;

методы тренинга – это активное социально-психологическое воздействие в процессе обучения;

методы компьютеризованного обучения.

На лабораторных занятиях студенты в основном отрабатывают практические приемы и навыки, усвоенные теоретические знания проверяют и применяют на практике в лабораторных условиях, овладевают современными методами и технологиями социальной работы. Цель лабораторного занятия – организация управляемой познавательной деятельности студентов в условиях, приближенных к реальной практической деятельности. Задачи лабораторных занятий: закрепление, углубление и расширение знаний студентов при решении конкретных практических задач; развитие познавательных способностей, самостоятельности мышления, творческой активности студентов; выработка способности логического осмысления самостоятельно полученных данных; овладение новыми методами и технологиями; обеспечение рационального сочетания коллективной и индивидуальной форм обучения.

Контрольные работы и коллоквиумы – это формы промежуточной аттестации знаний студентов. Контрольная работа – письменная, а коллоквиум – это беседа преподавателя со студентами для выяснения их знаний. Проводятся они, как правило, несколько раз в семестр, завершают собой изучение важных тем и разделов курса, их результаты учитываются при выставлении зачетов и сдаче экзаменов.

При затруднениях в учебной работе студенты имеют возможность получить консультацию. По форме консультации делятся на групповые, поточные, индивидуальные, по содержанию – на вводные, тематические и предэкзаменационные. Значение консультации состоит в том, что она является формой и методом организации самостоятельной работы студента в процессе усвоения знаний. На консультациях студенты получают сведения о необходимой научной и учебной литературе, приемах самостоятельной работы, требованиях к рефератам, докладам, письменным работам, разъяснения преподавателя по тем вопросам, которые появились у них в ходе учебного процесса.

Самостоятельная работа – основа успешной работы студентов. Она чрезвычайно важна для профессиональной подготовки специалистов, поэтому самостоятельной работе будет посвящен отдельный, следующий параграф данной главы.

Практика занимает особое место в учебном процессе. Она является связующим звеном между теоретической и практической подготовкой будущего специалиста по социальной работе. В ходе практики решается сложная задача формирования необходимых умений и профессионально значимых личностных качеств. Она, с одной стороны, позволяет проверить усвоение теоретических знаний, полученных в процессе учебы, с другой, - помогает глубже осознать проблемы, связанные с областью, в которой студент проходит практику. Материалы, полученные в ходе практик, как правило, ложатся в основу экспериментальной части курсовых и выпускных квалификационных работ. Государственный образовательный стандарт предусматривает следующие виды практик: ознакомительная длительностью 2 недели, учебная – 4 недели, производственная – 10 недель, преддипломная (стажировка) – 8 недель.

Учебный план предусматривает выполнение студентами курсовых и выпускных квалификационных работ. Это сложный вид учебно-исследовательской работы, который необходим для формирования профессионала по социальной работе и выполняет следующие цели: систематизация, закрепление и расширение теоретических и практических знаний по специальности и применение этих знаний при решении конкретных профессиональных задач; развитие навыков ведения самостоятельной работы, овладение общими принципами и методами исследования; формирование и развитие умения логично и грамотно излагать литературные данные и материалы собственного исследования; активное участие в становлении теории и практики социальной работы в России. Эти виды работ выполняются, начиная с 3 курса, а на младших курсах студенты пишут рефераты, которые являются определенным подготовительным этапом и помогают овладеть навыками изучения учебной и научной литературы.

Предварительной аттестацией студентов (чаще всего по результатам лабораторных и практических работ) является зачет. Он предваряет экзамен. Зачеты и экзамены – не только средство контроля за знаниями студентов, но и средство получения обратной информации в учебном процессе, которая необходима как преподавателю для коррекции преподавания, так и студенту для точного определения своих успехов в овладении профессией.

Главное в экзамене – углубление и систематизация знаний. Вместе с тем экзамен – это проверка знаний, умений и навыков, а также общего развития студентов. Экзамены проводятся как по билетам, так и по устным вопросам экзаменатора, возможна компьютерная версия экзамена, но обязательно по действующей учебной программе.

Преподаватель имеет право поставить “зачтено” или экзаменационную оценку “автоматом” – по результатам работы студента на лекциях, семинарских, лабораторных и практических занятиях, контрольных работ, коллоквиумов и текущих собеседований.

По результатам экзаменов выставляются оценки: “отлично”, “хорошо”, “удовлетворительно”, “неудовлетворительно”. Отметка “отлично” выставляется студенту за глубокое и прочное усвоение программного материала, грамотное, доказательное и логически стройное его изложение, знание литературы.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 328; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.031 сек.